Просмотр содержимого документа
«Ранняя лирика Маяковского»
Конспект урока литературы в 9 класе по теме
«Поэт и толпа. Раннее творчество Маяковского».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: интерпретация художественного текста
Задачи:
-расширить знания о жизни и творчестве В.Маяковского, сформировать представления о своеобразии лирического героя поэзии Маяковского и его мироощущения;
-развивать умения анализировать поэтическое произведение и интерпретировать его;
-Воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественного текста
Используемые технологии: технология критического мышления, информационные технологии, театрализация.
Форма: групповая
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, тексты стихов (учебник Коровиной , стр….), раздаточный материа .
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Проверка д.з.
Слово учителя. Мы продолжаем наш разговор о литературе начала 20 века. И сегодня в центре нашего внимания остаётся поэзия. На предыдущем уроке вы узнали о новых поэтических направлениях.
-Напомните мне новые термины (акмеизм, символизм, футуризм-распределение по 3 группам).
-У каждой группы имеется на столе карточка №1.
Выберите из предложенных вариантов программные положения, характерные для вашего направления:
1. использование слов в их изначальном значении;
2. эксперименты со словом; словотворчество;
3. уничтожение литературных авторитетов;
4. искусство не должно отражать действительность;
5.простота и ясность поэтического языка
6. атеизм;
7. создание новых форм;
8. броские названия;
9. выражать сокровенное, несказанное;
10.Красота и ценность человеческого бытия
11. ломаный стих;
12. антиэстетизм;
13. передавать то, что лежит за пределами познания;
Каждая группа выбирает из предложенного перечня те особенности, которые характеризуют ваше направление.
(ключ: акмеизм-1,5,10,16;
Символизм-4,9,13,14, 17;
Футуризм-2,3,6,7,8,11,12, 15)
3. Актуализация.
Футуристы считали себя создателями нового искусства, требовали «сбросить Пушкина с парохода современности»,разработали концепцию нового языка, выступали против мещан; главным в творчестве для них была форма. Девиз футуристов-«Искусство должно будить и будоражить». Поэтому нередко их выступления сопровождались скандалами. Буржуазную публику раздражал эпатажный внешний вид, новые лексические формы, шокирующие образы..
Мы с вами сегодня попробуем разобраться в раннем творчестве В.Маяковского, постараемся понять, каков же был лирический герой ранних стихов поэта.
4. Презентация биографии и творчества В. Маяковского:давайте представим, как о себе рассказыл бы сам Владимир Маяковский
-Выступление ученика-рассказ от 1 лица(театрализация)
Родился в Грузии. Отец. Мама. Две сестры. «Других Маяковских, не имеется. Я учился в классической гимназии Кутаиси, Московской гимназии, Строгановском училище, из училища живописи отчислен за участие в выступлениях футуристов.
Был трижды арестован. В 1909 г. провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Тюрьма - начало стихотворной деятельности. Плаксивыми стихами исписал целую тетрадку. Благодарен надзирателю, что при выходе из тюрьмы ее отобрали.
В училище живописи Я познакомился с поэтом и художником Давидом Бурлюком и как–то прочитал ему свое стихотворение,не сознавшись в авторстве. Бурлюк, прочитав стихотворение, воскликнул: «Это же вы написали, Вы гениальный поэт!»
В 1912 я вступил в литературно-художественную группу футуристов «Гилея». Нам нравилось дразнить этих сытых и самодовольных буржуа не только нашим творчеством, но и даже внешним видом.
На улице мы появлялись в в цилиндрах, из-под пальто выглядывали желтые кофты, в петлицах пучки редиски..." Казимир Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, Крученых носил на веревке через шею диванную подушку, а меня выделяла желтая кофта.
А какие названия мы придумывали для наших манифестов! «Дохлая луна», «Пощёчина общественному вкусу»..Буржуйская публика выходила из себя..
А ещё в моей жизни была большая любовь-Лилия Брик. По-настоящему я любил только эту женщину.
Год 17-й-революция. Моя революция. Всё своё творчество я подчинил интересам коммунизма
Итак, ранний Маяковский. Каков он и его лирический герой?
-Работа в группах: карточка №2.
Прочитайте строки из различных стихотворений Маяковского . Каким вы представляете себе Маяковского-поэта, Маяковского-человека?
«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?
«Вот, хотите, из правого глаза выну целую цветущую рощу?!»
«Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору—а доказать ничего не умею!»
Чтение и анализ стихотворений-групповая работа: у вас на столах-схема анализа стихотворения
Первая группа работает со ст-м «А вы могли бы?»(тема:разный взгляд на мир)
Я=поэт
Вы(другие)=толпа
Плеснувши(намеренность действия)
Карта будня= обывательский мир
Косые скулы океана(метафора)=романтика
Блюдо студня
Зовы новых губ
Чешуя
Жестяная рыба(эпитет=металл, холод
Флейта водосточных труб=метафора
Водосточные трубы
(Лирический герой противопоставляет себя окружающему миру; не принимает серый, обывательский мир-«карта будня»; он одинок, противопоставляет себя миру, романтичен, свободолюбив; он видит мир в красках, плоти; видит поэзию в самых прозаических вещах. Образы первого ряда образуют поэтический натюрморт: краски, карта, блюдо студня, чешуя жестяной рыбы-это зрительный ряд, который в финале сменяется звуковым музыкальным рядом образуют флейта, ноктюрн. Под студнем поэт понимает застывшее, неживое искусство, сквозь которое проступает образ бурного океана деятельности. В зрительных образах (чешуя жестяной рыбы напоминает ему губы, призывающие будущее) угадывается связь с музыкальной мелодией, поэтому закономерна метафора, используемая в финале стихотворения: водосточные трубы превращаются во флейту
Стихотворение «А вы могли бы?» передаёт трагизм положения творца в мире непонимания, душевное одиночество.Цель своей жизни он видит в создании нового искусства. В бездуховной атмосфере поэт лишён главных радостей жизни: чувства океана, безграничной свободы и любви.)
Вторая группа -ст. «Нате»1913г.(противостояние поэта и толпы)
Я=поэт
Вы(другие)=толпа
Стихов шкатулок
Обрюзгший жир
Бесценных слов мот и транжир
Капуста..недоеденных щей
Бабочка поэтиного сердца
Устрица из раковины вещей
Стоглавая вошь
Грубый гунн
Захохочу и плюну в лицо
Человеческая природа, по Маяковскому,-это единство двух начал:биологического и духовного. Материального и творческого.В буржуазном обществе эти начала разъединены.Идеальному нет места в современном поэту мире-вот что утверждает Маяковский.
-Каков тон?(издевательский, оскорбительный) В финале усиливается лексическим повтором «плюну в лицо..»
-Предлагаю вам подумать над цепочкой:человек, мужчина, женщина-толпа-?( какой образ должен её завершить?)Объясните этот образ-«ощетинит ножки стоглавая вошь»(исчезает индивидуальность, происходит обезличивание и озверение;агрессивность и паразитизм)
-А что вы можете сказать о лирическом герое?(он «бесценных слов мот и транжир»,поэт, провоцирующий и дразнящий толпу; у него другие ценности-«стихов шкатулки», которые он»открывает»,сердце-бабочка..)
-Ещё одна смысловая группа:устрица-бабочка? Почему именно они?(устрица-моллюск-лишена внутренней формы, принимает любое обличье.Бабочка-красота, нежность, хрупкость)
-Сам герой себя называет «грубый гунн»(кстати, это кто такой?)Так ли это?(это только маска, за которой он прячет свою ранимую душу)
-Какой приём объединяет два эти стихотвореня(АНТИТЕЗА-Поэт и толпа; название-вызов)
-Кто из вас прочитает «Нате!» по-английски?( в переводе-ненавижу.)Кого же ненавидит лирический герой?
-Иллюстрация Могилевского: почему именно так изобразил героев?
-Какие «приметы» футуризма мы можем видеть в этих поэтических текстах?( Авторский неологизм «поэтиное»; разговорная лексика: обрюзгший жир, мот и транжир, взгромоздитесь и др.; ораторская интонация лирического героя, заглавие – вызов)
Третья группа - прочитать фрагмент лекции Олега Лекманова(познакомиться с отрывком, оформить в виде кластера и определить, к какой группе относится каждое из ст-й)
Прочитать фрагмент лекции Олега Лекманова(познакомиться с отрывком, оформить в виде кластера и определить, к какой группе относится каждое из ст-й)
Олег Лекманов(из книги «Ключи к Серебряному веку)
Если взять стихотворения раннего Маяковского, то их условно можно разделить на три группы..В первую группу войдут те тексты, где Маяковский произносит новое слово, и толпа его слушает.
Вторая группа стихотворений, очень большая-толпа не принимает это новое слово. Действительно,у Маяковского в стихах эта ситуация возникает постоянно: он что-то сказал, он, подобно Христу, пожертвовал собой ради людей, его жертва не принята. И довольно большая группа-это такие стихотворения , где он , возвышаясь над людьми, плюёт им в лицо.
И, наконец, третья группа-стихотворения, где Маяковский провозглашает новые истины, где толпа не принимает эти истины, а он этих людей , которые его освистывают, которые его проклинают,всё равно продолжает любить.
Итоги урока. Рефлексия: составьте в группе свой синквейн «Маяковский»
7. Дом. задание.Прочитать ст-е «Послушайте!»-что оно добавляет к сегодняшнему разговору? Эссе «Мой Маяковский»