«Пожар сердца» (Опыт построения «Мастерской» по раннему творчеству В.В.Маяковского)
«Я очень любил раннюю лирику Маяковского»
Б.Пастернак
Тема: Ранняя лирика Маяковского
Тип урока: урок-мастерская
Цель урока: формирование личностного восприятия ранней лирики Маяковского учащимися
Задачи:
- научить учеников самостоятельно выстраивать свои знания
- показать разные точки зрения на Маяковского как личность и на его творчество
- на основе прослушанных и прочитанных стихотворений Маяковского сформировать личностно-индивидуальное отношение к творчеству поэта
- развивать устную и письменную речь учащихся, продолжая работу с художественными средствами
Время реализации занятия - 45 минут
Авторский медиапродукт:
Среда: текстовый редактор Word, программа для создания презентаций Microsoft Power Point
Наглядная презентация учебного материала
Технологический сценарий:
В презентации – 13 слайдов
Содержание кадров:
1) Тема урока – слайд1
2) Стихотворение «Ночь» - слайд 2
3) Фотографии молодого Маяковского – слайд 3
4) Критика о Маяковском – слайды 4,5
а) Ю. Карабчиевский «Воскресение Маяковского»
б) А.Михайлов «Маяковский»
5) Стихотворение «Лиличка» - слайд 6
6) Вопрос классу – слайд 7,8,9,10
7) Песня группы «Сплин» «Маяк» («Лиличка») – слайд 11
8) Вопрос классу– слайд 11
9) Домашнее задание – слайд 12
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор
Оснащение:
В классе делается перестановка: столы расставляются так, чтобы было удобно работать в группах по 5-6 человек. На столах – карандаши, фломастеры, листы бумаги.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок-мастерская "Ранняя лирика Маяковского" »
«Пожар сердца»
(Опыт построения «Мастерской»
по раннему творчеству В.В.Маяковского)
«Я очень любил раннюю лирику Маяковского»
Б.Пастернак
Тема: Ранняя лирика Маяковского
Тип урока: урок-мастерская
Цель урока: формирование личностного восприятия ранней лирики Маяковского учащимися
Задачи:
- научить учеников самостоятельно выстраивать свои знания
- показать разные точки зрения на Маяковского как личность и на его творчество
- на основе прослушанных и прочитанных стихотворений Маяковского сформировать личностно-индивидуальное отношение к творчеству поэта
- развивать устную и письменную речь учащихся, продолжая работу с художественными средствами
Время реализации занятия - 45 минут
Авторский медиапродукт:
Среда: текстовый редактор Word, программа для создания презентаций Microsoft Power Point
Наглядная презентация учебного материала
Технологический сценарий: В презентации – 13 слайдов
Содержание кадров: 1) Тема урока – слайд1
2) Стихотворение «Ночь» - слайд 2 3) Фотографии молодого Маяковского – слайд 3 4) Критика о Маяковском – слайды 4,5 а) Ю. Карабчиевский «Воскресение Маяковского» б) А.Михайлов «Маяковский» 5) Стихотворение «Лиличка» - слайд 6
6) Вопрос классу – слайд 7,8,9,10
7) Песня группы «Сплин» «Маяк» («Лиличка») – слайд 11
8) Вопрос классу– слайд 11
9) Домашнее задание – слайд 12
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор
Оснащение:
В классе делается перестановка: столы расставляются так, чтобы было удобно работать в группах по 5-6 человек. На столах – карандаши, фломастеры, листы бумаги.
Ход «Мастерской»:
Слово учителя:
В своем стихотворении Маяковский писал:
«Я хочу Быть понят моей страной, А не буду понят,- Что ж, По родной стране Пройду стороной, Как проходит косой дождь.
Сегодня мы попытаемся понять Маяковского, его непростые стихи, чтобы поэт не прошел мимо нас, а мы не прошли мимо него.
Сегодня мы попытаемся ответить себе на вопросы: Какой он, Маяковский?
Какой его лирический герой?
1 этап («индуктор» – мотивирует творческую деятельность каждого ученика; это обращение к ассоциативному и образному мышлению):
В верхней части листа написать слово «ночь», добавить несколько слов-ассоциаций и нарисовать ночь. Затем листы в группе передаются по кругу, каждый добавляет свои слова-ассоциации к рисунку одноклассника, пока листы не возвращаются к хозяевам.
2 этап (работа с материалом, текстом, погружение в него; должна произойти «деконструкция» материала, превращение его в отдельные слова, образы)
Ученики слушают стихотворение Маяковского «Ночь» и, пока звучит текст, выписывают на своих листах самую яркую метафору, затем каждый рисует эту метафору. После этого предлагается написать несколько слов о метафоре Маяковского: как она строиться, как понята. (Эта работа не очень простая, но все должны попробовать)
Слайд 2
3 этап: («реконструкция» - создание своего мира на основе деталей)
Ученики рассматривают фотографии молодого Маяковского. Сейчас надо будет сосредоточиться и выписать из стихотворений поэта слова, подходящие в качестве подписей к этим портретам.
Слайд 3
Звучат стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!» (их читают ученики, заранее получившие задание). Тексты стихотворений «Надоело», «Дешевая распродажа», «А вы могли бы?», «Нате!», «Несколько слов о себе самом», «Послушайте!», «Ко всему» лежат на столах у каждой группы.
Затем ученики выписывают из стихотворений эпатирующие «публику» выражения.
Устно объясняют, почему поэт ведет себя так, с вызовом (выступает один из группы).
4 этап: (кульминация творческого процесса - «разрыв»; это новое видение предмета). На этом этапе предлагаются отрывки из статей А.Михайлова и Ю.Карабчиевского, а также из манифеста футуристов «Пощечина общественному вкусу»
Ученики читают эти материалы и выписывают на свои листы отдельные мысли – совпадающие с их собственными или противоречащие им, но показавшиеся интересными (для этого делят часть листа пополам: «за» и «против»). На основе этой работы формируют собственную позицию по отношению к двум противоположным взглядам на Маяковского, на его лирического героя
Слайды 4,5
5 этап: Ученики знакомятся с историей создания стихотворения Маяковского «Лиличка».
Слайд 6
Прежде чем познакомиться со стихотворением, отвечают на вопрос: как вам кажется, можно ли положить стихи Маяковского на музыку? Музыкальны ли стихи поэта?
Ученики слушают песню группы «Сплин» «Маяк» и одновременно читают стихотворение Маяковского «Лиличка»
Слайд 7,8,9,10
Затем, глядя на текст стихотворения, ученики создают синквей
Маяковский
После всех подготовительных этапов мастерской – этап творческий. Ученики на основе выписок, сделанных в течение урока, пишут сочинение-эссе о том, каким им видится ранний Маяковский. Тема сочинения: ответ на вопросы, данные в начале урока:
Какой он, Маяковский?
Какой его лирический герой?
Изменилось ли мое восприятие Маяковского?
6 этап: (последний - «рефлексия» - самоанализ) Несколько учеников читают свои работы, остальные сопоставляют их.
Рефлексия – осмысление себя, социализация – выход к общению продолжаться на следующем уроке.
В конце урока ученики сдают свои работы. Оценки выставляются суммировано за всю работу, проделанную в течение урока.