Цель деятельности: Формировать нравственно-эстетическое восприятие музыки; обучать умению воспринимать музыкальные образы; продолжить работу по развитию вокально-певческих данных; расширить нравственно-эстетическое восприятие родной природы.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Планируемый результат:
Предметные:
- Раскрыть отношение народа к родному краю и родной природе.
Метопредметные:
1. Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (учебника, презентации);
Личностные:
- Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
Оборудования: Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты, фо-но.
Ход занятия.
№ | Этапы урока. Методы и приемы. | Хронометраж |
Содержание урока. Деятельность учителя. |
Деятельность ученика. |
УУД. | ||||
1 | Орг. момент (вокальный) | 2 | Кроссворд: 1слово по горизонтали 10 букв Он пишет музыку для нас, Мелодии играет, Стихи положит он на вальс Кто песни сочиняет? (ответ: композитор) 2 слово по вертикали 3 буквы 1 буква И. Тебе надо, а люди пользуются? Без чего не может жить человек? Что у всех есть? (ответ: имя) 3 слово по вертикали 3 буквы, 2 буква М. Личное местоимение, в мужском роде, единственном числе, в третьем лице, в дательном падеже. Продолжите логическую цепочку: мне, тебе (ответ: ему) 4 слово по вертикали 5 букв 3 буква Р. Всё население какого-либо государства? (ответ: Народ) | Дети приветствуют | Организовать свое рабочее место под руководством учителя | ||||
2 | Актуализация знаний. | 7 | Ребята что такое фольклор? Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители Народная песня – песня автором которой является народ. (Записывает на доске). Как вы думаете, зачем человеку нужна песня? при помощи песни человек передает любовь к своей Родине, рассказывает о своих переживаниях, о своих радостях, бедах, хорошем настроении. Песня помогает человеку жить и работать. Итак, значит песня нужна народу для выражения отношения к жизни, его настроения. Радость выражается в ярких праздничных песнях. У народа, у нации есть своя страна, своя республика, любимая родина, на том уроке мы с вами начали учить песню Игоря Матвиенко «за тебя Родина –мать», давайте её исполним. 1. Упражнение на дыхание 2. Расспевка. | Дети : Слушают, Вспоминают, Отвечают.
| Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Р: Принимают и решают поставленную задачу. К: Участвуют в учебном диалоге | ||||
3 | Постановка проблемы | 8 | Чуваши́, одна из титульных наций Чувашской Республики в Среднем Поволжье в Российской Федерации, тюркский этнос. Они занимают третье место по численности населения. Ребята на какие три этнографические группы делятся чуваши? Различаются по трем этнографическим группам: верховые вирьял проживают на северо-запад Чувашии, средненизовые анатенчи проживают на северо-восток Чувашии, низовые анатри проживают на юге Чувашии и за её пределами а именно в Республике Татарстан, Ульяновская область. Язык — чувашский. Является единственным живым представителем булгарской группы тюркских языков. Имеет три диалекта: верховой («окающий»), средненизовой, низовой («укающий»). Заострю внимание на традиционной одежде. Замужние чувашки всех групп носили хушпу — головной убор цилиндрической или конической формы, украшавшийся нашитыми монетами и бисером. Девичий головной убор тухья — полусферическая шапочка из холста — у верховых, а также у части средненизовых чувашей почти целиком покрыт монетами. У средненизовых — обшит бисером, несколькими рядами монеток и имел вверху обшитый бисером конус с металлической шишечкой. Отличительной чертой традиционного искусства низовых чувашей является наличие жанра хороводных песен. В период с Николина дня (22 мая) до Петрова дня (12 июля) длился продолжительный по времени цикл вождения весенне-летних хороводов – Уяв. В каждой деревне для вождения хороводов существовало специально отведенное место, находящееся, как правило, за пределами деревни. Первое исполнение хороводов происходило 22 мая, в день Николая Чудотворца. Далее в течение Уява каждое воскресение молодежь водила хороводы с пением вӑйӑ юррисем (хороводных игровых песен). Хороводы являлись основным жанром музыкального фольклора в цикле Уяв и функционировали в обрядовых комплексах, связанных с весенне-летним периодом: со вскрытием реки (Ледоход), Николиным днем, Троицей и Петровым днем. В хороводах участвовали не только парни и девушки, но и дети, мужчины и молодые женщины первого года замужества. Отсюда функционально-смысловая нагрузка хороводов: 1) начало нового календарного цикла (новолетие) соотносится с основными участниками хороводов – молодежью; 2) хороводы – своеобразные «смотрины», «ярмарка» невест; матери, выступающие в качестве зрителей хороводных процессий, примечали невест для своих сыновей Слушаем песню Уяв хороводную Среди напевов календарно-обрядового цикла есть масленичные (ҫӑварни юрри) Слушаем песню масленичную Песни семейной обрядности также представлены комплексом жанров. Прежде всего, это песни свадебные, среди них – туй юрри,(основной свадебный напев), а также хěр йěрри (плач невесты), туй такмаксем (свадебные плясовые припевки) В основном свадебном напеве (туй юрри) обычно происходит спор между родней невесты и жениха. Каждая сторона пытается показать, превосходство каждого из молодых. Девочки исполнят свадебную карильную песню чуваш анатри проживающих в республике Татарстан. «Вы сказали что не придёте с приданым». | Дети слушают, отвечают,анализируют.делают выводы. | Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Р: Принимают и решают поставленную задачу. К: Участвуют в учебном диалоге | ||||
4 | Пение. | 20 |
У каждой нации есть своя республика у каждой республики есть есть главная песня которая называется как ? Гимн Исполнение гимна Чувашской Республики | Дети поют | Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Р: Принимают и решают поставленную задачу. | ||||
5 | Итог | 3 | Нашь урок подощел к концу, что нового вы сегодня узнали? С каким жанрами народных песен мы познакомились? Что нового вы для себя взяли? Какие произведения мы слушали? Спасибо за урок. | Дети слушают | Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. |