Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для учащихся 6 класса разработана в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:
1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями);
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ №1987 от 17.12.2010г. (с изменениями и дополнениями);
3) Примерная образовательная государственная программа основного общего образования по литературе
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для учащихся 6 класса разработана в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:
1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями);
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ №1987 от 17.12.2010г. (с изменениями и дополнениями);
3) Примерная образовательная государственная программа основного общего образования по литературе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС ООО»
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для учащихся 6 класса разработана в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:
1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями);
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ №1987 от 17.12.2010г. (с изменениями и дополнениями);
3) Примерная образовательная государственная программа основного общего образования по литературе
6) В.Я Коровина, В.П.Журавлёв и др. «Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы». Москва, «Просвещение», 2014
7) Учебник для общеобразовательных организаций «Литература. 6 класс» в 2-х частях. Авторы: В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин/ под ред. В.Я.Коровиной. - Москва «Просвещение», 2018
Программа рассчитана на 102 часа (34учебные недели, 3 часа в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком на 2019 - 2020 учебный год программа будет реализована в объеме 102 часа.
Результаты освоения учебного предмета «Литература» в 6 классе
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.
Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог.
Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.
Устное народное творчество
Ученик научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Ученик получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), придумывать сюжетные линии;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета «Литература» в 6 классе
Введение.
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы главных героев. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д.С.Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид » .
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ.
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления)
Тематическое планирование 6 класс
№ п\п
Тема урока
Кол-во
часов
1
Вводный урок. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Способы выражения авторской позиции
1
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
2
Календарно-обрядовые песни, их тематика
1
3
Пословицы и поговорки, загадки как малый жанр фольклора. Многообразие тем
1
4
Вн. чт. В чем красота и мудрость русского фольклора?
1
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
5
Из «Повести временных лет». Русская летопись. Отражение народных идеалов в летописях
1
6
«Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел
1
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
7
Русская басня. И.И. Дмитриев. «Муха»
1
8
И.А. Крылов «Осёл и Соловей». Комическое изображение «знатока» истинного искусства
1
9
«Листы и Корни». Роль власти и народа в процветании государства. «Ларчик» - критика неумелого хвастуна
1
10
РР Выразительное чтение басен И.А.Крылова
1
11
Вн. чт. И.А. Крылов – «баснописец, каких не было»
1
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
12
А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину»
1
13
Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта
1
14
Стихотворение «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея. Роль композиции в понимании смысла стихотворения
1
15
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть. Тема жизненного пути в стихотворении
1
16
РР Двусложные размеры стиха. Обучение анализу стихотворения на примере стихотворений А.С.Пушкина
1
17
Роман «Дубровский». Картины жизни русского барства. Троекуров и его крепостные
1
18
Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Характеры помещиков
1
19
РР Бунт крестьян. Причины и следствия бунта. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»
1
20
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям
1
21
Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливых порядков, произвола и деспотизма.
1
22
РР Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С.Пушкина «Дубровский»
1
23
«Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои повести. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём
1
24
«Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести. Приём антитезы в сюжетно-композиционной организации повести. Роль случая в композиции повести
1
25
Вн.чт. «Повести Белкина». Понятие о книге (цикле) повестей. «Выстрел»: сюжет и герои повести
1
26
М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Мотивы одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения
1
27
Восточное сказание «Три пальмы». Тема поверженной красоты. Развитие представлений о балладе.
1
28
«На севере диком», «Утес». Лирические персонажи стихотворений и их символический характер. Особенности выражения темы одиночества
1
29
«Листок». Антитеза как основной композиционный приём стихотворения. Тема одиночества и изгнанничества.
1
30
Контрольная работа (тест) по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
1
31
И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания
1
32
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров
1
33
«Бежин луг»: образы автора и рассказчика. Образ автора, его сочувственное отношение к крестьянским детям. Образ рассказчика
1
34
Ф.И.Тютчев Особенности изображения природы в лирике поэта. «Неохотно и несмело…»,
1
35
«С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна. Роль антитезы в стихотворении.
1
36
РР Обучение анализу стихотворения. Ф.И.Тютчев. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. Динамические картины природы. Передача сложных, переходных состояний природы.
1
37
А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного.
1
38
«Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви
1
39
«Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности
1
40
РР Обучение выразительному чтению стихотворений о природе русских поэтов XIX века
1
41
Н.А.Некрасов Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа – созидателя материальных и духовных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.
1
42
Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог- спор, реальность и фантастика
1
43
Трехсложные размеры стиха. Контрольная работа по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова
1
44
Н.С. Лесков. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.
1
45
Изображение представителей царской власти в сказе «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям
1
46
РР Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов
1
47
Вн.чт. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах».Сюжет и герои рассказа. Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения
1
48
А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе. Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источники юмора.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Е.А.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..», «Чудный град…». Пейзажная лирика как жанр. Лирика как род литературы
1
51
Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о природе
1
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
52
А.И.Куприн. «Чудесный доктор». Реальная основа произведения. Герой и прототип. Образ главного героя.
1
53
«Чудесный доктор» как рождественский рассказ. Тема служения людям. Смысл названия рассказа. Понятие о рождественском рассказе
1
54
А.А.Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность. Жестокая реальность и романтическая мечта. Образ Лонгрена. Жители Каперны. Победа романтической мечты над реальностью жизни. Понятие о жанре феерии.
1
55
«Алые паруса»: Ассоль и Грей. Душевная чистота главных героев. Авторская позиция в произведении
1
56
Вн. чт. А Грин «Зеленая лампа». Вера в безграничные возможности человека
1
57
А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Символическое содержание пейзажных образов. Развитие понятия об образе-символе. Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.Платонова
1
58
Вн. чт. А.Платонов. «Цветок на земле», «Корова» и др. Сюжеты и герои рассказов. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова, их внутренний мир, доброта и милосердие
1
59
М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти
1
60
Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе»
1
61
Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
1
Произведения о Великой Отечественной войне
62
К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Скорбная память о павших на полях сражений. Своеобразие образа родины и чувство любви к ней, ответственности за неё в годы жестоких испытаний. Образ русского народа
1
63
Д.С.Самойлов «Сороковые» - стихотворение о солдатских буднях. Образы и картины военного времени. Антитеза молодости и войны.
1
64
Вн.чт. Ю. Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный...». Становление характера человека в рассказе
1
65
В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои. Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы
1
66
«Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев. Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга
1
67
«Конь с розовой гривой». Особенности использования народной речи в художественном произведении. Юмор. Речевая характеристика героев.
1
68
В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». Герои рассказа и его сверстники. Отражение трудностей военного времени
1
69
«Уроки французского»: стойкость главного героя. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою
1
70
«Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика рассказа. Развитие понятий о рассказе и сюжете. Герой-повествователь
1
71
РР Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника» (по произведениям В.П. Астафьева, В.Г. Распутина)
1
72
Вн.чт. Ю.Казаков «Арктур – гончий пес».«Никто на Земле не рождается бесцельно…»
1
Писатели улыбаются
73
В.М.Шукшин. Рассказ «Чудик». Особенности характера главного героя. Образ «странного» человека в рассказе
1
74
Рассказ «Критики». Особенности шукшинских героев – «чудиков» , правдоискателей, праведников
1
75
Вн.чт. Шукшин В.М. «Срезал».Образы «странных» героев, их открытость миру, стремление принести людям радость, наивность, детский взгляд на мир
1
76
Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Картины школьной жизни. Образ учителя и его воспитанников. Влияние учителя на формирование детского характера
1
77
Юмор и его роль в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Развитие понятия о юморе. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
1
78
Контрольная работа по творчеству В.Астафьева, В.Распутина, В.Шукшина, Ф.Искандера
1
Родная природа в русской поэзии XX века
79
А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов
1
80
С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и к родине. Способы выражения чувств в лирике С. А. Есенина
1
81
А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини
1
82
Н.М.Рубцов «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная. Краткий рассказ о поэте. Образы и картины стихотворения. Тема родины в стихотворении
1
83
«Листья осенние», «В горнице»: человек и природа в «тихой» лирике Н.Рубцова. Образы и картины стихотворения. Тема родины в стихотворении
1
84
РР Классное сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о родине и родной природе
1
Из литературы народов мира
85
Г.Тукай «Родная деревня». Любовь к малой родине, верность традициям народа
1
86
К.Кулиев «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ…». Тема Родины и народа в стихотворениях. Родина как источник сил для преодоления испытаний и ударов судьбы
1
Из зарубежной литературы
87
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия». Понятие о мифе
1
88
«Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя. Отличие мифа от сказки
1
89
Геродот «Легенда об Арионе». Жизненные испытания Ариона и его чудесное спасение
1
90
Вн.чт. Мифы Древней Греции: подвиги Геракла
1
Произведения зарубежных писателей
91
Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Сцены войны и мирной жизни
1
92
«Одиссей на острове циклопов». Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного
1
93
М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире. Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Сражение с ветряными мельницами
1
94
«Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы. Образ Дульсинеи Тобосской. Понятие о пародии. Пародийные образы и ситуации в романе
1
95
«Дон Кихот»: нравственный смысл романа. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Образ Санчо Пансы
1
96
Итоговый контроль знаний в рамках промежуточной аттестации
1
97
Ф. Шиллер. «Перчатка»: повествование о феодальных нравах. Образ рыцаря, защищающего личное достоинство и честь. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Понятие о рыцарской балладе
1
98
П. Мериме. «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной жизнью с её порочными нравами. Понятие о новелле
1
99
«Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Драматический пафос новеллы
1
100
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Маленький принц, его друзья и враги. Понятие о притче
1
101
«Маленький принц»: вечные истины в сказке. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение общечеловеческих истин. Черты философской сказки и мудрой притчи
1
102
Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения
object(ArrayObject)#896 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"
["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "248973"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1446809724"
}
}