В статье "Разные подходы к анализу поэтического текста" представлены фрагменты подходов к лирическому произведению через философские размышления, художественное слово-образ, ассоциативное мышление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.Какое это пространство замкнутое или открытое, большое или маленькое, границы четкие или размытые.
3.Какие цветовые ассоциации вызывает этот образ.
4.Какие звуковые (вкусовые) ассоциации вызывает образ?
5.Если возможно, оценить качество поверхности (если речь о дороге: шереховатая, гладкая, мягкая, жесткая и т.д.).
6.Оценить плотность вещей, составляющих основу данного образа, степень их тяжести.
7.Оценить динамику внутри образа; есть ли движение, каков его характер (постоянная, прерывистая и т.д.).
8.Охарактеризовать эмоциональное качество образа.
А. Пушкин «Зимняя дорога» 1826 год (год написания характеризует настроение автора). Образы ночи, тьмы, страха, неопределенности, дороги. Дорога-это пространство (судьба), это путь в себя, путь реальный.
Цветовая гамма - серо-черная, сине-фиолетовая (фиолетовый цвет в психологии цвет кризиса, уныния).
Звуковая ассоциация – топот лошадей, дыхание ( ощущается динамика силы), заунывная песня ямщика ( то разгульная, то унылая-ощущение двойственности). Ощущение физической и душевной тяжести, но оно меняется, есть движение к теплу («забудусь у камина»).
Лирический герой находится в поиске, он противоречивый, у него кризисный момент. Его интересуют любовь, семья, герой предается философским размышлениям, происходит переоценка собственных ценностей, возникает потребность в самопознании. (И сам поэт осмысляет свое настроение через поэтическое состояние, через образы). Надо идти от текста, суть интепретации не изменится.
Психолого-литературоведческий анализ текста
1.Семантический анализ (выявить ключевые образы, охарактеризовать способ их проявления в тексте; названы прямо, подразумеваются, возникают в ассоциации, в подтексте; попытаться свое восприятие сформулировать на уровне первого впечатления.
2.Выписать лексические цепочки (например, «Парус» М.Лермонтова).
Образ 1 Образ 2
Парус в море
Белеет туман
Одинокий голубое
Ищет играют
Бросил блещет
3.Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить и конкретизировать.
4.Выстроить всевозможные ассоциативные ряды, позволяющие увидеть разные уровни и оттенки смыслов.
Выход на авторскую модель мира
Алгоритм анализа стиха (универсальный)
1.Автор как создатель.
2). Художественное пространство в стихотворении.
3). Фабула/сюжет.
4). Лирический герой (персонажи).
5). Коллизии (взаимоотношения)
2.Автор как участник.
1). Проблемы, мотивы, темы.
2). Пафос (авторская оценка на уровне эмоций).
Выстраиваем схему «Я» - действие – фабула – «Я» - внутреннее действие/переживание ( чаще всего сюжет включает внутреннее переживание в поэтическом тексте).
На уровне художественного пространства мы обнаруживаем реальность, в которой находится лирический герой. Далее попытка понять сознание лирического героя. Обращаем внимание на лирический сюжет и пафос стихотворения (жизнеутверждающий, позитивный, оптимистический или грустный, драматичный, переломный и т.д.).
Из текста получаем знания о самих себе (косвенно или опосредовано).
Василенко Лариса Григорьевна учитель литературы МАОУ «Зональненская СОШ» Томского района Томской области.