Просмотр содержимого документа
«В.П.Астафьев "Фотография, на которой меня нет"»
В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
(урок литературы в 8 классе)
Цели:
углубить знания учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева;
развивать навыки анализа текста;
развивать навыки выразительного чтения;
воспитание гражданской позиции через литературное произведение.
1. Вступительное слово.
Прочтите эпиграф: «Детская память, конечно же, колодец, и колодец со светлой водой, в которой отражается не только небо, не только все самое яркое, но прежде всего поразившее воображение»
Эти слова принадлежат известному писателю XX века – Виктору Петровичу Астафьеву. Вспомните, с какими произведениями прозаика мы познакомились в пятом, шестом классах? (рассказ «Васюткино озеро», рассказ «Конь с розовой гривой»). Действительно, начинал В.П.Астафьев как детский писатель, но широкую известность ему принесли книги для взрослых.
2. Сообщение подготовленного ученика об авторе.
3. Предварительная беседа.
Произведение, о котором мы сегодня будем вести разговор – это глава из повести «Последний поклон». Эта глава рассказывает о жизни и событиях далёких 30-х годах прошлого века. Перечитайте последние абзацы рассказа и соотнесите их содержание с названием. Какие вопросы у вас возникают? (Почему писателю так дороги деревенские фотографии? Чем дороги деревенские фотографии? Какую память хранит деревенская фотография?)
Ответить на эти вопросы, разобраться в прочитанном нам поможет работа с текстом рассказа по группам.
4. Работа с текстом по группам.
I группа.
Работа с эпизодом «Приезд фотографа в село»
Подготовьте краткий пересказ эпизода по вопросам:
-Как отнеслись к известию о приезде фотографа жители деревни?
-Как принимали деревенские жители фотографа?
-Как школьники готовились к предстоящему событию – фотографированию?
II группа.
Работа с эпизодами «Лечение болезни. Бабушка»
Подготовьте краткий пересказ фрагментов по вопросам:
-Почему и как герой рассказа простудился?
-Как бабушка Катерина Петровна заботилась о внуке, как она его лечила?
-Что и как говорила бабушка? ( Какой была её речь?)
III группа.
Работа с эпизодом «Быт деревенской избы»
Подготовьте пересказ-анализ по вопросам:
-Какими были окна в доме бабушки?
-Какие цветы росли у бабушки в доме, как она за ними ухаживала?
-Какими запомнились герою окна соседних домов?
IV группа.
Работа с эпизодами «Школьные учителя»
Подготовьте пересказ-анализ фрагментов, в которых герой вспоминает первых деревенских учителей, по вопросам:
-Какими вспоминаются первые учителя? Как они выглядели? Кем были на селе?
-Как относились деревенские жители к учителям?
-Как бабушка принимала учителя у себя дома?
-С какими чувствами вспоминает писатель школьных учителей?
V группа.
Работа с эпизодом «Старая деревенская школа»
Подготовьте пересказ-анализ по вопросам:
-Какой была школа?
-Как учились в деревенской школе?
-Как появились учебники у ребят?
-С каким чувством вспоминает автор старую школу?
VI группа.
Работа с эпизодами «Практические знания деревенских ребят»
Найти фрагменты, в которых вспоминается жизнь деревенских ребятишек: их занятия, умения, случаи из школьной жизни. Подготовить пересказ-анализ по вопросам:
-Как были одеты деревенские ребятишки?
-Что знали и умели «по-деревенски» сельские ребята?
-Как в случае со змеёй раскрываются ребята и учитель?
5. Представление ответов группами.
6.Подведение итогов урока. Ответы на поставленные вопросы. Обобщение.
Старая деревенская фотография – это не просто застывший снимок. Это оживающая в воспоминаниях память о прошлом.