kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предлог как часть речи. Правописание предлогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Разработка урока  по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Предлог как часть речи. Правописание предлогов.»

«СОГЛАСОВАНО»

«….» …………. 20…..

……………….

План теоретического занятия

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема занятия: Предлог как часть речи. Правописание предлогов.


Целевые установки занятия

Образовательная: систематизация и обобщение знаний учащихся о предлогах; развитие речевых навыков учащихся.


Развивающая: развитие речевых навыков учащихся; совершенствование культуры речи учащихся.


Воспитательная: воспитание эстетических чувств через любовь к художественному слову.

Вид занятия: Урок

Тип занятия: Урок обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемный.

УМК занятия: Информационный лист

Оборудование: Компьютер

Развитие компетенций:

ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективной выполнения задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии.

Ход занятия

деятельность преподавателя

деятельность обучаемого

  1. Организационно – мотивационный этап

— Приветствие;

— проверка явки учащихся,

Заполнение преподавателем журнала

— проверка готовности учащихся к уроку,

— настрой учащихся на работу

Как вы думаете, что нам предстоит делать на уроке?

Нужны ли предлоги в русском языке. Может без них можно обойтись? Ответим в конце урока.

- Приветствуют. - Проверяют готовность.

- Готовятся к предстоящей деятельности



Отвечают.

2.Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний

1.Что мы называется предлогом?


 Служебные части речи в отличие от знаменательных частей речи не называют предметов, действий, признаков, не выполняют самостоятельной синтаксической функции в предложении. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы.
 2. Как пишутся предлоги?
— В чём же состоит роль предлогов, если учесть их высокую частотность? Читаем учебник, стр.207.


1.Служебная часть речи



(сообщение ученика)




2.Предлоги пишутся со словами раздельно. Сообщение обучающегося. Сами предлоги (структурно) могут писаться слитно, через дефис либо раздельно. Таблица на дисплее:

Пишутся раздельно

 

Пишутся слитно

Пишутся через дефис

в течение

в продолжение

в отличие

в заключение

в отношении

в виде

в связи

в силу

в смысле

в деле

в меру

в целях

в области

по мере

по поводу

по причине

за исключением

за счет

вроде (в значении «подобно»)

наподобие (подобно)

ввиду (по причине)

вследствие (из-за)

насчет (о)

вместо

внутри

вслед

навстречу

сверх

несмотря

из-за

из-под

по-над


3. Этап обобщения и систематизации знаний

1.Морфологический разбор предлога.
Порядок разбора:
1. Часть речи.
2. Непроизводный или производный.
3. Простой или сложный.
4. Выражаем отношения (пространственные, временные, целевые, причинные).
5. С каким падежом употреблён.



2. Выполнить задание:
















Рассказать как справились с заданием.


3.Как пишутся предлоги? Правописание предлогов.
Примечание. Запомните правописание фразеологизма иметь ввиду и предлогов вследствие, в течение, в продолжение, в заключение. Их необходимо отличать от существительных.



Существительные с предлогом: 1. В следствии были допущены ошибки. 2. В течении реки наблюдались изменения 3. В продолжении книги появились новые герои. 4. Многие годы они провели в заключении.

Предлог: Вследствие = по причине. Вследствие = время, длительность. В продолжение = в ходе. В продолжение речи хочу сказать.



4. Выполнить тест: Предлог.
1.  Сколько предлогов в стихотворном отрывке?
Протекали над книгой Глубинной
Синие ночи царицы.
А к царевне с вышки голубиной
Прилетали белые птицы.
А.Блок
1. Один. 2. Два. 3.Три. 4. Четыре.
2. Каким членом предложения является предлог?
1.Обстоятельством. 2.Дополнением. 3.Не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом.
3. Определите значения, передаче которых способствуют предлоги.
1. Из-за шторы, около сада, под елью.
2.В течение дня, перед рассветом, через минуту.
3.Простудился от переохлаждения, вследствие дождей.
4.Жить ради детей, сообщить для информации, работать на благо ближнего.
А.Причинное значение. Б.Значение цели. В.Значение пространства(места). Г.Временное значение.
4.Укажите непроизводные предлоги.
1.В, на, над, от, под, с.
2.Благодаря, в течение, несмотря на, согласно.
5.Какой частью речи является выделенное слово?
Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен.
(А.Ахматова.)
1.Вдоль – наречие, выполняющее в предложении самостоятельную роль обстоятельства.
2.Вдоль – предлог, производный от наречия, так как употреблён с существительным «брёвен» и потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую.
6.Проанализируйте написание производных предлогов.
1.(На)счёт, (в)место, (на)подобие.
2(В)целях, (по)причине, (в)продолжение.
А.Слитное написание. Б.Раздельное написание.
7.При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имён существительных.
1.В течен… реки, в продолжен… повести, в заключен… выступления.
8.С какими падежными формами употреблены предлоги?
1.Солнце клонилось к закату (Ф.Сологуб).
2. Отец сидит, упираясь ладонями в колени… (А.Перегудов).
3.Сердце замерло, — и застучало от боли быстро и сильно (Ф.Сологуб).
4.Мама ещё на сенокосе, скоро придёт…(В.Белов).
5.С холодами перелёты птиц уменьшились (А.Яковлев).
А.Родительный падеж. Б.Дательный падеж. В.Винительный падеж. Г.Творительный падеж. Д.Предложный падеж.
9.В каком предложении предлог в использован с предложным падежом?
1. И мы разглядели тогда в облаках златотканых, в зазубринах дикой расселины, в дыме густом такую картину… (П. Антокольский).
2. В лицо веял лёгкий морозный ветерок (Ф.Сологуб).
3. В гостиной слышались весёлые голоса и смех. (Ф.Сологуб).

5. Написать текст в несколько предложений о своей профессии, используя предлоги.

6.Зачитать.

1.Обучающиеся разбирают предлоги по схеме:

Порядок разбора:
1. Часть речи.
2. Непроизводный или производный.
3. Простой или сложный.
4. Выражаем отношения (пространственные, временные, целевые, причинные).
5. С каким падежом употреблён

2.Обучающиеся выполняют задание: Упражнение323. Прочитайте текст выразительно. Спишите первые три предложения. Выпишите предлоги, укажите, с какими падежами употреблены и какие отношения выражают.
Задание (исследование) Спишите предложения, вставляя нужные предлоги, объясните выбор предлогов.
1 вариант– упр.326. 2 вариант – упр.327.
Упражнение 328. Индивидуальное задание. Спишите словосочетания, подберите к ним антонимические, употребив соответствующие предлоги.

Рассказывают.

3.Обучающиеся отвечают:

Предлоги со словами пишутся раздельно. Сложные предлоги из-за, из-под, по-над и т. п. пишутся через дефис.
Слитно пишутся производные предлоги, которые образованы от существительного и непроизводного предлога: ввиду, вроде, вслед, внутри, вследствие, навстречу, наподобие, наперекор, насчёт, сверх.
Раздельно пишутся производные предлоги: в виде, в области, в отношении, в меру, в заключение, в течение, в продолжение, в силу, в смысле, по мере, за исключением, за счёт, в связи.
Производные предлоги, которые пишутся слитно, надо отличать от существительных с непроизводными предлогами, которые пишутся раздельно: ввиду дальности расстояния – ввиду острова. 4. Верные и неверные ответы.

Выполняют:



















































































5.Выполняют.

6. Зачитывают.

4. Подведение итогов

1.Что скажете о предлогах?

На какие предлоги нужно обратить особое

внимание? Расскажите о предлоге как части речи.
2. Расскажите о правописании предлогов.
3. С какими частями речи употребляются предлоги? (с существительными, а также с местоимениями и числительными).
4. Какие предлоги употребляются с двумя и тремя падежами (Р.п. и Т.п. – с; В.п. и П.п. – в, на; Т.п. – за)
5. От дома до дома. От звонка до звонка. Что общего и чем различаются предлоги.

6. У дома – около дома. Определите значение предлогов.

7. Можно ли обойтись в русском языке без предлогов?

1.Вследствие, в продолжение



Пишутся раздельно. Некоторые предлоги надо отличать от существительных.

3.(с существительными, а также с местоимениями и числительными).

4. (Р.п. и Т.п. – с; В.п. и П.п. – в, на; Т.п. – за)
5.Р.п. и Т.п. – с; В.п. и П.п. – в, на; Т.п. – за)


6.(Синонимия. Обозначает пространственные отношения; «находиться» в непосредственной близости.

7. Рассказывают о роли предлогов.

5.Информация о самостоятельном задании

Домашнее задание: Параграфы 57-58, упражнение 332.
2. Написать мини- сочинение, используя предлоги.

Выбирают одно из двух заданий.

6. Рефлексия

1.Составить Синквейн.

2.Ответьте на вопросы:

Я знаю…

Я узнал…

Хочу узнать…

1.Составляют.

2.Отвечают:



Рейтинг: За посещение-1б., за работу на уроке1-2б.,за самостоятельную работу- 1-2 б.





Литература

  1. Русский язык. 10-11 кл. (История языка и история общества). Сост.:Н.М. Божко. – Волгоград:2015.

  2. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М.:2016.

  3. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь – справочник русского языка/ Сост. В.В. Бурцева. – М.:2017.





Электронный ресурс

Электронный учебник по русскому языку: www.nado5.ruwiki-учебник



Подготовила Соколова Е.Г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Предлог как часть речи. Правописание предлогов.

Автор: Соколова Елена Григорьевна

Дата: 07.02.2019

Номер свидетельства: 498753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект учебного занятия на тему: "Служебные части речи". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uchiebnogho-zaniatiia-na-tiemu-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "201539"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429085328"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок русского языка  " Служебные части речи""
    ["seo_title"] => string(48) "urok-russkogho-iazyka-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "259621"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448802588"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи. Предлоги. Их разряды. Правописание предлогов. "
    ["seo_title"] => string(109) "tiema-uroka-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi-priedloghi-ikh-razriady-pravopisaniie-priedloghov"
    ["file_id"] => string(6) "171323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423664515"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Интегрированный урок русского языка с познанием мира : " Обобщение частей речи " и презентация: "В гости к Весне!!!""
    ["seo_title"] => string(125) "intieghrirovannyi-urok-russkogho-iazyka-s-poznaniiem-mira-obobshchieniie-chastiei-riechi-i-priezientatsiia-v-ghosti-k-viesnie"
    ["file_id"] => string(6) "306176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458061369"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Презентация к уроку по теме: "Служебные части речи. Союз." "
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-sluzhiebnyie-chasti-riechi-soiuz"
    ["file_id"] => string(6) "241140"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445185416"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства