kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Образы учителей в рассказе В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочный план

Раздел      « Дети и взрослые      

ФИО педагога:  Строкач Л.А.

Предмет: Литература

Дата :                          

Класс: 8                         

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока:  Образы учителей в рассказе В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Цели обучения в соответствии с учебной программой

8.2.5.1. Характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий;

8.1.6.1. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

.Этап мотивации: 2-3 мин. ( Просмотр семейных фотографий)

Во всём мире есть музеи, где хранятся произведения искусства, редкие вещи. У нас тоже есть музей, он насчитывает всего несколько экземпляров, да и помещение его совсем маленькое. Это «Музей в сундучке». Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии. Я приглашаю вас посмотреть первый экспонат.

На урок вы принесли  любимую старую фотографию вашей семьи.

Расскажите, какие эпизоды  запечатлены на этих фотографиях?

 Почему они так вам дороги? 

(Обучающиеся комментируют свои фотографии).

- Итак, мы попытались с вами остановиться и пристальнее вглядеться в лицо минувшего. Мы обнаружили, что прошлое, запечатлённое на снимках, близко и дорого нам, оно живет в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы.

Настраиваются на урок

Представляют старые фото своей семьи

Комментарии о том, кто на них изображен.

слайды

Сундук с фото

фото

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Образы учителей в рассказе В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».»

Краткосрочный план

Раздел « Дети и взрослые


ФИО педагога СТРОКАЧ Л.А.


Дата 2 7.10


Класс 8 Л

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока Образы учителей в рассказе В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»



Цели обучения в соответствии с учебной программой

8.2.5.1. Характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий;

8.1.6.1. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты

Ход урока


Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы


.Этап мотивации: 2-3 мин. ( Просмотр семейных фотографий)

Во всём мире есть музеи, где хранятся произведения искусства, редкие вещи. У нас тоже есть музей, он насчитывает всего несколько экземпляров, да и помещение его совсем маленькое. Это «Музей в сундучке». Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии. Я приглашаю вас посмотреть первый экспонат.

На урок вы принесли  любимую старую фотографию вашей семьи.

Расскажите, какие эпизоды  запечатлены на этих фотографиях?

 Почему они так вам дороги? 

(Обучающиеся комментируют свои фотографии).

- Итак, мы попытались с вами остановиться и пристальнее вглядеться в лицо минувшего. Мы обнаружили, что прошлое, запечатлённое на снимках, близко и дорого нам, оно живет в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы .

Настраиваются на урок




Представляют старые фото своей семьи

Комментарии о том, кто на них изображен.


слайды


Сундук с фото






фото


 Что или кто объединяет эти фотографии?( школа, одноклассники и учителя)

О ком вы вели разговор?

-Сформулируйте тему урока. ( Образы учителей)

Запись в тетрадях.

1-Школа каких годов представлена вашему вниманию?

. Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

Как школьники готовились к предстоящему событию?

Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Почему и его не оказалось на фотографии?

Перечитайте описание школьной фотографии.

    Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”?


2 В каких эпизодах мы встречаем учителей?

                  а) забота о школе;

                  б) отношение к детям и деревенским жителям;

                  в) случай со змеей?

Какое отношение к учителю в деревне? Почему? Приведите примеры.

Работа в группах


3. Рассказ об учителях Виктора. Пара №1 ( Рома, Эдик)

- Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать учеников школы).

- Кто был инициатором этого события? (учителя)

-Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку? («Сами они жили в одной половине дома .. и был у них маленький парнишка- ревун. Во второй половине размещалась контора сплавного участка .. Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставлять у себя»).

- Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («Лицо учителя хоть и малоприметное …». Главная деталь портрета - “немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).


4 Пара№2( Алина, Женя)

Как относились к учителям в деревне? За что уважали? Чтение: стр. 214 от «Знаете, Екатерина Петровна, какой случай вышел?». “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”

Выборочный пересказ:

За что уважали?

Учителей уважают за вежливость, за то, что ..

Учителей уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и ...

К учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: …

Учащиеся формулируют тему урока.



Ответы на вопросы




















Работа в группах над вопросами


Слайд



Тетрадь






















карточки


5Исследовательская работа. Группа исследователей Пара №3( Артем, Ирина)

-Заполните таблицу

В какой школе учителя начали работу?

Что сделали учителя для школы?

Школа находилась в старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш.


В школе появились карандаши, тетради, краски, переводные картинки. Учитель ездил в город, выхлопотал и привёз учебники, один учебник на пятерых. Потом один учебник на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские мужики.


Выхлопотать – добиться чего – либо хлопотами

В какой школе они начали работу? Комментированное чтение текста от слов: «А в какой школе начали работу наши учителя!» до слов

Вывод:

«Это ли не достижение!»







6Поступки уч. Эпизод поход на Лысую гору пара №4( Денис, Ксения)

Кратко пересказать, привести цитаты.

- С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.).

-Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни?

-Почему учитель приносит фотографию Витьке?

Найти строчки

“Я принёс тебе фотографию, - сказал учитель.

- Одна из важных черт в характере учителя - уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.

7Общий вопрос

-Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы? Чтение: стр. 219 от “Прошли годы…” до конца абзаца.

Вывод: Жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не побоялись трудностей

Ответы


карточка


.8 .Свободный микрофон

- Изменилось ли , на ваш взгляд, отношение к учителю в наши дни?

-В чём главная ценность труда учителя?

Вывод

Учителей очень уважали и ценили тогда« Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово « учитель»! И каждый человек , мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя чтоб раствориться в памяти народа , с которыми и для которых они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька,». Сейчас же не каждый уважает учителей. Считают, что они специально ставят плохие оценки и ругают, и только когда вырастают понимают, что учитель не зря ругает, он делает всё что угодно, чтобы дети выросли хорошими, вежливыми, умными и добрыми людьми .

Выступление учащихся



Микрофон, трибуна


14.Стадия рефлексии.

1.Синквейн

- А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке и напишем синквейны, отражающие наш разговор на уроке

15. Послесловие.

Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое, и, чтобы этот момент остался в нашей памяти, я хочу предложить нам всем сфотографироваться. И когда-нибудь ваши дети, заинтересовавшись этим снимком, расспросят вас о нём, и вы, может быть, через много лет переживёте то приобщение к прошлому, памяти, которое испытали сегодня на уроке. Мы назовём этот снимок «Фотография, на которой я есть

Составляют синквейн со словом « Учитель»


Фото на память

с урока литературы








Фото.

Приложение.

Пара1( Рома, Эдик

- Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф?

- Кто был инициатором этого события?

-Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку? 

Вывод о жизни учителя

- Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? Почему?

- Пара№2( Алина, Женя)

Как относились к учителям в деревне? За что уважали? Чтение: стр. 214 от «Знаете, Екатерина Петровна, какой случай вышел?». “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”

Выборочный пересказ:

За что уважали?

Учителей уважают за вежливость, за то, что ..

Учителей уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и ...

К учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: …

Поступки уч. Эпизод поход на Лысую гору пара №4( Денис, Ксения)

Кратко пересказать, привести цитаты.

- С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.).

-Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни?

-Почему учитель приносит фотографию Витьке?

Найти строчки

“Я принёс тебе фотографию, - сказал учитель.

- Одна из важных черт в характере учителя - уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.



В какой школе учителя начали работу?

Что сделали учителя для школы?













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Тема урока: Образы учителей в рассказе В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Автор: Строкач Людмила Александровна

Дата: 31.10.2020

Номер свидетельства: 561929

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Конспект урока на тему "Проблема нравственной памяти в рассказе В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет" "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-na-tiemu-probliema-nravstviennoi-pamiati-v-rasskazie-v-p-astaf-ieva-fotoghrafiia-na-kotoroi-mienia-niet"
    ["file_id"] => string(6) "102247"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402490524"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока Проблема нравственной памяти в рассказе В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет" "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-probliema-nravstviennoi-pamiati-v-rasskazie-v-p-astaf-ieva-fotoghrafiia-na-kotoroi-mienia-niet"
    ["file_id"] => string(6) "102256"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402491167"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства