Рассказ В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Рассказ В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Рассказ В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет" имеет философское содержание. Целью урока является осмысление роли фотографии в жизни человека как документа о прошлом, какую роль в жизни человека, семьи, государства,мира играют фотографии. Учащиеся учатся рассуждать, анализировать, делать выводы, что деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная история
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рассказ В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
Цели урока:
- раскрыть смысл повествования: осмысление роли фотографии в жизни человека как документа о прошлом;
осмыслить философское содержание рассказа;
научить распознавать содержание художественной детали.
Оформление урока:
Фотографии семейных альбомов учащихся, портрет В.П. Астафьева, книги В.П.Астафьева.
Тип урока: урок развивающего обучения. Подготовка к уроку:
Прочитать рассказ и подумать над его смыслом.
Попытаться ответить на вопрос: какую роль в жизни человека, семьи, государства, мира играют фотографии?
Есть ли у Вас в семье альбом фотографий? Ходурока:
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
II. Проверка домашнего задания.
Анализ рассказа по вопросам:
1. О чём этот рассказ?
О каком времени повествует автор?
Каким открывается это прошлое через фотографию? Скажите в общих чертах.
4. Какое отношение к фотографии, как к форме запечатления жизненного мгновения, в Вашей семье?
III. Обратимся к самому произведению.
Что вспомнил рассказчик, глядя на фотографию?
О ком мы узнаём?
IV. Обратимся к характеру главного героя рассказа.
Что он за человек? На основании каких фактов мы о нём судим? Подтвердите словами из текста («Я скатился с печки с намерением показать бабушке, что всё могу, что нет для меня преград, но подломились худые ноги... Плюхнулся я возле лавки на пол»).
Как характеризуют героя его размышления о мире растений? («Я всегда караулил то мгновение, тот миг совершающегося таинства - расцветания...»).
Какая картина жизни родилась в его воображении?
Как через художественные детали эта картина предстаёт перед нами?
5. Какие части речи помогают конкретно представить точностьэтой картины(проникнутся, найдут, возникнет, двинется, набухнет,замрёт, сотворить; накапливая, разворачиваясь, опережая; бледно-зеленая, тёмная зелень).
V. Обратимся к образу учителя.
Почему главным для повествователя является образ учителя? Докажите это.
ЧтоВы можете сказать о характере учителя? («...печальныеи оттого необыкновенно добрые глаза…», «... как только он умел улыбаться, - вродебы грустно и в то же время ласково и приветно»).
Как жители деревни относились к учителю? Найдите в тексте.
Какова была заслуга учителя в послевоенное время? («... в школе появились карандаши, тетради..., ...выхлопотали привёз учебники...»).
За что любили и уважали учителя ребята?
Каким запомнил главный герой рассказа своего друга и наставника? («... вежливого, застенчивого, по всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников...»).
Какую роль играет учитель в жизни человека?
Считаете ли Вы учителя своим другом?
Как Вы думаете, способен ли учитель сейчас стать частицей Вашего сердца, «раствориться» в Вашей памяти?
VI. Завершение урока.
Вывод учителя.
Как Вы понимаете конец рассказа: «Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная история»?
Как изменилось Ваше отношение к фотографии после чтения рассказа?
Домашнее задание:
-Привести в порядок семейные фотографии, расспросить родителей об их истории и написать сочинение-миниатюру об одной из фотографий: «Фотография моей семьи», «...моего друга», «...моего
класса» и т.п.
- Написать сочинение «Наша семья в фотографиях», «Наша страна в фотографиях» и т.п.