Это урок-путешествие. Класс делится на четыре команды по временам года. Можно разделить ребят по времени рождения, а можно сначала дать задание написать сочинения на различные темы, а потом, в зависимости от того, о каком времени года писал ученик, распределить его в группу. Каждая команда оформляет свой стол, готовит костюмы, представляет время года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Путешествие по временам года»»
Урок по литературе в 7 классе
«Путешествие по временам года»
Это урок-путешествие. Класс делится на четыре команды по временам года. Можно разделить ребят по времени рождения, а можно сначала дать задание написать сочинения на различные темы, а потом, в зависимости от того, о каком времени года писал ученик, распределить его в группу. Каждая команда оформляет свой стол, готовит костюмы, представляет время года. Определяется, кто оформляет стол, кто выступает в роли биографа ( для ответа готовится презентация ), кто готовит иллюстрации к стихотворению, кто - выразительное чтение произведения ( лучше на фоне « Времён года» Чайковского), определяется литературовед, готовивший анализ по плану ( 1. На-звание. 2.Тема, основная мысль. 3.Художественные выразительные средства. 4. Стихо-творный размер. 5. Рифма.) Такая работа сплачивает ребят, развивает творческий потенциал.
Цели урока:
Общеобразовательная: обобщает знания учащихся по пейзажной лирике, учит защищать тему, формирует умения выразительно декламировать стихотворения, артистично читать прозаический текст собственного сочинения, развивает умение анализировать стихотворный текст, учит разделению функций
Развивающая: развивает способность видеть эстетическую ценность стихотворных, живописных произведений, оценивать их своеобразие, развивает устную монологическую речь учащихся
Воспитательная: воспитывает коллективную ответственность, взаимопомощь, интерес к урокам литературы и к литературе вообще
Оформление урока:
Репродукции картин русских художников-пейзажистов
Выставка рисунков и творческих работ учащихся
Записи «Времён года» П. И. Чайковского или Вивальди
Оформленные столы групп времён года
Выставка книг
Подготовка к уроку, домашние задания.
К уроку дети разделены на группы по временам года, кто когда родился. Им дано задание представить своё время года.
2. Приготовиться поделиться своими впечатлениями об этом стихотворении, ответив на вопросы: чем понравилось стихотворение, какое настроение в нём выражено, какие самые яркие, необычные слова и выражения замечены, как они помогают понять мысли и чувства поэта; подготовить анализ стихотворения по данному заранее плану
3. Выбрать ещё одно стихотворение о «своём» времени года. Подготовить его выразительное чтение наизусть
4. Оформить стол «своего» времени года красками или символами времени года, например, аппликациями снежинок, молодого листочка или цветка. Можно переодеться в костюмы и представить своё время года
5. Используя подготовленную презентацию, кратко рассказать о писателе
Советы к защите: один ученик читает стихотворение, другой делится впечатлениями о нём, третий оформляет стол, четвёртый читает наизусть другое стихотворение, пятый ведёт рассказ о времени года, шестой о писателе. Продумайте последовательность частей, кто будет выступать, отрепетируйте выступление. Каждый может внести свой вклад в оформление стола. Можно нарисовать иллюстрации к стихотворениям, портрет своего времени года. Можно сочинить и прочитать свои стихи.
Внимание! Вы должны уложиться во время - выступление длится 7 минут
Ход урока
* Урок начинается на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года»
У нас сегодня необычный урок. Сегодня мы попутешествуем по временам года. А помогут нам в этом стихотворения о природе, которые вы знаете, ваши иллюстрации, ваши творческие работы. К уроку вы подготовились защищать соё время года, украсили свои столы.
Сейчас зима. ( Учитель показывает соответствующую страницу календаря. Звучит музыка Чайковского) Деревья словно одеты в белые шубы и шапки. Снег мягким пушистым ковром укутал землю. Вот как передали красоту родной природы русские художники. ( Далее - экскурсия по импровизированной выставке.)
Зима пришла к нам в гости. Послушаем её представление.
Выступает группа «Зима»
Пройдёт время, снег потемнеет, набухнет, побегут ручьи, наступит весна. (*Учитель показывает соответствующую станицу календаря. Звучит соответствующая музыка Чайковского) А вот как изобразили это молодое время года русские живописцы.
Выступает группа «Весна»
А следом за весной приходит яркое, ясное, жаркое лето. Вся природа благоухает и томится от буйных сил. Небо ярко, травы сочны, в воздухе стоит аромат цветов. Лето приносит нам много плодов. Особенно любил изображать это время года Шишкин.
Выступает группа «Лето»
Наконец, мы добрались до осени, печальной и в то же время яркой поры. Среди живописных полотен, посвящённых осени, выделяются произведения Левитана. Предоставим слово осени.
Выступает группа «Осень».
- Вы чудесно поработали. Каждая группа нашла свои оригинальные пути решения защиты. Все были творческими и интересными.
- А какое у вас любимое время года? Почему?
- Если бы у вас была волшебная палочка, но с её помощью вы могли бы осуществить только одно желание, пожелали бы вы, чтобы весь год было только ваше любимое время года? Какой можно сделать вывод?
- В России всегда существовало много обычаев, которых придерживались в разное время года. Многие из них сохранились и в наши дни. Отгадайте, когда это бывает?
1.Люди несут в храм плоды (яблоки) для освящения (летом – Яблочный Спас)
2.Взрослые и дети поют песни, в которых хвалят хозяина, получая за это подарки (зима – на Щедрый вечер)
3.Начинают рубить (солить) капусту. (осень)
4.Прекращают свадьбы, т. к. наступающий месяц очень невыгоден для новобрачных. ( весна, май : сыграть свадьбу в мае – маяться всю жизнь )
- В УНТ есть много загадок, пословиц, посвящённым временам года и явлениям природы. Отгадайте загадки:
*Пан Панович упал в колодец, воды не смутил и сам не утонул. (лист)
*Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку, а пришла молода – весь мост размела. (мороз и весна)
*Весной цвету, летом плод приношу, осенью не увядаю, зимой не умираю. (ель, сосна)
*Какую траву и слепой знает? (крапива)
*Какой колокольчик не звенит? (цветок)
- Собери пословицу:
Красна,а,цветами осень,пирогами,весна
Году,январь,середина,зиме,начало,
Весна,не,а,предвесенье,март,
Лета,июль,краска,цвета,серёдка,
Итог. Рефлексия:
- Каждая группа получает по две карточки, на которых написаны пословицы о том времени года, которое группа представляла. Выберите пословицу, с помощью которой могли бы оценить наш сегодняшний урок. Объясните свой выбор.
Зима : а) Зима без снега – лето без хлеба. б )Февраль богат снегом, апрель – водою.
Весна: а) Что посеешь, то и пожнёшь. б )Красна весна, да голодна.
Лето: а) Красное лето – зелёный покос. б )Худое лето, коли сена нету.
Осень: а) Осенью и у кошки пиры. б) День прозевал – урожай потерял.
Оценки:
-Каждая группа получает лист, оцените ответы товарищей на сегодняшнем уроке.
Поэты, о которых мы сегодня говорили, жили в разное время, но всех их объединяет одно - любовь к Родине, родной природе, способность чувствовать особенно сильно, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взора ленивого и равнодушного. И ещё одним даром обладают талантливые писатели и поэты: даром «рисовать словами», так же как художники рисуют карандашом и кистью.
Стихи открывают нам красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия - тоже великое чудо. Но откроется оно только тому, кто добр, чуток, внимателен.
Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на одну из тем
1.Что увидел жаворонок, прилетевший с юга?
2. Разговор берёзки с ландышем.
3.В зимний лес за сказкой.
4.Разговор поспевающих колосьев.
5.Краски художника – осени.
6. Осинкам холодно.
7.О чём чирикает воробёй в солнечный морозный день?
По желанию: нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений.