kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-мастерская "Ранняя лирика Маяковского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Пожар сердца» (Опыт построения «Мастерской»  по раннему творчеству В.В.Маяковского)

                                                                         «Я очень любил раннюю лирику Маяковского»

                                                                          Б.Пастернак

Тема:   Ранняя лирика Маяковского

Тип урока: урок-мастерская

Цель урока: формирование личностного восприятия ранней лирики Маяковского учащимися

Задачи:

- научить учеников самостоятельно выстраивать свои знания

- показать разные точки зрения на Маяковского как личность и на его творчество

- на основе прослушанных и прочитанных стихотворений Маяковского  сформировать личностно-индивидуальное отношение к творчеству поэта

- развивать устную и письменную речь учащихся, продолжая работу с художественными средствами

Время реализации занятия  -  45 минут

Авторский медиапродукт:

  1. Среда: текстовый редактор Word, программа для создания презентаций Microsoft Power Point
  2. Наглядная презентация учебного материала
  3. Технологический сценарий:

 В презентации – 13 слайдов

 Содержание кадров:
1) Тема урока – слайд1

2) Стихотворение «Ночь» - слайд 2
3) Фотографии молодого Маяковского – слайд 3
4) Критика о Маяковском – слайды 4,5
           а) Ю. Карабчиевский «Воскресение Маяковского»
           б) А.Михайлов «Маяковский»
5) Стихотворение «Лиличка» - слайд 6

6) Вопрос классу – слайд 7,8,9,10

7) Песня группы «Сплин» «Маяк» («Лиличка») – слайд 11

8) Вопрос классу– слайд 11

      9) Домашнее задание – слайд 12

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор

Оснащение:

В классе делается перестановка: столы расставляются так, чтобы было удобно работать в группах по 5-6 человек. На столах – карандаши, фломастеры, листы бумаги.

Просмотр содержимого документа
«урок-мастерская "Ранняя лирика Маяковского" »

«Пожар сердца»


(Опыт построения «Мастерской»

по раннему творчеству В.В.Маяковского)

«Я очень любил раннюю лирику Маяковского»

Б.Пастернак

Тема: Ранняя лирика Маяковского


Тип урока: урок-мастерская


Цель урока: формирование личностного восприятия ранней лирики Маяковского учащимися


Задачи:

- научить учеников самостоятельно выстраивать свои знания

- показать разные точки зрения на Маяковского как личность и на его творчество

- на основе прослушанных и прочитанных стихотворений Маяковского сформировать личностно-индивидуальное отношение к творчеству поэта

- развивать устную и письменную речь учащихся, продолжая работу с художественными средствами


Время реализации занятия - 45 минут

Авторский медиапродукт:

  1. Среда: текстовый редактор Word, программа для создания презентаций Microsoft Power Point

  2. Наглядная презентация учебного материала

Технологический сценарий:
В презентации – 13 слайдов

Содержание кадров:
1) Тема урока – слайд1

2) Стихотворение «Ночь» - слайд 2
3) Фотографии молодого Маяковского – слайд 3
4) Критика о Маяковском – слайды 4,5
а) Ю. Карабчиевский «Воскресение Маяковского»
б) А.Михайлов «Маяковский»
5) Стихотворение «Лиличка» - слайд 6

6) Вопрос классу – слайд 7,8,9,10

7) Песня группы «Сплин» «Маяк» («Лиличка») – слайд 11

8) Вопрос классу– слайд 11

9) Домашнее задание – слайд 12


Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор





Оснащение:

В классе делается перестановка: столы расставляются так, чтобы было удобно работать в группах по 5-6 человек. На столах – карандаши, фломастеры, листы бумаги.




Ход «Мастерской»:


Слово учителя:


В своем стихотворении Маяковский писал:


«Я хочу
Быть понят моей страной,
А не буду понят,-
Что ж,
По родной стране
Пройду стороной,
Как проходит косой дождь.



Сегодня мы попытаемся понять Маяковского, его непростые стихи, чтобы поэт не прошел мимо нас, а мы не прошли мимо него.

Сегодня мы попытаемся ответить себе на вопросы: Какой он, Маяковский?

Какой его лирический герой?


1 этап («индуктор» – мотивирует творческую деятельность каждого ученика; это обращение к ассоциативному и образному мышлению):

В верхней части листа написать слово «ночь», добавить несколько слов-ассоциаций и нарисовать ночь. Затем листы в группе передаются по кругу, каждый добавляет свои слова-ассоциации к рисунку одноклассника, пока листы не возвращаются к хозяевам.


2 этап (работа с материалом, текстом, погружение в него; должна произойти «деконструкция» материала, превращение его в отдельные слова, образы)

Ученики слушают стихотворение Маяковского «Ночь» и, пока звучит текст, выписывают на своих листах самую яркую метафору, затем каждый рисует эту метафору. После этого предлагается написать несколько слов о метафоре Маяковского: как она строиться, как понята. (Эта работа не очень простая, но все должны попробовать)

Слайд 2


3 этап: («реконструкция» - создание своего мира на основе деталей)

Ученики рассматривают фотографии молодого Маяковского. Сейчас надо будет сосредоточиться и выписать из стихотворений поэта слова, подходящие в качестве подписей к этим портретам.

Слайд 3


Звучат стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!» (их читают ученики, заранее получившие задание). Тексты стихотворений «Надоело», «Дешевая распродажа», «А вы могли бы?», «Нате!», «Несколько слов о себе самом», «Послушайте!», «Ко всему» лежат на столах у каждой группы.

Затем ученики выписывают из стихотворений эпатирующие «публику» выражения.

Устно объясняют, почему поэт ведет себя так, с вызовом (выступает один из группы).



4 этап: (кульминация творческого процесса - «разрыв»; это новое видение предмета). На этом этапе предлагаются отрывки из статей А.Михайлова и Ю.Карабчиевского, а также из манифеста футуристов «Пощечина общественному вкусу»

Ученики читают эти материалы и выписывают на свои листы отдельные мысли – совпадающие с их собственными или противоречащие им, но показавшиеся интересными (для этого делят часть листа пополам: «за» и «против»). На основе этой работы формируют собственную позицию по отношению к двум противоположным взглядам на Маяковского, на его лирического героя

Слайды 4,5


5 этап: Ученики знакомятся с историей создания стихотворения Маяковского «Лиличка».

Слайд 6

Прежде чем познакомиться со стихотворением, отвечают на вопрос: как вам кажется, можно ли положить стихи Маяковского на музыку? Музыкальны ли стихи поэта?

Ученики слушают песню группы «Сплин» «Маяк» и одновременно читают стихотворение Маяковского «Лиличка»

Слайд 7,8,9,10

Затем, глядя на текст стихотворения, ученики создают синквей

Маяковский




После всех подготовительных этапов мастерской – этап творческий. Ученики на основе выписок, сделанных в течение урока, пишут сочинение-эссе о том, каким им видится ранний Маяковский. Тема сочинения: ответ на вопросы, данные в начале урока:

Какой он, Маяковский?

Какой его лирический герой?

Изменилось ли мое восприятие Маяковского?



6 этап: (последний - «рефлексия» - самоанализ) Несколько учеников читают свои работы, остальные сопоставляют их.


Рефлексия – осмысление себя, социализация – выход к общению продолжаться на следующем уроке.

В конце урока ученики сдают свои работы. Оценки выставляются суммировано за всю работу, проделанную в течение урока.


Домашнее задание:

1. Прочитать поэму «Облако в штанах»

2. Ответить на вопрос: кому бросает вызов поэт?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок-мастерская "Ранняя лирика Маяковского"

Автор: Овчаренко Елена Михайловна

Дата: 08.10.2015

Номер свидетельства: 237504

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства