kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приёмы устного народного творчества в современной литературе (поэзия)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный    урок    соответствует   возрастным    особенностям    и    познавательным потребностям    младших     школьников.   В    рамках   урока   осуществляется   повторение    уже известных      приёмов     и     знакомство     с     новым    приёмом     устного    народного    творчества. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы устного народного творчества в современной литературе (поэзия) »

Тема: Приёмы устного народного творчества в современной литературе (поэзия)

Цель: Познакомить с литературными произведениями, в основе которых находятся приёмы устного народного творчества.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные:

  • воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

  • формировать умение анализировать изучаемые объекты.

Регулятивные:

  • развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;

  • формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

  • строить монологическое высказывание, участвовать в учебном диалоге;

  • развивать умение адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • развивать умение находить приёмы устного народного творчества в представленных текстах, различать их.

Основные понятия: олицетворение, сравнение, повтор, эпитет, Пан, нимфа.


Методическое обеспечение: учебник «Литературное чтение» 3 кл. 1 ч., ПК, песня «Во поле берёза», музыка «Флейта Пана», картины, портреты поэтов.







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика


Методы

обучения

Формы

обучения

УУД

  1. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)

- Доброе утро. Я рада встрече с вами. Уверена, что мы здесь не случайно встретились. Нас ждут новые открытия, знакомства с загадочным миром литературы. Я предлагаю начать прямо сейчас.

- Доброе утро.

Словесный

Фронтальная

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  1. Этап постановки учебной задачи.

(6 мин)

- С древних времён до нас дошли тексты мифов, сказок, в которых люди отражали своё представление о мире. Порой эти представления нам кажутся необычными, странными, в какой-то степени нереальными, но эти взгляды тоже имеют право на своё существование. А как видите мир вы? Современные люди…Вы тоже, чтобы выполнить задание влезаете корове в ушко, или кликаете Сивку-Бурку?

- А вы считаете, что все, что нас окружает – живое? Деревья, реки, поля, небо?



- Мне кажется, что всё в этом мире живое и имеет свою душу. Природу мы можем не только увидеть, но и услышать. Закройте глаза и внимательно послушайте (фрагмент песни «Во поле берёза»)

- Как вы думаете, почему именно это песня сейчас прозвучала?
















Что вы представляли, когда слушали её?


- Это народная песня отразила своё видение природы. Интересно, а как видели мир поэты 20 века. Тема природы не была для них чужой, и много стихотворений того периода посвящено естественной красоте мира.


- А как мы можем удовлетворить наше любопытство?








- Нет, мы так не делаем.


- Да, нет. Да потому что живут животные, птицы, деревья растут, значит тоже живые.




- Берёза символ России, символ русской природы. Берёза часто встречается в России. Дерево обладает чудесными свойствами, девушки всегда любили её. Если к ней прислониться то можно почувствовать тепло и нежность, берёза как будто о нас заботится и может забрать все наши проблемы.






(Поле, берёзы, солнце светит)






- Открыть книгу и познакомиться со стихотворениями.

Словесный, наглядный

Фронтальная.

Индивидуальная.

Развивать умение адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.


Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия.


Новая тема

(30 мин)



























Словарная работа. Работа над текстом учебника.













































































































































- Стр. 49. Смотрите, как замечательно, песню о берёзке мы послушали, а теперь познакомимся с ней через стихотворение известной детской поэтессы Галины Михайловны Новицкой.

Зелёным облаком берёза

В ржаное поле забрела.

Ей носят новости стрекозы

Из леса, где она жила.

Она стоит на перепутье,

Чуть отражается в ручье,

Наполненная светлой грустью,

С гнездом грачиным на плече.

- Вам понравилось эти строки? Чем понравились?


Мне тоже понравилось. У меня оно вызывает улыбку. Это стихотворение лёгкое, воздушное. Давайте прочитаем ещё раз. Что необычного вы заметили? Как автор по-особому описал берёзу. Что значит «зелёным облаком»?



- А вот фраза «берёза в ржаное поле забрела». Как она может забрести?




- Интересно автор описала работу стрекоз. Что они делают?

- А как они это делают? Газеты читают? Или телевизор смотрят, а потом пересказывают?








- А как вы понимаете следующие строки «она стоит на перепутье, чуть отражается в ручье»?











- О чём же грустит берёзка? Заметьте, какая у неё грусть?








- Вы сказали, что на берёзке поселились грачи? А где они поместили своё гнездо? А разве у дерева есть плечо? Скажите, какой литературный приём использовала поэтесса при описании берёзки?







- Найдите в строках стихотворения примеры олицетворения.




- Сейчас мы побывали в чистом русском поле, с хозяйкой берёзкой. Дальше нам предстоит отправиться в сказочный лес Ивана Алексеевича Бунина.

Всё лес и лес. А день темнеет;

Низы синеют, и трава

Седой росой в лугах белеет…

Проснулась серая сова.

На запад сосны вереницей

Идут, как рать сторожевых.

И солнце мутное жар-птицей

Горит в их дебрях вековых.


Бунина называли непревзойдённым мастером, которому удавалось говорить с природой на её языке. Попробуем найти этот таинственный язык. В какой лес нас привёл поэт?

- А как вы это поняли?






- А вам хочется идти дальше, вглубь этого леса?











- Мне не страшно. Интересно сколько же красок использовал при описании поэт. Давайте вместе посчитаем.





















- Вы сказали, что мы попали в вечерний лес. Какой самый главный признак вечера вы можете назвать?





- Можно ли сказать, что наш лес сказочный?



















- В этом стихотворении автор использует ещё один литературный приём, сравнение. Вспомним, что это понятие обозначает.







- Что же и с чем он сравнивает?




- Как вы понимаете словосочетание «вековые дебри»?



- Но мы смелые ребята и нам удалось выбраться из густого леса.

(Физминутка)


- Пришло время остановиться в гостях у Фёдора Ивановича Тютчева. Наверняка вы уже с ним знакомы, поэтому он будет рад снова вас приветствовать. Мы уже прогулялись по солнечному полю, побывали в гостях у берёзы, посетили сказочный могучий лес. Хочется отдохнуть. На улице пасмурно, ветрено, а так хочется снова оказаться в лете. А раз хочется, значит туда и отправимся.

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет,

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

- Так, где же мы очутились?

- Какое желание у вас появилось после услышанного?

- Почему?





- Похоже ли это стихотворение на предыдущие?




- Как вы думаете, почему Ф. Тютчев несколько раз употребляет слово «лениво»?

- Иными слова повтор одного и того же слова усиливает эффект описываемых событий.







- Кто мне подскажет, как это понять «мглистый полдень»…






- Убедили, а что значит твердь? Она пламенная и чистая.




- Поэт написал «дремота жаркая объемлет». А вас когда-нибудь одолевала жаркая дремота? Как это понять?



- Прочитайте эти строки ещё раз.

- Кого ещё упоминает поэт?





- Кто же такой великий Пан. Обратимся к словарю.





- А кто такие нимфы?



- Получается нимфы друзья Пана, если он у них отдыхает в жаркий день. Скажите, а можно ли было обойтись без образа Пана в этом стихотворении?

- А почему? Подумайте. Можете работать в паре над этим вопросом. Авторы учебника дают нам несколько вариантов ответа на стр. 50 под черточками. Вы можете выбрать из предложенных или высказать своё мнение.

- У нас в тексте выделены жёлтым цветом слова, что это за слова?

- Познакомимся с новым литературным приёмом – эпитетом.



- Перечислите ещё раз эпитеты.



- А «великий Пан» - это эпитет.





- Посмотрите на изображение Пана. Таким его увидел художник Михаил Врубель. Совпадает ли изображение с вашими представлениями?



-Посмотрите внимательно на ладонь Пана, что он держит?

- Вы правы это музыкальный инструмент и называется он флейта Пана. По легенде считается, что великий Пан влюбился в одну из прекрасных нимф. Но она испугалась его и убежала. Но путь ей преградила река, нимфа расплакалась и обратилась за помощью к Богу реки. Он услышал её мольбы и превратил в тростник. Пан был безутешен и от горя он на берегу реки сломал несколько веточек тростника и скрепил их воском, так получилась сладкоголосая флейта, получившая название флейта Пана. Я предлагаю вам услышать звуки чудесной флейты. (Фрагмент мелодии флейты).













- Да. Оно доброе, ласковое.


- Читает ребёнок.


- Это значит очень большая, густая крона, верхушка у берёзы, которая похожа на крону.

- Может её кто-то пересадил туда, чтобы она давала тень путникам. Или ветер занёс туда семечку, и она проросла.

- Стрекозы приносят новости для берёзы.

- Нет, стрекозы везде летают, и даже в родном лесу берёзы бывают, и возможно они на своих крыльях приносят запахи леса, хвои и берёзе приятно их чувствовать, она тогда может вспомнить свой дом.


- Перепутье это место соединения или наоборот расхождения нескольких дорог. Именно там растёт берёза или стоит, как говорит автор. Там же около берёзы находится ручей, дающий воду для уставших путников. Именно в этом ручье отражается деревце.

- У неё светлая грусть, потому что ей стрекозы новости приносят и у неё грачи живут в ветвях. А ещё там поле, в нём тоже грызуны обитают, поэтому деревцу не скучно, но немного домой хочется.

- На плече у берёзы.

- Нет, плечо есть у человека.

- Она использовала приём олицетворения. Олицетворение – это литературный приём, при котором природа наделяется чертами присущими человеку.

- В поле забрела; стрекозы носят новости; берёза жила; стоит на перепутье; с гнездом на плече.
















- Он привёл нас в большой, огромный лес.

- По первым словам «всё лес и лес». Автор хочет сказать, что лес никак не заканчивается. Уже ночь скоро, а он всё идёт и не может из леса выйти.

- Да, потому что интересно, что там дальше, потом мы сможем увидеть красивый пейзаж. Нет, страшно, темнеет, лес становится зловещим, деревья превращаются в могучую рать сторожевых. И мутное солнце горит в вековых дебрях.

- Первая краска, тёмная, потому что день темнеет. Это примерно серый, мрачный цвет, переходящий в чёрный, потому что скоро ночь. Вторая краска, низы синеют, потому что туман сгущается к земле и приобретает тёмный синий оттенок. Третья краска у травы, которая белеет от седой росы. Четвёртой краской окрашена сова – она серая.

Пятая краска у солнца – она мутная и в то же время яркая, оранжевая, красная, золотая. Это тёплая, горящая краска. Всего получилось пять красок.


- Сова проснулась, они ночью только охотятся. Ещё мутное солнце горящее жар-птицей, оно как будто прощается с днём до следующего утра.

- Да можно, потому что в стихотворении есть сказочные элементы. Например: «сосны вереницей идут, как рать сторожевых» сразу вспоминается 33 богатыря. Сосны не могут идти, они не люди. А ещё в строках вспоминается жар-птица, с ней сравнивают солнце, потому что оно такое же яркое и похоже на эту дивную птицу, на её перья.

- Сравнение – это литературный приём, сутью которого является сравнение одного объекта с другим, для того чтобы найти новые свойства, особенности предмета.

- Автор сравнивает сосны с ратью сторожевых, и солнце с жар-птицей.

- Дебри – это непроходимое место, которое заросло деревьями, кустарниками. А вековые они, потому что уже не одну сотню лет они там растут, и никто не ходит.





















- Мы оказались в жарком, знойном, летнем полдне.

- Захотелось поспать.

- Потому что даже природа ленится, всё происходит вокруг в медленном ритме, очень жарко и лениво.

- Нет, там картины живые, красочные. Здесь тоже есть краски, но они расплывчатые, ленивые.

- Он делает это для того, чтобы показать особенность погоды и природы в полдень. Ведь жарким летом в полдень мы чувствуем тоже самое – лень, скуку, нежелание работать, поспать.

- Это когда в полдень стоит очень жаркая, сухая погода, и воздух даже ёжится от жары, кажется будто он шевелится и немного темнеет.

- Предполагают. (Небо ярко-голубого цвета с небольшими почти прозрачными облаками).

- Да одолевала. В жару хочется спать, дремать и это очень сильное желание или жаркое.

- Читают.

- Он говорит о великом Пане, который тоже поддался жаре и пошёл отдыхать в пещеру.

- Пан – бог лесов, покровитель пастухов и стад. Он был некрасивым, но весёлым и добрым.

- Нимфы – это божества природы. Ест нимфы рек, озёр, лесов, полей, рощ.



- Нет нельзя.





- Здесь подходят номера 3 и 4.

- Это эпитеты.

- Эпитет – это яркий, точный, запоминающийся признак, увиденный и названный поэтом или писателем.

- Мглистый полдень; пламенная, чистая твердь, жаркая дремота.

- Нет, потому что здесь нет яркого, необычного признака. Пан – Бог, поэтому слово великий ему подходит в любом случае.

- Да совпадает. Он не очень красивый, но у него добрые глаза и ему грустно. Его никто не любит. Даже на картине нет никого живого.

- У него в руках дудочка, музыкальный инструмент.

Словесный,

Иллюстративный.


Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия.


Формировать умение анализировать изучаемые объекты.


Развивать умение находить приёмы устного народного творчества в представленных текстах, различать их.


Формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.










































































































































































































Формировать умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в парах).










Итог урока.

Рефлексия.

(5-6 мин.)


























Д/З

- На такой чудесной ноте хотелось бы подвести итоги нашей встречи.

- Наше путешествие окончено, но хочется верить, что оно прошло не зря. Мы побывали в гостях у поэтов и многое познали. Теперь хочется узнать у вас, трудным было наше путешествие?


- Так какие же приёмы устного народного творчества используются в поэзии?



- Чем же они отличаются друг от друга?














- Не знаю, как вы, а мне после встречи с вами очень хочется ещё прочитать стихотворения других авторов и поискать, как они используют приёмы устного народного творчества в своих трудах. А ещё меня не оставило равнодушной стихотворение «Берёза» и я обязательно выучу его наизусть.

- Есть ли те, кто последует моему примеру?

- Любое наизусть.

- До новых встреч!






- Нет, оно было интересным.

- Поэты используют в своих стихотворениях: олицетворение, сравнение, повторы, эпитеты.

- Олицетворение, когда природе присваиваются человеческие качества. Сравнение, приём при котором сравнивают один предмет с другим, для того чтобы найти новые свойства.

Повторы нужны для усиления эффекта описания картины.

Эпитеты служат для эмоциональности, яркости и необычности выражения мыслей.







- Записывают домашнее задание. Прощаются.

Словесный

Фронтальная, индивидуальная.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приёмы устного народного творчества в современной литературе (поэзия)

Автор: Макарова Анастасия Сергеевна

Дата: 28.09.2014

Номер свидетельства: 115287

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Конспект интегрированного урока по литературе в 10 классе "Н.А. Некрасов и творчество художников-передвижников""
    ["seo_title"] => string(109) "konspiektintieghrirovannoghourokapolitieraturiev10klassienaniekrasovitvorchiestvokhudozhnikovpieriedvizhnikov"
    ["file_id"] => string(6) "298783"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456404397"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Воспитание этнокультурной компетентности у младших школьников "
    ["seo_title"] => string(67) "vospitaniie-etnokul-turnoi-kompietientnosti-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "198671"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428429996"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Консультация  для родителей     «Фольклор»"
    ["seo_title"] => string(35) "konsultatsiiadliaroditielieifolklor"
    ["file_id"] => string(6) "292125"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455216313"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему "Композитор-имя ему народ""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt_uroka_na_tiemu_kompozitor_imia_iemu_narod"
    ["file_id"] => string(6) "452562"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516903196"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "конспект урока на тему "Люблю Отчизну я..." "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-liubliu-otchiznu-ia"
    ["file_id"] => string(6) "156854"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421498345"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства