kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В.В.Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Дооктябрьская лирика поэта («А вы могли бы?», «Нате!», «Вам!»).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование читательской позиции в отношении раннего творчества В.Маяковского; совершенствование навыка анализа стихотворения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В.В.Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Дооктябрьская лирика поэта («А вы могли бы?», «Нате!», «Вам!»).»

УРОК 27. РК В.В.МАЯКОВСКИЙ И ФУТУРИЗМ. ЛИЧНОСТЬ И СУДЬБА. ПОЭТ НА КАВКАЗЕ. ДУХ БУНТАРСТВА В РАННЕЙ ЛИРИКЕ. ДООКТЯБРЬСКАЯ ЛИРИКА ПОЭТА («А ВЫ МОГЛИ БЫ?», «НАТЕ!», «ВАМ!»).

Цель урока: формирование читательской позиции в отношении раннего творчества В.Маяковского; совершенствование навыка анализа стихотворения.

Тип урока: комбинированный (закрепления и совершенствования полученных знаний и умений; изучение нового материала).

Оборудование:  портрет поэта.

Эпиграф:

Я хочу быть понят моей страной,

а не буду понят, -

что ж,

по родной стране

пройду стороной,

как проходит

косой дождь!

В.В.Маяковский

ХОД УРОКА

1. Организационная часть.

2. Слово учителя.

1)Маяковский и футуризм

Слово «футуризм» произошло от латинского futurum - будущее. Возникновение подобного течения в искусстве было связано с бурным развитием науки и техники на рубеже XIX – XX вв. (автомобили, трамваи, самолеты, расширение сети железных дорог, повсеместное использование электричества, строительство многоэтажных зданий и т.д.) Все понимали, что наступает новая эпоха, а значит  и искусство тоже должно быть новым.

Футуризм как течение в искусстве возник в Италии. Его основоположником является итальянский поэт  Филиппо Маринетти. Основные принципы  нового течения он изложил в «Манифесте футуристов» в 1909 году:

- полное отрицание всех достижений традиционной культуры (литературы, живописи, музыки, моральных норм и традиций). Русские футуристы призывали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности».

- необходимо новое искусство – искусство будущего. Экспериментировали, ломали всеобщее представление об искусстве (писали непонятные картины, наполненные непонятными образами, ломали общепринятую систему стихосложения –ритм, рифму, придумывали новые слова, обороты, возводили непонятные скульптуры и здания).

Большую популярность футуризм получил в России. В разных городах образовывались футуристические общества. Виднейшими представителями русского футуризма являлись…

Русские футуристы, называя себя единственными поэтами будущего, заявляли об окончательном разрыве со всеми традициями русской литературы. Они возмущали общественное мнение максимализмом своих литературных манифестов, шокировали публику своим поведением, своими стихами и картинами. На своих вечерах они высмеивали пошлость, мещанство, обывательское отношение к жизни. Все эти внешние признаки революционности пришлись по вкусу молодому Маяковскому.

30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского В.В. в артистическом подвале «Бродячая собачка». Слушатели сразу почувствовали настоящее большое поэтическое дарование. Стихи  Маяковского были встречены рукоплесканиями. 

В 1913 году на открытии кабаре «Розовый фонарь» Маяковский шокировал публику стихотворением «Нате!»

В печати и на эстраде у Маяковского было амплуа литературного хулигана, и он поддерживал эту репутацию дерзкими выходками на литературных вечерах. Критика издевалась над жёлтой кофтой, в которой Маяковский появлялся на этих вечерах и которая, конечно же, была вызовом благонамеренной публике, но появилась от бедности – нечего было надеть для выступлений, кроме чёрной, сильно заношенной блузы.

М. Горький, впервые увидев и услышав Маяковского в начале 1915 года, проницательно заметил: «Зря разоряется по пустякам! Такой талантливый! Грубоват? Это от застенчивости. Знаю по себе…».

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку «Я хочу быть понят своей страной». Так писал В.В. Маяковский в своем стихотворении. Не «признан», не «отвергнут», а именно «ПОНЯТ». И это было желанием всей его жизни. Давайте попытаемся выполнить это пожелание поэта – понять его.

- Кто же он, лирический герой поэзии В. Маяковского? Чем так поражали современников стихи поэта?

- «Искусство должно будить и будоражить!» – провозглашали футуристы. Таковы ранние стихотворения Маяковского, в которых поэт неоднолинеен и потому порой трудно объясним. И тем не менее попробуем с позиции сегодняшнего читателя вдуматься в те проблемы, которые волнуют совсем молодого поэта, в те противоречия, которые раздирают его душу.

2)Маяковский на Кавказских Минеральных Водах.

В первых числах сентября 1927 года в городах Кавказских Минеральных Вод появились яркие афиши: «Владимир Маяковский. Разговор – доклад: «Всем - все». Новые стихи и поэмы. Ответы на записки».

Для Маяковского мало было писать стихи, ему требовалась обширная аудитория. Особенное понимание поэт встречал в молодежной и рабочей среде. Многочисленные путешествия – это поиски слушателей, необходимых ему для пропаганды своих идей, для защиты своих взглядов на поэзию. Владимир Владимирович очень дорожил личным общением с читателями. На курорты он ездил не отдыхать и лечиться, а работать. Он считал, что в Крыму и на Кавказе собираются люди со всей страны, которые увезут его стихи в свои города и села.

Третьего сентября 1927 года Маяковский из Крыма выехал в Новороссийск, затем поездом на КМВ. Поездка была очень тяжелой для поэта, на пароходе он простудился. Совершенно больной приехал в Кисловодск, но выступления в Пятигорске, назначенное на 6 сентября, не отменил. Лермонтовская галерея, которая раньше была недоступна для футуристов, на этот раз гостеприимно открыла двери для признанного поэта и для огромного числа слушателей.

Ожидая выступления, Маяковский волновался, что публика плохо идет, но тут хлынул дождь и зрительный зал наполнился мгновенно.

- Погода работает на меня! – усмехнулся поэт и вышел на эстраду. Все, кто помнят его выступление в Пятигорске, рассказывают, как остро и находчиво он полемизировал с публикой. Огромное обаяние его сильной личности покорило слушателей. В его чтении с выразительными жестами, игрой интонаций, смене темпов, стихи становились почти зримыми.

В конце вечера поэт отвечал на записки с вопросами. Его мгновенные и разящие ответы вызывали у собравшихся людей такой восторженный отклик, что стеклянные стены Лермонтовской галереи дрожали от аплодисментов!

Весть о великолепном чтении поэта мгновенно распространилась по городам Кавказских Минеральных Вод. Планировалось выступление в Пушкинской галерее Железноводска, были проданы все билеты, но вечер не состоялся – Маяковский был болен. Пришлось заказывать новые афиши, но и старые мгновенно исправлялись самим Владимиром Владимировичем. Графиком он был превосходным, папиросный окурок заменял ему плакатное перо, не зря ведь работал когда-то в «Окнах РОСТА».

В Ессентукском театре он выступал 11 сентября. Слушатели, преимущественно рабочие, переполнили зал. Сидели на дополнительных стульях, стояли в проходах, за кулисами, в оркестре. В тот вечер   Маяковский много говорил о поэтах тех лет, а когда начинал читать стихи, зал становился неподвижен.

В Кисловодске поэт поселился в гостинице «Гранд – Отель» в 121-ом номере и мог с балкона обозревать главные улицы города. В то время снимали леса с только что отстроенного здания Октябрьских ванн. Там Маяковский и познакомился с архитектором Павлом Павловичем Еськовым, автором строения. Энтузиастов всего нового он очень уважал.

Здесь, в Кисловодске поэт продолжает работать над поэмой «Хорошо», начатой в Крыму.

13 сентября он выступал в курортном парке на эстраде, а 16 сентября - в местной газете «Терек» был помещен отчет писателя А. И. Славянского «О вечере Маяковского». Вскоре поэт покинул Кавказские Минеральные Воды, но местные жители еще долго вспоминали его замечательные выступления и неповторимую манеру чтения, свойственную только этому замечательному поэту.

3.Анализ стихотворений В.В.Маяковского.

Задача: анализируя эти стихотворения, сделать вывод об особенностях художественного мира ранней лирики Маяковского.

1)Чтение и обсуждение стихотворения «А вы могли бы?»

История создания – стихотворение было написано в 1913 г., через год после того, как взошла творческая заря поэта.

Тема стихотворения – красота человеческих будней.

Композиция – стихотворение являет собой монолог-обращение лирического героя к окружающим. Рассказ героя не делится на части по смыслу. Автор, как бусины, нанизывает прекрасные ассоциации, которые вызывают у него обыденные вещи. На строфы произведение не делится.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер –рифмовка перекрестная.

А вы могли бы? 
Я сразу смазал карту будня, 
плеснувши краску из стакана; 
я показал на блюде студня 
косые скулы океана. 
На чешуе жестяной рыбы 
прочел я зовы новых губ. 
А вы 
ноктюрн сыграть 
могли бы 
на флейте водосточных труб? (1913).

«А вы могли бы? – одно из первых опубликованных стихотворений. Оно очень характерно для ранней манеры поэта: веселая издёвка над здравым смыслом, необычная и грубо-вещная образность, намеренное желание сбить с толку читателя.

Словарная работа:

Ноктюрн – небольшое лирическое музыкальное произведение.

Студень – желе, холодец.

- Что такое будни?

- Какое слово встречается в тексте три раза? (местоимение «я»).

- Какое местоимение противопоставляется местоимению «я»? (вы).

-Давайте попробуем предположить, какие слова определяют жизненную позицию героя? (краска, ноктюрн, флейта – творческие). А позицию «вы»? (карта, блюдо, студень – бытовые.)

-Какой смысл скрыт в метафоре карта будней? (Аналогия с географической или исторической картой, где всё уже открыто, давно известно и изучено, а потому надоело, набило оскомину, вызывает только скуку).

- Как взаимодействуют лирический герой и будни? (Героя не устраивает будничная, заурядная, наполненная ежедневной суетой, знакомая до мелочей, однообразная жизнь. Его манит к себе неизведанное, масштабное, неоткрытое. Это герой-бунтарь, ищущий, мятущийся, неудовлетворённый. Кстати, при всей фантастичности нарисованная В. Маяковским картина перекликается с вполне реальной историей, которая произошла несколько десятилетий спустя с другим русским поэтом. Он заканчивал вуз, чтобы получить техническую специальность. Целую ночь он корпел над чертежами для дипломной работы, а под утро залил тушью готовые чертежи. Он ушёл из вуза и стал великим актёром и поэтом. Этим человеком был Владимир Высоцкий ).

- Отметьте в стихотворении метафоры. Какие вещи в них сопоставляются? В чём необычность этих метафор? Чем они поражают? (Карта будней, косые скулы океана на блюде студня, флейта водосточных труб).

Вывод: метафоры в стихотворении В. Маяковского построены на сближении, казалось бы, несопоставимых, далёких друг от друга вещей, явлений, в которых трудно найти сходство. Стихотворение как бы зашифровано и нуждается в разгадывании.

-Как достигается масштабность картины, громадность образов? (Гиперболы: флейта – из водосточных труб, сквозь студень на тарелке виден океан).

Вывод: поэтическим образам Маяковского присущи размах, «масштабность». Это достигается за счёт использования метафор.

-Какие образы вы нашли в этом стихотворении?

(Серые будни раскрасил краской, косые скулы человеческого лица при движении напоминают морские волны, водосточные трубы похожи на флейту – они звучат при ветре, становятся частью «музыки большого города»)

-В чем состоит конфликт поэта с окружающим миром? Какова роль метафоры в оформлении этого конфликта?

(Окружающий поэта-футуриста мир не соответствует его представлениям. Он, во-первых, будничный. Героя окружают пошлые предметы быта, «блюдо-студня» из их числа, эта еда фигурирует как мещанская в поэзии Маяковского. Вывеска рыбного магазина («жестяная рыба») создает урбанистическую картину города. Водосточная труба завершает картину мира вещей, противопоставленного человеку. Поэт-футурист, в отличие от символиста или романтика, не уходит в мир мечты. Он пытается окружающий мир преобразовать).

- Обратите внимание на лексику. В чем особенность?

(разностилевые слова: зовы, ноктюрн, флейта – стакан, студень, водосточные трубы. Уподобление грубо-поэтической «водосточной трубы» - изысканно-поэтической «флейте» должно шокировать публику, привыкшую отделять язык поэзии от языка улицы. А Маяковский, как говорится в его автобиографии «Я сам», с детства стал «тихо ненавидеть» поэтичность. Своей задачей в поэзии он считал сближение литературы и жизни.)

-Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?

Метафоры«я сразу смазал карту будняя, плеснувши краску из стакана», «косые скулы океана», «зовы новых губ», «флейта водосточных труб».

Эпитеты«жестяная рыба», «новые губы».

Аллитерация повторение согласных «ж», «ч», «ш», «ц»: «На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ».

2)Чтение и обсуждение стихотворения «Послушайте!»

Послушайте!

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?! 1914

- Маяковский, конечно, не мог не думать о сути поэзии, о назначении поэта среди повседневных будничных забот. Эти размышления нашли своё отражение в стихотворении «Послушайте!», написанном в 1914 году. В нём он задумывается о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных будней.

Это прямое обращение к читателю. Поэт еще плохо представляет себе своих союзников, не различает лица заинтересованных слушателей, но он страстно хочет, чтобы они скорее появились, разделили с ним радость и любовь, отчаяние и надежду.

- В чем своеобразие интонации этого стихотворения?

(В сравнении с задорным выкриком «А вы могли бы?» в «Послушайте!» совсем другая, проникновенная, исповедальная, даже просительная интонация. Мы впервые слышим поэта, который не боится показаться беззащитным, он обращается к людям, которые его понимают. Прихотливая строфика этого стихотворения доносит до читателя прерывающийся голос, волнение лирического героя. В просьбе «чтоб обязательно была звезда» - детскость, наивность).

- Какова логика этого стихотворения, его, так сказать, «поэтическая астрономия»? Почему на небе появляются звезды? Что они значат для лирического героя?

(Художественное мышление раннего Маяковского было поистине космическим, но логика этого стихотворения далека от реальной астрономической – на небе появляются звезды, потому что кто-то этого очень хотел, просил звезду у Бога и только после появления звезды успокоился. Сюжет этого стихотворения передает страстную борьбу человека за идеал. Существование без идеала, без смысла названо здесь «беззвездная мука». Как бы футуристы ни открещивались от традиционного языка поэзии, идеал в этом стихотворении выражен словом, очень высоко маркированным в классической русской поэзии – «звезда».

- Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения.

(Лирический герой Маяковского активен в отстаивании своих ценностей и поэтому, несогласный с бессмысленным существованием, отсутствием звезд на земле, «врывается к Богу» - ни больше ни меньше. В этом жесте проявляется не столько дерзость и нахальство героя, сколько его гиперболизм, «богоподобие», герой ощущает себя равным Богу. Но при этом герой признает Бога началом всего и целует его «жилистую руку» -руку творца. Это искренний жест – герой при этом «плачет», «просит», «клянется» - и мы верим, что он действительно «не перенесет эту беззвездную муку». Притом оказывается, что надо с этой гигантской просьбой явиться вовремя, и герой «боится, что опоздал» - эта фраза передает неимоверное напряжение нервов героя, добывающего звезду для себя и для людей. Бог внял этому максимализму – и на небе появилась звезда. И только после этого герой наружно успокоился, ему стало «не страшно», хотя он остался тревожным – эта тревога от боязни за свой идеал. Герой стихотворения противопоставлен людям, для которых звезда – это «плевочки», а не «жемчужина», для которых вовсе не обязательно, «чтобы они были»).

Вам!

Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?!

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие, нажраться лучше как, –
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..

Если б он, приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре блядям буду
подавать ананасную воду!

Первая мировая война, ставшая для России временем суровых испытаний, конечно, не оставила никого равнодушным.  В течение 1914 года Россия, поддерживаемая союзниками – Францией и Великобританией, осуществляла наступательные операции на Западном фронте (особенно в Восточной Пруссии).  Уже в 1915 году основная тяжесть борьбы в первой мировой войне легла на армию России, которая обеспечила на этот период своим союзникам короткую передышку для мобилизации внутренних сил.

Именно в это тяжелое для России время, когда с фронта приходили тревожные вести о гибели русских солдат и офицеров, Владимир Маяковский написал стихотворение «Вам!».

Любой, прочитавший название стиха, невольно задастся вопросом: а кому – вам? Можно предположить, что речь идет о тех, кто, по разным причинам, не попал на фронт и теперь «вычитывает из столбцов газет о представленных к Георгию». Как известно, Георгия, или Георгиевский крест, давали за личный подвиг, случалось, и после гибели. И в тот момент, когда люди, совершая подвиг, жертвовали своей жизнью, герой стихотворения «Вам!» видел перед собой людей, «проживающих за оргией оргию». (разнузданное, разгульное пиршество)

Для самого Маяковского война была чем-то ужасным. В своей биографии «Я сам» он написал: «Вплотную встал военный ужас. Война отвратительна. Тыл еще отвратительней. Чтобы сказать о войне – надо ее видеть. Пошел записываться добровольцем. Не позволили. Нет благонадежности». Действительно, сначала Маяковский поддался патриотическому подъему. Ведь на фронт добровольцами отправились Михаил Булгаков и Николай Гумилев.  Позже, однако, поэт-футурист Маяковский понял, что война — «кровавая бессмысленная свалка, в которую ринулись народы».

На злобу дня он написал несколько стихотворений о войне: «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон». В этих произведениях со всей силой звучит чувство боли за ставшего жертвой войны человека, что вызывает «отвращение и ненависть к ней».  А в произведении «Я и Наполеон» во всей полноте встает трагическая картина войны, усиленная идеей о личной ответственности каждого за творящиеся на фронте бесчинства.

Тыл же, по словам поэта, «еще отвратительней». И стихотворение «Вам!» наглядно это демонстрирует. Перед взором читателя появляются самодовольные сытые лица обывателей, «имеющих ванную и теплый клозет»«думающих, нажраться лучше как». Это те же обыватели, что ярко были описаны Маяковским в стихотворении «Нате!». Но сейчас ситуация усугубилась тем, что на фронте отдавали свою жизнь за таких, как эти «бездарные, многие», кто приходил в увеселительные заведения, чтобы «измазанной в котлете губой похотливо напевать Северянина».

Герой уже с первых строк стихотворения пытается их пристыдить: Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет?

Но вызвать чувство стыда в людях, думающих лишь о том, чтобы набить утробу, невозможно. И уж тем более нельзя добиться от них сочувствия к обычным рядовым. Ведь помимо офицеров, чьи имена попадали в сводки с фронтов, погибали десятки тысяч простых солдат, «приведенных на убой». Недаром их называли «пушечным мясом», а в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» старый железнодорожник, закрывая засовы на вагонах с солдатами, говорил: «Милая моя говядинка».

Но ничего из этого не волнует «любящих баб да блюда». Их не волнует, что  «сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика», что наша страна с каждым днем несет все большие потери, что огромные средства из казны тратятся на военные расходы.

Герой справедливо задается вопросом:

Вам ли … жизнь отдавать в угоду?!
И может быть, чересчур категорично заявляет от имени всех патриотов России:
Я лучше в баре б... буду
подавать ананасную воду!

Использование нецензурных выражений, наверное, не делает чести самому Владимиру Маяковскому, хотя, как известно, еще Александр Сергеевич Пушкин писал, что не может представить себе русской речи без крепкого словца. И темпераментный Маяковский, конечно, не стал сдерживать своих чувств по отношению к напыщенным, самодовольным обывателям, привыкшим все в этой жизни, даже саму жизнь, покупать.

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир.


Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.


Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.


А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется - и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я - бесценных слов транжир и мот. 1913 г.

История создания – стихотворение было написано в 1913 году молодым Владимиром Маяковским, смелым и дерзким, смело обличавшим людей его века.

Тема – борьба поэта и толпы, которая не в силах понять высокое, разложение общества, резкое снижение культурного уровня.

Композиция – кольцевая, стихотворение состоит из четырех строф, первая и последняя завершаются одинаково.

Жанр – стихотворение, написанное под влиянием идей футуризма.

Стихотворный размер –способ рифмовки – перекрестный.

Метафоры – “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

-Какова композиция стихотворения? (Стихотворение «Нате!» состоит из трех четверостиший и одного пятистишия. Первая строфа представляет собой экспозицию, обрисовывает декорации действия. Перед читателем предстает с одной стороны – сытая и безразличная публика, представленная общей массой «обрюзгшего жира», с другой – поэт, раскрывающий перед ней «шкатулки стихов».Во второй строфе поэт рассматривает людей поближе и описывает отталкивающие материальные подробности их облика вроде застрявшей в усах капусты или чрезмерно нанесенных на лицо белил. В третьей строфе - публика сосредоточена на вещах и удовольствиях, она оказывается неспособна рассмотреть и оценить «бабочку поэтиного сердца». Люди становятся для поэта страшной «стоглавой вошью», которая в порыве ярости способна не только испачкать в грязи, но и затоптать неугодного ей человека. В последней строфе поэт повторно называет себя «бесценных слов мот и транжир», создавая таким образом кольцевую композицию и возвращая на первый план образ лирического героя. Он смело выступает против ненавистной ему толпы, ему ничего не стоит, если захочется, расхохотаться и плюнуть ей в лицо.)

-Каков центральный композиционный прием в стихотворении «Нате!»? (Антитеза. Лирический герой противопоставляет себя всему человечеству, образу толпы противостоит и сам город, это противостояние подчеркивает антитеза «чистое» – «грязное»)

-Каков лирический герой этого стихотворения? (Близок самому В. Маяковскому. Бунтарь, смелый и независимый, подчиняющийся только своему настроению. Он может кривляться перед толпой, а может просто плюнуть ей в лицо. В то же время герой этот – поэт, а значит, наделен чувствительным и ранимым сердцем, которое сам сравнивает с бабочкой.)

-Какие еще образы есть в стихотворении? («Бабочка поэтиного сердца» — один из центральных образов текста.)

-Почему именно бабочка? (Бабочка – хрупкое и прекрасное насекомое, которое может погибнуть от неосторожного прикосновения. Точно так же для поэта губительны «грязные калоши», в которых толпа топчется по его искренним чувствам и порывам, так как неспособна и не хочет их понимать.)

-Как Маяковский дважды называет себя? («бесценных слов мот и транжир»).

-Как вы думаете, почему? (Подчеркивает, что готов и дальше раскрывать свою душу перед толпой, жонглировать бесценными словами и причудливыми образами в попытке достучаться до публики; подчеркивая тем самым, что в данный момент тратит талант на тех, кто не способен оценить его по достоинству)

-В каком неэстетическом образе предстает толпа предстает в стихотворении? («Стоглавой воши»)

-Почему? (Сравнивается с паразитирующем на других насекомым, отталкивающим и неприятным.) –При помощи описания каких отдельных единиц усиливается это образ? (Мужчины с капустой в усах или женщины, «смотрящей устрицей из раковины вещей»)

-Кому противостоит лирический герой? (Буржуазному обществу, для которого поэзия по-прежнему является аморфным искусством, призванным услаждать слух)

-Чем является фраза «Нате!»? (Своеобразный вызов толпе)

Поэтому автор, которому приходится зарабатывать себе на жизнь публичным чтением собственных стихов, весьма возмущен таким потребительским отношением к литературе. Его стихотворение «Нате!» как раз таки и посвящено всем тем, кто видит не суть поэзии, а лишь ее оболочку, пустую обертку, в которую можно вложить любое лакомство, вкуса которого обыватели так и не смогут почувствовать.

-Какую цель преследует лирический герой, обращаясь к толпе? (Заставить людей, которые причисляют себя к касте истинных ценителей искусства, взглянуть на себя со стороны.)

В итоге вырисовывается весьма ироничная и карикатурная картина, которая заставляет улыбаться даже тех, кто в образе мужчины, у которого «в усах капуста» или женщины, смотрящей «устрицей из раковины вещей», узнают самих себя.

4.Подведение итогов.

-Итак, каковы же особенности ранней лирики Маяковского?

(Ранние стихи В. Маяковского – вызов общественному вкусу, стремление встряхнуть обывателя, разбудит, показать дисгармоничность мира. Его лирический герой – сплошной крик, надрыв, это от отчаяния и одиночества, ему легче найти взаимопонимание со скрипкой, с животными («Хорошее отношение к лошадям»), нежели с людьми.

Поэтические образы в стихах В. Маяковского экспрессивны, алогичны, достигают невероятных масштабов, благодаря использованию гипербол. Развёрнутые метафоры построены на сопоставлении далёких друг от друга, непохожих вещей. Поэт любит использовать ассонансные рифмы и форму стихотворения лесенкой, чтобы лучше донести до читателя смысл стиха и заставить работать читательское воображение. Маяковский, в отличие от большинства своихсовременников, пользуется тоническим стихосложением

Особенности лирики Маяковского:

- необычные образы, форма, графика стиха, поэтическая новизна;

- видит мир в красках, в веществе, в плоти, соединяет несоединимое;

- его поэтический мир ярок, резок, экзотичен;

- за резкостью скрывается глубокая лирика;

- в стихах звучит идея жертвенности, служения людям, искусству).

-Назовите основные темы ранних произведений поэта. (Основной темой ранних произведений является тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта).

-Каковы важнейшие «эмоциональные ощущения» раннего Маяковского? (Важнейшие эмоциональные ощущения раннего Маяковского – боль, страдание; они возникают от столкновения поэта с окружающим миром. Несовершенство жизни, несовершенство человека приводит лирического героя Маяковского в отчаяние).

-Каким настроением проникнуты стихотворения? (Ранней лирике Маяковского свойственен дух бунтарства и эпатажа).

-В чём проявилось новаторство Маяковского? (Новаторство проявляется и в построении произведения, и в создании рифмы, и в использовании средств художественной выразительности и авторских неологизмов…).

5.Рефлексия.
Домашнее задание.

1.Сделать письменный анализ стихотворения «Нате»

2.Сочинить синквейн о В.В.Маяковском или составить кластер «Особенности лирики В.Маяковского».





















































А вы могли бы? 
Я сразу смазал карту будня, 
плеснувши краску из стакана; 
я показал на блюде студня 
косые скулы океана. 
На чешуе жестяной рыбы 
прочел я зовы новых губ. 
А вы 
ноктюрн сыграть 
могли бы 
на флейте водосточных труб? (1913).


Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир.


Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.


Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.


А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется - и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я - бесценных слов транжир и мот. 1913 г.


Послушайте!

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?! 1914



Вам!

Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?!

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие, нажраться лучше как, –
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..

Если б он, приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре блядям буду
подавать ананасную воду!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Деревянко Светлана Сергеевна

Дата: 16.06.2022

Номер свидетельства: 609887


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства