kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пути развития функциональной грамотности чтения учащихся на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Предлагаю вашему вниманию презентацию урока литературы в 9 классе с использованием стратегии «Шесть шляп мышления». При изучении темы « Образ Чичикова в романе Н.В. Гоголя «Мёртвые души»» определила такие задачи: научить самостоятельно мыслить учащихся, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пути развития функциональной грамотности чтения учащихся на уроках литературы »

Пути развития функциональной грамотности чтения учащихся на уроках литературы

Мажитова Ж.Д.

Саумалкольская средняя школа №1 ,Северо-Казахстанская область

Айыртауский район, с. Саумалколь.

Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать продукты мышления – оригинальные решения актуальных для определённой области жизни проблем, точно и понятно для всех формулировать их, вызывать к ним интерес соответствующих лиц и делать их своими единомышленниками. [2,с.4-5]

Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. Моя задача, как учителя словесности, помочь ученику грамотно работать с текстом, интегрировать информацию, собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их и делать необходимые обобщения. Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема:  современное образование требует развития информационной и коммуникативной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая.  Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе?  

На мой взгляд, эту проблему можно решить, если использовать на уроках стратегии активного обучения, которые позволяют создать атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.  

Недавно я прошла курсы по теме «Развитие функциональной грамотности чтения учащихся в рамках проведения международного исследования Pisa». На курсах нас познакомили с примерами применения активных методов обучения, которые развивают критическое мышление, способствуют обсуждению по различным вопросам, сотрудничеству между учащимися и педагогом, учащиеся учатся работать в парах или группах, учатся анализировать самостоятельно.

Каждый урок должен иметь свою «изюминку» - интересное начало, разминку, конкретное задание, выполняемое в группах или индивидуально. Очень важна роль учителя, который должен чётко представить необходимую информацию (инструкцию) для урока, правильно выбрать подходящую стратегию и, что является особенно важным, вместе с учащимися подвести итог работе: чему научились?

Думаю, что если каждый учащийся осознанно и целеустремленно, системно и последовательно овладеет способностью самостоятельно добывать знания и использовать их в жизни, то он, при дополнительном наличии хорошего лингвистического образования, будет функционально грамотной личностью.

Предлагаю вашему вниманию презентацию урока литературы в 9 классе с использованием стратегии «Шесть шляп мышления». При изучении темы « Образ Чичикова в романе Н.В. Гоголя «Мёртвые души»» определила такие задачи: научить самостоятельно мыслить учащихся , развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

Тема урока: Можно ли назвать Чичикова «мёртвой» душой?

Цель урока: на основе авторского отношения к герою определить: Чичиков – «живая» душа или «мёртвая»?

  1. Вводно-мотивационный этап

Деление на группы :

1 группа: « Не красавец, но и не дурной наружности…», « ни слишком толст, ни слишком тонок…», «нельзя сказать, чтобы очень стар, однако и не молод…», «говорит ни громко, ни тихо…»

(белая шляпа)

2 группа: спекуляция, угодничество, взяточничество, казнокрадство

(чёрная шляпа)

3 группа: деликатность, бережливость, энергичность, гибкость ума

(жёлтая шляпа)

4 группа: Манилов: «Это чрезвычайно приятнейший человек…». Собакевич: « Чичиков - хороший человек». Прокурор :«Павел Иванович - дельный человек». Полицмейстер: « Он почтенный и любезный человек»

(красная шляпа)

5 группа: проницательный, прозорливый, наблюдательный, знание психологии людей

(зелёная шляпа)

6 группа: умение поддерживать разговор, умение произвести приятное впечатление, умение вести дела, умение приспосабливаться к любым обстоятельствам

(синяя шляпа)

Подвести учащихся к определению темы и цели урока, задавая наводящие вопросы:

- Вы, наверное, догадались, о каком герое поэмы будем говорить на уроке?

- На предыдущем уроке мы уже обсуждали, что помещики в поэме - это «мертвые души». Можно ли назвать Чичикова «мёртвой» душой?

- Какова цель нашего урока? (учащиеся определяют цель урока)

2. Информационно-операционный этап

(Стратегия «шесть шляп мышления»)

Сегодня мы посмотрим на Чичикова глазами разных людей. Такой многосторонний взгляд поможет постичь загадку сложного характера главного героя.

1 группа. Белая шляпа

- Как Гоголь знакомит читателя с Чичиковым?

- Найдите в тексте слова, которыми сказано о цели приезда Чичикова в губернский город N.

- Найдите в тексте наставление отца, как выбиться в люди (11-я гл.).

Отцовское наставление: “А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете”, - “заронилось глубоко в душу”, пошло впрок. Стремление приобрести копейку, руководившее Чичиковым с раннего детства, превратилось в страстную жажду богатства.

2 группа. Чёрная шляпа

- Какие отрицательные черты характера вы увидели в герое?

- Какие поступки, которые он совершил, вам неприятны?

Уже в школе он проявил изворотливость, низость души. Мелкими спекуляциями он «сделал приращения к полтине, подаренной отцом»: перепродавал голодным одноклассникам булку или пряник, загодя купленные на рынке, а в дальнейшем совершил предательства: оттолкнул умирающего учителя, обманул повытчика и его дочь, брал взятки.

3 группа. Жёлтая шляпа

- Какие черты характера Чичикова позволяют ему нравиться людям?

- Назовите положительные черты Чичикова и подтвердите свой ответ примерами из текста.

Чичиковым “не овладело скряжничество и скупость. “ В нём не было привязанности к деньгам ради денег. Нет, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всеми достатками”.

Чичиков в 7-ой главе рассуждает о купленных крестьянах: “Когда взглянул он потом на мужиков, которые, точно, были когда-то мужиками, то какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им”. Обратите внимание: “Чичиковым овладело чувство”! Может ли такое случиться с теми у кого “мертвая» душа ?

4 группа. Красная шляпа

- Какие чувства переживает герой романа?  

Все детство Чичикова прошло в атмосфере материальной и духовной пустоты, но это не сломило его дух, не остановило его, а, наоборот, укрепило его со­кровенную мечту — стать богатым.

- Какие чувства вызывает у вас Чичиков?

Жалость: воспитывал Чичикова отец, о матери ничего не сказано; отец больно наказывал за шалости; тяжело жить без друзей, товарищей; отказывал себе во всём ради «копейки».

Возмущение: имитировал интерес к дочке начальника - повытчика, спекуляция съестным; отказал в помощи учителю; Чичиков, работая на таможне, попал под суд, но не раскаялся; сумел увернуться от уголовного суда и утаить тысяч десять.

Восхищение:терпением, выдержкой, железной волей, общительностью, трудолюбием, целеустремлённостью, умением экономить; потеряв работу, карьеру начинает «с нуля»; о чём бы ни заходила речь, он всегда умел поддержать разговор, сообщая дельные замечания.

5 группа. Зелёная шляпа

- Есть ли у Чичикова возможность быть честным, и при этом жить благополучно?

-Что ожидает главного героя на его жизненном пути?

Такие положительные черты характера, как целеустремленность, воля, энергичность, умение вести дела, знание психологии людей, наблюдательность, умение произвести впечатление присутствуют в главном герое. У него есть всё, что требуется этому миру, всё, что способствует карьерному росту.

6 группа Синяя шляпа

- Как  относится  к  Чичикову  Гоголь  и  согласны  ли  вы с его оценкой героя?

Иногда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос и сливается с ним в поэтических отступлениях.

3.Рефлексивно-оценочный этап

Напишите эссе по темам : «Возможно ли возрождение души Чичикова?» Обоснуйте свой ответ.

«Как вы считаете, «мёртвая» душа Чичиков или «живая»? Обоснуйте свой ответ.

«К чему, по-вашему мнению, призывает автор?»

Вот несколько вариантов ответов:

-Возможно ли возрождение души Чичикова?

- Я думаю, что возможно, если вспомнить об имени, которое дал ему автор произведения. Чичикова зовут Павел. Это имя апостола, пережившего духовный переворот. Если Н.В.Гоголь допускает возможность Чичикова измениться, стать другим человеком, то я тоже надеюсь на перерождение его души!

( Чеботарёв Вадим ученик 9 класса)

- Как вы считаете, «мёртвая» душа Чичиков или «живая»? Обоснуйте свой ответ.

« Если взять во внимание только деловые качества Чичикова, то на сегодняшний день он, безусловно, добился бы определенных успехов в бизнесе. Ведь таких людей в наше время ценят и уважают. Но я бы не хотела встретить на своём пути такого человека, который жаждет обогатиться за счет других, за счет чужого труда. Исходя из этого, я делаю вывод, что душа Чичикова уже не может называться действительно «живой». ( Мельникова Дарья ученица 9 класса)

« Хочу соотнести свою точку зрения с авторской мыслью. На вопрос, какая душа имеет право называться живой, Гоголь отвечает: "Только та, которая готова любить, страдать и совершенствоваться. Только та душа, которая готова к самоотвержению, а не та, которая погрязла в накопительстве, имеет право называться живой».Так как автор надеется на перерождение души Чичикова, то и я разделяю с ним эту мысль». (Мирошниченко Татьяна ученица 9 класса)

-К чему, по-вашему мнению, призывает автор?

«Встречаются «многоликие» люди, которые , подобно главному герою, легко приспосабливаются к любым обстоятельствам . Я считаю, что автор предупреждает нас о том, что человек ни при каких обстоятельствах не должен терять искренние человеческие качества. Словно к нам, молодому поколению, обращены слова писателя: « Будьте не мёртвые, а живые души!» И я на долгие годы запомню этот мудрый призыв для того, чтобы быть достойным человеком!»

( Гайдаев Денис ученик 9 класса)



Список литературы:



1. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова.  Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах /технология формирования типа правильной читательской деятельности/

2. Вагапова Д.Х., Мурзалинова А.Ж. Обучение жанрам в аспекте риторики как составляющей функциональной грамотности . Алматы 2003.

3. Жук А.И., Кошель Н.Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов - М.: Аверсэв, 2004. 

4. Иванова С.Ф. Путь к современной риторике – М.:Знание, 1990.

5. И. Логвинова, Л. Рождественская. Формирование навыков функционального чтения. Книга для учителя. 2012




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Пути развития функциональной грамотности чтения учащихся на уроках литературы

Автор: Мажитова Жанна Думановна

Дата: 07.08.2015

Номер свидетельства: 224624

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Эффективность использования  развитие функциональной грамотности на пути повышения качества обучения обучающихся "
    ["seo_title"] => string(130) "effiektivnost-ispol-zovaniia-razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-puti-povyshieniia-kachiestva-obuchieniia-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "129096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415635136"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. "
    ["seo_title"] => string(111) "razvitiie-funktsional-noi-gramotnosti-chtieniia-mladshikh-shkol-nikov-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "234102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443350258"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Доклад:Пути  формирования функциональной грамотности учащихся по русскому языку."
    ["seo_title"] => string(79) "dokladputiformirovaniiafunktsionalnoighramotnostiuchashchikhsiaporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "275316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452538406"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Развитие функциональной грамотности у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(62) "razvitiie_funktsional_noi_ghramotnosti_u_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "391951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487134270"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока обществознание 11 класс."
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka_uroka_obshchestvoznanie_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "597043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641648217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства