Данный урок призван познакомить учащихся с юмористическими произведениями А. П. Чехова, определить жанровые особенности рассказов, сформировать представление о своеобразной сюжетной организации юмористического рассказа и способах создания комического эффекта. Работа с текстами художественных произведений будет способствовать развитию навыков выразительного чтения и устной грамотной речи, творческих способностей и эстетического вкуса, а также воспитанию любви к русской литерутуре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рассказы А. П. Чехова»
Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 120
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
Конспект урока по русской литературе на тему
«Рассказы А. П. Чехова» (7 класс)
Подготовила
учитель русского
языка и литературы
Буянская Л. Н.
Цели:познакомить с юмористическими произведениями Чехова, определить жанровые особенности рассказов, на материале рассказов «Толстый и тонкий», «Хамелеон» дать ученикам представление о Чехове-юмористе, сформировать у них представление о своеобразии сюжетной организации юмористического рассказа и способах создания комического эффекта, прививать навыки выразительного чтения, способствовать развитию устной грамотной речи, развитию творческих способностей учащихся, способствовать формированию эстетического вкуса, внимательности, наблюдательности, тактичного отношения друг с другом, воспитывать любовь к русской литературе.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, карточки для групп с дифференцированными заданиями, выставка творческих работ учеников.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
– В 1879 году, окончив гимназию в Таганроге, Антон Павлович Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета. Он аккуратно посещал лекции, слушал профессоров, сдавал экзамены, а между тем… «Пока я учился, – вспоминал Чехов позже, – я успел написать сотни рассказов под псевдонимом А.Чехонте, который, как видите, очень похож на мою фамилию».
– Ребята, вспомните, что такое псевдоним.
(Псевдоним –это подпись, которой автор заменяет свою настоящую фамилию).
Антоша Чехонте… Какими же должны быть рассказы, подписанные таким псевдонимом? (Веселыми, смешными).
– Первые рассказы Чехова, Чехонте – веселые, смешные, забавные, остроумные… Много слов можно сказать. А самым точным будет одно только слово. Эти рассказы юмористические.
- К сегодняшнему уроку вы прочитали несколько юмористических рассказов. На примере этих произведений мы попытаемся разгадать секрет юмора: откуда берётся юмор, как рождается смешное. Итогом сегодняшней работы станет создание вами собственных юмористических рассказов.
– Какое впечатление оставили у вас прочитанные рассказы?
- А прежде вам необходимо будет вспомнить, что такое юмор, сатира, рассказ, сатирические приемы.
3. Проверка домашнего задания.
Раздать карточки с дифференцированным заданием.
1-я группа (высокий уровень): определить понятие по данному определению, заполнить таблицу.
1.
способ изображения действительности в нереальном виде.
2. Сарказм
3.
вид комического, беспощадное осмеяние. Критика существующей действительности, человека, явлений.
4. Гипербола
5.
вид комического, доброжелательный и весёлый смех. Способ раскрытия характеров героев в смешном виде.
6. Рассказ
7.
предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального.
2-я группа (средний уровень): написать понятие по определению.
Вид комического, доброжелательный и весёлый смех. Способ раскрытия характеров героев в смешном виде.
Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Вид комического, беспощадное осмеяние. Критика существующей действительности, человека, явлений.
Способ выражения насмешки.
Сильное преувеличение.
Предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального.
3-я группа (низкий уровень): соотнести понятие и определение.
1. Юмор
вид комического, беспощадное осмеяние. Критика существующей действительности, человека, явлений.
2. сатира
небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
3. рассказ
сильное преувеличение.
4. Новая тема.
Слово учителя.
- Развитым чувством юмора обладает далеко не каждый. Важно уметь заметить смешное, ещё более сложная задача – передать своё настроение слушателям, вызвать у них смех. Чехов не сочиняет смешные истории, он рисует эпизоды из жизни, обычные ситуации, в которые иногда может попасть любой человек. А вот из-за чего становятся комическими эти истории, нам и предстоит выяснить.
Первый рассказ «Толстый и тонкий».
- Само название настроило на веселый лад. Как называются такие слова в русском языке? (Антонимы).
- В литературе есть такое понятие как антитеза – противопоставление. В чем проявилась антитеза? (Толстый – тонкий, коллежский асессор – тайный советник, говорлив – немногословен.)
- Рассказать кратко сюжет.
(На вокзале Николаевской железной дороги встретились два школьных приятеля: один толстый, другой тонкий. В первый момент встречи друзья искренне рады друг другу, говорят просто, по-дружески. Но вот тонкий узнаёт, что перед ним тайный советник, и… чувство страха мгновенно сковывает его. С «тонким» происходит метаморфозы, странные превращения. Перед «тонким» уже не друг детства, а «его превосходительство»).
- Давайте вспомним сцену встречи.
(Текст читают заранее подготовленные ученики).
– Что преобладает в этом рассказе: повествование, описание или диалог? (Диалог. Это рассказ – сценка.В произведении нет подробных описаний внешность героев. Чехов заменяет их одной- двумя художественными деталями).
– Назовите художественные детали, с помощью которых Чехов создает портрет
«толстого» (зачитывают);
«тонкого», его семьи (зачитывают).
– Какие чувства испытывают герои рассказа при встрече?
– Что интересует Чехова: факт встречи старых приятелей или изменение характера поведения персонажей?
– Когда происходят изменения в характере отношений героев?
– В чем это выражается? (меняется речь тонкого, меняется его поведение. Писатель создаёт речевой образ персонажей, рисует комически внешнее изменение «тонкого». Даже вещи меняются).
- Что ещё вызвало у вас улыбку? (Имена, неожиданный поворот событий).
- Подведем итог. Какие способы создания комического использует А.П.Чехов?
Речь как способ создания комической ситуации.
Неожиданность поворота событий.
Использование художественных деталей.
Смешные «говорящие фамилии».
Противопоставление героев (антитеза).
5. Работа по тексту.
Следующий рассказ «Хамелеон».
- Вспомним содержание рассказа и определим его композицию.
Вопросы для обсуждения.
Что показалось вам смешным?
Как ведёт себя Очумелов в начале рассказа?
Почему меняется его поведение?
Как Чехов показывает, что городовой трусит?
Обратите внимание на то, что герой думает об одном, а говорит совсем другое. Такое несоответствие слов и поведения, внутреннего состояния и поведения вызывает комический эффект.
Прочитайте фрагмент текста, который рассказывает о неожиданном повороте в развитии сюжета.
Над чем смеётся Чехов?
Почему рассказ называется «Хамелеон»?
- Вывод: для юмористических рассказов характерны:
1. Необычные смешные названия рассказов.
2. Окарикатуривание.
3. Несоответствие внутренних мыслей и внешнего поведения.
6. Конкурс иллюстраций к рассказам А. П. Чехова.
7.Подведение итога урока.
8. Домашнее задание
- Дома вы должны будете написать юмористический рассказ.
1 группа (высокий уровень): Сочинить юмористический рассказ, действующими героями которого будут чеховские персонажи.
2 группа (средний уровень): Составить юмористический рассказ по картинкам.
3 группа (низкий уровень): Составить рассказ от первого лица, в основу которого положено юмористическое стихотворение.