kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Постижение истины" (по стихотворениям поэтов 19-20вв)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Пример постижения истины- это пример великой любви к людям и пример великого служения идее. Нам далеко до совершенства, до того, как каждый из нас постигнет истину и научиться служить ей.  Задача всех живущих приближать время торжества Золотого века, царства истины.
 Мы должны быть благодарны великой русской литературе, великим нашим писателям и поэтам, что они пробуждают наш ум, сердца и души к добрым мыслям, поступкам и деяниям.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Постижение истины" (по стихотворениям поэтов 19-20вв)»

Учитель: В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат произносит слова, ставшие камнем преткновения в течение 2 тыс.лет: «Что есть истина?» И Иешуа ему отвечает: «Истина в том, что у тебя болит голова». В этих словах заключается, на мой взгляд, первопричина, первооснова человеческого бытия. Ведь гемикрания не только физическая, но и духовная болезнь человека, уставшего от безликости жизни.

Не только Булгакова волновали вопросы истины. Мы постараемся посмотреть на изученные произведения немного под другим углом зрения и увидим, что все классики прикоснулись к вечному поиску, поиску истины, разумеется, каждый из них по-своему.

Меня привлекли слова современного индийского философа Ошо: «В этот день, когда Иисус был распят, тысячи собрались, чтобы на него посмотреть, и ты знаешь, что они делали? Они плевали ему в лицо! Может быть, ты был в этой толпе, потому что толпы совершенно ничуть не отличаются друг от друга. Человек не изменился. Теперь улучшились дороги и транспортные средства, чтобы перевозить вас с одного места на другое, великая технология- человек высадился на Луну- но человек не изменился. Именно поэтому многие из вас, наверное, были в той толпе, которая плевала в Иисуса. Вы не изменились…»

Что же нужно, чтобы человек обрел божественное лицо, чтобы он изменился, чтобы он обрел истину?

Момент истины №1. А.С.Пушкин «Пророк».

В этом стихотворении Пушкин говорит о том, какими свойствами должен обладать поэт, в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно выполнить свое назначение.

Вместо Музы к поэту является шестикрылый Серафим, посланник Бога, и преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него пророка (поэта). У него открываются глаза «вещие зеницы», он может все понимать, видеть: и низменное и возвышенное. Тонкое и мудрое понимание реальной действительности нельзя передать обыкновенной речью, «и празднословной, и лукавой». И серафим дает ему вместо языка «жало мудрыя змеи», вместо обычного сердца- «угль, пылающий огнем». Ведь только на самом жарком накале чувств поэт способен создать настоящие произведения.

Но и этого полного преображения, изменения всех чувств и способностей человека оказывается недостаточно, чтобы стать пророком божественных мыслей на Земле. Нужна еще высокая идея, во имя которой поэт творит. Эта цель, эта идея обозначены как «глас Бога», как воля Бога, наполняющая душу и повелевающая ему «глаголом жечь сердца людей».

Чтобы разбудить души людей, поэт должен проявить не только чисто поэтические, но и человеческие качества: мудрость, проницательность, глубину чувств, блогородство-и научить людей всему этому.

Учитель: Что значит «плевать в Иисуса»? Это извращение человеческих чувств и качеств и в быту, и в общественных отношениях. Это предельная эгоистичность, корыстолюбие,карьеризм, интриганство, приспособленчество, злоязычие, нередко переходящее в клевету, душевная опустошенность, лицемерие, притворство, свобода лжи, неспособность к глубоким переживаниям, насмешка над искренними движениями души и сердца, паразитизм и праздность.

Этот список можно продолжать бесконечно.

Чтобы научить людей нравственным основам жизни, простому и доброму восприятию бытия, в этот мир пришли посланники Творца- великие гении, классики русской литературы, создатели бессмертных произведений. Много поэтов и писателей прошло тропами русской литературы, но лишь отдельные из них не угасают, живут из века в век, как ярчайшие звезды. В чем же причина?

Причина в том, что они обратились к рассмотрению «вечных нравственных» вопросов, стоящих выше истории, т.е. есть вечные нравственные принципы, которыми должен руководствоваться человек. По мнению А.В.Луначарского, литературного критика, размышления о нравственности-«это протест против человеческого эгоизма ,тщеславия, суеверия, стремление поднять человека до общечеловеческих интересов, возвысить его сердечную жизнь».

Каждый поэт и писатель должен быть пророком, посланником Бога на Земле. Это его высокая миссия. Об этом первым заговорил А.С.Пушкин в своем творчестве, ибо писатель и поэт- это человек самой судьбой предназначенный для высоких целей-служения людям.

Момент истины №2. М.Ю.Лермонтов «Молитва».

Философ Тертуллиан (5век до нашей эры) сказал: «Мысль есть зло». Мысль материальна, обладает огромной энергией. Так сколько же мыслей, злых, добрых, устремляется в ноосферу, обволакивая Землю, создавая вокруг нее подобие кокона? Если будут преобладать злые мысли, то их гибельные вибрации разрушают не только судьбы отдельных людей, но и целые цивилизации. Каждый из нас ответствен не только за свои поступки, но и за свои мысли.

«Еще бесконечно много косной, мертвой материи во вселенной (это зло) крохотными ручейками текут повсюду отдельные кармы (т.е. судьбы) на Земле, на планетах бесчисленных звезд. Эти мелкие капли мысли, воли, совершенствования ручейками духа стекают в огромный океан мировой души» (И.Ефремов «Лезвие бритвы»).

Один из моментов общения с мировой душой – это молитва. Об одном и том же можно думать по-разному. Допустим, кто-то нас обидел. Можно слать проклятья обидчику, желать ему самого плохого, что есть на Земле. Но нельзя забывать, что мысль материальна, она имеет свойство бумеранга-свою энергию направить к ее владельцу. Поэтому говорят: «Не рой другому яму- сам в нее попадешь».

А можно в этой же ситуации поступить по- другому. Скажем так, обратиться к Всевышнему, ибо он судья, вседержитель наших судеб, и сказать: «Ненавидящих и обидевших нас прости, Господи! Ибо сами не ведают, что творят! Просвети их ум светом разума твоего!»

А не лучше ли в данной ситуации попытаться проанализировать и свое поведение и попросить прощения за все прогрешения вольные и невольные такими словами: «Очисти, Господи, смиренную мою душу от всякой скверны, плоти и духа!» И тогда все выше становится уровень нашей духовности, неизмеримее его глубина, а волна совершенной мысли достигнет самых далеких звезд и не даст нам на Земле задохнуться от злобы и ненависти друг к другу.

Возможно, так рассуждал М.Ю.Лермонтов, создавая свое дивное стихотворение «Молитва» (читать)

Лермонтов с удивительной точностью передал в стихах очистительную и живительную силу молитвы. Ведь молитва-это общение с Космосом, Богом, высшими силами. Видимо, они приходят на помощь тем, кто в них нуждается, и помогают обрести «в минуту жизни трудную» успокоение, уверенность, твердость духа, потому что в молитве «сила благодатная».

Почему люди обращаются к молитве? Так ведь молитва- это самый настоящий аутотренинг, настрой на ясное, доброе мироощущение.

А есть у вас «одна чудная молитва?» Когда ученики спросили Иисуса: « Равви, как нам молиться?» Он ответил: «Молитесь так: «Отче наш…». Это единственная молитва от Иисуса. Философ Ошо, например, рассуждает так: « Молитва есть энергия любви. Это чувство спонтанное, т.е. неожиданное». По мнению Ошо, к Богу нельзя приходить с заготовленной речью, ведь перед Богом» нужно быть не формальным, а подлинным, истинным, естественным. Говори то, что тебе хочется, как будто ты говоришь с мудрым другом. И если молитва из сердца, ты почувствуешь, что ты не только говоришь, но и получаешь ответ от Бога.

В чем истина, в чем мы заблуждаемся, сказать трудно. Одно верно, что в молитве:

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых…

Молитва создает, по всей видимости, защитный энергетический барьер вокруг человека. Доказать, как это происходит-дело ученых, психофизиологов и физиков. И придет время, когда будет доказано психическое и физическое взаимодействие слов и вибраций волн при прочтении молитвы, каждая из которых является литературным и философским шедевром.

Учитель: Нам сейчас предоставляется возможность прочитать произведения, дошедшие до нас из необозримой дали веков. Это Псалмы, сочиненные царем Иудеи Давидом. Особенно всех покоряет псалом №90. Он назван «Хвалебная песнь Давида» (читаю на старославянском и перевод)

Это особенно почитаемая молитва у христиан и правильное ее название не «Живые помощи», а «Живый в помощи Всевышнего». Если ты уверовал в Бога, ты обрел такие внутренние слова, что тебе ничего не страшно. Ты освободился от страха и стал воином света, безупречным воином.

Просто удивительно, почему такие шедевры ума и таланта человеческого отнесены к разряду религиозных и не расцениваются как жемчужины мировой поэзии. Но им «настанет свой черед», как говорила М.Цветаева. Они еще будут востребованы как глоток родниковой воды в зной.

Момент истины №3. А.Блок « Девушка пела в церковном хоре»

В этом стихотворении А.Блок нарисовал завораживающую картину богослужения. Храм оглашается звуками божественного песнопения. Всех покоряет дивный голос солистки церковного хора. Она в упоении, полет души уносит ее в высшие сферы. И кажется, что голос, «летящий в купол» вбирает в себя мысли, чувства и переживания, кто пришел помолится. Девушка поет о страданиях. Так сладостен голос девушки, что люди ей поверили, поддались ее обаянию. И всем казалось:

Что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

Однако песни девушки вторит плач младенца Спасителя. Он знает всё, он взял на себя страдания всех людей. Плач отрезвляет находящихся в храме. А Блок развенчивает иллюзию , навеянную обаянием девушки-солистки, хотя ее голос завораживает. Ведь в жизни нет легких путей. Господь помогает тем, кто действует во имя достижения цели. За счастье нужно бороться, его надо отстаивать, и обрести покой, мир можно только, не оглядываясь на прошлое, не обольщаясь прошлыми удачами. Дорогу осилит идущий, опираясь на веру. Вера, даже фанатичная, без движения, без борения- это самообман.

Противоречит ли Блок Лермонтову? Думается, что нет. Ведь молитва дает установку на спокойствие, на твердость духа. Она помогает освободиться от суетности, неуверенности в себе, помогает выстоять в жизненных бедах. «Блоку верьте, он поэт милостью Божьей»,-говорил о нем Горький. Он, милостью Божьей, предостерегает нас от самообольщения в то время, когда надо быть стойким и мужественным.

Момент истины №4. М.Ю.Лермонтов «Мцыри».

Труден и тернист жизненный путь каждого человека. Легко и просто жить только глупцам. Бывают минуты отчаяния, невыносимой тоски и муки сердечной. А Новый Завет гласит, что отчаяние и уныние- это смертный грех. Над этим следует задуматься, и тогда неизбежен вопрос: что такое жизнь?

Философы определяют жизнь как остановку вечности. Человек появляется на свет по воле Всевышнего, ему дарована жизнь. Это дар Божий.

Есть Белый свет, и есть свет Тьмы. Если ты пришел на Белый свет, так и выполняй волю Божью, не ропщи, не гневи небеса. Видимо, эта проблема в ряду других волновала Лермонтова, и он затронул ее в поэме «Мцыри». В 8 строфе поэмы есть слова главного героя, которые он произносит в присутствии монаха. Мцыри хочет узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» Весь строй поэмы, её замысел-это яростная проповедь свободы. Лермонтовский Мцыри обрушивается на монахов, живущих в тюрьме-монастыре, и противопоставляет их жизни яркий подвиг- три дня, проведенных на свободе.

Но, к слову сказать, обрушиваясь на монахов, выступает ли Мцыри против Бога? Нет. «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»- эпиграф только углубляет понимание того блаженства настоящей жизни, которая дарована Мцыри Богом. Пусть три дня ничто по сравнению с вечностью, но это счастье свободы, счастье битвы, счастье любви. Он может уйти из жизни, так как он узнал ее смысл.

Удар проповеди (не исповеди) Мцыри-Лермонтова направлен не против Бога, а против монахов.

Давайте задумаемся: правильно ли это?- уйти от трудных жизненных проблем и спрятаться за стенами монастыря, уйти от борьбы в мир мнимого смирения. А не похож ли уход в монастырь на чистейший эгоизм-забота о собственном спокойствии. Ведь зачастую послушники и иноки оставляют своих ближних, семьи, детей и уходят от мира, освобождая себя от забот от них. Так что же больший грех: убежать из монастыря в большую яростную жизнь или уйти в монастырь, заботясь о себе, бросив тех, кому ты нужен.

Об этом стоит подумать. Чего требует монастырь? По мнению Ф.М.Достоевского, это «отказаться от жизни совсем… Послушно принять судьбу, как она есть, раз и навсегда, и задушить в себе все, отказавшись от всякого права действовать, любить и жить». Это значит послушно склонить голову перед судьбой, требующей страшных жертв, принять слепой и безжалостный «фатум», с которым смешно спорить… А нужно, так диктует жизнь. Или не нужно? Ответа нет. На земле есть великое множество монастырей. Они существуют, они действуют и привлекают внимание людей. Один из монастырей-особенный, это Оптина Пустынь. ( краткая справка об Оптиной Пустыни).

Нас привлекает такое явление, как старчество. Старцы- это отрешенные от мира монахи, в скитах, в уединении проводящие свои дни в бдениях и молитвах. Именно из их числа появлялись святые, почитаемые нашей церковью. Печальна была участь старцев Оптиной Пустыни после Октябрьской революции. Они все были убиты. Однако они все оставили нетленную память о себе. Это «Молитва последних оптинских старцев на начало дня» Возможно, она вам понравится, поможет обрести уверенность и покой. Она написана на прекрасном русском языке, не требует перевода, понятна, доступна, отвечает надеждам и чаяниям нашей души. Знать её или не знать, читать или не читать, это дело каждого из нас. Единого рецепта нет.

Момент истины №5. С.Есенин «Шел господь пытать людей в любви…»

Есть такая притча. Иногда Господь посещает Землю и идет земными дорогами. Он является людям в образе нищего, сироты, больного, несчастного, обездоленного. Он делает вид, что нуждается в помощи людей. Ему необходимо посмотреть, как люди соблюдают основной закон космоса: «Возлюби».

Перед старым дедом появляется Господь в образе нищего. Дед сам несчастный, больной, у него и еды нет, «жамкал деснами зачерствелую пышку». Но в душе деда живет Бог. Он сострадательно, сочувственно относится к нищему и говорит: «Вишь, какой убогий-знать, от голода качается, болезный».

Господь подошел у деду, полный размышлений, он измучился на Земле от того, что сердца человеческие омертвели, очерствели: «Подошел Господь, скрывая скорбь и муку, видно, мол, сердца их не разбудишь». И вдруг свершается то, что делает человека человеком. Старик отдает последний кусок нищему: « На, пожалуй, маленько крепче будешь».

Совсем юный поэт (1914г.), поэзия которого соткана из солнечного света, любви и гуманности, взывает к людям, он кричит: «Перестаньте плевать на Христа, опомнитесь, если отдавать душу, ее тепло, то Богу и тем, кто в этом нуждается».

Момент истины №6 С.Есенин «Мы теперь уходим понемногу»

Всё на Земле рождается, живет и умирает: цветы, травы, деревья, звери, насекомые, камни, реки, моря, океаны. Не является исключением и человек. Рано или поздно каждому из нас предстоит перешагнуть порог, ведущий в небытие. И нет человека, который не размышлял бы о жизни и о смерти, о бренности земного существования, о невыразительной тоске при мысли о расставании с белым светом.

Вот и С.Есенин написал удивительное стихотворение «Мы теперь …». Трудна жизнь лирического героя, его давит душевная мука и усталость. И за порогом жизни ему грезится «тишь и благодать».

Может быть, это и так. Но « перед этим сонмом Уходящих я не в силах скрыть своей тоски»,- пишет поэт. Нет, здесь звучит не заупрокойная песнь. Это гимн жизни, яростной и удивительно прекрасной, это прославление нашего пребывания на Земле. Ведь стоит жить на этом свете, если здесь есть «милые березовые рощи», есть «равнин пески», есть осины «что раскинув ветви, загляделись в розовую водь». Здесь «звенит лебяжьей шеей рожь». А что же есть человеческое счастье? Это любовь, «всё, что душу облекает в плоть», это умение размышлять о своих поступках, общение с людьми, которые рядом. «дорогие мне люди, что живут со мною на Земле»,- признается поэт.

Прислушаемся к поэту. Счастье, по его глубокому убеждению, именно в том, что нам дано, а мы по своей наивности, равнодушию к жизни или не замечаем, или не хотим замечать, или даже им пренебрегаем.

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве.

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Ведь не зря сказано в Новом Завете «уныние-это грех». Грех нам, живущим на свете, роптать. Нам даны во владение земля и небо. Давайте ценить каждый миг жизни, ведь « есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Уход неизбежен. Но прелесть земной жизни нужно ценить, ценить саму жизнь, как Дар Божий.

Момент истины №7. В.Маяковский « Послушайте».

Есть поверье: когда человек рождается, на небе загорается звезда, а когда человек умирает, она гаснет. Ведь человек неразрывно связан с космосом, он часть его, он от рождения несет в себе космический божественный свет высшего разума.

Поэт рассуждает о предназначении человека, о смысле его жизни, об идеалах, которые ведут его по предначертанному пути.

Каждый человек неповторим, великолепен, как звезда. И вот в стихотворении изображен Кто-то, лишенный своей звезды.

И, надрываясь, в метелях полуденной пыли,

врывается к богу

боится, что опоздал,

плачет, целует ему жилистую руку, просит, чтоб обязательно была звезда!

Если каждому от рождения дается звезда, то как случилось, что бедняга остался в стороне, потерял путеводную нить? Мы этого не знаем, можем лишь догадываться. Мало ли что могло произойти? Но самое страшное, очевидно,-человек изменил своим идеалам, уклонился от звездного света, растратил душевные силы попусту, не выполнил своего звездного предназначения. И он врывается к Богу, раскаявшись:

Клянется-не перенесет эту беззвездную муку.

Мало людей, идущих по жизни без ошибок. Но самое главное- обратись к Богу, не дай себя погубить обстоятельством, всеми силами выбирайся из беззвездного мрака, чтобы не было «беззвездной муки».

Бог милостив, он прощает всех, любит всех, он дает звезду просящему.

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают-

Значит- это кому-нибудь нужно?

Значит- это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда.

Если даже кто-то отвергает Бога, то от звезд ему никуда не деться, не уйти от ответственности за свои дела на Земле.

Пусть каждый будет достоин своей звезды!

Заключительное слово учителя.

Что есть истина? Эти слова прозвучали в начале урока, звучат они и в конце. Ответили мы на этот вопрос? Нет. Можно ли с уверенностью сказать, что мы приблизились к истине? Нет, может быть, на несколько шагов. Но информацию к размышлению, повод для сомнений и раздумий только усилился. Если это так, значит мы на верном пути к постижению истины, к самосовершенствованию. Мы живем в такое историческое время- новая эра- когда это крайне необходимо. Ведь люди, начиная от позора Голгофы до наших дней, не изменились. Они так и не научились жить по библейским законам.

Какие же главные нравственные критерии, которых должны придерживаться люди? Это жертвенность и самоотречение.

Но так уже устроен мир, что люди или не хотят постигать истину или отвергают, боясь её. За прошедшие 2 тысячи лет люди, познавшие истину, всегда отвергались за ненадобностью. К таким в обществе относятся подозрительно и даже враждебно, не доверяют им, потому что большинство людей подчиняются обстоятельствам, становятся конформистами и в результате изменяют своим идеалам или вообще их не имеют.

Мы знаем легенду о Данко, о его горящем сердце (М.Горький «Старуха Изергиль»), но ведь люди, которым он указал путь, растоптали его сердце. Но от этого сердца остались голубые искры, которые не мог затушить осторожный человек, как невозможно погасить истину, как бы люди, общество ни старались это сделать. Голубые искры любящего сердца освещают мрак жизни.

Пример постижения истины- это пример великой любви к людям и пример великого служения идее. Нам далеко до совершенства, до того, как каждый из нас постигнет истину и научиться служить ей. Задача всех живущих приближать время торжества Золотого века, царства истины.

Мы должны быть благодарны великой русской литературе, великим нашим писателям и поэтам, что они пробуждают наш ум, сердца и души к добрым мыслям, поступкам и деяниям.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Постижение истины" (по стихотворениям поэтов 19-20вв)

Автор: Порватова Галина Сергеевна

Дата: 05.09.2017

Номер свидетельства: 427363

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Статья для учителей русского языка и литературы на тему: "Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы""
    ["seo_title"] => string(80) "statia_dlia_uchitelei_russkogo_iazyka_i_literatury_na_temu_razvitie_tvorcheskoi_"
    ["file_id"] => string(6) "529738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575229110"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок литературы в 9-м классе "Природа и Родина в лирике С.Есенина" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-litieratury-v-9-m-klassie-priroda-i-rodina-v-lirikie-s-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "118412"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413131488"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "“Поэзии непостижимой лики...”  Материалы для анализа лирики в школе "
    ["seo_title"] => string(67) "poezii-niepostizhimoi-liki-matierialy-dlia-analiza-liriki-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "235900"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443882535"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "внеклассное мероприятие "Бабушкина избушка" "
    ["seo_title"] => string(48) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-babushkina-izbushka"
    ["file_id"] => string(6) "164834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422707503"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Духовный мир человека "
    ["seo_title"] => string(25) "dukhovnyi-mir-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "193077"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427561839"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства