kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Композитор-имя ему народ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности: Формировать нравственно-эстетическое восприятие музыки; обучать умению воспринимать музыкальные образы; продолжить работу по развитию вокально-певческих данных; расширить нравственно-эстетическое восприятие родной природы.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Планируемый результат:

Предметные:

  1. Раскрыть отношение народа к родному краю и родной природе.

Метопредметные:

1. Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (учебника, презентации);

Личностные:

  1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Оборудования: Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты, фо-но.

Ход занятия.

 

Этапы урока. Методы и приемы.

Хронометраж

 

Содержание урока. Деятельность учителя.

 

Деятельность ученика.

 

УУД.

1

Орг. момент (вокальный)

2

Кроссворд: 1слово по горизонтали  10 букв

Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс

Кто песни сочиняет? (ответ: композитор)

2 слово по вертикали 3 буквы 1 буква И.

Тебе надо, а люди пользуются?

Без чего не может жить человек?

Что у всех есть? (ответ: имя)

3 слово по вертикали 3 буквы,  2 буква М.

Личное местоимение, в мужском роде, единственном числе, в третьем лице, в дательном падеже.

Продолжите логическую цепочку: мне, тебе (ответ: ему)

4 слово по вертикали 5 букв 3 буква Р.

Всё население какого-либо  государства? (ответ: Народ)

Дети приветствуют

Организовать свое рабочее место под руководством учителя

2

Актуализация знаний.

7

Ребята что такое фольклор?

Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители

Народная песня – песня автором которой является народ. (Записывает на доске). Как вы думаете, зачем человеку нужна песня?

при помощи песни человек передает любовь к своей Родине, рассказывает о своих переживаниях, о своих радостях, бедах, хорошем настроении. Песня помогает человеку жить и работать.

Итак, значит песня нужна народу для выражения отношения к жизни, его настроения. Радость выражается в ярких праздничных песнях.

У народа, у нации есть своя страна, своя республика, любимая родина, на том уроке мы с вами начали учить песню Игоря Матвиенко «за тебя Родина –мать», давайте её исполним.

1. Упражнение на дыхание

2. Расспевка.

Дети :

Слушают,

Вспоминают,

Отвечают.

 

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге

3

Постановка проблемы

8

Чуваши́, одна из титульных наций Чувашской Республики в Среднем Поволжье в Российской Федерации, тюркский этнос. Они занимают третье место по численности населения.

Ребята на какие три этнографические группы делятся чуваши?

Различаются по трем этнографическим группам: верховые вирьял проживают на северо-запад Чувашии, средненизовые анатенчи  проживают на северо-восток Чувашии, низовые анатри проживают на юге Чувашии и за её пределами а именно в Республике Татарстан, Ульяновская область.

Язык — чувашский. Является единственным живым представителем булгарской группы тюркских языков. Имеет три диалекта: верховой («окающий»), средненизовой, низовой («укающий»).

Заострю внимание на традиционной одежде. Замужние чувашки всех групп носили хушпу — головной убор цилиндрической или конической формы, украшавшийся нашитыми монетами и бисером. Девичий головной убор тухья — полусферическая шапочка из холста — у верховых, а также у части средненизовых чувашей почти целиком покрыт монетами. У средненизовых — обшит бисером, несколькими рядами монеток и имел вверху обшитый бисером конус с металлической шишечкой.

Отличительной чертой традиционного искусства низовых чувашей является наличие жанра хороводных песен.

В период с Николина дня (22 мая) до Петрова дня (12 июля) длился продолжительный по времени цикл вождения весенне-летних хороводов – Уяв. В каждой деревне для вождения хороводов существовало специально отведенное место, находящееся, как правило, за пределами деревни. Первое исполнение хороводов происходило 22 мая, в день Николая Чудотворца. Далее в течение Уява каждое воскресение молодежь водила хороводы с пением вӑйӑ юррисем (хороводных игровых песен). Хороводы являлись основным жанром музыкального фольклора в цикле Уяв и функционировали в обрядовых комплексах, связанных с весенне-летним периодом: со вскрытием реки (Ледоход), Николиным днем, Троицей и Петровым днем. В хороводах участвовали не только парни и девушки, но и дети, мужчины и молодые женщины первого года замужества. Отсюда функционально-смысловая нагрузка хороводов: 1) начало нового календарного цикла (новолетие) соотносится с основными участниками хороводов – молодежью; 2) хороводы – своеобразные «смотрины», «ярмарка» невест; матери, выступающие в качестве зрителей хороводных процессий, примечали невест для своих сыновей

Слушаем песню Уяв хороводную

Среди напевов календарно-обрядового цикла есть масленичные (ҫӑварни юрри)

Слушаем песню масленичную

Песни семейной обрядности также представлены комплексом жанров. Прежде всего, это песни свадебные, среди них – туй юрри,(основной свадебный напев), а также  хěр йěрри (плач невесты), туй такмаксем (свадебные плясовые припевки) В основном свадебном напеве (туй юрри) обычно происходит спор между родней невесты и жениха. Каждая сторона пытается показать, превосходство каждого из молодых.

Девочки исполнят свадебную карильную песню чуваш анатри проживающих в республике Татарстан. «Вы сказали что не придёте с приданым».

Дети слушают, отвечают,анализируют.делают выводы.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге

4

Пение.

20

ВХТ

Методы

- Поступенное движение вниз,

- скачки,

-ритмические,

- проговаривание согласных, замыкание фраз.

-графический показ

- показ голосом образное сравнение,

- прохлопывание ритма мелодии,

-ассоциации, собственный показ.

У каждой нации есть своя республика у каждой республики есть есть главная песня которая называется как ? Гимн

Исполнение гимна Чувашской  Республики

Дети поют

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

5

Итог

3

Нашь урок подощел к концу, что нового вы сегодня узнали?

С каким жанрами народных песен мы познакомились?

Что нового вы для себя взяли?

Какие произведения мы слушали?

Спасибо за урок.

Дети слушают

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Композитор-имя ему народ"»



Конспект урока музыки.


Тема урока: «Композитор-имя ему народ»

Цель деятельности: Формировать нравственно-эстетическое восприятие музыки; обучать умению воспринимать музыкальные образы; продолжить работу по развитию вокально-певческих данных; расширить нравственно-эстетическое восприятие родной природы.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Планируемый результат:

Предметные:

  1. Раскрыть отношение народа к родному краю и родной природе.

Метопредметные:

1. Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (учебника, презентации);

Личностные:

  1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Оборудования: Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты, фо-но.



Ход занятия.


Этапы урока. Методы и приемы.

Хронометраж


Содержание урока. Деятельность учителя.


Деятельность ученика.


УУД.

1

Орг. момент (вокальный)

2

Кроссворд: 1слово по горизонтали 10 букв

Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс

Кто песни сочиняет? (ответ: композитор)


2 слово по вертикали 3 буквы 1 буква И.

Тебе надо, а люди пользуются?

Без чего не может жить человек?

Что у всех есть? (ответ: имя)


3 слово по вертикали 3 буквы, 2 буква М.

Личное местоимение, в мужском роде, единственном числе, в третьем лице, в дательном падеже.

Продолжите логическую цепочку: мне, тебе (ответ: ему)


4 слово по вертикали 5 букв 3 буква Р.

Всё население какого-либо государства? (ответ: Народ)



Дети приветствуют

Организовать свое рабочее место под руководством учителя

2
















Актуализация знаний.

7

Ребята что такое фольклор?

Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители


Народная песня – песня автором которой является народ. (Записывает на доске). Как вы думаете, зачем человеку нужна песня?

при помощи песни человек передает любовь к своей Родине, рассказывает о своих переживаниях, о своих радостях, бедах, хорошем настроении. Песня помогает человеку жить и работать.

Итак, значит песня нужна народу для выражения отношения к жизни, его настроения. Радость выражается в ярких праздничных песнях.

У народа, у нации есть своя страна, своя республика, любимая родина, на том уроке мы с вами начали учить песню Игоря Матвиенко «за тебя Родина –мать», давайте её исполним.

1. Упражнение на дыхание

2. Расспевка.



Дети :

Слушают,

Вспоминают,

Отвечают.








Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге


3

Постановка проблемы

8

Чуваши́, одна из титульных наций Чувашской Республики в Среднем Поволжье в Российской Федерации, тюркский этнос . Они занимают третье место по численности населения.

Ребята на какие три этнографические группы делятся чуваши?

Различаются по трем этнографическим группам: верховые вирьял проживают на северо-запад Чувашии , средненизовые анатенчи проживают на северо-восток Чувашии, низовые анатри проживают на юге Чувашии и за её пределами а именно в Республике Татарстан, Ульяновская область.

Язык — чувашский. Является единственным живым представителем булгарской группы тюркских языков. Имеет три диалекта: верховой («окающий»), средненизовой, низовой («укающий»).

Заострю внимание на традиционной одежде. Замужние чувашки всех групп носили хушпу — головной убор цилиндрической или конической формы, украшавшийся нашитыми монетами и бисером. Девичий головной убор тухья — полусферическая шапочка из холста — у верховых, а также у части средненизовых чувашей почти целиком покрыт монетами. У средненизовых — обшит бисером, несколькими рядами монеток и имел вверху обшитый бисером конус с металлической шишечкой.


Отличительной чертой традиционного искусства низовых чувашей является наличие жанра хороводных песен.

В период с Николина дня (22 мая) до Петрова дня (12 июля) длился продолжительный по времени цикл вождения весенне-летних хороводов – Уяв. В каждой деревне для вождения хороводов существовало специально отведенное место, находящееся, как правило, за пределами деревни. Первое исполнение хороводов происходило 22 мая, в день Николая Чудотворца. Далее в течение Уява каждое воскресение молодежь водила хороводы с пением вӑйӑ юррисем (хороводных игровых песен). Хороводы являлись основным жанром музыкального фольклора в цикле Уяв и функционировали в обрядовых комплексах, связанных с весенне-летним периодом: со вскрытием реки (Ледоход), Николиным днем, Троицей и Петровым днем. В хороводах участвовали не только парни и девушки, но и дети, мужчины и молодые женщины первого года замужества. Отсюда функционально-смысловая нагрузка хороводов: 1) начало нового календарного цикла (новолетие) соотносится с основными участниками хороводов – молодежью; 2) хороводы – своеобразные «смотрины», «ярмарка» невест; матери, выступающие в качестве зрителей хороводных процессий, примечали невест для своих сыновей

Слушаем песню Уяв хороводную


Среди напевов календарно-обрядового цикла есть масленичные (ҫӑварни юрри)

Слушаем песню масленичную


Песни семейной обрядности также представлены комплексом жанров. Прежде всего, это песни свадебные, среди них – туй юрри,(основной свадебный напев), а также хěр йěрри (плач невесты), туй такмаксем (свадебные плясовые припевки) В основном свадебном напеве (туй юрри) обычно происходит спор между родней невесты и жениха. Каждая сторона пытается показать, превосходство каждого из молодых.

Девочки исполнят свадебную карильную песню чуваш анатри проживающих в республике Татарстан. «Вы сказали что не придёте с приданым».



Дети слушают, отвечают,анализируют.делают выводы.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге


4

Пение.

20

У каждой нации есть своя республика у каждой республики есть есть главная песня которая называется как ? Гимн

ВХТ

Методы

- Поступенное движение вниз,

- скачки,

-ритмические ,

- проговаривание согласных, замыкание фраз.


-графический показ

- показ голосом образное сравнение,

- прохлопывание ритма мелодии,

-ассоциации, собственный показ.


Исполнение гимна Чувашской Республики

Дети поют

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

5

Итог

3

Нашь урок подощел к концу, что нового вы сегодня узнали?

С каким жанрами народных песен мы познакомились?

Что нового вы для себя взяли?

Какие произведения мы слушали?

Спасибо за урок .

Дети слушают

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Композитор-имя ему народ"

Автор: Шишкалова Анастасия Анатольевна

Дата: 25.01.2018

Номер свидетельства: 452562

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства