Рабочая программа разработана на основе следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
- Примерная основная образовательная программа ООО, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15);
-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»);
- Приказ Минобрнауки России № 253 от 31 марта 2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-Приказ от 26 января 2016 г. №38 Москва «О внесении изменений в Федеральный перечь учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющтх государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. № 189);
- Основная образовательная программа ООО МКОУ «Черниченская основная общеобразовательная школа»;
- Годовой календарный график на текущий учебный год.
1. Программа курса «Литература» 5-9 классы, авторы – составители: Г.С.Меркин , С.А.Зинин -М.: «Русское слово»,2016 г.,
2.Учебник «Литература. 5 класс», автор – составитель Г.С.Меркин.- М.: «Русское слово», 2015 г.
3.Рабочая тетрадь к учебнику Г. С. Меркина «Литература». 5класс, автор: Ф.Е.Соловьёва - М.: «Русское слово»,2016,2017 г.
Примерный учебный план основного образования предусматривает обязательное изучение предмета «Литература» на уровне основного общего образования в объеме 420 часов, в том числе в 5 классе 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю из часов обязательной части учебного плана.
Учебный план школы основного общего образования на 2017-2018 учебный год отводит 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю из часов обязательной части учебного плана.
Календарно-тематическое планирование изучения курса литературы в 5 классе ориентировано на реализацию требований ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Авторская программа предусматривает 1 час резервного времени.
- добавлен в раздел « Из литературы ХХ века» на изучение творчества В.П.Астафьева.
Считаю такое распределение часов обоснованным для данного класса.
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.). Особенности работы с электронным приложением к учебнику (тексты, тестовые задания, словари, различные рубрики).
Теория литературы: автор, герой, художественная литература.
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов («Рождение Зевса», «Олимп»). Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея»(«Одиссей на острове циклопов.Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж; античная мифология; эпитет, составной эпитет.
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Загадки, пословицы, поговорки. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка».Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки отволшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. Бытовая сказка «Падчерица».
Теория литературы: жанр; загадки; пословицы и поговорки; волшебная сказка (развитие представлений); структура волшебной сказки; сказочные образы; сказочный персонаж (развитие представлений); бытовая сказка; антитеза; антонимы; иносказание; «бродячий сюжет»; народная и авторская сказка (развитие представлений); композиция.
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Теория литературы: древнерусская литература (первичное представление); летопись; древнерусская повесть (воинская повесть); сюжет; мотив.
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград».Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа. Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня; синонимы; сюжет (развитие представлений); притча; эзопов язык; аллегория, иносказание, олицетворение.
Русские басни. Русские баснописцы XVIII -XIX веков. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
В.В.Михалков. Басни«Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, олицетворение, сравнение, гипербола.
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога», «Зимнее утро». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной» (С.Я. Маршак). Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; благодарность, верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы:пейзажная лирика (первичное представление), портрет героя, образ; риторическое обращение, эпитет; фольклорные элементы; стихотворение, интонация, ритм, рифма.
М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива...»
Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»,
А.А. Фет «Чудная картина...»
Теория литературы: лирика природы, образ-пейзаж, деталь; рефрен, олицетворение, эпитет.
Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература. Любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах), инверсия, риторическое восклицание; звукопись (аллитерация, ассонанс); повествование, монолог, диалог.
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд, обрядов и поверий; образы и сюжет повести. Зло и добро в повести.
Теория литературы:мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор, комизм; художественная деталь, автобиографическая деталь, портрет, речевая характеристика.
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Герасима. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы:рассказ; тема (углубление представлений); образ; прототип; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений); эпизод (развитие представлений); конфликт (развитие представлений).
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины.
Теория литературы:фольклорные элементы в художественном произведении; эпитет, сравнение, риторическое восклицание и риторическое обращение; идея, композиция (развитие представлений), образ (развитие представление); ритм, рифма, стих, строфа.
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история произведения. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в рассказе. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям.
Теория литературы: рассказ; портрет (развитие представлений); контраст; конфликт; сюжет и фабула; фабульные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог (развитие представлений).
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы:рассказ; юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония, комизм; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация, диалог.
Детские годы И.А. Бунина. История рода. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы:стихотворение-размышление; образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений); метафора, эпитет; портрет; автобиографическое произведение.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема; эпизод, финал, кольцевая композиция; контраст, деталь, эпитет; прототип, персонаж.
Краткие сведения о писателе. Детство, отношение к языку. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
Теория литературы:рассказ; финал; деталь, сравнение, эпитет; портрет героя (расширение и углубление представлений).
Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение поэта чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза, пейзаж, цветопись.
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы:образ, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, ассонанс, аллитерация (развитие представлений о понятиях), неологизм.
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.
Теория литературы:тема, идея; фантастика (развитие представлений).
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы:сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования; побывальщина; афоризм.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и идея рассказа; цельность произведения, взаимосвязь всех элементов повествования; глубина раскрытия образа.
Теория литературы:художественная идея, тема, сюжет, композиция.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы:юмор (развитие представлений), противоречия, синонимы; сравнение, эпитет.
В.Ф. Боков. «Поклон»;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;
Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья» ;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Распутин.«Век живи — век люби» (отрывок).
Теория литературы:лирическая проза; метафора, сравнение, олицетворение, эпитет (развитие представлений); повесть.
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, роман-путешествия; сюжетные линии.
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы:авторская сказка (развитие представлений), авторский замысел; контраст.
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в творчестве. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы:юмор (развитие представлений), приключенческая литература; композиция, сюжет, деталь.
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Теория литературы:художественные средства (развитие представлений); деталь; приключенческая, историческая, фантастическая литература.
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише». Период раннего взросления, обстоятельства жизни: добро и зло, благородство, уважение взрослых.
Теория литературы: рассказ, герой (развитие представлений).
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).
№ п/п | № урока по теме | Тема урока | Тип урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Вид контроля | Формирование ИКТ -компетенции | Домашнее задание | Дата проведения |
План | Факт |
I четверть |
Введение ( 1ч) |
1 | 1 | Правила по ТБ при работе в кабинете. Книга и её роль в духовной жизни человека и общества | Урок «открытия» нового знания | Понимать, что такое художественная и учебная литература, значение книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | зад.8 раб.т. | 04.09 | |
Из мифологии ( 3 ч) |
2 | 1 | Рассказ о мифе и мифологии. Античный миф. «Рождение Зевса» | Урок общемето-дической направленности | Понимать содержание основных понятий, связанных с темой, и правильно применять их; отличать мифологического героя от мифологического персонажа; применять различные виды пересказа . | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | чит. миф; зад.7 раб.т. | 05.09 | |
3 | 2 | Античный миф: происхождение мира и богов. «Олимп» | Урок общемето-дической направленности | Подбирать ключевые слова и с их помощью характеризовать текст; создавать словесные иллюстрации к тексту, находить краеведческий материал в разных источниках, в том числе в Интернете. | Тест. Задания в рабочей тетради, устный опрос | | чит. легенду об Одиссее | 07.09 | |
4 | 3 | Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер «Одиссей на острове циклопов. Полифем» | Урок общемето-дической направленности | Сопоставлять несколько мифов и находить общие и отличительные признаки в них, собирать краеведческий материал, связанный с преданиями своего края. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | вопросы для самоконтроля (раб.т.) | 11.09 | |
Из устного народного творчества ( 8ч) |
5 | 1 | Входной контроль. Техника чтения. Истоки устного народного творчества. Загадки | Урок «открытия» нового знаний | Формулировать определение загадки, видов загадок (загадка-олицетворение, загадка- метафора, загадка-вопрос, загадка- противопоставление), находить изобразительные средства языка (метафора, сравнение, олицетворение.) | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | мини- проект «Книга загадок» | 12.09 | |
6 | 2 | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки | Урок общемето-дической направленности | Формулировать определение пословицы, поговорки; понимать язык произведений УНТ (сжатость и мудрость народной речи), многозначность смысла пословиц и поговорок, объяснять прямой и аллегорический смысл пословиц | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | состав. вопр. к статье с. 27-29, 31, зад. 8 раб.т. | 14.09 | |
7 | 3 | Литературная игра | Урок рефлексии | Создавать устные монологические высказывания, вести диалог. | Задания в рабочей тетради | Слайдовая презентация | творческое задание-сочинение | 18.09 | |
8 | 4 | Анализ письменных работ. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» | Урок общеметодо-логической направленности | Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческими терминами «сказка», «типы сказок», «образы животных», «образ-пейзаж», «композиция волшебной сказки». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | чит. с. 37-48, отв. на вопр. | 19.09 | |
9 | 5 | Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?» | Урок общеметодо-логической направленности | Выявлять характерные для сказок художественные приемы; высказывать мнение о проблематике фольклорных текстов как основе развития представлений о нравственном идеале своего народа. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | прочит. сказку «Падчери-ца» | 21.09 | |
10 | 6 | Сказки народов России. «Падчерица» | Урок «открытия» нового знаний | Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческими терминами «типы сказочных персонажей», «бродячий сюжет», «народная и литературная сказка». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | отв. на вопросы 1-3, с.58 | 25.09 | |
11 | 7 | Развитие речи. Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению | Урок общеметодо-логической направленности | Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; владеть литературоведческими терминами «присказка», «зачин», «повтор», «концовка», «постоянные эпитеты», «сравнения», «композиция сказки», «сказочные формулы». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | сочинить сказку | 26.09 | |
12 | 8 | Развитие речи. Творческая работа «Сочини сказку» | Урок рефлексии | Создавать устные монологические высказывания, вести диалог. | Творчес-кая работа «Сочини сказку» | | прочит.с. 59-60, состав. вопр. | 28.09 | |
Из древнерусской литературы (3ч) |
13 | 1 | Из «Повести временных лет»: «Расселение славян» | Урок «открытия» нового знания | Осознанно воспринимать и понимать древнерусский текст; уметь анализировать текст, выбирать ключевые слова, сравнивать древнерусский язык и современный русский язык; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | чит., с.62-63, пересказ отрывка | 02.10 | |
14 | 2 | Из «Повести временных лет»: «Кий, Щек и Хорив» | Урок общемето-дической направленности | Понимать ключевые проблемы изученных произведений древнерусской литературы; владеть литературоведческим термином «летопись». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | чит. с.63-64, ч.1, задание 1 раб.т. | 03.10 | |
15 | 3 | Из «Повести временных лет»: «Дань хазарам» | Урок общемето-дической направленности | Понимать ключевые проблемы изученных произведений древнерусской литературы; владеть литературоведческим термином «летопись». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | задание 6 раб.т. | 05.10 | |
Басни народов мира (1ч) |
16 | 1 | Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград» | Урок «открытия» нового знания | Владеть литературоведческими терминами «басня», «притча», «эзопов язык»; приобщаться к духовно-нравственным ценностям мировой литературы. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | чит. с.73, задание 1 раб.т. | 09.10 | |
Русская басня (5ч) |
17 | 1 | Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…» | Урок общемето-дической направленности | Анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | с. 76,отв. на воп., подгот. выр.чт. басни | 10.10 | |
18 | 2 | Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаков-ского, А.П.Сумароко-ва,И.А.Крылова | Урок общемето-дической направленности | Анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; владеть литературоведческим термином «сравнение». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | выр.чт. басен, отв. на вопросы | 12..10 | |
19 | 3 | Сатирическое и нравоучитель-ное в басне «Волк на псарне» И.А.Крылова | Урок общемето-дической направленности | Владеть литературоведческими терминами «гипербола», «аллегория»; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | чит. с.81-86, нарис. иллюстр. | 16.10 | |
20 | 4 | И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха» | Урок общемето-дической направленности | Владеть литературоведческими терминами «гипербола», «аллегория»; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | учить наизусть басню( по выбору) | 17.10 | |
21 | 5 | Русская басня в XX веке | Урок общеметодологической направленности | Владеть литературоведческим термином «аллегория»; понимать авторскую позицию и своё отношение к ней; осмысленно читать и адекватно воспринимать образную природу литературы как явления словесного искусства. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | сочинить басню | 19.10 | |
Из литературы ХIХ века( 37ч) |
А.С.Пушкин ( 6 ч) |
22 | 1 | Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам. | Урок « открытия» нового знания | Понимать ключевые проблемы изученных произведений русских писателей XIX века; создавать устные монологические высказывания разного типа. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | напис. сочинение- рассказ о родном человеке | 23.10 | |
23 | 2 | А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне» | Урок общемето-дической направленности | Выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы; определять стихотворный размер, способы рифмовки, виды рифм. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | чит. с.104-123, отв. на в. 1-2, с.123 | 24.10 | |
24 | 3 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | | К: устанавливать | Формирова | §20, задания | | Урок общемето-дической направленности | Выявлять особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной). | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | выуч. наизусть фрагмент сказки | 26.10 | |
2 четверть |
25 | 4 | Литературная сказка и её отличия от фольклорной. Богатство выразительных средств | Урок общемето-дической направленности | Определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, владеть литературоведчески ми терминами «литературная сказка», «народная сказка. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | с.132-133, учить в тетради | 07.11 | |
26 | 5 | А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок) | Урок «открытия» нового знания | Формулировать определение жанра поэмы; составлять характеристику персонажа, опираясь на текст произведения, выразительно читать наизусть; определять стихотворный размер, способы рифмовки, виды рифм. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | выраз. читать отрывок из поэмы | 09.11 | |
27 | 6 | Образы природы в стихотворениях поэта « Зимняя дорога», «Зимнее утро» | Урок общемето-дической направленности | Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; выразительно читать стихотворения, владеть литературоведческим термином «пейзажная лирика». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | выр. чтение стих., проил-люстр. | 13.11 | |
Поэзия XIX века о родной природе ( 1ч) |
28 | 1 | Поэзия XIX века о родной природе | Урок общемето-дической направленности | Владеть литературоведческим термином «пейзажная лирика»; определять в произведении элементы композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, выразительно читать стихотворения. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | уч. наизусть по выбору, с. 150 зад. 1 | 14.11 | |
М.Ю. Лермонтов ( 5ч) |
29 | 1 | Краткие сведения о М.Ю.Лермон-тове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам | Урок « открытия» нового знания | Понимать ключевые проблемы изученных произведений, их связь с эпохой написания и нравственными ценностями, подбирать ключевые слова и сочетания для рассказа о писателе. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | с. 151- 153, состав .вопр. к статье | 16.11 | |
30 | 2 | Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонто- ва в стихотворении « Бородино» | Урок общеметодоло-гической направленности | Владеть литературоведческими терминами «эпитет», «сравнение», «прототип»; анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | устные портреты солдат, уч. наизусть отрывок | 20.11 | |
31 | 3 | Художествен-ное богатство стихотворения. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы» | Урок общеметодоло-гической направленности | Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | редактиро-вать сочинение | 21.11 | |
32 | 4 | Развитие речи. Сочинение «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников) | Урок развивающего контроля | Владеть литературоведческим термином «повествование»; писать сочинение на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений. | Сочине-ние «Путешествие на поле славы» | | р.т. с.76-77 | 23.11 | |
33 | 5 | Анализ сочинения. История и литература | Урок общеметодоло-гической направленности | Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | подг. сообщение о Н.В.Гоголе | 27.11 | |
Н.В.Гоголь (3ч) |
34 | 1 | Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В.Гоголя | Урок « открытия» нового знания | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | читать «Ночь перед Рождест-вом» | 28.11 | |
35 | 2 | Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий, легенд, обрядов и поверий | Урок общеметодологи-ческой направленности | Владеть литературоведческими терминами «мифологические и литературные мотивы»; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | подг.рас-сказ о фантаст. существах | 30.11 | |
36 | 3 | Добро и зло в повести «Ночь перед Рождеством» | Урок общеметодоло-гической направленности | Характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; владеть литературоведческими терминами, пересказывать прозаические отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | читать «Муму», задание 2 урока 37 раб.т. | 04.12 | |
И.С.Тургенев ( 7ч) |
37 | 1 | Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново | Урок « открытия» нового знания | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; владеть литературоведческим термином «прототип»; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | читать «Муму», задание 4 урока 38 раб.т. | 05.12 | |
38 | 2 | И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима | Урок общеметодоло-гической направленности | Характеризовать героев русской литературы 19 века; сюжет произведения, его тематику, владеть литературоведческими терминами «рассказ», «тема художественного произведения». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | сост. рассказ о героях, задание 1 урока 39 раб.т. | 07.12 | |
39 | 3 | Образы центральные и второстепен-ные, образ Герасима | Урок общеметодоло-гической направленности | Делать сравнительную характеристику персонажей, художественно пересказывать эпизоды. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | творческий пересказ эпизодов | 11.12 | |
40 | 4 | Герасим и Муму. Подготовка к сочинению «Эпизод в рассказе « Муму» | Урок общеметодоло-гической направленности | Владеть литературоведческим термином «эпизод»; анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | подг. выраз. чтение эпизода | 12.12 | |
41 | 5 | Развитие речи. Сочинение «Эпизод в рассказе « Муму» | Урок развивающего контроля | Грамотно строить письменную монологическую речь, выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи. . | Сочинение «Эпизод в рассказе « Муму». | | доработать сочинение | 14.12 | |
42 | 6 | Анализ сочинения . И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». | Урок «открытия» нового знания | Владеть литературоведческими терминами «стихотворение в прозе», «эпитете», «сравнение»; анализировать и выразительно читать стихотворения в прозе. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | выуч. наизусть стих. в прозе «Русский язык» | 18.12 | |
43 | 7 | И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Два богача» | Урок общеметодоло-гической направленности | Владеть литературоведческими терминами «стихотворение в прозе», «эпитете», «сравнение»; анализировать и выразительно читать литературное произведение. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | выуч. наизусть фрагмент стих. Н.А.Некрасова «На Волге» | 19.12 | |
Н.А.Некрасов ( 5ч) |
44 | 1 | Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево | Урок « открытия» нового знания | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | с.249, прочитать «Крестьянские дети» | 21.12 | |
45 | 2 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы её раскрытия | Урок общеметодоло-гической направленности | Понимать ключевую проблему произведения, анализировать литературное произведение; владеть литературоведческим термином «композиция» , анализировать и выразительно читать литературное произведение. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | выуч. отрывок, задание 1 урока 46 раб.т. | 25.12 | |
46 | 3 | Стихотворение «Крестьянские дети». Отношение автора к персонажам стихотворения | Урок общеметодоло-гической направленности | Понимать и формулировать тему и идею литературного произведения; владеть литературоведческими терминами «строфа», «эпитет», «сравнение», «оксюморон». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | прочит. стих-е «Тройка», с.263 | 26.12 | |
3 четверть |
47 | 4 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины | Урок общеметодоло-гической направленности | Анализировать литературное произведение; владеть литературоведческим термином «фольклорные элементы в художественном произведении, анализировать и выразительно читать литературное произведение. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | написать словарную статью «Строфа» ( работа в группе) | 11.01 | |
48 | 5 | Развитие речи. Анализ письменных работ. Исследователь-ская работа с текстом | Урок рефлексии | Создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог, проводя исследовательскую работу с текстом. | Исследовательская работа с текстом | | читать «Кавказ-ский пленник» | 15.01 | |
Л.Н.Толстой ( 5ч) |
49 | 1 | Л.Н.Толстой. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну | Урок « открытия» нового знания | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | читать рассказ, задание 5 урока 50 раб.т. | 16.01 | |
50 | 2 | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену | Урок общеметодоло-гической направленности | Характеризовать героев русской литературы 19 века; владеть литературоведческими терминами «рассказ», «портрет». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | задание 1 урока 51 раб.т. | 18.01 | |
51 | 3 | Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник» | Урок общеметодоло-гической направленности | Владеть литературоведческими терминами «завязка», «кульминация», «развязка», анализировать и выразительно читать литературное произведение. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | с.301-302, задание 2 урока 52 раб.т. | 22.01 | |
52 | 4 | Развитие речи. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» | Урок общеметодоло-гической направленности | Грамотно строить устную и письменную монологическую речь. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | редактиро-вать сочинение | 23.01 | |
53 | 5 | Развитие речи. Сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» | Урок развивающего контроля | Грамотно строить письменную монологическую речь. | Составление словарной статьи «Творческая история произведения» | | подг. сообщение о Чехове | 25.01 | |
А.П.Чехов ( 5ч) |
54 | 1 | Анализ сочинения. Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова | Урок «открытия» нового знания | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | с.303-304., чит. «Злоумыш-ленник» | 29.01 | |
55 | 2 | Рассказ А.П.Чехова «Злоумышлен-ник». Жанровое своеобразие рассказа. Работа над проектом | Урок общеметодоло-гической направленности | Характеризовать героев русской литературы 19 века; сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | подг.к чтению по ролям рассказа «Пересо-лил» | 30.01 | |
56 | 3 | Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проектом | Урок общеметодоло-гической направленности | Характеризовать героев русской литературы 19 века; сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | задание 2 учебника, с.322 | 01.02 | |
57 | 4 | Развитие речи. Сочинение – юмористичес-кий рассказ о случае из жизни | Урок развивающего контроля | Осмысливать роль детали в создании художественного образа; писать классные творческие работы. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | доработать сочинение | 05.02 | |
58 | 5 | Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова) | Урок - проект | Создавать проекты по данной тематике, демонстрировать их. | Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова). | | подг.сообщение о И.А.Буни-не | 06.02 | |
Тема 8. Из литературы ХIХ века( 34ч) |
| | И.А.Бунин ( 4ч) |
59 | 1 | Анализ сочинения. Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам | Урок « открытия» нового знания | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | раб.т. с.4 з.2-3, выуч стих. ( по выбору) | 08.02 | |
60 | 2 | Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её раскрытия | Урок общеметодоло-гической направленности | Выразительно читать стихотворение, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владеть литературоведческим термином «стихотворение-размышление». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | чит. «В деревне», задание 2 урока 61 раб.т. | 12.02 | |
61 | 3 | И.А.Бунин. Рассказ «В деревне» | Урок общеметодоло-гической направленности | Выразительно читать текст; давать характеристику персонажу, определять его нравственно-эмоциональное состояние; владение литературоведческим термином «образ-пейзаж». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | прочитать «Подснеж-ник» | 13.02 | |
62 | 4 | И.А.Бунин. «Подснежник» | Урок общеметодоло-гической направленности | Владеть литературоведческими терминами «герой», «персонаж», «повествователь»; понимать и формулировать тему, идею и нравственный пафос литературного произведения. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | с.28-30,. сообщение о Л. Андрееве | 15.02 | |
| Л.Н.Андреев ( 3ч) |
63 | 1 | Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе | Урок «открытия» нового знания | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | чит. «Петька на даче», задание 2 урока 64 раб.т. | 19.02 | |
64 | 2 | Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе | Урок общеметодоло-гической направленности | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владеть литературоведческими терминами «тема», «эпизод». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | выр. чт. фрагмента рассказа, задание 1 урока 65 раб.т. | 20.02 | |
65 | 3 | Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопостав-ление мира города и дачи в рассказе | Урок общеметодоло-гической направленности | Владеть литературоведческим термином «финал»; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, анализировать и выразительно читать литературное произведение. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | художест-венный пересказ | 22.02 | |
| | А.И.Куприн( 3ч) |
66 | 1 | А.И.Куприн. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате | Урок « открытия» нового знания | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | чит. «Золотой Петух», задание 1 урока 67 раб.т. | 26.02 | |
67 | 2 | Рассказ А.И.Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа | Урок общеметодоло-гической направленности | Пересказывать прозаические произведения или их фрагменты; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; владеть литературоведческими терминами «рассказ», «характеристика персонажа», «портрет». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | сост. уст.отзыв-впечатле-ние об увиденном в удивитель-ном мире природы | 27.02 | |
68 | 3 | Развитие речи. Обучение анализу эпизода | Урок рефлексии | Создавать устные и письменные монологические высказывания разных типов. | Творчес-кая работа: отзыв - впечатле-ние. | | подг. сообщение о Блоке | 01.03 | |
| | А.А.Блок ( 2ч) |
69 | 1 | Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места | Урок «открытия» нового знания | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведений, участвовать в диалоге. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | выраз. чтение стих. с.63, 65 | 05.03 | |
70 | 2 | А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…». Художествен-ное своеобразие стихотворений | Урок общеметодоло-гической направленности | Выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владеть литературоведческими терминами «антитеза», «художественное пространство». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | выуч. наизусть «Летний вечер» | 06.03 | |
| | С.А.Есенин ( 3ч) |
71 | 1 | Детские годы С.А.Есенина. В есенинском Константинове | Урок «открытия» нового знания | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, участвовать в диалоге. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | рассказ о С.А.Есени-не по материа-лам учебника и урока | 12.03 | |
72 | 2 | С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…». Единство человека и природы | Урок общеметодоло-гической направленности | Анализировать лирические произведения, выразительно читать стихотворения; владеть литературоведческими терминами «эпитет», «метафора», «сравнение», «олицетворение». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | учить наизусть (по выбору) | 13.03 | |
73 | 3 | С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…». Малая и большая родина | Урок общеметодоло-гической направленности | Анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; умения правильно, выразительно читать стихотворения; владеть литературоведческим термином «олицетворение». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | подг. сообщение о семье А.П.Плато-нова | 15.03 | |
| | А.А.Платонов ( 3ч) |
74 | 1 | А.П.Платонов. Краткие биографические сведения о писателе | Урок «открытия» нового знания | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, участвовать в диалоге. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | прочит. «Никита», задание 2 урока 75 раб.т. | 19.03 | |
75 | 2 | А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита» | Урок общеметодоло-гической направленности | Художественно пересказывать фрагмент; владеть литературоведческим термином «мифологическое сознание». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | прочитать «Цветок на земле | 20.03 | |
76 | 3 | Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Цветок на земле» | Урок общеметодоло-гической направленности | Составлять словарь для характеристики предметов и явлений; давать характеристику герою. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | художест-венный пересказ | 22.03 | |
| | 4 четверть П.П.Бажов( 4ч) |
77 | 1 | П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе | Урок «открытия» нового знания | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, участвовать в диалоге. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | прочитать «Каменный цветок» | 02.04 | |
78 | 2 | П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова | Урок «открытия» нового знания | Давать характеристику герою; пересказывать текст от другого лица. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | задание 1 урока 78 раб.т. | 03.04 | |
4 четверть |
79 | 3 | П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художествен-ного образа | Урок общеметодоло-гической направленности | Отличать сказ от сказки, знать основные особенности сказа и сказки; владеть литературоведческими терминами «сказ и сказка», «герой повествования», «афоризм». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | описать вазу, которую хотел создать Данила-мастер | 05.04 | |
80 | 4 | Развитие речи. Анализ письменных работ. Творческая работа: рассказ о событиях от лица участника | Урок общеметодоло-гической направленности | Пересказывать текст от другого лица, анализировать письменные работы. | Творческая работа: рассказ о событиях от лица участника | | Проект « Н.Н.Носов и его книги» | 09.04 | |
| | Н.Н.Носов( 3ч) |
81 | 1 | Н.Н.Носов. Краткие сведения о писателе | Урок «открытия» нового знания | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, участвовать в диалоге. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | выраз. чт. рассказа «Три охотника» по ролям | 10.04 | |
82 | 2 | Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов | Урок общеметодоло-гической направленности | Владеть литературоведческим термином «юмор»; воспринимать на слух литературные произведения разных жанров. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | задание 1 уроков 84-85 раб.т. | 12.04 | |
83 | 3 | Промежуточная аттестация. Техника чтения. Литературная викторина | Урок рефлексии | Грамотно строить устную монологическую речь, вести диалог. | Литературная виктории на | | чит. «Васютки-но озеро» | 16.04 | |
| | В.П.Астафьев ( 3ч ) |
84 | 1 | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и идея рассказа | Урок «открытия» нового знания | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, анализировать литературное произведение. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | задание 2 уроков 84-85 раб.т. | 17.04 | |
85 | 2 | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»: глубина раскрытия образа | Урок общеметодоло-гической направленности | Владеть литературоведческим термином «художественная идея»; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | художест-венный пересказ | 19.04 | |
86 | 3 | Развитие речи. Творческая работа: рассказ по личным впечатлениям с элементами фантазии «Это было со мной» | Урок общеметодоло-гической направленности | Создавать устные монологические высказывания по личным впечатлениям с элементами фантазии. | Творческая работа: рассказ по личным впечатлениям с элементами фантазии «Это было со мной» | | подг. сообщение о Е.И. Носове | 23.04 | |
| | Е.И.Носов ( 3ч) |
87 | 1 | Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта | Урок «открытия» нового знания | Различать жанровые разновидности рассказа; овладевать различными видами пересказа. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | выраз. читать рассказ | 24.04 | |
88 | 2 | Юмористичес-кое и лирическое в рассказе « Как патефон петуха от смерти спас» | Урок общеметодоло-гической направленности | Различать жанровые разновидности рассказа; знать особенности юмористического рассказа; овладевать различными видами пересказа. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | запис. пословицы и поговорки народов мира о Родине, природе | 26.04 | |
89 | 3 | Развитие речи. Анализ письменных работ. Мир глазами ребёнка | Урок общеметодоло-гической направленности | Проводить исследовательскую работу с текстом. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | чит.стихи о природе, Родине | 26.04 | |
| | Родная природа в произведениях писателей XX века ( 3ч) |
90 | 1 | Родная природа в произведениях В.И.Белова, Н.М.Рубцова, Р.Г.Гамзатова | Урок «открытия» нового знания | Анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; правильно, выразительно читать стихотворения. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | наизусть одно из стихотворений( по выбору) | 03.05 | |
91 | 2 | В.И.Белов. «Весенняя ночь» | Урок общеметодоло-гической направленности | Анализировать литературное произведение; правильно, выразительно читать произведение, владеть литературоведческим термином «лирическая проза». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | чит. с.194-201 | 07.05 | |
92 | 3 | В.Г.Распутин. «Век живи – век люби» | Урок общеметодоло-гической направленности | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, анализировать литературное произведение. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | чит. роман | 08.05 | |
| | Из зарубежной литературы ( 13ч) |
| | Д.Дефо ( 2ч) |
93 | 1 | Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь, необыкновен-ные и удивительные приключения Робинзона Крузо» | Урок «открытия» нового знания | Сопоставлять духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры с духовно-нравственными ценностями других народов; владеть литературоведческим термином «приключенческий роман». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | художественный пересказ глав романа (12, 21) | 10.05 | |
94 | 2 | Сюжет, характеристика персонажей романа | Урок общеметодоло-гической направленности | Применять разные типы пересказа, давать характеристику герою. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | задание 1 урока 95 раб.т. | 10.05 | |
| | Х.К.Андерсен ( 2ч) |
95 | 1 | Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия на родину сказочника | Урок «открытия» нового знания | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, участвовать в диалоге. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | переска-зать сказку, с.225-236 | 14.05 | |
96 | 2 | Сказка Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота | Урок общеметодоло-гической направленности | Характеризовать литературных героев; владеть литературоведческими терминами. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | отв. на вопросы к сказке | 15.05 | |
| | М.Твен ( 3ч) |
97 | 1 | Автобиографи-ческие мотивы в произведениях М.Твена | Урок «открытия» нового знания | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, участвовать в диалоге. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | выраз. чтение эпизодов | 17.05 | |
98 | 2 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых | Урок общеметодоло-гической направленности | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, анализировать литературное произведение. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | чтение по ролям эпизодов | 17.05 | |
99 | 3 | Жизнерадост-ность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера | Урок общеметодоло-гической направленности | Давать характеристику герою; владеть литературоведческим термином «юмор». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | задание 1 к урокам 99-100 раб.т. | 21.05 | |
| | Ж.Рони-Старший ( 2ч) |
100 | 1 | Ж.Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь». | Урок «открытия» нового знания | Пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | выраз. чтение | 22.05 | |
101 | 2 | Человек и природа , борьба за выживание, эмоциональный мир доисторичес-кого человека в повести « Борьба за огонь» | Урок общеметодоло-гической направленности | Устно и письменно характеризовать героя, составлять цитатный план. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | подг. сообщение о Д.Лондоне | 22.05 | |
| | Дж. Лондон ( 2ч) |
102 | 1 | Дж. Лондон. «Сказание о Кише» | Урок «открытия» нового знания | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, создавать устный портрет героя. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | отв. на вопросы к произв. | 24.05 | |
103 | 2 | Д.Лондон. Период раннего взросления , обстоятельства жизни в «Сказании о Кише» | Урок общеметодоло-гической направленности | Давать характеристику герою, определять тему произведения; владеть литературоведческим термином «рассказ». | Задания в рабочей тетради, устный опрос | | кр.пересказ | 28.05 | |
| | А. Линдгрен ( 2ч) |
104 | 1 | Астрид Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги» | Урок общеметодоло-гической направленности | Готовить сообщение на материале учебника, с использованием самостоятельно найденных сведений. | Задания в рабочей тетради, устный опрос | Слайдовая презентация | подг. к викторине | 29.05 | |
105 | 2 | Литературная викторина. Рекомендации для летнего чтения | Урок рефлексии | Актуализировать знания за курс 5 класса в ходе проведения викторины. | Литературная виктори- на | | рекоменда-ции для летнего чтения | 31.05 | |