Эпиграф к уроку: “Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя что-нибудь, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно”
1.Организационный момент.
2. Новая тема.
Слово учителя. Сегодня мы проводим литературный журнал под названием «Чехонте». А почему так назван журнал вы ответите в конце урока.
Задача нашего урока – проанализировать идейно-художественное содержание рассказов.
Чехов - великий писатель не только потому, что обладал огромным художественным изобразительным талантом, но также потому, что он со свойственным ему характером писательского таланта внес своими произведениями в историю литературы новое слово.
Всё творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Эпиграфом нашего урока являются слова Чехова...
1страница журнала. Биография А.П.Чехова.
Какие произведения Чехова вам известны? Назовите их.
2 страница. Рассказ «Человек в футляре»
Работа со словарем. Значение слова футляр.
(Анализ произведения)
Слово учителя. Я хочу, чтобы вы росли настоящими патриотами, достойными гражданами своей Родины, не замыкались, подобно человеку в футляре, в свою скорлупу. Учитесь решать задачи, которые ставит перед вами жизнь, не бойтесь трудностей – «дорогу осилит идущий». Помните, что только совместными усилиями - хорошей работой, отличной учёбой - мы добьёмся процветания нашей прекрасной родины.
3 страница. Рассказ "О любви".
(Анализ произведения)
4 страница. Рассказ "Крыжовник".
Фрагмент фильма. (Анализ произведения)
5 страница. Рассказ "Ионыч".
Слово учителя. Герой рассказа Старцев в начале произведения напевает романс на стихи А.Дельвига “Элегия". Послушайте фрагмент этого романса.
....Не возвратите счастья мне, Хоть дышит в вас оно! С ним в промелькнувшей старине Простился я давно Не нарушайте ж, я молю, Вы сна души моей И слова страшного: люблю Не повторяйте ей!
Ключевыми словами для понимания образа Старцева, по-видимому, следует считать слова: “Не нарушайте ж, я молю, вы сна души моей…”. Именно “сон души” осуждает Чехов в своем герое и показывает, как этот сон одолевает Старцева – Ионыча по мере улучшения его материального положения. Не то плохо, что Старцев стал состоятельным, даже богатым человеком, а то, что он не видел смысла в своей жизни…
6 страница. Рассказ "Дама с собачкой".
Фрагмент фильма. (Анализ произведения)
3. Закрепление.
Флипчарт на соответствие.
Т ест по творчеству А.П.Чехова.
Вопрос. Почему наш журнал назван Чехонте? (Это псевдоним А.П.Чехова)
Ч то вы можете сказать о творчестве Чехова?
Слово учителя. Для Чехова превыше всего личность – не абстрактная, но вполне конкретная;
Унизить человека, причинить ему боль для Чехова было невозможно. Это был великодушный художник!
Философское отношение к жизни, любовь к людям, уважение человека и было верой Чехова, его религией, его мировоззрением, поэтому жизнь не должна проходить и уходить в вечность бесследно”.
Чеховписал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Я вам желаю, чтобы каждый из вас стал таким человеком, каким хотел видеть своего читателя Чехов.
4. Итог урока.
5. Домашнее задание. Написать сочинение на тему: "Берегите в себе человека!"