kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Путешествие по временам года»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок-путешествие. Класс делится на четыре команды по временам года. Можно разделить ребят по времени рождения, а можно сначала дать задание написать сочинения на различные темы, а потом, в зависимости от того, о каком времени года писал ученик, распределить его в группу. Каждая команда оформляет свой стол, готовит костюмы, представляет время года.

Просмотр содержимого документа
««Путешествие по временам года»»

Урок по литературе в 7 классе

«Путешествие по временам года»

Это урок-путешествие. Класс делится на четыре команды по временам года. Можно разделить ребят по времени рождения, а можно сначала дать задание написать сочинения на различные темы, а потом, в зависимости от того, о каком времени года писал ученик, распределить его в группу. Каждая команда оформляет свой стол, готовит костюмы, представляет время года. Определяется, кто оформляет стол, кто выступает в роли биографа ( для ответа готовится презентация ), кто готовит иллюстрации к стихотворению, кто - выразительное чтение произведения ( лучше на фоне « Времён года» Чайковского), определяется литературовед, готовивший анализ по плану ( 1. На-звание. 2.Тема, основная мысль. 3.Художественные выразительные средства. 4. Стихо-творный размер. 5. Рифма.) Такая работа сплачивает ребят, развивает творческий потенциал.

Цели урока:

  • Общеобразовательная: обобщает знания учащихся по пейзажной лирике, учит защищать тему, формирует умения выразительно декламировать стихотворения, артистично читать прозаический текст собственного сочинения, развивает умение анализировать стихотворный текст, учит разделению функций

  • Развивающая: развивает способность видеть эстетическую ценность стихотворных, живописных произведений, оценивать их своеобразие, развивает устную монологическую речь учащихся

  • Воспитательная: воспитывает коллективную ответственность, взаимопомощь, интерес к урокам литературы и к литературе вообще

Оформление урока:

  • Репродукции картин русских художников-пейзажистов

  • Выставка рисунков и творческих работ учащихся

  • Записи «Времён года» П. И. Чайковского или Вивальди

  • Оформленные столы групп времён года

  • Выставка книг

Подготовка к уроку, домашние задания.

   К уроку дети разделены на группы по временам года, кто когда родился. Им дано задание представить своё время года.

Каждой группе даётся задание:

1.      Подготовить выразительное чтение стихотворение стихотворения (Весна - «Я воспитан природой суровой» Заболоцкий ; лето – Пастернак «Июль»; осень - Некрасов «Железная дорога», отрывок; зима – Брюсов «Первый снег»)

2.      Приготовиться поделиться своими впечатлениями об этом стихотворении, ответив на вопросы: чем понравилось стихотворение, какое настроение в нём выражено, какие самые яркие, необычные слова и выражения замечены, как они помогают понять мысли и чувства поэта; подготовить анализ стихотворения по данному заранее плану

3.      Выбрать ещё одно стихотворение о «своём» времени года. Подготовить его выразительное чтение наизусть

4.       Оформить стол «своего» времени года красками или символами времени года, например, аппликациями снежинок, молодого листочка или цветка. Можно переодеться в костюмы и представить своё время года

5. Используя подготовленную презентацию, кратко рассказать о писателе

Советы к защите: один ученик читает стихотворение, другой делится впечатлениями о нём, третий оформляет стол, четвёртый читает наизусть другое стихотворение, пятый ведёт рассказ о времени года, шестой о писателе. Продумайте последовательность частей, кто будет выступать, отрепетируйте выступление. Каждый может внести свой вклад в оформление стола. Можно нарисовать иллюстрации к стихотворениям, портрет своего времени года. Можно сочинить и прочитать свои стихи.

Внимание! Вы должны уложиться во время - выступление длится 7 минут

 Ход урока

* Урок начинается на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года»

У нас сегодня необычный урок. Сегодня мы попутешествуем по временам года. А помогут нам в этом стихотворения о природе, которые вы знаете, ваши иллюстрации, ваши творческие работы. К уроку вы подготовились защищать соё время года, украсили свои столы.

Сейчас зима. ( Учитель показывает соответствующую страницу календаря. Звучит музыка Чайковского) Деревья словно одеты в белые шубы и шапки. Снег мягким пушистым ковром укутал землю. Вот как передали красоту родной природы русские художники. ( Далее - экскурсия по импровизированной выставке.)

Зима пришла к нам в гости. Послушаем её представление. 

Выступает группа «Зима»

 Пройдёт время, снег потемнеет, набухнет, побегут ручьи, наступит весна. (*Учитель показывает соответствующую станицу календаря. Звучит соответствующая музыка Чайковского) А вот как изобразили это молодое время года русские живописцы.

Выступает группа «Весна»

 А следом за весной приходит яркое, ясное, жаркое лето. Вся природа благоухает и томится от буйных сил. Небо ярко, травы сочны, в воздухе стоит аромат цветов. Лето приносит нам много плодов. Особенно любил изображать это время года Шишкин.

Выступает группа «Лето»

 Наконец, мы добрались до осени, печальной и в то же время яркой поры. Среди живописных полотен, посвящённых осени, выделяются произведения Левитана. Предоставим слово осени.

Выступает группа «Осень».

- Вы чудесно поработали. Каждая группа нашла свои оригинальные пути решения защиты. Все были творческими и интересными.

- А какое у вас любимое время года? Почему?

- Если бы у вас была волшебная палочка, но с её помощью вы могли бы осуществить только одно желание, пожелали бы вы, чтобы весь год было только ваше любимое время года? Какой можно сделать вывод?

- В России всегда существовало много обычаев, которых придерживались в разное время года. Многие из них сохранились и в наши дни. Отгадайте, когда это бывает?

1.Люди несут в храм плоды (яблоки) для освящения (летом – Яблочный Спас)

2.Взрослые и дети поют песни, в которых хвалят хозяина, получая за это подарки (зима – на Щедрый вечер)

3.Начинают рубить (солить) капусту. (осень)

4.Прекращают свадьбы, т. к. наступающий месяц очень невыгоден для новобрачных. ( весна, май : сыграть свадьбу в мае – маяться всю жизнь )

- В УНТ есть много загадок, пословиц, посвящённым временам года и явлениям природы. Отгадайте загадки:

*Пан Панович упал в колодец, воды не смутил и сам не утонул. (лист)

*Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку, а пришла молода – весь мост размела. (мороз и весна)

*Весной цвету, летом плод приношу, осенью не увядаю, зимой не умираю. (ель, сосна)

*Какую траву и слепой знает? (крапива)

*Какой колокольчик не звенит? (цветок)

- Собери пословицу:

  • Красна,а,цветами осень,пирогами,весна

  • Году,январь,середина,зиме,начало,

  • Весна,не,а,предвесенье,март,

  • Лета,июль,краска,цвета,серёдка,

Итог. Рефлексия:

- Каждая группа получает по две карточки, на которых написаны пословицы о том времени года, которое группа представляла. Выберите пословицу, с помощью которой могли бы оценить наш сегодняшний урок. Объясните свой выбор.

Зима : а) Зима без снега – лето без хлеба. б )Февраль богат снегом, апрель – водою.

Весна: а) Что посеешь, то и пожнёшь. б )Красна весна, да голодна.

Лето: а) Красное лето – зелёный покос. б )Худое лето, коли сена нету.

Осень: а) Осенью и у кошки пиры. б) День прозевал – урожай потерял.

Оценки:

-Каждая группа получает лист, оцените ответы товарищей на сегодняшнем уроке.

Поэты, о которых мы сегодня говорили, жили в разное время, но всех их объединяет одно - любовь к Родине, родной природе, способность чувствовать особенно сильно, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взора ленивого и равнодушного. И ещё одним даром обладают талантливые писатели и поэты: даром «рисовать словами», так же как художники рисуют карандашом и кистью.

   Стихи открывают нам красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия - тоже великое чудо. Но откроется оно только тому, кто добр, чуток, внимателен.

Домашнее задание:
написать сочинение – миниатюру на одну из тем

1.Что увидел жаворонок, прилетевший с юга?

2. Разговор берёзки с ландышем.

3.В зимний лес за сказкой.

4.Разговор поспевающих колосьев.

5.Краски художника – осени.

6. Осинкам холодно.

7.О чём чирикает воробёй в солнечный морозный день?

По желанию: нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений.





Учитель: Попова И.И.

Март 2018 год.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Путешествие по временам года»

Автор: Попова Ирина Ивановна

Дата: 02.04.2018

Номер свидетельства: 464735

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Итоговое занятие по математике на тему "Путешествие по временам года""
    ["seo_title"] => string(80) "itoghovoie_zaniatiie_po_matiematikie_na_tiemu_putieshiestviie_po_vriemienam_ghod"
    ["file_id"] => string(6) "465400"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1523121983"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Путешествия к временам года "
    ["seo_title"] => string(34) "putieshiestviia-k-vriemienam-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "185223"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426160748"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект занятия "Путешествипо дням недели, временам года, месяцам" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-zaniatiia-putieshiestvipo-dniam-niedieli-vriemienam-ghoda-miesiatsam"
    ["file_id"] => string(6) "242218"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445422943"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект НОД (комплексного занятия) "Путешествие по временам года""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt_nod_komplieksnogho_zaniatiia_putieshiestviie_po_vriemienam_ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "409913"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492498607"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений  «Путешествие по временам года». "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-zaniatiia-po-formirovaniiu-eliemientarnykh-matiematichieskikh-priedstavlienii-putieshiestviie-po-vriemienam-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "244542"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445956635"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства