kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Проблема нравственной памяти в рассказе В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема нравственной памяти в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Цели урока.

1. Выявление  художественной  идеи главы, состоящей в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом во имя счастья в будущем; особенностей образов героев рассказа, авторской позиции.

2.Формирование навыка работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного.

3.Развивитие нравственно-эстетические представления учащихся о роли учителя и о проблемах, связанных с отношением к профессии учителя в современном обществе.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Здравствуйте. Все ли готовы к уроку? Начинаем урок. Сегодня мы работаем в группах. В каждой группе есть старший ( он выделен НА КАРТОЧКЕ), он поможет мне потом скорректировать оценку за работу каждому.

Ещё  на партах лежат распечатки, они понадобятся нам сегодня для работы, но пока не трогайте их.

2. Проверка знания текста.(5 минут)

Ребята на прошлом уроке мы с вами начали знакомство с рассказом Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Дома вы должны были рассказ дочитать, поэтому первое задание, которое вам предстоит выполнить, связано как раз с проверкой вашего домашнего задания.

СЛАЙД 1. Расположите пункты в нужной последовательности.

(ученики выполняют задание на листочках, сдают их, а потом открывается СЛАЙД 2 «Проверь себя»)

-Поднимите руки те ученики, кто справился с заданием без ошибок.

Молодцы, так происходит, когда рассказ оставляет сильное впечатление.

3. Беседа с классом(5 минут)

   - Какие чувства вызвал рассказ?

  -Над чем заставил задуматься?

 - О чём этот рассказ?

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «фотография»? (память)

-Ребята, а вообще-то память нужна?

- Знаете, ребята, в повести другого писателя Чингиза Айтматова “И дольше века длится день” есть легенда о человеке, который потерял память. И он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.

Получается, что память напрямую связана с нравственностью. Так вот тема нашего сегодняшнего урока: «Проблема нравственной памяти в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». СЛАЙД 3.

- Ребята, как наш герой относится к фотографии? (хранит её всю жизнь)

-Объявляю главный вопрос нашего сегодняшнего урока: А почему герой хранит фотографию, на которой его нет? А чтобы мы могли ответить на него, нужно сначала разобраться, а какие люди окружали нашего героя? Какую роль сыграли они в его судьбе?

- Кого мы с вами можем назвать в качестве главных героев рассказа? (Витя, бабушка, учитель, Санька)

4. Работа в группах. (10 минут)

Вот о них и об их поступках мы и поведем речь.

Каждая группа получит свое задание, проработает его и представит результат своей работы.

Помните, что время вашего выступления не должно превышать 4-х минут. Старший в каждой группе выделен в списке, именно он отследит работу каждого и поможет мне с оценками за урок.

Задание 1 группе.

Расскажите о бабушке героя, опираясь на  цитаты, свои наблюдения и выводы.

Обратите внимание на следующие моменты.

Как бабушка лечит нашего героя?

Какие речевые особенности(просторечия) вы заметили? Почему автор сохраняет их?

Как относится к внуку? (ворчит, но жалеет)

Запишите, какие качества характера бабушки вы можете выделить?

Примерное начало: « Бабушку героя звали_____________. Это простая деревенская женщина.

В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что...”

Задание 2 группе.

Расскажите об учителе Овсянской начальной школы, опираясь на  цитаты, свои наблюдения и выводы.

Обратите внимание на следующие моменты.

В каких условиях жили учителя?

Внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?

Отношение к детям и деревенским жителям.

Случай со змеей.

Как вы думаете, какие качества характера учителя оставили след в душе рассказчика? Запишите их.

Примерное начало: «Учитель в Овсянской школе был совсем молодой. Было ему___лет. Звали его и жену ___________

В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что...”.

Задание 3 группе.

Расскажите о школе  и школьниках той поры, опираясь на  цитаты, свои наблюдения и выводы.

Обратите внимание на следующие моменты.

А в какой школе пришлось учиться ребятам предвоенной поры?

Как относятся к учительской семье в селе? Почему?

Какую роль в истории играет Санька? Охарактеризуйте его.

Какое решение принимает Санька? Как это его характеризует?

Примерное начало: «Школа той поры значительно отличалась от наших современных школ…»

Переход к Саньке: « Из всех школьников явно выделяется Санька, потому что…»

Запишите, какие качества Саньки и простых людей впечатлили вас? ( умение дружить, умение быть благодарными)

Задание 4 группе.

Расскажите о главном герое, опираясь на  цитаты, свои наблюдения и выводы.

 Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) наблюдение за окошками и цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

Подберите определения. Какой он, герой рассказа?

Примерное начало: « Главным героем рассказа является обычный мальчик…»

Как вы думаете, какие уроки из своей истории извлек наш герой? Отметьте это на листе.

5. Физкультминутка.(2 минуты) СЛАЙД 4.

6. Представление результатов работы.  Ребята, помните, что время вашего выступления – 4 мин. Те, кто слушают, уважайте выступающих – вы знаете, что это всегда волнительно. (16 минут)

7. Комментарии  к выступлению групп.

Бабушка

Учитель

Школа, школьники, Санька

Герой

Бабушка очень добрая, ворчит, но жалеет своего внука, любит его.

Автор сохраняет речевые особенности бабушки, так как даже они очень дороги ему.

Последний поклон – дань признательности, любви и уважения бабушке.

Какие качества характера бабушки вы можете выделить? (доброта, ласка, забота, любовь)

Учителя жили в очень тяжелых условиях, однако ни на что не жаловались.

Стр212 – не похож на местных жителей, интеллигентность

Приносит фотографию мальчику, потому что хочет, чтобы герой хотя бы таким образом приобщился, утешает мальчика.

Учится у своих учеников тому, чего не знает, не стесняется этого.

Готовность защищать ребят.

Главные качества учителя: интеллигентность, преданность профессии.

Школа - стр 215

В селе все уважают учителей.  Почему? (стр214-215, 219)

Именно Санька подбивает пойти на увал. Но поступает как настоящий друг - решает тоже не фотографироваться)

Какие качества Саньки и простых людей впечатлили вас? ( умение дружить, умение быть благодарными)

Перед нами обычный подросток: озорной, непослушный, легкомысленный. Помнит детали, натура, понимающая красоту.

Он переживает за свой необдуманный поступок, с теплотой вспоминает людей, которые окружали его.

Впитал в себя все лучшие качества тех людей, которые его окружали.

После каждого выступления ЛИСТ прикрепляется на доску.

 ОБЪЯВИТЬ общую оценку группе.

8. Итог урока. (2 мин)

 – Ребята, у нас на доске появился список нравственных качеств героев рассказа. Как вы думаете, а связаны ли они с нашим главным героем и почему? ( люди, с которыми ты общаешься оказывают на тебя влияние. Хорошие люди – хорошее влияние).

-Так как же бы вы ответили на главный вопрос сегодняшнего урока: А почему герой хранит фотографию, на которой его нет? ( Очень многое связано с ней, этой фотографией. Она хранит память об одноклассниках, жизнь  которых унесла война, о тех людях, которые помогли ему стать серьезнее, взрослее, лучше, мы понимаем, с каким уважением он относится к прошлому. Вспоминает не только людей, но и родные места, события, связанные с ними.)

 (Рассказ Астафьева и сам похож на фотографию. Здесь запечатлен один эпизод из жизни героя. Он хочет сохранить его в своей памяти.

- Мы ценим фотографии. Потому что они сохраняют ушедшие из нашей жизни события, а  Астафьев соединяет личное и общественное начало.

- Фотография в рассказе – это память о нашем народе, поколении, которому досталось тяжёлое время в истории)  Как об этом говорится в тексте рассказа?

–Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история”. Как вы понимаете эти слова? ( Из отдельных людей, их судеб, поступков складывается история страны, народа)

9.  Рефлексия.(3 мин) Ребята, как повлияли те события на героя, мы выяснили, а теперь давайте попробуем выяснить, какой след в вашей душе оставил рассказ Астафьева.

Продолжите фразу

Сегодняшний  урок заставил меня задуматься над тем,  что_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Д/З

Ребята, у вас на партах лежат высказывания, которые, как мне кажется,  обобщают всё то, о чём мы говорили сегодня.

           Одно из них принадлежит замечательному русскому писателю 19 века Фёдору Михайловичу Достоевскому: «Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь прекрасное, светлое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспоминание…может послужить вам во спасение».

Автор второго академик, живший в  20 веке, Дмитрий Сергеевич Лихачёв:

        «Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитывать в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.  Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых.

                    Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры. Хранить в памяти, беречь в памяти – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство».

    Дома вам предстоит выбрать одно из этих высказываний и объяснить их смысл в тетрадях.

11.СЛАЙД 4. Ну что же, ребята, урок подходит к концу и уходит в прошлое, так вот  мне хотелось бы в память о сегодняшнем уроке представить вашему вниманию фотографию, на которой мы есть.

СЛАЙД 5.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Проблема нравственной памяти в рассказе В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет" »

Проблема нравственной памяти в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Цели урока.

1. Выявление художественной идеи главы, состоящей в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом во имя счастья в будущем; особенностей образов героев рассказа, авторской позиции.

2.Формирование навыка работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного.

3.Развивитие нравственно-эстетические представления учащихся о роли учителя и о проблемах, связанных с отношением к профессии учителя в современном обществе.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Здравствуйте. Все ли готовы к уроку? Начинаем урок. Сегодня мы работаем в группах. В каждой группе есть старший ( он выделен НА КАРТОЧКЕ), он поможет мне потом скорректировать оценку за работу каждому.

Ещё на партах лежат распечатки, они понадобятся нам сегодня для работы, но пока не трогайте их.

  1. Проверка знания текста.(5 минут)

Ребята на прошлом уроке мы с вами начали знакомство с рассказом Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Дома вы должны были рассказ дочитать, поэтому первое задание, которое вам предстоит выполнить, связано как раз с проверкой вашего домашнего задания.

СЛАЙД 1. Расположите пункты в нужной последовательности.

(ученики выполняют задание на листочках, сдают их, а потом открывается СЛАЙД 2 «Проверь себя»)

-Поднимите руки те ученики, кто справился с заданием без ошибок.

Молодцы, так происходит, когда рассказ оставляет сильное впечатление.

  1. Беседа с классом(5 минут)

- Какие чувства вызвал рассказ?

-Над чем заставил задуматься?

- О чём этот рассказ?

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «фотография»? (память)

-Ребята, а вообще-то память нужна?

- Знаете, ребята, в повести другого писателя Чингиза Айтматова “И дольше века длится день” есть легенда о человеке, который потерял память. И он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.

Получается, что память напрямую связана с нравственностью. Так вот тема нашего сегодняшнего урока: «Проблема нравственной памяти в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». СЛАЙД 3.

- Ребята, как наш герой относится к фотографии? (хранит её всю жизнь)

-Объявляю главный вопрос нашего сегодняшнего урока: А почему герой хранит фотографию, на которой его нет? А чтобы мы могли ответить на него, нужно сначала разобраться, а какие люди окружали нашего героя? Какую роль сыграли они в его судьбе?

- Кого мы с вами можем назвать в качестве главных героев рассказа? (Витя, бабушка, учитель, Санька)

4. Работа в группах. (10 минут)

Вот о них и об их поступках мы и поведем речь.

Каждая группа получит свое задание, проработает его и представит результат своей работы.

Помните, что время вашего выступления не должно превышать 4-х минут. Старший в каждой группе выделен в списке, именно он отследит работу каждого и поможет мне с оценками за урок.

Задание 1 группе.

Расскажите о бабушке героя, опираясь на цитаты, свои наблюдения и выводы.

Обратите внимание на следующие моменты.

Как бабушка лечит нашего героя?

Какие речевые особенности(просторечия) вы заметили? Почему автор сохраняет их?

Как относится к внуку? (ворчит, но жалеет)

Запишите, какие качества характера бабушки вы можете выделить?

Примерное начало: « Бабушку героя звали_____________. Это простая деревенская женщина.

В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что...”


Задание 2 группе.

Расскажите об учителе Овсянской начальной школы, опираясь на цитаты, свои наблюдения и выводы.

Обратите внимание на следующие моменты.

В каких условиях жили учителя?

Внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?

Отношение к детям и деревенским жителям.

Случай со змеей.

Как вы думаете, какие качества характера учителя оставили след в душе рассказчика? Запишите их.

Примерное начало: «Учитель в Овсянской школе был совсем молодой. Было ему___лет. Звали его и жену ___________

В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что...”.


Задание 3 группе.

Расскажите о школе и школьниках той поры, опираясь на цитаты, свои наблюдения и выводы.

Обратите внимание на следующие моменты.

А в какой школе пришлось учиться ребятам предвоенной поры?

Как относятся к учительской семье в селе? Почему?

Какую роль в истории играет Санька? Охарактеризуйте его.

Какое решение принимает Санька? Как это его характеризует?

Примерное начало: «Школа той поры значительно отличалась от наших современных школ…»

Переход к Саньке: « Из всех школьников явно выделяется Санька, потому что…»

Запишите, какие качества Саньки и простых людей впечатлили вас? ( умение дружить, умение быть благодарными)


Задание 4 группе.

Расскажите о главном герое, опираясь на цитаты, свои наблюдения и выводы.

Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) наблюдение за окошками и цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

Подберите определения. Какой он, герой рассказа?

Примерное начало: « Главным героем рассказа является обычный мальчик…»

Как вы думаете, какие уроки из своей истории извлек наш герой? Отметьте это на листе.


  1. Физкультминутка.(2 минуты) СЛАЙД 4.


  1. Представление результатов работы. Ребята, помните, что время вашего выступления – 4 мин. Те, кто слушают, уважайте выступающих – вы знаете, что это всегда волнительно. (16 минут)

6.Комментарии к выступлению групп.

Бабушка


Учитель

Школа, школьники, Санька

Герой

Бабушка очень добрая, ворчит, но жалеет своего внука, любит его.

Автор сохраняет речевые особенности бабушки, так как даже они очень дороги ему.

Последний поклон – дань признательности, любви и уважения бабушке.

Какие качества характера бабушки вы можете выделить? (доброта, ласка, забота, любовь)

Учителя жили в очень тяжелых условиях, однако ни на что не жаловались.

Стр212 – не похож на местных жителей, интеллигентность

Приносит фотографию мальчику, потому что хочет, чтобы герой хотя бы таким образом приобщился, утешает мальчика.

Учится у своих учеников тому, чего не знает, не стесняется этого.

Готовность защищать ребят.

Главные качества учителя: интеллигентность, преданность профессии.

Школа - стр 215


В селе все уважают учителей. Почему? (стр214-215, 219)


Именно Санька подбивает пойти на увал. Но поступает как настоящий друг - решает тоже не фотографироваться)

Какие качества Саньки и простых людей впечатлили вас? ( умение дружить, умение быть благодарными)

Перед нами обычный подросток: озорной, непослушный, легкомысленный. Помнит детали, натура, понимающая красоту.

Он переживает за свой необдуманный поступок, с теплотой вспоминает людей, которые окружали его.

Впитал в себя все лучшие качества тех людей, которые его окружали.


После каждого выступления

ЛИСТ прикрепляется на доску

ОБЪЯВИТЬ общую оценку группе.

  1. Итог урока. (2 мин)

  2. – Ребята, у нас на доске появился список нравственных качеств героев рассказа. Как вы думаете, а связаны ли они с нашим главным героем и почему? ( люди, с которыми ты общаешься оказывают на тебя влияние. Хорошие люди – хорошее влияние).

-Так как же бы вы ответили на главный вопрос сегодняшнего урока: А почему герой хранит фотографию, на которой его нет? ( Очень многое связано с ней, этой фотографией. Она хранит память об одноклассниках, жизнь которых унесла война, о тех людях, которые помогли ему стать серьезнее, взрослее, лучше, мы понимаем, с каким уважением он относится к прошлому. Вспоминает не только людей, но и родные места, события, связанные с ними.)

(Рассказ Астафьева и сам похож на фотографию. Здесь запечатлен один эпизод из жизни героя. Он хочет сохранить его в своей памяти.

- Мы ценим фотографии. Потому что они сохраняют ушедшие из нашей жизни события, а Астафьев соединяет личное и общественное начало.

- Фотография в рассказе – это память о нашем народе, поколении, которому досталось тяжёлое время в истории) Как об этом говорится в тексте рассказа?

–Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история”. Как вы понимаете эти слова? ( Из отдельных людей, их судеб, поступков складывается история страны, народа)

  1. Рефлексия.(3 мин) Ребята, как повлияли те события на героя, мы выяснили, а теперь давайте попробуем выяснить, какой след в вашей душе оставил рассказ Астафьева.

Продолжите фразу

Сегодняшний урок заставил меня задуматься над тем, что__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Д/З

Ребята, у вас на партах лежат высказывания, которые, как мне кажется, обобщают всё то, о чём мы говорили сегодня.

Одно из них принадлежит замечательному русскому писателю 19 века Фёдору Михайловичу Достоевскому: «Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь прекрасное, светлое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспоминание…может послужить вам во спасение».

Автор второго академик, живший в 20 веке, Дмитрий Сергеевич Лихачёв:

«Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитывать в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых.

Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры. Хранить в памяти, беречь в памяти – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство».

Дома вам предстоит выбрать одно из этих высказываний и объяснить их смысл в тетрадях.


СЛАЙД 4. Ну что же, ребята, урок подходит к концу и уходит в прошлое, так вот мне хотелось бы в память о сегодняшнем уроке представить вашему вниманию фотографию, на которой мы есть.

СЛАЙД 5.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Наталья Масолова Ивановна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102247


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства