Учебная цель: Изучение жизни и творчества А.С. Пушкина и А. Кунанбаева.
Воспитательная цель: Приобщение учащихся к культурному достоянию русского и казахского народов, эстетическое воспитание .
Развивающая цель : Привитие интереса к творчеству выдающихся поэтов - Абая и Пушкина, изучению языков.
Оборудование: Портреты Абая и Пушкина , выставка
произведений Абая и Пушкина , сборники стихов
Оформление: Осенние листья, цветы, шары, казахские орнаменты, вывеска с темой вечера, газеты на тему стихов Абая и Пушкина русские и казахские народные костюмы.
Ход урока :
І. Операционно- мотивационный этап.
II .Психологический настрой на фоне казахской музыки
( музыка Құрманғазы )
1.Слово учителя.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей!
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых!
-Ребята , сегодня мы поговорим о знаменитых людях ХІХ века.
Абай и Пушкин ! Светочи поэзии , наша гордость . непревзойденное достижение казахской и русской литературы . Их стихи - гимн высокой гражданственности , « союз волшебных звуков , чувств и дум». Для них поэзия властитель языка .
Начиная разговор о творчестве двух гениев - А.С. Пушкина и А. Құнанбаева давайте , вспомним , что мы знаем о них ?
( дети делятся своими знаниями)
1. : Абай Құнанбаев- великий поэт , гордость казахского народа . Родился в Семипалатинской области , среди голубых Чингизских гор . Имя Абай дала ему в детстве мать . Оно означает «вдумчивый , «осмотрительный»
2.: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве .Саша был кудрявым мальчиком , со смуглым личиком , с очень живыми глазами .
3. - Бабушка Пушкина учила маленького поэта русской грамоте , рассказывала ему о русской старине . Няня знала множество сказок, , песен и была замечательной разказчицей .
4. Бабушку Абая звали Зере . Бабушка Зере прививала Абаю любовь к народному творчеству с малых лет. Она знала старинные легенды о батырах , сказания , песни.
5. Рассказы бабушек , сказки запали в души поэтов и стали источниками их творчества .
Ведущий 1 : Творчество Абая и Пушкина - это отражение времени , в которое суждено им было жить . « В центре пушкинского творчества жизнь его современников , раскрытая им горькая драма века ». Он « знал все страдания человека своей эпохи , выпавшие на долю тех , кто беззаветно начал борьбу за свободу , и тех , кто не отважился на мятеж . Жил , задыхаясь в атмосфере самовластья , погибая под ударами враждебных человеку обстоятельств»
Ведущий 2 : Эпоха Абая – это период ломки патриорхальновековых устоев . Казахстан находился на пути к новому развитию , но весьма усиливался феодальный гнет , борьба за власть . Несмотря на противоречия , раздиравшие страну , развивалась прогрессивная мысль , происходило становление литературы , расширялась сфера культурного общения казахов и русских .
Ведущий1 : Оба поэта с ранних лет сочиняли стихи. Каждый любил свою Родину , красоту родной природы .
Ведущий 1: Для Пушкина природа - это чародейка , «очей очарованье».
Эта та действительность , которая вдохновляла поэта на творческий труд . Несравненный живописец природы ,
Пушкин воспринимал ее не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта , но и любящим свою Родину сердцем горячего патриота .
Ведущий 2 : Абая же волнует судьба народа , живущего в степи и лишенного права наслаждаться красотой русской природы . Но Абай любит природу родного степного края и воспевает ее в своих стихах . В поэзии Абая нашли отражение разнообразие картины народной жизни :
Бескрайние просторы степей , жизнь и быт казахского ауыла , летние кочевья , поготовка к зиме , соколиная охота .
Абая увлекает не только степная природа . В этой степи живет его народ . Вот почему стихи о природе - это в то же время стихи о народной жизни , полной противоречий и контрастов .
Послушайте эти замечательные стихи :
Күз .Осень . ( Абай)
Сұр бүлт түсі суық қаптайды аспан ,
Күз болып , дымқыл тұман жерді басқан .
Білмеймін тойғаны ма , тоңғаны ма ,
Жылқы ойнап , бие қашқан , тай жарысқан ?
Жасыл шөп , бәйшешек жоқ бұрынғыдай ,
Жастар күлмес , жүгірмес бала шулай .
Қайыршы шал- кемпірдей түсі кетіп ,
Жапырағынан айырылған ағаш , қурай.
Тучи серые , хмурые ,
Дождь недалек ,
Осень . Голую землю туман заволок .
То ль от сытости , то ль чтоб согреться , резвясь ,
Стригунка догоняет в степи стригунок .
Косяком потянулись на юг журавли ,
Караваны верблюдов
Под ними прошли ,
И в аулах - уныние и тишина .
Смех , веселые игры остались вдали .
Жаз / Лето . ( Абай )
Жаздыгүн шілде болғанда,
Көкорай шалғын , бәйшешек
Ұзарып өсіп толғанда ;
Күркіреп жатқан жылқының
Шалғыннан жоны қылтылдап ,
Ат, айғырлар , биелер
Бүйірі шығып , ыңқылдап ,
Суда тұрып шыбындап ,
Құйрығымен шылпылдап ,
Арасында құлын- тай
Айнала шауып бұлтылдап ,
Жоғары - төмен үйрек , қаз
Ұшып тұрса сымпылдап .
Қыз- келіншек үй тігер ,
Бұрала басып былқылдап ,
Ақ білегін сыбанып ,
әзілдесіп сыңқылдап.
Летом , когда тенисты деревья ,
И буйно цветут цветы на лугах ,
И на широких речных берегах
Шумно раскидываются кочевья ,
Так высока в степи трава ,
Что спины коней видны едва .
.Гусей и уток крикливых стаи
То опускаются , то взлетают ...
Смехом и криками оглашая
Степной простор далеко вокруг .
Осень . ( А.С. Пушкин)
Унылая пора ! очей очарованье !
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье ,
В багрец и золото одетые леса ,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье ,
И мглой волнистою покрыты небеса ,
И редкий солнца луч , и первые морозы ,
И отдаленные седой зимы угрозы .
Зима. ( А.С.Пушкин)
.Вечор , ты помнишь вьюга злилась ,
На мутном небе мгла носилась.
Луна как бледное пятно ...
И ты печальная сидела ,
А ныне погляди в окно .
Под голубыми небесами
Великолепными коврами ,
Блестя на солнце , снег лежит.
Прозрачный лес один виднеет.
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит .
Жазғытұры / Весна. (Абай )
Жазғытұры қалмайды қыстың сызы ,
Масатыдай құлпырар жердің жүзі .
Жан- жануар , адамзат анталаса ,
Ата- анадай елжірер күннің көзі .
Жаздың көркі енеді жыл құсымен ,
Жайраңдасып жас күлер құрбысымен .
Көрден жаңа тұрғандай кемпір мен шал
Жалбаңдасар өзінің тұрғысымен .
Как весенней порою шумят тополя!
Ходит ветер , цветочною пылью пыля .
Все живое обласкано солнцем степным ,
Словно мать и отец ,
Рада наша земля .
И все дедушки лучший надели убор,
И долины в тюльпанах, как пестрый ковер ,
В приозерных низинах гремят соловьи ,
Им кукушки зарей отзываются с гор .
Музыкальная пауза : Танец « Қамажай ».
Викторина:
1. Кто из героев сказок А.С.Пушкина и где жил в ветхой землянке
30 лет и 3 года ?
(Старик со старухой , «Сказка о рыбаке и рыбке»
2. Что кричал петушок сидя на спице ?
(Кири- куку , царствуй лежа на боку .)
3. Как царица обращалась к волшебному зеркалу ?
(«Свет мой , зеркальце ! Скажи ! Да всю правду доложи»)
4. Как обращался старик к золотой рыбке ?
(«Смилуйся , государыня рыбка»
5. Как звали работника попа ? ( Балда)
6. Какими словами заканчиваются « Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях», и « Сказка о царе Салтане »?
( я там был, мед, пиво пил , да усы лишь обмочил .
7. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане »?
( Три девицы под окном пряли поздно вечерком)
8. Кто чередой из вод выходит ясных ?
( 33 богатыря и с ними дядька Черномор)
(Вручение призов за правильные ответы .)
Ведущий 1 : Как же складывалась судьба великих деятелей литературы ?
1. Жизнь А.С.Пушкина – « один чудесный миг»
Детство в Москве , учеба в Царскосельском лицее .Он увлекается театром , балами , являлся членом различных литературных обществ , вступил в кружок «Зеленая лампа ». Был дружен с будущими участниками восстания 14 декабря 1825 года . Мечтал о переустройстве России , свободе :
Хочу воспеть свободу миру .
На тронах поразить порок .
Выразительное стихотворений .
«Узник» с 92 , «Во глубине сибирских руд» с.159
Ведущий: Вольнолюбивые стихи поэта разлетались по всей стране. «Пушкина надо сослать в Сибирь : наводнил Россию возмутительными стихами» ,- сказал царь Александр І . Поэта ждала южная ссылка с мая 1820 по июнь 1824 года. Затем ссылка в Михайловское Псковской губерний под надзор властей на 2 года . А затем было Болдино, Женить-
ба на Наталье Гончаровой , семейная жизнь, светские интриги .
В сентябре- октябре 1833 года он посетил Казань , Симбирск , Оренбург , Уральск . Здесь поэт работал над историей Пугачевского восстания .
Творческая жизнь Пушкина была яркой , но недолгой . 27 января 1837 года на дуэли он был смертельно ранен , а 29 января его не стало .
Таковы лишь основные вехи жизни поэта .
Ведущий 2: Жизнь Абая - это годы учебы , борьбы за просвещение казахского народа . Это радости любви и горести утрат .
Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах бывшей Семипалатинской области.
Первоначальное образование получил дома у муллы , а затем его отец Кунанбай отправил сына учиться в медресе . К тому времени у Абая пробудился интерес к поэзии. Он стал увлекаться чтением восточной литературой . Нарушая суровый устав медресе , подросток самовольно посещал русскую школу. Он начал писать стихи , самостоятельно изучал русский язык ... Отец суровый и властный человек , не дал ему закончить обучение . Вернул сына в аул и начал приучать его к разбирательству тяжб , к будущей административной деятельности - главы рода . Однако Абай не стал преемником отца .Он писал стихи , часто посещал публичную библиотеку в Семипалатинске .В это время судьба свела его с сильными Е.К.Михаэлисом ,человеком широчайших знаний ; С.С. Гроссом , Н.И.Долгополовым , приехавшими в степь записывать казахские народные сказания , обряды . Они познакомили Абая с произведениями русских писателей , и , благодаря им , он понял что у просвещенных народов искусство сочинения стихов и прозы является самым уважаемым делом . Вскоре всем смыслом жизни Абая стала литература .
Поэт прожил недолгую жизнь - 59 лет . Он воспитал одаренных сыновей и пережил трагедию их потери . До последних лет жизни Абай сохранил верность музе добра и справедливости .
Ғылым таппай мақтанба
Ғылым таппай мақтанба ,
Орын таппай баптанба ,
Құмарланып шаттанба
Ойнап босқа күлуге .
Бес нәрседен қашық бол ,
Бес нәрсеге асық бол ,
Адам болам десеңіз .
Тілеуің , өмірің алдыңда .
Оған қайғы жесеңіз .
Өсек , өтірік , мақтаншақ ,
Еріншек , бекер мал шашпақ –
Бес дұшпаның білсеңіз .
Талап , еңбек , терең ой ,
Қанағат , рақым ойлап қой -
Бес асыл іс , көнсеңіз .
Пока не знаешь – молчи .
Пока блуждаешь - молчи ,
В бесцельных днях и в ночи
Пустых забав не ищи .
Чтоб человеком ты был
И вровень с веком ты был ,
Ты пятерых побори
И пятерых избери .
Злословье , ложь , хвастовство ,
Безделье и мотовство -
Вот пять друзей , согласись .
Увидев зло - отвернись ,
К беде пороки ведут .
Добро увидев - о нем
Ты помни ночью и днем .
Ведущий 1 : Да , Абай и Пушкин жили в разное время , но судьба поэтов все- таки переплелась на творческом поприще .
Абай занимается переводами русских и зарубежных поэтов: Лермонтова , Крылова , Гете. Первым из среднеазиатских поэтов перевел он и Пушкина . Его увлекли герои романа «Евгений Онегин» , особенно Татьяна ( речь идет о переводе на казахский язык известного письма Татьяны к Онегину .) В ней он увидел душевную красоту , высокую нравственность , ответственность за свои поступки , глубокое чувство долга .
Ведущий 2 : Близость творчества двух поэтов прослеживается и в стихах о любви . В них радость и томление , нежность и страсть .
Любовная лирика Пушкина доступна , но и сложна: она может быть и предельно нежной , и младенчески чистой , и рыцарски возвышенной , страстной и даже озорной . У Пушкина любви все возрасты покорны. Это чувство поднимает душу , несет на крыльях вдохновения . Оно недосягаемо по своей глубине .
Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина о любви .
Ведущий 2 : Непревзойденным мастером в воспевании благородных чувств в казахской литературе прошлого века был Абай . Та же чистота и глубина и страсть захватывает нас , когда мы читаем стихи Абая.
Язык любви – язык без слов
Язык любви – язык без слов .
Лишь чувства , ощущений зов ,
Мгновенный взгляд или улыбка -
Его основа из основ .
Когда- то с этим языком
Я был до тонкости знаком ,
Но для меня его значенье –
Увы !- давно уж под замком .
Лирическая песня : « Көзімнің қарасы »
Ведущий 1 : Абай и Пушкин - это поэты высокой гражданственности . Они одинаково видели цель своей деятельности в беззаветном служении своему народу . « Народу отдал я любовь », писал Абай. «Неподкупный голос мой был эхом русского народа !» восклицал Пушкин .
Ведущий : Читая Абая и Пушкина , мы испытываем особые чувства от возможности общения с ними через их творчество .
Прошли годы . Но не угас интерес к творчеству великих поэтов , не иссякла дружба казахского и русского народов . и сколько бы не проходило десятилетии и даже веков - никогда не исчезнет желание возвращаться к пройзведениям двух гениев - Абая и Пушкина .
Игра : « Угадай- ка !»
Я читаю строки из стихов , ребята должны угадать автора .
1. Я памятник себе воздвиг нерукотворный
К нему не зарастет народная тропа ... / Пушкин /
2.Осень. Голую землю туман заволок . / Абай « Күз » /
То ль от сытости , то ль чтоб согреться, резвясь ,
5.Кто перевел « Парус» Ю. М. Лермотова на казахский язык ? / Абай/
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом –
Что ищет он в стране далекой ?
Что кинул он в краю родном ? ...
6.Во глубине сибирских руд / Пушкин /
Храните гордое терпенье,
не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье ...
7. Как весенней порою шумят тополя ! / Абай « Жазғытұры»
Ходит ветер , цветочною пылью пыля .
Все живое обласкано солнцем степным ,
Словно мать и отец,
Рада наша земля ...
8.Подруга дней моих суровых , / Пушкин « Няне»
Голубка дряхлая моя !
Одна в глуши лесов сосновых
Давно , давно ты ждешь меня ...
9. Женщины юрты ставят ловко. /Абай « Жаз»/
Видны уверенность и сноровка
в плавных движениях белых рук ...
- На этом наш литературный вечер подходит к концу .
- Этот вечер проходит в каун международного праздника « Дня языков » . Поэтому я хочу пожелать вам добра и мира , счастья и благоденствия кем бы вы не были русский или казах , татарин или поляк . Любите и берегите свой родной язык , также уважайте язык других народов.