Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива Современная литература »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»
«Рекомендовано»
Руководитель МО
_Караваева __О. О____ / О.О./
Протокол №_______
от «____»________2015__г.
«Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
МОУ СОШ №8
_Зазулина _Г. Н.____/./
«____»________2015__г.
«Утверждаю»
Директор
МОУ СОШ № 8
__Николаев А. С_____ / /
Приказ № ____
от«____»________2015__г.
ПРОГРАММА
Факультативного курса
« Современная литература»
для учащихся 10 А класса
Составитель:
ПолянскаяА. Г
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2015-2016гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без продолжения этой работы за рамками школьного урока.
Цель факультативного курса “Современная литература” - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.
Элективный курс по литературе предполагает систематическое чтение художественных произведений и знакомство с новинками современной литературы. Задача курса – воспитать читателя, научить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные, а в конечном итоге – помочь становлению и формированию личности.
Цель курса - формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений; формированию личности, умеющей думать, сопереживать, способной за строкой литературного произведения видеть современную действительность, пропускать художественные произведения через свою душу.
Задача курса – заинтересовать ученика новейшей литературой, дать современному писателю современного читателя.
Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность, позволяет вывести ученика из состояния пассивности в состояние активного действия, когда резко возрастает познавательный интерес к предмету, растут качественные показатели, т.е результативность обучения.
Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
- формирование представлений о литературе как
культурном феномене, занимающем специфическое
место в жизни человека;
- формирование эстетического вкуса как ориентира
самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности;
- развитие воображения творческих способностей,
инициативы;
- формирование положительных нравственных качеств
и высокой гражданской ответственности за
судьбу Отечества;
- развитие навыков устной и письменной речи,
умение четко и грамотно выступать перед аудиторией;
- развитие коммуникативных навыков.
Данная программа направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, чувств, воли, на воспитание читающего, грамотного гражданина.
Отбор произведений современной литературы подчинен этим задачам. Программа представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов, и опирается как на книжные, так и журнальные публикации последних десятилетий.
Особенностью текстов, включенных в программу, является то, что по своей жанровой природе это, как правило, рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа и позволяют сосредоточиться не только на осмыслении содержания, но и на выявлении художественного своеобразия текста.
Представленные в программе произведения принадлежат перу как совсем молодых, так и уже получивших читательское признание авторов.
Программа содержит ряд тематических разделов, каждый из которых посвящен нескольким произведениям, изучаемым текстуально. В связи с тем, что в современной литературе появляются новые и
возвращаются забытые имена, учитель вместе с учащимися может вносить в программу необходимые изменения. Программа допускает сокращение или увеличение материала.
В программе указано примерное распределение учебного времени по блокам, однако на занятиях возможно варьирование материала: углубление, сокращение некоторых тем (и их замена), использование освободившегося времени на различного рода практические литературные работы.
Данный курс рассчитан на 18 часов.
2. Требования к уровню подготовки учащихся
Программа направлена на выработку следующих основных умений:
- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
- владение умением выразительного чтения;
- умение самостоятельно анализировать произведение и
давать ему оценку;
- умение грамотно строить свое монологическое высказывание
и слушать мнение товарищей;
- умение выполнять письменные работы различных жанров.
3. Содержание курса
ВВЕДЕНИЕ
Развитие художественных и идейно – нравственных традиций современной литературы. Основные направления и тенденции развития. Многоплановость, жанровое многообразие.
Блок 1. “ЭТИ НЕПРОСТЫЕ ЗО-е ГОДЫ”
Всенародная трагедия народа. Широта художественной панорамы. Глубина постижения исторических процессов.
В.Белов "Кануны", С.Залыгин "На Иртыше", Б.Можаев "Мужики и бабы", С.Антонов "Овраги", В.Тендряков "Хлеб для собаки". Крушение мечты о “всеобщем счастье”. Тема раскрестьянивания в литературе.
О.Волков "Погружение во тьму", С.Довлатов “Зона”, Г.Владимиров “Верный Руслан”.
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Отражение эпохи 30 -40-х годов. Судьба российской интеллигенции. Ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Тема памяти живых и погибших. Органическое единство художественного и публицистического в произведениях современных авторов.
Блок 3. "ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ В ПЛАМЕНИ ВОЙНЫ "
К.Воробьев “Это мы, Господи”, В.Кондратьев "Сашка", Г.Бакланов "Навеки - девятнадцатилетние", Е. Носов “Костер на ветру”, В.Астафьев "Прокляты и убиты" “Так хочется жить", М.Карим “Помилование”, В.Быков "Медовый месяц", "Полюби меня, солдатик”, С.Алексиевич "У войны не женское лицо".
О.Ермаков “Последний рассказ о войне”, К. Таривердиев “Ловушка”, ”Перебежчик”, Н.Иванов “Спецназ, который не вернулся”, “Вход в плен бесплатный”, А. Проханов “Чеченский блюз”, В. Маканин “Кавказский пленный”.
Углубление темы Великой Отечественной войны в современной литературе. Художественное исследование духовных истоков массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны. Героика военных будней.
Осмысление подвига и трагедии народа. Психологическая проза, нравственные основы личности человека в трагических коллизиях войны. “Афганская” и “чеченская” проза. Художественно – документальный жанр.
Блок 4. "БЕРЕГИ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА"
Нравственная красота нашего современника. Проблема отношений личности и коллектива. Пристальный интерес к сложному духовному миру человека, нравствен -ным основам его характера.
Е. Носов "Яблочный Спас", "Карманный фонарик", В.Распутин "В ту землю”, ”Женский разговор", "Нужная профессия", “Изба”. Связь рассказа с житийной литературой. Вера в силы народного духа, золотые сердца русских крестьян. С.Бабаян "Моя вина", "Кучук - Ламбат", С.Залыгин "Ирунчик", "Уроки правнука Вовки", Б. Екимов “Пиночет”.
Современная поэзия о нравственности.
Блок 5. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Философское осмысление проблемы – отношение человека к природе. Утверждение нравственных законов отношения человека к миру. Значение образов
природы. Роль автора – рассказчика. Публицистичность и лиризм произведений. В.Распутин "Прощание в Матерой", В. Астафьев "Царь-рыба", П.Краснов "Шатохи",
С.Алексиевич "Чернобыльская молитва", Г. Медведев “Чернобыльская тетрадь”, “След инверсии”, Ю. Щербак “Чернобыль”. Боль за родную землю. Органическое единство художественного и публицистического жанра. А.Варламов "Гора", "Байкал". Экологические и нравственные проблемы современности.
Блок 6. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ
Изображение духовной и физической мощи человека. Трудный быт простого человека. Отношение к труду как к главному делу жизни. Проблема ответственности человек за свое жизненное поведение (проблема жизненного выбора), понятие гражданского долга, высота нравственных требований к человеку.
Ф.Абрамов "Деревянные кони", "Пелагея", "Алька", Б. Екимов “Пиночет”,”Фетисыч”, “Пастушья звезда”, В. Астафьев “Людочка”, Г.Бакланов “Кондратий”, Д.Бакин “Сын дерева”, “Страна происхождения”, А. Цветков“ Герой рабочего класса”, В. Золотуха “Последний коммунист”, С. Довлатов“Чемодан”, Ю. Трифонов “ Обмен”. Образ молодого героя на страницах произведений последних десятилетий. Поиски героя времени.
4. Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Дата
Форма урока
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11
12-13
14-15
16-17
18-20
21
22-23
24-25
26-27
28-30
31- 34
Введение. Основные направления и тенденции развития современной литературы
Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е. Носова “Костер на ветру”.
Образ молодого солдата. Г. Бакланов “Навеки – девятнадцатилетние”. В. Кондратьев “Сашка”. М. Карим “Помилование”/
“Написанная кровью сердца…” Повесть К. Воробьева
“Это мы, Господи”.
В. Астафьев “Прокляты и убиты”. Правда о войне.
Женщина и война. С. Алексиевич “У войны не женское лицо”. В. Быков ‘Полюби меня, солдатик”. В. Астафьев “Пастух и пастушка”. Стихи Ю. Друниной.
“Афганская проза”. С. Дышев “Да воздастся”.
О Ермаков “Последний рассказ о войне”, “Сапогами не вытоптать душу”. К. Таривердиев “Ловушка”
“Сапогами не вытоптать душу!”
“Чеченская проза”. А. Иванов “Вход в плен бесплатный”, “Спецназ, который не вернется”.
В. Маканин “Кавказский пленный”.
А. Проханов “Чеченский блюз”.
Сочинение – рецензия на прочитанную книгу
Береги в себе человека
Слово, необходимое России. В. Распутин “Прощание с Матерой” и “В ту землю”. Связь с историей, с родовыми корнями.
В. Распутин “Женский разговор”, “Нужная профессия”
В. Распутин “Изба’. Связь рассказа с житийной литературой.
Образ русского человека в произведениях В.Распутина.
Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение. С.Залыгин “Уроки правнука Вовки”,
“Ирунчик”. Б. Екимов “Пиночет”.
Е. Носов “Яблочный спас”, “Карманный фонарик”. Нравственная красота простого человека.
“Малая проза”. С. Бабаян “Моя вина”, “Кучук – Ламбат”. Проблема совестливости в человеке.
О нравственности языком поэзии. Э.Асадов,
А. Дементьев, Н. Рыленков, Н. Палагута, Е. Шварц,
Н. Жданов, Ю.Левитанский.
Человек и природа
Тема “Человек и природа” в современной прозе. Обзор произведений.
В.Распутин “Прощание с Матерой”. Ч. Айтматов “Бе-
лый пароход”, “Плаха”. В Астафьев “Царь – рыба”. Обобщение. Образы – символы, их роль в произведениях.
П. Краснов “Шатохи”. “Мы в ответе за тех, кого приручили”.
С. Алексиевич “Чернобыльская молитва”,
Г. Медведев “Чернобыльская тетрадь”, Ю. Щербак
“Чернобыль”. Боль за родную землю.
А. Варламов “Гора”, “ Байкал”. Экологические и нравственные проблемы.
Обобщение по теме: “Человек, природа и будущее цивилизации”.
Человек на Земле
Ф. Абрамов “Деревянные кони”, “Пелагея”, “Алька”.
Вопросы смысла жизни.
“На благословенной и такой неуютной земле…”
Б. Екимов “Пиночет”. Проблема взаимоотношений человека с землей.
“Что там, в душе человеческой?” Б. Екимов “Фетисыч”. Образ гибнущей деревни.
“Сердечное понимание мира”. Б. Екимов “Пастушья звезда”.
12.01
19.01
26.01
2.02
9.02
16.02
22.02
2.03
10.03
16.03
2.04
9.04
16.04
23.04
30.04
4.05
11.05
18.05
26.05
лекция
лекция с элементами беседы
семинар
семинар
деловая игра
читательская конференция
семинар
беседа
урок - исследование
семинар
беседа
читательская конференция
литературный анонс
презентация книг
практикум
практикум (сравнительный анализ)
беседа
исследовние
письменная работа
практикум
беседа
практикум
литературная гостиная
лекция
исследование
5.Система оценки
Основные виды устных и письменных работ
Устно: выразительное чтение текста художественного произведения, комментированное чтение.
Устный пересказ всех видов – подробный, выборочный, краткий – главы, нескольких глав.
Подготовка характеристики героя или героев.
Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведения, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.
Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема.
Подготовка сообщения, доклада на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми произведениями.
Свободное владение монологической и диалогической речью.
Письменно : составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге.
Создание сочинений проблемного характера, рассуждений.
Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на уроке или
литературном вечере.
Создание рецензии на прочитанную книгу.
6. Литература для учащихся
Русская литература XX века. Хрестоматия для 11 кл. в 2 ч. /Сост. А.В.Баранников, Т.А. Калганова, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2002./
Русские писатели ХХ века. Библиографический словарь.В 2 ч. /Под ред. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1998/
Русская литература ХХ века. Учебник для 11 кл. В 2 ч. /Под ред. В.П, Журавлева. – М.: Просвещение 2002/
Русская литература ХХ века. Учебник для 11 кл. В 2 ч. /Под ред. В.В. Агеносова
М. – Дрофа,1998/
Тексты художественной литературы.
Журнальные публикации:
Медведев Г. Чернобыльская тетрадь. //Новый мир. 1997 №3
Варламов А. Гора. Байкал. //Роман – газета. 1998 №19
Екимов Б. Фетисыч. //Новый мир. 1996 №2
Екимов Б. Пастушья звезда. //Новый мир. 1989 №2
Бакланов Г. Кондратий. //Знамя.1996 №5
Бакин Д. Сын дерева. //Знамя.1998 №1
Литература для учителя
Изучение литературы ХIХ – ХХ веков по новым программам. Сб. научно – методических статей. Отв. редактор Бодрова Н.А. Самара.
Произведения о Великой Отечественной войне на уроках литературы и внеклассной работе. Книга для учителя. / Сост. Е.П. Пронина.-М.: Просвещение,1998 /
Тексты художественной литературы
Журнал « Литература в школе»
Литература
1. Коган И.И., Козловская Н.В., Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении, С.-П., 2003г.
2. Козловская Н.В., Искусство написания сочинения, С.-П., 2000г.
3. Озеров Ю.А., Раздумья над сочинением, М., 1998г.