Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он, стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплощались в художественные образы, преданий и легенд, сказок и песен. Так народ создал свое искусство, свою поэзию.
Сказки, былины, песни, пословицы, загадки и другие виды устного народного творчества называют фольклором. Слово «фольклор» английского происхождения, обозначит: народная мудрость, народное знание.
Сказка, былина, пословица, загадка и т.д. – жанры фольклора, так же как роман, повесть, поэма, лирическое стихотворение – жанры литературы.
Фольклор и художественная литература близки между собой тем, что это области словесного искусства. Произведения литературы распространяются с помощью книги, а произведения фольклора – устным путем. Однако их различие не только в этом.
Жанры фольклора появились не в одно время. Одни из них зародились в эпоху родового строя (сказка, загадка, обрядовая поэзия), другие возникли и развивались в классовом обществе (былины, частушки). Каждое поколение вносило в произведение что- то новое. В устах различных исполнителей изменения были неодинаковы, поэтому возникали варианты одной сказки, песни и т.д.
Язык фольклорных произведений поражает любителей родного слова, писателей, ученых, своей простотой, точностью и красотой. Простые, на первый взгляд слова и сочетания слов в тексте сказки или песни оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают свою окраску и значение, люди оживают, а совершаемые ими действия, даже невозможные в действительности, вдруг становятся, как бы реально происходящими.
А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.Н. Островский, Л.Н.Толстой, А.М.Горький и другие призывали деятелей литературы изучать фольклор и сами учились у народа высокому искусству слова. А.М.Горький указывал: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества».
Историческая ценность фольклора в том, что он является духовной биографией трудового народа, поэтической летописью его многовековой жизни и борьбы. Рожденное в труде, народное творчество отразило все стадии освоения человеком природы, развития его сознания.
Создаваемые в течение длительного времени образы героев становились примером для подражания. Сказочные герои, бесстрашные и настойчивые в достижении цели, и их приключения восхищали людей, пробуждали в них добрые чувства и ненависть ко всему темному, корыстному, несправедливому. Боевая жизнь былинных богатырей напоминала о трудном и героическом прошлом русского народа, воспитывала в людях гордость за свою Родину, любовь к ней, звала на борьбу с иноземными захватчиками.
В скудную, часто голодную жизнь люди стремились внести радость и красоту. На праздниках они играли, плясали и пели; встречали весну веселыми хороводами; в долгие зимние вечера, выполняя при свете лучины домашние работы, загадывали загадки и слушали сказки, которые переносили их в неведомые страны, заставляя переживать и радоваться вместе с необыкновенными героями.
Трудолюбивый и мужественный русский народ, на долю которого выпало немало испытаний, всегда рождал десятки и сотни талантливых людей – певцов, музыкантов, рассказчиков. Они бережно хранили доставшиеся от отцов и дедов предания и былины, сказки и песни, создавали новые произведения народного искусства, своим исполнением доставляли людям радость.
Нам мало известно об исполнителях былин и сказок, о народных певцах, живших до19 века. О них знали в своей деревне, в своей округе, слава о них разносилась по всему свету, но постепенно угасала. Оставались их песни, рассказы, которые подхватывали другие. Замечательной сказочницей и певицей была няня А.С.Пушкина – Арина Родионовна. Недаром с искренним уважением и любовью отзывался о ней великий поэт. Может быть, мы не всегда обращаем внимание, но стоит понаблюдать, прислушаться к разговорам, и можно заметить, как красиво, образно и метко говорят некоторые люди. В речи таких людей немалую роль играют пословицы и поговорки. Они приходят на ум в нужном случае, и обычно их даже не считают чем-то самостоятельным. Пословицы и поговорки, зародившиеся в глубокой древности, продолжают оставаться и современным жанром фольклора. Кроме пословиц и поговорок, в наше время появляются в народе новые песни и частушки, веселые и остроумные анекдоты. Часто встречаются и мастера рассказывания сказок.
Старый фольклор уходит из устного бытования, но он как и все другие области духовной культуры человека и его искусства, приобрел новую форму распространения – через книгу, радио, телевидение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Фольклор»»
Консультация для родителей
«Что такое фольклор?»
Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он, стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплощались в художественные образы, преданий и легенд, сказок и песен. Так народ создал свое искусство, свою поэзию.
Сказки, былины, песни, пословицы, загадки и другие виды устного народного творчества называют фольклором.Слово «фольклор» английского происхождения, обозначит: народная мудрость, народное знание.
Сказка, былина, пословица, загадка и т.д. – жанры фольклора, так же как роман, повесть, поэма, лирическое стихотворение – жанры литературы.
Фольклор и художественная литература близки между собой тем, что это области словесного искусства. Произведения литературы распространяются с помощью книги, а произведения фольклора – устным путем. Однако их различие не только в этом.
Жанры фольклора появились не в одно время. Одни из них зародились в эпоху родового строя (сказка, загадка, обрядовая поэзия), другие возникли и развивались в классовом обществе (былины, частушки). Каждое поколение вносило в произведение что- то новое. В устах различных исполнителей изменения были неодинаковы, поэтому возникали варианты одной сказки, песни и т.д.
Язык фольклорных произведений поражает любителей родного слова, писателей, ученых, своей простотой, точностью и красотой. Простые, на первый взгляд слова и сочетания слов в тексте сказки или песни оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают свою окраску и значение, люди оживают, а совершаемые ими действия, даже невозможные в действительности, вдруг становятся, как бы реально происходящими.
А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.Н. Островский, Л.Н.Толстой, А.М.Горький и другие призывали деятелей литературы изучать фольклор и сами учились у народа высокому искусству слова. А.М.Горький указывал: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества».
Историческая ценность фольклора в том, что он является духовной биографией трудового народа, поэтической летописью его многовековой жизни и борьбы. Рожденное в труде, народное творчество отразило все стадии освоения человеком природы, развития его сознания.
Создаваемые в течение длительного времени образы героев становились примером для подражания. Сказочные герои, бесстрашные и настойчивые в достижении цели, и их приключения восхищали людей, пробуждали в них добрые чувства и ненависть ко всему темному, корыстному, несправедливому. Боевая жизнь былинных богатырей напоминала о трудном и героическом прошлом русского народа, воспитывала в людях гордость за свою Родину, любовь к ней, звала на борьбу с иноземными захватчиками.
В скудную, часто голодную жизнь люди стремились внести радость и красоту. На праздниках они играли, плясали и пели; встречали весну веселыми хороводами; в долгие зимние вечера, выполняя при свете лучины домашние работы, загадывали загадки и слушали сказки, которые переносили их в неведомые страны, заставляя переживать и радоваться вместе с необыкновенными героями.
Трудолюбивый и мужественный русский народ, на долю которого выпало немало испытаний, всегда рождал десятки и сотни талантливых людей – певцов, музыкантов, рассказчиков. Они бережно хранили доставшиеся от отцов и дедов предания и былины, сказки и песни, создавали новые произведения народного искусства, своим исполнением доставляли людям радость.
Нам мало известно об исполнителях былин и сказок, о народных певцах, живших до19 века. О них знали в своей деревне, в своей округе, слава о них разносилась по всему свету, но постепенно угасала. Оставались их песни, рассказы, которые подхватывали другие. Замечательной сказочницей и певицей была няня А.С.Пушкина – Арина Родионовна. Недаром с искренним уважением и любовью отзывался о ней великий поэт.
Может быть, мы не всегда обращаем внимание, но стоит понаблюдать, прислушаться к разговорам, и можно заметить, как красиво, образно и метко говорят некоторые люди. В речи таких людей немалую роль играют пословицы и поговорки. Они приходят на ум в нужном случае, и обычно их даже не считают чем-то самостоятельным. Пословицы и поговорки, зародившиеся в глубокой древности, продолжают оставаться и современным жанром фольклора. Кроме пословиц и поговорок, в наше время появляются в народе новые песни и частушки, веселые и остроумные анекдоты. Часто встречаются и мастера рассказывания сказок.
Старый фольклор уходит из устного бытования, но он как и все другие области духовной культуры человека и его искусства, приобрел новую форму распространения – через книгу, радио, телевидение.