kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ранняя лирика Маяковского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал использован мной на сдвоенном уроке(количество часов можно варьировать в зависимости от активности класса и его интереса к позии). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ранняя лирика Маяковского»

Конспект урока литературы в 9 класе по теме

«Поэт и толпа. Раннее творчество Маяковского».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: интерпретация художественного текста

Задачи:

-расширить знания о жизни и творчестве В.Маяковского, сформировать представления о своеобразии лирического героя поэзии Маяковского и его мироощущения;

-развивать умения анализировать поэтическое произведение и интерпретировать его;

-Воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественного текста



Используемые технологии: технология критического мышления, информационные технологии, театрализация.



Форма: групповая



Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, тексты стихов (учебник Коровиной , стр….), раздаточный материа .



Ход урока.

1.Организационный момент.



2. Проверка д.з.

Слово учителя. Мы продолжаем наш разговор о литературе начала 20 века. И сегодня в центре нашего внимания остаётся поэзия. На предыдущем уроке вы узнали о новых поэтических направлениях.

-Напомните мне новые термины (акмеизм, символизм, футуризм-распределение по 3 группам).

-У каждой группы имеется на столе карточка №1.

Выберите из предложенных вариантов программные положения, характерные для вашего направления:


1. использование слов в их изначальном значении;

2. эксперименты со словом; словотворчество;

3. уничтожение литературных авторитетов;

4. искусство не должно отражать действительность;

5.простота и ясность поэтического языка

6. атеизм;

7. создание новых форм;

8. броские названия;

9. выражать сокровенное, несказанное;

10.Красота и ценность человеческого бытия

11. ломаный стих;

12. антиэстетизм;

13. передавать то, что лежит за пределами познания;

14. стихотворения уподобляются прекрасно сделанной вещи;

15. эпатаж, игра;

16. «прекрасная ясность»

17.туманность и недосказанность.

Каждая группа выбирает из предложенного перечня те особенности, которые характеризуют ваше направление.

(ключ: акмеизм-1,5,10,16;

Символизм-4,9,13,14, 17;

Футуризм-2,3,6,7,8,11,12, 15)



3. Актуализация.

Футуристы считали себя создателями нового искусства, требовали «сбросить Пушкина с парохода современности»,разработали концепцию нового языка, выступали против мещан; главным в творчестве для них была форма. Девиз футуристов-«Искусство должно будить и будоражить». Поэтому нередко их выступления сопровождались скандалами. Буржуазную публику раздражал эпатажный внешний вид, новые лексические формы, шокирующие образы..

Мы с вами сегодня попробуем разобраться в раннем творчестве В.Маяковского, постараемся понять, каков же был лирический герой ранних стихов поэта.



4. Презентация биографии и творчества В. Маяковского:давайте представим, как о себе рассказыл бы сам Владимир Маяковский 



-Выступление ученика-рассказ от 1 лица(театрализация)



Родился в Грузии. Отец. Мама. Две сестры. «Других Маяковских, не имеется. Я учился в классической гимназии Кутаиси, Московской гимназии, Строгановском училище, из училища живописи отчислен за участие в выступлениях футуристов.

Был трижды арестован. В 1909 г. провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Тюрьма - начало стихотворной деятельности. Плаксивыми стихами исписал целую тетрадку. Благодарен надзирателю, что при выходе из тюрьмы ее отобрали.

В училище живописи Я познакомился с поэтом и художником Давидом Бурлюком и как–то прочитал ему свое стихотворение,не сознавшись в авторстве. Бурлюк, прочитав стихотворение, воскликнул: «Это же вы написали, Вы гениальный поэт!»

В 1912 я вступил в литературно-художественную группу футуристов «Гилея». Нам нравилось дразнить этих сытых и самодовольных буржуа не только нашим творчеством, но и даже внешним видом.

На улице мы появлялись в в цилиндрах, из-под пальто выглядывали желтые кофты, в петлицах пучки редиски..." Казимир Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, Крученых носил на веревке через шею диванную подушку, а меня выделяла желтая кофта.

А какие названия мы придумывали для наших манифестов! «Дохлая луна», «Пощёчина общественному вкусу»..Буржуйская публика выходила из себя..

А ещё в моей жизни была большая любовь-Лилия Брик. По-настоящему я любил только эту женщину.

Год 17-й-революция. Моя революция. Всё своё творчество я подчинил интересам коммунизма



  1. Итак, ранний Маяковский. Каков он и его лирический герой?



-Работа в группах: карточка №2.



Прочитайте строки из различных стихотворений Маяковского . Каким вы представляете себе Маяковского-поэта, Маяковского-человека?

«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

«Вот, хотите, из правого глаза выну целую цветущую рощу?!»

«Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору—а доказать ничего не умею!»

«Ненавижу всякую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!»

«Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души»

«Мненье—это не именье, потерять его не страшно»

«Чтобы выбиться нам сквозь продажную смрадь из грязного быта и вшивого—давайте не взятки брать, а взяточника брать за шиворот»

«О, если б я нищ был! Как миллиардер!»

«Я хочу быть понят моей страной»



(Предположения ребят: искренний, жизнерадостный, правдивый, талантливый……)



  1. Чтение и анализ стихотворений-групповая работа: у вас на столах-схема анализа стихотворения



Первая группа работает со ст-м «А вы могли бы?»(тема:разный взгляд на мир)





Я=поэт

Вы(другие)=толпа

Плеснувши(намеренность действия)

Карта будня= обывательский мир

Косые скулы океана(метафора)=романтика

Блюдо студня

Зовы новых губ

Чешуя


Жестяная рыба(эпитет=металл, холод

Флейта водосточных труб=метафора

Водосточные трубы







(Лирический герой противопоставляет себя окружающему миру; не принимает серый, обывательский мир-«карта будня»; он одинок, противопоставляет себя миру, романтичен, свободолюбив; он видит мир в красках, плоти; видит поэзию в самых прозаических вещах. Образы первого ряда образуют поэтический натюрморт: краски, карта, блюдо студня, чешуя жестяной рыбы-это зрительный ряд, который в финале сменяется звуковым музыкальным рядом образуют флейта, ноктюрн. Под студнем поэт понимает застывшее, неживое искусство, сквозь которое проступает образ бурного океана деятельности. В зрительных образах (чешуя жестяной рыбы напоминает ему губы, призывающие будущее) угадывается связь с музыкальной мелодией, поэтому закономерна метафора, используемая в финале стихотворения: водосточные трубы превращаются во флейту

Стихотворение «А вы могли бы?» передаёт трагизм положения творца в мире непонимания, душевное одиночество.Цель своей жизни он видит в создании нового искусства. В бездуховной атмосфере поэт лишён главных радостей жизни: чувства океана, безграничной свободы и любви.)



Вторая группа -ст. «Нате»1913г.(противостояние поэта и толпы)



Я=поэт

Вы(другие)=толпа

Стихов шкатулок

Обрюзгший жир

Бесценных слов мот и транжир

Капуста..недоеденных щей

Бабочка поэтиного сердца

Устрица из раковины вещей


Стоглавая вошь

Грубый гунн


Захохочу и плюну в лицо






Человеческая природа, по Маяковскому,-это единство двух начал:биологического и духовного. Материального и творческого.В буржуазном обществе эти начала разъединены.Идеальному нет места в современном поэту мире-вот что утверждает Маяковский.

-Каков тон?(издевательский, оскорбительный) В финале усиливается лексическим повтором «плюну в лицо..»

-Предлагаю вам подумать над цепочкой:человек, мужчина, женщина-толпа-?( какой образ должен её завершить?)Объясните этот образ-«ощетинит ножки стоглавая вошь»(исчезает индивидуальность, происходит обезличивание и озверение;агрессивность и паразитизм)

-А что вы можете сказать о лирическом герое?(он «бесценных слов мот и транжир»,поэт, провоцирующий и дразнящий толпу; у него другие ценности-«стихов шкатулки», которые он»открывает»,сердце-бабочка..)

-Ещё одна смысловая группа:устрица-бабочка? Почему именно они?(устрица-моллюск-лишена внутренней формы, принимает любое обличье.Бабочка-красота, нежность, хрупкость)

-Сам герой себя называет «грубый гунн»(кстати, это кто такой?)Так ли это?(это только маска, за которой он прячет свою ранимую душу)





-Какой приём объединяет два эти стихотвореня(АНТИТЕЗА-Поэт и толпа; название-вызов)

-Кто из вас прочитает «Нате!» по-английски?( в переводе-ненавижу.)Кого же ненавидит лирический герой?

-Иллюстрация Могилевского: почему именно так изобразил героев?

-Какие «приметы» футуризма мы можем видеть в этих поэтических текстах?( Авторский неологизм «поэтиное»; разговорная лексика: обрюзгший жир, мот и транжир, взгромоздитесь и др.; ораторская интонация лирического героя, заглавие – вызов)





Третья группа - прочитать фрагмент лекции Олега Лекманова(познакомиться с отрывком, оформить в виде кластера и определить, к какой группе относится каждое из ст-й)

Прочитать фрагмент лекции Олега Лекманова(познакомиться с отрывком, оформить в виде кластера и определить, к какой группе относится каждое из ст-й)







Олег Лекманов(из книги «Ключи к Серебряному веку)

Если взять стихотворения раннего Маяковского, то их условно можно разделить на три группы..В первую группу войдут те тексты, где Маяковский произносит новое слово, и толпа его слушает.

Вторая группа стихотворений, очень большая-толпа не принимает это новое слово. Действительно,у Маяковского в стихах эта ситуация возникает постоянно: он что-то сказал, он, подобно Христу, пожертвовал собой ради людей, его жертва не принята. И довольно большая группа-это такие стихотворения , где он , возвышаясь над людьми, плюёт им в лицо.

И, наконец, третья группа-стихотворения, где Маяковский провозглашает новые истины, где толпа не принимает эти истины, а он этих людей , которые его освистывают, которые его проклинают,всё равно продолжает любить.





Итоги урока. Рефлексия: составьте в группе свой синквейн «Маяковский»


7. Дом. задание.Прочитать ст-е «Послушайте!»-что оно добавляет к сегодняшнему разговору? Эссе «Мой Маяковский»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Ранняя лирика Маяковского

Автор: Пиджакова Любовь Львовна

Дата: 03.05.2019

Номер свидетельства: 509033

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "урок-мастерская "Ранняя лирика Маяковского" "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-mastierskaia-ranniaia-lirika-maiakovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "237504"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444323705"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока по теме: "В.В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-tiemie-v-v-maiakovskii-i-futurizm-poetichieskoie-novatorstvo"
    ["file_id"] => string(6) "148493"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419748734"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "В.В.Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Дооктябрьская лирика поэта («А вы могли бы?», «Нате!», «Вам!»)."
    ["seo_title"] => string(80) "v_v_maiakovskii_i_futurizm_dukh_buntarstva_v_rannei_lirike_dooktiabrskaia_lirika"
    ["file_id"] => string(6) "609887"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1655384482"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Сценарий классного часа «Певец земли русской.  О творчестве Г. В. Свиридова»"
    ["seo_title"] => string(81) "stsienarii-klassnogho-chasa-pieviets-ziemli-russkoi-o-tvorchiestvie-g-v-sviridova"
    ["file_id"] => string(6) "308764"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458660357"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Сценарий литературно-музыкального вечера  «Поэты Серебряного века» "
    ["seo_title"] => string(75) "stsienarii-litieraturno-muzykal-nogho-viechiera-poety-sieriebrianogho-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "140321"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417939343"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства