Этап постановки учебной задачи. (6 мин) | - С древних времён до нас дошли тексты мифов, сказок, в которых люди отражали своё представление о мире. Порой эти представления нам кажутся необычными, странными, в какой-то степени нереальными, но эти взгляды тоже имеют право на своё существование. А как видите мир вы? Современные люди…Вы тоже, чтобы выполнить задание влезаете корове в ушко, или кликаете Сивку-Бурку? - А вы считаете, что все, что нас окружает – живое? Деревья, реки, поля, небо? - Мне кажется, что всё в этом мире живое и имеет свою душу. Природу мы можем не только увидеть, но и услышать. Закройте глаза и внимательно послушайте (фрагмент песни «Во поле берёза») - Как вы думаете, почему именно это песня сейчас прозвучала? Что вы представляли, когда слушали её? - Это народная песня отразила своё видение природы. Интересно, а как видели мир поэты 20 века. Тема природы не была для них чужой, и много стихотворений того периода посвящено естественной красоте мира. - А как мы можем удовлетворить наше любопытство? | - Нет, мы так не делаем. - Да, нет. Да потому что живут животные, птицы, деревья растут, значит тоже живые. - Берёза символ России, символ русской природы. Берёза часто встречается в России. Дерево обладает чудесными свойствами, девушки всегда любили её. Если к ней прислониться то можно почувствовать тепло и нежность, берёза как будто о нас заботится и может забрать все наши проблемы. (Поле, берёзы, солнце светит) - Открыть книгу и познакомиться со стихотворениями. | Словесный, наглядный | Фронтальная. Индивидуальная. | Развивать умение адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия. |
Новая тема (30 мин) Словарная работа. Работа над текстом учебника. | - Стр. 49. Смотрите, как замечательно, песню о берёзке мы послушали, а теперь познакомимся с ней через стихотворение известной детской поэтессы Галины Михайловны Новицкой. Зелёным облаком берёза В ржаное поле забрела. Ей носят новости стрекозы Из леса, где она жила. Она стоит на перепутье, Чуть отражается в ручье, Наполненная светлой грустью, С гнездом грачиным на плече. - Вам понравилось эти строки? Чем понравились? Мне тоже понравилось. У меня оно вызывает улыбку. Это стихотворение лёгкое, воздушное. Давайте прочитаем ещё раз. Что необычного вы заметили? Как автор по-особому описал берёзу. Что значит «зелёным облаком»? - А вот фраза «берёза в ржаное поле забрела». Как она может забрести? - Интересно автор описала работу стрекоз. Что они делают? - А как они это делают? Газеты читают? Или телевизор смотрят, а потом пересказывают? - А как вы понимаете следующие строки «она стоит на перепутье, чуть отражается в ручье»? - О чём же грустит берёзка? Заметьте, какая у неё грусть? - Вы сказали, что на берёзке поселились грачи? А где они поместили своё гнездо? А разве у дерева есть плечо? Скажите, какой литературный приём использовала поэтесса при описании берёзки? - Найдите в строках стихотворения примеры олицетворения. - Сейчас мы побывали в чистом русском поле, с хозяйкой берёзкой. Дальше нам предстоит отправиться в сказочный лес Ивана Алексеевича Бунина. Всё лес и лес. А день темнеет; Низы синеют, и трава Седой росой в лугах белеет… Проснулась серая сова. На запад сосны вереницей Идут, как рать сторожевых. И солнце мутное жар-птицей Горит в их дебрях вековых. Бунина называли непревзойдённым мастером, которому удавалось говорить с природой на её языке. Попробуем найти этот таинственный язык. В какой лес нас привёл поэт? - А как вы это поняли? - А вам хочется идти дальше, вглубь этого леса? - Мне не страшно. Интересно сколько же красок использовал при описании поэт. Давайте вместе посчитаем. - Вы сказали, что мы попали в вечерний лес. Какой самый главный признак вечера вы можете назвать? - Можно ли сказать, что наш лес сказочный? - В этом стихотворении автор использует ещё один литературный приём, сравнение. Вспомним, что это понятие обозначает. - Что же и с чем он сравнивает? - Как вы понимаете словосочетание «вековые дебри»? - Но мы смелые ребята и нам удалось выбраться из густого леса. (Физминутка) - Пришло время остановиться в гостях у Фёдора Ивановича Тютчева. Наверняка вы уже с ним знакомы, поэтому он будет рад снова вас приветствовать. Мы уже прогулялись по солнечному полю, побывали в гостях у берёзы, посетили сказочный могучий лес. Хочется отдохнуть. На улице пасмурно, ветрено, а так хочется снова оказаться в лете. А раз хочется, значит туда и отправимся. Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река, И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет, И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет. - Так, где же мы очутились? - Какое желание у вас появилось после услышанного? - Почему? - Похоже ли это стихотворение на предыдущие? - Как вы думаете, почему Ф. Тютчев несколько раз употребляет слово «лениво»? - Иными слова повтор одного и того же слова усиливает эффект описываемых событий. - Кто мне подскажет, как это понять «мглистый полдень»… - Убедили, а что значит твердь? Она пламенная и чистая. - Поэт написал «дремота жаркая объемлет». А вас когда-нибудь одолевала жаркая дремота? Как это понять? - Прочитайте эти строки ещё раз. - Кого ещё упоминает поэт? - Кто же такой великий Пан. Обратимся к словарю.
- А кто такие нимфы?
- Получается нимфы друзья Пана, если он у них отдыхает в жаркий день. Скажите, а можно ли было обойтись без образа Пана в этом стихотворении? - А почему? Подумайте. Можете работать в паре над этим вопросом. Авторы учебника дают нам несколько вариантов ответа на стр. 50 под черточками. Вы можете выбрать из предложенных или высказать своё мнение. - У нас в тексте выделены жёлтым цветом слова, что это за слова? - Познакомимся с новым литературным приёмом – эпитетом.
- Перечислите ещё раз эпитеты.
- А «великий Пан» - это эпитет.
- Посмотрите на изображение Пана. Таким его увидел художник Михаил Врубель. Совпадает ли изображение с вашими представлениями?
-Посмотрите внимательно на ладонь Пана, что он держит? - Вы правы это музыкальный инструмент и называется он флейта Пана. По легенде считается, что великий Пан влюбился в одну из прекрасных нимф. Но она испугалась его и убежала. Но путь ей преградила река, нимфа расплакалась и обратилась за помощью к Богу реки. Он услышал её мольбы и превратил в тростник. Пан был безутешен и от горя он на берегу реки сломал несколько веточек тростника и скрепил их воском, так получилась сладкоголосая флейта, получившая название флейта Пана. Я предлагаю вам услышать звуки чудесной флейты. (Фрагмент мелодии флейты). | - Да. Оно доброе, ласковое. - Читает ребёнок. - Это значит очень большая, густая крона, верхушка у берёзы, которая похожа на крону. - Может её кто-то пересадил туда, чтобы она давала тень путникам. Или ветер занёс туда семечку, и она проросла. - Стрекозы приносят новости для берёзы. - Нет, стрекозы везде летают, и даже в родном лесу берёзы бывают, и возможно они на своих крыльях приносят запахи леса, хвои и берёзе приятно их чувствовать, она тогда может вспомнить свой дом. - Перепутье это место соединения или наоборот расхождения нескольких дорог. Именно там растёт берёза или стоит, как говорит автор. Там же около берёзы находится ручей, дающий воду для уставших путников. Именно в этом ручье отражается деревце. - У неё светлая грусть, потому что ей стрекозы новости приносят и у неё грачи живут в ветвях. А ещё там поле, в нём тоже грызуны обитают, поэтому деревцу не скучно, но немного домой хочется. - На плече у берёзы. - Нет, плечо есть у человека. - Она использовала приём олицетворения. Олицетворение – это литературный приём, при котором природа наделяется чертами присущими человеку. - В поле забрела; стрекозы носят новости; берёза жила; стоит на перепутье; с гнездом на плече. - Он привёл нас в большой, огромный лес. - По первым словам «всё лес и лес». Автор хочет сказать, что лес никак не заканчивается. Уже ночь скоро, а он всё идёт и не может из леса выйти. - Да, потому что интересно, что там дальше, потом мы сможем увидеть красивый пейзаж. Нет, страшно, темнеет, лес становится зловещим, деревья превращаются в могучую рать сторожевых. И мутное солнце горит в вековых дебрях. - Первая краска, тёмная, потому что день темнеет. Это примерно серый, мрачный цвет, переходящий в чёрный, потому что скоро ночь. Вторая краска, низы синеют, потому что туман сгущается к земле и приобретает тёмный синий оттенок. Третья краска у травы, которая белеет от седой росы. Четвёртой краской окрашена сова – она серая. Пятая краска у солнца – она мутная и в то же время яркая, оранжевая, красная, золотая. Это тёплая, горящая краска. Всего получилось пять красок. - Сова проснулась, они ночью только охотятся. Ещё мутное солнце горящее жар-птицей, оно как будто прощается с днём до следующего утра. - Да можно, потому что в стихотворении есть сказочные элементы. Например: «сосны вереницей идут, как рать сторожевых» сразу вспоминается 33 богатыря. Сосны не могут идти, они не люди. А ещё в строках вспоминается жар-птица, с ней сравнивают солнце, потому что оно такое же яркое и похоже на эту дивную птицу, на её перья. - Сравнение – это литературный приём, сутью которого является сравнение одного объекта с другим, для того чтобы найти новые свойства, особенности предмета. - Автор сравнивает сосны с ратью сторожевых, и солнце с жар-птицей. - Дебри – это непроходимое место, которое заросло деревьями, кустарниками. А вековые они, потому что уже не одну сотню лет они там растут, и никто не ходит.
- Мы оказались в жарком, знойном, летнем полдне. - Захотелось поспать. - Потому что даже природа ленится, всё происходит вокруг в медленном ритме, очень жарко и лениво. - Нет, там картины живые, красочные. Здесь тоже есть краски, но они расплывчатые, ленивые. - Он делает это для того, чтобы показать особенность погоды и природы в полдень. Ведь жарким летом в полдень мы чувствуем тоже самое – лень, скуку, нежелание работать, поспать. - Это когда в полдень стоит очень жаркая, сухая погода, и воздух даже ёжится от жары, кажется будто он шевелится и немного темнеет. - Предполагают. (Небо ярко-голубого цвета с небольшими почти прозрачными облаками). - Да одолевала. В жару хочется спать, дремать и это очень сильное желание или жаркое. - Читают. - Он говорит о великом Пане, который тоже поддался жаре и пошёл отдыхать в пещеру. - Пан – бог лесов, покровитель пастухов и стад. Он был некрасивым, но весёлым и добрым. - Нимфы – это божества природы. Ест нимфы рек, озёр, лесов, полей, рощ.
- Нет нельзя.
- Здесь подходят номера 3 и 4. - Это эпитеты. - Эпитет – это яркий, точный, запоминающийся признак, увиденный и названный поэтом или писателем. - Мглистый полдень; пламенная, чистая твердь, жаркая дремота. - Нет, потому что здесь нет яркого, необычного признака. Пан – Бог, поэтому слово великий ему подходит в любом случае. - Да совпадает. Он не очень красивый, но у него добрые глаза и ему грустно. Его никто не любит. Даже на картине нет никого живого. - У него в руках дудочка, музыкальный инструмент. | Словесный, Иллюстративный. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. | Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия. Формировать умение анализировать изучаемые объекты. Развивать умение находить приёмы устного народного творчества в представленных текстах, различать их. Формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения. Формировать умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в парах). |