«Абай и Пушкин-созвучие двух сердец» 1
Цели:
Обучающие:
- учить, познавать отечественную и мировую классику;
- обучать умению выполнять сопоставительный анализ произведений двух поэтов;
- обогатить и закрепить знания учащихся о жизни и творчестве двух поэтов.
Развивающие:
- развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся; навыков самостоятельной работы на уроке;
- развитие умения работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме;
- развитие у учащихся готовности и способности к ведению диалога культур (т.е. формирование социокультурной компетенции);
- развитие коммуникативных навыков, навыков работы с текстом.
Воспитательные:
- приобщать молодежь к высокому, духовному, нравственному, всему тому, что дарит добро и красоту;
- способствовать воспитанию интереса к познанию творчества двух великих поэтов.
Оборудование, наглядность:
Портреты Абая и А. С. Пушкина, книжная выставка, выставка рисунков учащихся школы, слайды, видеоматериалы, проектор.
1 вед. ??рметті ?стаздар, о?ушылар, б?гінгі кешке ?атысушы ?она?тар! «Даналарды? ?ндестігі» атты Абай атамыз?а ж?не орыс классигіні? а?ыны Пушкинге арнал?ан поэзиялы? кешімізді ашу?а р??сат еті?іздер.
2 вед. Г. К. Бельгер пишет: «В великих людях есть некий общий фермент духовности. Он выражается в единстве, в родственности духа, в страстном, целеустремленном порыве к Истине, к Красоте, к Жизни». Таковы Пушкин и Абай.
1 вед. Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует :
Они жрецы единых уз;
Единый пламень их волнует…
2 вед. Абай менен Пушкиндер – те? даналар,
Екеуіні? ойлайтыны – жас балалар.
Екі алыпты? шы?армасын о?ы?андар
Елімізді? болаша?ы боп саналар
1 вед. Абай и Пушкин. Что мы о них знаем? 2
2 вед. Абай Кунанбаев - великий поэт, гордость казахского народа. Родился в Бывшей Семипалатинской области, среди голубых Чингизских гор. Имя Абай дала ему в детстве мать. Оно означает «вдумчивый», «осмотрительный», «внимательный».
1 вед. А?ын Абай – ?аза?та дара т?л?а,
Б?ленер к?міс ?н мен с?лу жыр?а.
О?ымасам жырларын ?лы Абайды?,
К?кірегі толады жер мен м???а.
2вед. А.С.Пушкин родился в Москве. Саша рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. Впоследствии всё изменилось: он стал живым, шаловливым ребёнком, поражавшим родителей своим пылким нравом, необыкновенной памятью и, в особенности, наблюдательным не по годам умом.
1вед. Наш вечер «Абай и Пушкин- созвучие двух сердец »посвящен Пушкину и Абаю. Ничто так не сближает и не роднит души людей разных стран и народов, как высокое поэтическое слово – “сладостный союз” двух поэтов-гениев.
2вед. Оба поэта с ранних лет сочиняли стихи. Каждый любил свой край, свою родину, красоту родной природы.
1 вед. Абай атамыз орыс классиктерін о?ып шы?армаларымен танысады. Соны? бірі - А.С.Пушкин. Абай оны? ?ле?дерін естіп, ?з хал?ына с?йспеншілікпен жеткізеді.
2 вед. Два гения двух народов, два поэта вселенской культуры встретились сегодня друг с другом, чтобы вести сокровенный диалог о добре, любви, счастье, о месте поэта и поэзии, об исторической дружбе двух народов.
1 вед. Пушкин и Абай… Эти два имени, как мост, перекинутый меж двух культур – русской и казахской. Они - поэты вселенской культуры”.
2 вед. Размышляем мы о великих личностях поэтов, о их месте в мировой культуре, о значении их творчества для всей нашей Вселенной.
1 вед. Поговорим о вечных темах их творчества – теме любви, добра, зла, природы, поэта и поэзии.
2 вед. Наш вечер пройдет под девизом “Абай и Пушкин-созвучие двух сердец”
1 вед. ?лы даналарымыз таби?атты? ?сем сазын да, д?лей к?штеріне де, шуа? жай?ан жайдары к?ндерін де ?сем бейнелеп, ?ле?дерінде жырла?ан.
2 вед. Слово группе «Времена года»
1 вед. Сегодня мы обратились и к теме любви в творчестве двух поэтов, представителей русской и казахской культуры, которые являют собой “Солнце поэзии”
2 вед. Любовная лирика Пушкина отличается удивительной человеческой высотой, благородством. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено Анне Петровне Керн, которую Пушкин впервые встретил в Петербурге в 1819 г, а затем, спустя несколько лет – в Тригорском. Вторая встреча стала событием в жизни Пушкина. Он влюбился в Керн, был любим ею.
1 вед. Свой идеал женщины он воплотил в Татьяне и заставил Онегина преклониться перед нею с уважением и раскаянием.
2 вед. Даналарымызды? ?р т?рлі та?ырыпта?ы шы?армаларыны? ішіндегі махаббат лирикасы айры?ша орын алады.Соларды? бірі – халы? арасында ке? тарап кеткен «К?зімні? ?арасы»
3
1 вед. Абай адамды е? ма?ызды б?лігіне жат?ызады. Абайды? таным бойынша адамны? хайуаннан 2 т?рлі айырмашылы?ы бар, оны? бірі д?ниені тануы, а?и?атты ?йренуі, ?ылымды ?йренуі. Екіншісі к?пке пайдалы е?бек істеу. Абай адамдарды е?бек етіп, ?нер, ?ылым тауып, рахат к?руге насихаттайды
2вед. Слово представим 3 группе «Философы»
1вед. Поэты определили свою роль, свое место в памяти потомков. Они выполнили свою миссию на земле, сказали миру то, что должны были сказать, а сказав, поняли несовершенство человеческого сознания.
2 вед. Абайды? с?зі – ?аза?ты? бойт?мары. ?лы Абайды? шы?армашылы?ы б?гінгізаман талабына сай ?айта т?леп, жыл ?ткен сайын жа??ырып, ?рпа? т?рбиесінде ?зіндік ?лес ?осып жатыр. Абай – Данышпан, Абай – кеме?гер.
1 вед. Эти крупицы биографии и творчества великих поэтов представляют неиссякаемый источник дыхания времени, голос самого народа. Для поэтов музыкантов, художников, исследователей родного края, пушкинская и абаевская поэзия – источник вдохновения.
2 вед. Абай и Пушкин – актуальны, Абай и Пушкин – современны, Абай и Пушкин – необходимы каждому из нас.
Радушно распахнуты двери поэтом.
В домах и лачугах Вселенной большой
Пушкин и Абай шагают по свету
С прекрасною нежной и мудрой душой.
1 вед. Абай и Пушкин- два светила,
Два светлых гения земли.
Поэзией сердца будили,
Гуманности учили вы.
2 вед.
На этом мы завершаем наш литературный вечер под девизом « Созвучие духа. Созвучие таланта. Единство разноязычия»
Спасибо за внимания!!!!!!
Сш № 17 им. Г.Муратбаева
Литературный
вечер
Тема:
«Абай и Пушкин-созвучие двух сердец»
Предмет: Русская литература
Класс : 10
Предметник :Кунибаева А.З.