Пути развития функциональной грамотности чтения учащихся на уроках литературы
Пути развития функциональной грамотности чтения учащихся на уроках литературы
Предлагаю вашему вниманию презентацию урока литературы в 9 классе с использованием стратегии «Шесть шляп мышления». При изучении темы « Образ Чичикова в романе Н.В. Гоголя «Мёртвые души»» определила такие задачи: научить самостоятельно мыслить учащихся, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пути развития функциональной грамотности чтения учащихся на уроках литературы »
Пути развития функциональной грамотности чтения учащихся на уроках литературы
Мажитова Ж.Д.
Саумалкольская средняя школа №1 ,Северо-Казахстанская область
Айыртауский район, с. Саумалколь.
Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать продукты мышления – оригинальные решения актуальных для определённой области жизни проблем, точно и понятно для всех формулировать их, вызывать к ним интерес соответствующих лиц и делать их своими единомышленниками. [2,с.4-5]
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. Моя задача, как учителя словесности, помочь ученику грамотно работать с текстом, интегрировать информацию, собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их и делать необходимые обобщения. Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема: современное образование требует развития информационной и коммуникативной компетенции,а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе?
На мой взгляд, эту проблему можно решить, если использовать на уроках стратегии активного обучения, которые позволяют создать атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Недавно я прошла курсы по теме «Развитие функциональной грамотности чтения учащихся в рамках проведения международного исследования Pisa». На курсах нас познакомили с примерами применения активных методов обучения, которые развивают критическое мышление, способствуют обсуждению по различным вопросам, сотрудничеству между учащимися и педагогом, учащиеся учатся работать в парах или группах, учатся анализировать самостоятельно.
Каждый урок должен иметь свою «изюминку» - интересное начало, разминку, конкретное задание, выполняемое в группах или индивидуально. Очень важна роль учителя, который должен чётко представить необходимую информацию (инструкцию) для урока, правильно выбрать подходящую стратегию и, что является особенно важным, вместе с учащимися подвести итог работе: чему научились?
Думаю, что если каждый учащийся осознанно и целеустремленно, системно и последовательно овладеет способностью самостоятельно добывать знания и использовать их в жизни, то он, при дополнительном наличии хорошего лингвистического образования, будет функционально грамотной личностью.
Предлагаю вашему вниманию презентацию урока литературы в 9 классе с использованием стратегии «Шесть шляп мышления». При изучении темы « Образ Чичикова в романе Н.В. Гоголя «Мёртвые души»» определила такие задачи: научить самостоятельно мыслить учащихся , развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.
Тема урока: Можно ли назвать Чичикова «мёртвой» душой?
Цель урока:на основе авторского отношения к герою определить: Чичиков – «живая» душа или «мёртвая»?
Вводно-мотивационный этап
Деление на группы :
1 группа: « Не красавец, но и не дурной наружности…», « ни слишком толст, ни слишком тонок…», «нельзя сказать, чтобы очень стар, однако и не молод…», «говорит ни громко, ни тихо…»
4 группа: Манилов: «Это чрезвычайно приятнейший человек…». Собакевич: « Чичиков - хороший человек». Прокурор :«Павел Иванович - дельный человек». Полицмейстер: « Он почтенный и любезный человек»
(красная шляпа)
5 группа: проницательный, прозорливый, наблюдательный, знание психологии людей
(зелёная шляпа)
6 группа: умение поддерживать разговор, умение произвести приятное впечатление, умение вести дела, умение приспосабливаться к любым обстоятельствам
(синяя шляпа)
Подвести учащихся к определению темы и цели урока, задавая наводящие вопросы:
- Вы, наверное, догадались, о каком герое поэмы будем говорить на уроке?
- На предыдущем уроке мы уже обсуждали, что помещики в поэме - это «мертвые души». Можно ли назвать Чичикова «мёртвой» душой?
- Какова цель нашего урока? (учащиеся определяют цель урока)
2. Информационно-операционный этап
(Стратегия «шесть шляп мышления»)
Сегодня мы посмотрим на Чичикова глазами разных людей. Такой многосторонний взгляд поможет постичь загадку сложного характера главного героя.
1 группа. Белая шляпа
- Как Гоголь знакомит читателя с Чичиковым?
- Найдите в тексте слова, которыми сказано о цели приезда Чичикова в губернский город N.
- Найдите в тексте наставление отца, как выбиться в люди (11-я гл.).
Отцовское наставление: “А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете”, - “заронилось глубоко в душу”, пошло впрок. Стремление приобрести копейку, руководившее Чичиковым с раннего детства, превратилось в страстную жажду богатства.
2 группа. Чёрная шляпа
- Какие отрицательные черты характера вы увидели в герое?
- Какие поступки, которые он совершил, вам неприятны?
Уже в школе он проявил изворотливость, низость души. Мелкими спекуляциями он «сделал приращения к полтине, подаренной отцом»: перепродавал голодным одноклассникам булку или пряник, загодя купленные на рынке, а в дальнейшем совершил предательства: оттолкнул умирающего учителя, обманул повытчика и его дочь, брал взятки.
3 группа. Жёлтая шляпа
- Какие черты характера Чичикова позволяют ему нравиться людям?
- Назовите положительные черты Чичикова и подтвердите свой ответ примерами из текста.
Чичиковым “не овладело скряжничество и скупость. “ В нём не было привязанности к деньгам ради денег. Нет, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всеми достатками”.
Чичиков в 7-ой главе рассуждает о купленных крестьянах:“Когда взглянул он потом на мужиков, которые, точно, были когда-то мужиками, то какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им”. Обратите внимание: “Чичиковым овладело чувство”! Может ли такое случиться с теми у кого “мертвая» душа ?
4 группа. Красная шляпа
- Какие чувства переживает герой романа?
Все детство Чичикова прошло в атмосфере материальной и духовной пустоты, но это не сломило его дух, не остановилоего, а, наоборот, укрепило его сокровенную мечту — стать богатым.
- Какие чувства вызывает у вас Чичиков?
Жалость: воспитывал Чичикова отец, о матери ничего не сказано; отец больно наказывал за шалости; тяжело жить без друзей, товарищей; отказывал себе во всём ради «копейки».
Возмущение: имитировал интерес к дочке начальника - повытчика, спекуляция съестным; отказал в помощи учителю; Чичиков, работая на таможне, попал под суд, но не раскаялся; сумел увернуться от уголовного суда и утаить тысяч десять.
Восхищение:терпением, выдержкой, железной волей, общительностью, трудолюбием, целеустремлённостью, умением экономить; потеряв работу, карьеру начинает «с нуля»; о чём бы ни заходила речь, он всегда умел поддержать разговор, сообщая дельные замечания.
5 группа. Зелёная шляпа
- Есть ли у Чичикова возможность быть честным, и при этом жить благополучно?
-Что ожидает главного героя на его жизненном пути?
Такие положительные черты характера, как целеустремленность, воля, энергичность, умение вести дела, знание психологии людей, наблюдательность, умение произвести впечатление присутствуют в главном герое. У него есть всё, что требуется этому миру, всё, что способствует карьерному росту.
6 группа Синяя шляпа
- Как относится к Чичикову Гоголь и согласны ли вы с его оценкой героя?
Иногда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос и сливается с ним в поэтических отступлениях.
3.Рефлексивно-оценочный этап
Напишите эссе по темам : «Возможно ли возрождение души Чичикова?» Обоснуйте свой ответ.
«Как вы считаете, «мёртвая» душа Чичиков или «живая»? Обоснуйте свой ответ.
«К чему, по-вашему мнению, призывает автор?»
Вот несколько вариантов ответов:
-Возможно ли возрождение души Чичикова?
- Я думаю, что возможно, если вспомнить об имени, которое дал ему автор произведения. Чичикова зовут Павел. Это имя апостола, пережившего духовный переворот. Если Н.В.Гоголь допускает возможность Чичикова измениться, стать другим человеком, то я тоже надеюсь на перерождение его души!
( Чеботарёв Вадим ученик 9 класса)
- Как вы считаете, «мёртвая» душа Чичиков или «живая»? Обоснуйте свой ответ.
« Если взять во внимание только деловые качества Чичикова, то на сегодняшний день он, безусловно, добился бы определенных успехов в бизнесе. Ведь таких людей в наше время ценят и уважают. Но я бы не хотела встретить на своём пути такого человека, который жаждет обогатиться за счет других, за счет чужого труда. Исходя из этого, я делаю вывод, что душа Чичикова уже не может называться действительно «живой». ( Мельникова Дарья ученица 9 класса)
« Хочу соотнести свою точку зрения с авторской мыслью. На вопрос, какая душа имеет право называться живой, Гоголь отвечает: "Только та, которая готова любить, страдать и совершенствоваться. Только та душа, которая готова к самоотвержению, а не та, которая погрязла в накопительстве, имеет право называться живой».Так как автор надеется на перерождение души Чичикова, то и я разделяю с ним эту мысль». (Мирошниченко Татьяна ученица 9 класса)
-К чему, по-вашему мнению, призывает автор?
«Встречаются «многоликие» люди, которые , подобно главному герою, легко приспосабливаются к любым обстоятельствам . Я считаю, что автор предупреждает нас о том, что человек ни при каких обстоятельствах не должен терять искренние человеческие качества. Словно к нам, молодому поколению, обращены слова писателя: « Будьте не мёртвые, а живые души!» И я на долгие годы запомню этот мудрый призыв для того, чтобы быть достойным человеком!»
( Гайдаев Денис ученик 9 класса)
Список литературы:
1. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах /технология формирования типа правильной читательской деятельности/
2. Вагапова Д.Х., Мурзалинова А.Ж. Обучение жанрам в аспекте риторики как составляющей функциональной грамотности . Алматы 2003.
3. Жук А.И., Кошель Н.Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов - М.: Аверсэв, 2004.
4. Иванова С.Ф. Путь к современной риторике – М.:Знание, 1990.
5. И. Логвинова, Л. Рождественская. Формирование навыков функционального чтения. Книга для учителя. 2012