Исследовательская работе о художниках, изобразивши х А.С. Пушкина может использоваться на уроках литературы во время изучения биографии поэты. Также во внеклассной работе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пушкин в изобразительном искусстве»
Введение
«Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит», - сказал А.С.Пушкин об одном из своих портретов. А сколько их было всего? Сколько портретов было создано при жизни поэта, сколько после смерти?
Вопросы интересные, особенно если учесть, что работы художников помогают нам представить внешний облик поэта.
В этом году отмечается 215 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Этой дате я решила посвятить свою исследовательскую работу, целью которой является сбор и изучение материалов о портретах Великого поэта России.
Задачи:
1.Найти как можно больше сведений о портретах, изображавших Пушкина.
2.Собрать и изучить материалы о самых известных портретах Пушкина работы О.А.Кипренского и В.А.Тропинина.
Гипотеза:
Предполагается, что работы О. А.Кипренского и В.А.Тропинина являются самыми удачными изображениями поэта.
Пушкин в живописи
Портрет отличается подчеркнутой сдержанностью и поэтичностью. Пушкин на портрете Кипренского очень спокоен. У него тихий, задумчивый взгляд, грустная складка губ. Скрещенные на груди руки – любимая поза поэта –подчеркивает его замкнутость в себе, сосредоточенность. Художник избегает всяких внешних выигрышных примеров: эффектного жеста, ракурса, поворота. Он не акцентирует творческую силу, темперамент поэта, не подчеркивает в нем ганнибаловские черты. Так же сдержанны и краски – портрет написан в коричневато-зеленых тонах. Только лицо дано теплым розоватым тоном и ярко выделена подкладка наброшенного на плечо плаща.
Поэтическое начало и гармония натуры Пушкина переданы художником с большой глубиной и свободой. Портрет был написан по заказу А.А. Дельвига, друга Пушкина, летом 1827 г. в Петербурге и появился на осенней выставке Академии художеств. Он был как большое явление русского искусства, о нем написали в газетах и журналах. Предполагалось, что портрет будет показан на выставке Кипренского за границей.
Портрет, изображающий Пушкина ребенком трех – трех с половиной лет, хранился у потомков знаменитого московского врача Матвея Яковлевича Мудрова. По семейному преданию, он был подарен матерью поэта Н. О. Пушкиной единственной дочери Мудрова – Софье. М. Я. Мудров лечил Пушкиных, когда они жили в Москве. В 1831 г. он погиб во время эпидемии холеры. Его молоденькая дочь Софья вышла замуж. Вероятно, этот подарок был сделан зимой 1832/33 г., когда Пушкины – отец и мать поэта – провели несколько месяцев в Москве. В детском портрете видны характерные черты Пушкина, менее определенные, чем портретах зрелого возраста: выпуклые губы, чуть прижатый книзу кончик носа, открытый вырез ноздрей, тщательно причесали перед позированием. Кудри его приглажены, но отдельные прядки уже приподнялись, готовые опять завиться. У малыша живой взгляд серо-голубых блестящих глаз. В 1950 г. правнучка С.М. Мудровой подарила миниатюру талантливому актеру Всеволоду Якуту, создавшему живой образ поэта в спектакле «Пушкин», во время гастролей театра в Ленинграде. Народный артист СССР В.С. Якут передал миниатюру в московский музей Пушкина.
Художник Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964), крупнейший мастер ксилографии (гравюра по дереву), талантливо иллюстрировавший произведение поэта, создал трогательный и обаятельный образ поэта Пушкина-подростка. Это мальчик-поэт. Широко раскрыты его глаза: он видит мир по-иному, чем его товарищи, которые сейчас играют и шалят где-то поодаль.
Илья Ефимович Репин (1844-1930) изобразил событие, которое описал Пушкиным: «Державин видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словеснице. Тут он оживился, глаза заблестели; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом….» (т. VIII, с. 65-66).
Художник изобразил Пушкина во время его путешествия по Крыму в 1821г., использовав для этого свою зарисовку, сделанную с натуры в 1832 г. (см. аннотацию к листу 14, И. А. Крылов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский и Н. И. Гнедич в Летнем саду). Поэтическое предание о памятнике, воздвигнутом крымским ханом, тоскующим по умершей жене, дало основу для сюжета поэмы «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823). О «Фонтане слез» у Пушкина смотрите в поэме (т. III, с. 156) и в «Открытке из письма» (т. VII, с.281-281).
Это редкий в истории искусства случай, когда два больших художника создали вмести одно полотно. Фигура Пушкина написана Репиным, пейзаж – знаменитым маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским (1817 - 1900) . Сюжет картины подсказан стихотворением Пушкина «К морю» (1824). Запечатлевшиеся памяти пейзажа создают в стихотворение многогранный, сложный образ моря, близкий к различным душевным состояниям поэта. Художник мог передать только одно из них, которое больше соответствовала его представлениям о «свободной стихии», - он изобразил море пасмурное и бурное.
Иван Иванович Пущин оставил подробные и очень живые воспоминание о своем посещение Пушкина в Михайловском 11 января 1825 г. Картина иллюстрирует следующую сцену: «Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума»; он был очень доволен этою тогда рукописною комедией, до того ему во все почти незнакомую. После обеда, за чашкой кофе, он начал читать её в слух…».Пушкин отметил этот счастливый день в двух стихотворениях – «19 октября» (1825) и в послание к Пущину, переданном в Сибирь на каторгу (написано 13 декабря 1826 г.) Картина Николая Николаевича Ге (1831-1834) очень популярна.Она гораздо официальнее и холоднее, чем рассказ Пущина о посещение поэта. Желательно привлекать его если не полностью, то в больших отрывках.
Картина дает так же возможность проиллюстрировать тему «Пушкин и няня в Михайловском», используя стихотворения «Зимний вечер» (1825), «Няне» («Подруга дней моих суровых…») (1826) и лирические отступления в «Евгении Онегине». Поясним некоторые детали картины: слева на полу брошен открытый чемодан Пущина, на диване – его шуба. На стене висит гравированный портрет Байрона, на камине стоит статуэтка Наполеона. Они были в комнате Пушкина и введены им в описание кабинета Онегина в сельском доме.
«Портрет Александра Сергеевич Тропинину для меня и подарил мне его на память в золоченой великолепной рамке», - вспомнил в 1868 году друг Пушкина Сергей Александрович Соболевский (1803-1870).
Зимой 1826 – 1827 гг.Пушкин, живя у Соболевского в Москве ходил позировать к знаменитому московскому портретисту Василию Андреевичу Тропинину (1776 – 1852). Портрет был закончен весной 1827 г. В майском номере журнала «Московский телеграф» Н. А. Полевой поместил отзыв.
Он писал: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершено схватить быстроты взгляда и живого выражение лица поэта». По желанию Соболевского Пушкин был изображен в том виде, в каком обычно бывал дома: в нарядном халате красивого коричневого цвета с синей отделкой, в белой сорочке с мягким отложным воротничком, с небрежно повязанным платком, не закрывающим шеи. На большом пальце правой руки, так же по желанию Соболевского, было изображен заветный перстень-талисман, подаренные поэту Е. К. Воронцовой. Но домашний костюм и естественная поза не делают портрет обыденным, будничным.При первом же взгляде вас поражают духовное богатство и сила изображенного на портрете человека. Художник осветил почти все лицо, повернутое к нам в три четверти. Лицо Пушкина полно жизни и мысли. Большой чистый лоб не закрыт кудрями, откинутыми на зад. Ноздри как будто полные света, видят что-то, недоступное нам. Это вдохновенный образ поэта, исполненного творческих сил. Живописные складки одежды, рассыпавшиеся в беспорядке завидки волос подчеркивают артистичность образом. Все это сообщает портрету особую ликующую праздничность. Шедевр Тропинина был выставлен впервые для широкого обозрения в 1868 г. в Москве