kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы " А.П.Чехов. Сведения из биографии писателя. Юмор в рассказе Чехова «Толстый и тонкий».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: А.П.Чехов. Сведения из биографии писателя. Юмор в рассказе Чехова «Толстый и тонкий».               

Цель урока.

  • Выяснить особенности стиля А.П.Чехова, раскрыть мастерство слова, детали.
  • Научить видеть красоту и меткость чеховского слова, авторское отношение к чинопочитанию.
  • Продолжать развивать навыки монологического высказывания.  
  • На примере рассказа «Толстый и тонкий» воспитывать в детях чувство собственного  ДОСТОИНСТВА.  

                                                 Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и целей урока.
  3. Работа по теме:

     Вступительное слово учителя ( краткие сведения о жизни писателя).

Итак, запишем число, тему урока, эпиграф.

  Краткость – сестра таланта.

                                                                                               А.П.Чехов

  1. Проверка домашнего задания (пересказ содержания рассказа).
  2. Словарная работа:

Столоначальник, портсигар, флердоранж, херес.

  1. Работа с кроссвордом.   

Давайте проверим домашнее задание и убедимся, насколько вы внимательные читатели.

(Учитель читает значение слова, учащиеся называют ответ, затем ответ появляется на слайде).

1. Сколько героев присутствует в рассказе?  ( Четыре).

2. Назовите имя жены тонкого.  (Луиза).

3. Должность, которую занимает сейчас тонкий.  (Столоначальник).

4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей.  (Тонкий).

5. Что тонкий делает из дерева?  (Портсигары).

6. Прозвище толстого в школе.  (Герострат).

7. Псевдоним А.П.Чехова.  (Чехонте).

8. Имя тонкого. (Порфирий).

9. Герой, от которого пахло хересом и флёрдоранжем.  (Толстый).

10. Место, где встретились друзья.  (Вокзал).

11. Как зовут сына тонкого?  (Нафанаил).

12. Прозвище тонкого в школе. ( Эфиальт).

13.Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» ( окаменел).

     - А теперь скажите, какое слово выделено в кроссворде?  ( Чинопочитание).

     - Как вы понимаете значение этого слова? Посмотрим в словарики.

     - Это ключевое слово, которое раскрывает идею рассказа «Толстый и тонкий».

     4. Первичное осмысление.

  • Вам понравился рассказ? Чем?
  • Какие эмоции вызвал?
  • Смешным или грустным назвали бы рассказ?

Вывод. В своём рассказе писатель умело соединяет смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность его таланта.

5. Художественные особенности рассказа « Толстый и тонкий».   

- А сейчас, ребята, мы обратимся с вами к секретам писательского мастерства. И начнём мы с вами с заглавия.

1) - Как вы думаете, что должно отражать заглавие?   (Основную мысль).

По мнению А.П.Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.

- Какой художественный приём обнаружен в заглавии?  (Антитеза).

Вывод 1. Итак, это первая особенность рассказа.

(Строка на слайде).

  • Простое, предельно краткое заглавие.

2) – Вы уже знакомы с понятием композиция. Перечислите основные компоненты  композиции.( Завязка – развитие действия – кульминация – развязка).

 - Найдите завязку в рассказе.  (« На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий».)

- Даёт ли автор длинное описание встречи? ( Нет, коротко и ясно говорит автор о месте встречи и главных действующих лицах).

Вывод 2. Перед нами вторая особенность стиля писателя.

  • Краткая завязка. (Вступление, начало).

3) – Представьте, что вы снимаете фильм по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев.

  -  Кого из представленных актеров вы бы выбрали на роль толстого и тонкого и почему?

(на слайде фото претендентов)

- найдите в тексте (1-й абзац) примеры, характеризующие толстого.

 

                            Сравнительная характеристика героев.

Толстый

Тонкий

1. « … только что пообедал на вокзале, губы лоснились, как спелые вишни…»

« Пахло от него хересом и флёрдоранжем».

2. «Ну, полно!.Для чего этот тон?»

«… тайного советника стошнило».

1. «… только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками».

«Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».

2. «… побледнел, окаменел…лицо искривилось широчайшей улыбкой». «… съёжился, сгорбился, сузился…» « …ваше превосходительство…приятно-с, хи-хи-хи-с…»

- Одна-две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек.

- Попробуйте составить словесный портрет тонкого. Как вы его себе представляете, его внешность, походку, одежду?

- А как сказано об этом у автора?

Назовите примеры, характеризующие тонкого.

- Какие детали наиболее значительны в описании тонкого?  ( Навьючен).

- О чём говорит эта деталь? ( Он бедный, нет денег на носильщика, поэтому сам несёт (навьючен) чемоданы).

- Какой художественный приём использует Чехов, рисуя главных героев?  (Антитеза).

Вы, наверное, заметили, ребята, что этот общий принцип противопоставления пронизывает весь рассказ: его название, речевые средства, систему образов.

- А теперь скажите, коротко или подробно описывает автор своих героев?

( Одно слово, одна деталь может рассказать о герое, дать представление о его положении в обществе).

Вывод 3. «Говорящая» деталь заменяет подробное описание.

 

4) – Итак, встретились два школьных товарища.

  • Какие чувства испытывают герои при встрече?
  • Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных, восклицательных).
  • О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга).

    - Обратите внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц? ( Диалог).

- Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений А.П.Чехова.

Вывод 4.  Построение рассказа – диалог.

5)  - Какое же слово изменило отношение друзей во время встречи? Когда, в какой момент происходит перелом ?

    

  • Что мы узнаём о материальном положении тонкого? ( Получает маленькое жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары).
  • С каким чувством говорит об этом тонкий? ( С чувством гордости).
  • Какую роль играют жена и сын Нафанаил?  ( Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого).
  • А как обстоят дела у толстого? ( Он стал тайным советником).
  • Итак, какое же предложение стало переломным в рассказе?
  • Как в литературе называется самый напряжённый момент в произведении?  (Кульминацией).

 - Как меняется поведение тонкого и толстого?

Найдите во 2-й части слова,  реплики, характеризующие героев,  

  • Какие слова тонкого выражают льстивость, угодливость?

- Итак, Чехов делает индивидуальной, неповторимой речь своих героев, а это ещё один секрет чеховского мастерства.

Вывод 5.  Индивидуальная речь героев как основа их неповторимости.

6. Осмысление идеи рассказа.

- Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл?  (Ему стало противно).

- Как об этом сказал толстый?   (« К чему это чинопочитание»).

- Это слово сегодня уже звучало в начале урока. Как вы понимаете значение этого слова?

(Лицемерное отношение к старшим по должности).

7.Вывод по уроку.

- Что хотел сказать нам А.П.Чехов своим рассказом?

- Какие человеческие качества высмеивает писатель?   ( Чинопочитание, угодничество, неискренность, подхалимство).

- Рассказ Чехова юмористический или сатирический?

(Рассказ сатирический, так как высмеивает пороки общества).

( Хочу прочитать вам продолжение этой фразы. «Краткость – сестра таланта… Умею коротко говорить о «длинных» вещах!»). Итак, великий писатель о серьёзных вещах говорит предельно кратко. Но они надолго оседают в душе читателя и не раз вспоминаются, когда в повседневной жизни встречаешься с такими как тонкий).

8. Рефлексия.

- Скажите, ребята, а можно ли сохранить школьную дружбу на долгие годы  

9. Заключительное слово учителя.

- Да, школьная дружба – это прежде всего общение на равных, она крепко соединяет людей. А человек в любой ситуации должен всегда оставаться человеком. Урок хочется закончить словами А.П.Чехова: « При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство».   

10.  Выставление оценок. Объявление домашнего задания.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы " А.П.Чехов. Сведения из биографии писателя. Юмор в рассказе Чехова «Толстый и тонкий».»

Тема: А.П.Чехов. Сведения из биографии писателя. Юмор в рассказе Чехова «Толстый и тонкий».


Цель урока.

  • Выяснить особенности стиля А.П.Чехова, раскрыть мастерство слова, детали.

  • Научить видеть красоту и меткость чеховского слова, авторское отношение к чинопочитанию.

  • Продолжать развивать навыки монологического высказывания.

  • На примере рассказа «Толстый и тонкий» воспитывать в детях чувство собственного ДОСТОИНСТВА.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы и целей урока.

  3. Работа по теме:

Вступительное слово учителя ( краткие сведения о жизни писателя).

Итак, запишем число, тему урока, эпиграф.

Краткость – сестра таланта.

А.П.Чехов


  1. Проверка домашнего задания (пересказ содержания рассказа).

  2. Словарная работа:

Столоначальник, портсигар, флердоранж, херес.

  1. Работа с кроссвордом.

Давайте проверим домашнее задание и убедимся, насколько вы внимательные читатели.

(Учитель читает значение слова, учащиеся называют ответ, затем ответ появляется на слайде).

1. Сколько героев присутствует в рассказе? ( Четыре).

2. Назовите имя жены тонкого. (Луиза).

3 . Должность, которую занимает сейчас тонкий. (Столоначальник).

4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий).

5. Что тонкий делает из дерева? (Портсигары).

6. Прозвище толстого в школе. (Герострат).

7. Псевдоним А.П.Чехова. (Чехонте).

8. Имя тонкого. (Порфирий).

9. Герой, от которого пахло хересом и флёрдоранжем. (Толстый).

10. Место, где встретились друзья. (Вокзал).

11. Как зовут сына тонкого? (Нафанаил).

12. Прозвище тонкого в школе. ( Эфиальт).

13.Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» ( окаменел).

- А теперь скажите, какое слово выделено в кроссворде? ( Чинопочитание).

- Как вы понимаете значение этого слова? Посмотрим в словарики.

- Это ключевое слово, которое раскрывает идею рассказа «Толстый и тонкий».

4. Первичное осмысление.

  • Вам понравился рассказ? Чем?

  • Какие эмоции вызвал?

  • Смешным или грустным назвали бы рассказ?

Вывод. В своём рассказе писатель умело соединяет смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность его таланта.

5. Художественные особенности рассказа « Толстый и тонкий».

- А сейчас, ребята, мы обратимся с вами к секретам писательского мастерства. И начнём мы с вами с заглавия.

1) - Как вы думаете, что должно отражать заглавие? (Основную мысль).

По мнению А.П.Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.

- Какой художественный приём обнаружен в заглавии? (Антитеза).

Вывод 1. Итак, это первая особенность рассказа.

(Строка на слайде).

  • Простое, предельно краткое заглавие.

2) – Вы уже знакомы с понятием композиция. Перечислите основные компоненты композиции.( Завязка – развитие действия – кульминация – развязка).

- Найдите завязку в рассказе. (« На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий».)

- Даёт ли автор длинное описание встречи? ( Нет, коротко и ясно говорит автор о месте встречи и главных действующих лицах).

Вывод 2. Перед нами вторая особенность стиля писателя.

  • Краткая завязка. (Вступление, начало).

3) – Представьте, что вы снимаете фильм по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев.

- Кого из представленных актеров вы бы выбрали на роль толстого и тонкого и почему?

(на слайде фото претендентов)

- найдите в тексте (1-й абзац) примеры, характеризующие толстого.


Сравнительная характеристика героев.


Толстый

Тонкий


1. « … только что пообедал на вокзале, губы лоснились, как спелые вишни…»

« Пахло от него хересом и флёрдоранжем».

2. «Ну, полно!..Для чего этот тон?»

«… тайного советника стошнило».

1. «… только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками».

«Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».

2. «… побледнел, окаменел…лицо искривилось широчайшей улыбкой». «… съёжился, сгорбился, сузился…» « …ваше превосходительство…приятно-с, хи-хи-хи-с…»



- Одна-две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек.

- Попробуйте составить словесный портрет тонкого. Как вы его себе представляете, его внешность, походку, одежду?

- А как сказано об этом у автора?

Назовите примеры, характеризующие тонкого.

- Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? ( Навьючен).

- О чём говорит эта деталь? ( Он бедный, нет денег на носильщика, поэтому сам несёт (навьючен) чемоданы).

- Какой художественный приём использует Чехов, рисуя главных героев? (Антитеза).

Вы, наверное, заметили, ребята, что этот общий принцип противопоставления пронизывает весь рассказ: его название, речевые средства, систему образов.

- А теперь скажите, коротко или подробно описывает автор своих героев?

( Одно слово, одна деталь может рассказать о герое, дать представление о его положении в обществе).

Вывод 3. «Говорящая» деталь заменяет подробное описание.


4) – Итак, встретились два школьных товарища.

  • Какие чувства испытывают герои при встрече?

  • Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных, восклицательных).

  • О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга).

- Обратите внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц? ( Диалог).

- Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений А.П.Чехова.

Вывод 4. Построение рассказа – диалог.

5) - Какое же слово изменило отношение друзей во время встречи? Когда, в какой момент происходит перелом ?

  • Что мы узнаём о материальном положении тонкого? ( Получает маленькое жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары).

  • С каким чувством говорит об этом тонкий? ( С чувством гордости).

  • Какую роль играют жена и сын Нафанаил? ( Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого).

  • А как обстоят дела у толстого? ( Он стал тайным советником).

  • Итак, какое же предложение стало переломным в рассказе?

  • Как в литературе называется самый напряжённый момент в произведении? (Кульминацией).

- Как меняется поведение тонкого и толстого?

Найдите во 2-й части слова, реплики, характеризующие героев,

  • Какие слова тонкого выражают льстивость, угодливость?

- Итак, Чехов делает индивидуальной, неповторимой речь своих героев, а это ещё один секрет чеховского мастерства.

Вывод 5. Индивидуальная речь героев как основа их неповторимости.

6. Осмысление идеи рассказа.

- Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? (Ему стало противно).

- Как об этом сказал толстый? (« К чему это чинопочитание»).

- Это слово сегодня уже звучало в начале урока. Как вы понимаете значение этого слова?

(Лицемерное отношение к старшим по должности).

7.Вывод по уроку.

- Что хотел сказать нам А.П.Чехов своим рассказом?

- Какие человеческие качества высмеивает писатель? ( Чинопочитание, угодничество, неискренность, подхалимство).

- Рассказ Чехова юмористический или сатирический?

(Рассказ сатирический, так как высмеивает пороки общества).

( Хочу прочитать вам продолжение этой фразы. «Краткость – сестра таланта… Умею коротко говорить о «длинных» вещах!»). Итак, великий писатель о серьёзных вещах говорит предельно кратко. Но они надолго оседают в душе читателя и не раз вспоминаются, когда в повседневной жизни встречаешься с такими как тонкий).

8. Рефлексия.

- Скажите, ребята, а можно ли сохранить школьную дружбу на долгие годы

9. Заключительное слово учителя.

- Да, школьная дружба – это прежде всего общение на равных, она крепко соединяет людей. А человек в любой ситуации должен всегда оставаться человеком. Урок хочется закончить словами А.П.Чехова: « При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство».

10. Выставление оценок. Объявление домашнего задания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Амедова Сусана Диляверовна

Дата: 18.03.2016

Номер свидетельства: 307451


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства