kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 9-м классе "Природа и Родина в лирике С.Есенина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 9-м классе "Природа и Родина в лирике С.Есенина"

Цели урока:

  • Через анализ поэтического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэта ("лица необщее выраженье") в раскрытии темы Родины и природы.
  • Формировать умение учащихся анализировать поэтический текст, определять тему, идею, мотив стихотворения, находить тропы, определять их роль в тексте.
  • На примере лирики Есенина воспитывать у учащихся любовь к Родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

Задачи урока:

Восстановить в памяти учащихся изученное ранее о личности С. Есенина и его жизни.Определить черты внутреннего сходства,духовного родства Блока и Есенина и их индивидуальность в раскрытии темы Родины.Самостоятельно проанализировать стихотворения Есенина (по группам), проследить, как раскрывается в них тема Родины и родной природы.Развивать у учащихся навыки самостоятельного постижения и восприятия лирики Есенина,соотнесения их со своими внутренними представлениями. Раскрыть и понять истоки творчества С. Есенина. Развивать навыки выразительного чтения стихотворений С. Есенина.Проследить, как же создается образ Родины и природы Есениным, выявить основные мотивы,особенность поэтического строя есенинской лирики. Определить, какую роль играет цвет в поэзии Есенина, что объединяет лирику поэта с произведениями русских художников - Левитана и Шишкина. Выявить восприятие учащимися стихотворений Есенина, посвященных теме природы,Родины.

Тип урока:

урок-исследование.

Форма работы:

фронтальная и групповая.

Методы:

словесный, наглядный, репродуктивный,продуктивный.

Приемы:

беседа, анализ поэтического текста,выразительное чтение, чтение наизусть, устные выступления учащихся.

Виды читательской деятельности

на уроке:монолог, диалог, анализ текста, определение толов, выразительное чтение.

Виды речевой деятельности

: чтение, говорение,слушание, письмо.

Оборудование:

портрет С. Есенина; репродукции картин Шишкина, Левитана, тексты стихотворений Есенина, Блока.

Подготовка к уроку:

Учащиеся:

получили опережающее задание -прочитать стихотворение "Гой ты, Русь моя родная...", "Низкий дом с голубыми ставнями...", "Я покинул родимый дом...", "Несказанное, синее,нежное..." (по группам).

Подумать, какая тема, какой образ объединяет эти стихотворения.

Ход урока

Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве.
С. Есенин

I. Организационный момент.

II.

Этап актуализации опорных знаний.

Фронтальная беседа.

- Что вы узнали о Есенине из прочитанных стихотворений?

- Какой образ центральный в лирике Есенина? В каких стихотворениях?

III. Корректировка и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта.

Сравнительный анализ стихотворений: А. Блок"Россия" и С. Есенин "Запели тесаные дроги".

Учитель: Наверное, почти каждый истинный поэт в"час ученичества" выбирает своего Мастера.Есенин выбрал Блока. 15 марта 1925 года в дом на Пряжке двадцатилетний поэт приносит на суд Блоку свои стихи.

- Почему в "серебряном веке", когда "столько поэтов хороших и разных", С. Есенин выбрал именно А. Блока?

(Вопрос каждой группе класса.)

Чтобы дать исчерпывающий ответ на этот вопрос,давайте сопоставим два стихотворения этих поэтов: "Россия" и "Запели тесаные дроги...".

Запись в тетрадях и на доске:

Сходство:

1) В мотиве дороги ("...И вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи..." А. Блок; "Запели тесаные дроги, бегут равнины и кусты..." С.Есенин.)

2) В состоянии души ("И крест свой бережно несу" А. Блок; "И не отдам я эти цепи" С.Есенин).

Индивидуальность поэтов

:

У Блока: "спицы расписные", "песни ветровые", "мгновенный взор из-под платка".

У Есенина: "тесаные дроги", "часовые у дороги и поминальные кресты", Русь - "малиновое поле и синь, упавшая в реку".

- В чем же проявляется разность(индивидуальность) поэтов?

- Каковы истоки творчества Блока? А Есенина?

(Подвести учащихся к пониманию того, что разность поэтов не в их талантах, а в разных социальных и культурных истоках, питавших их творчество.)

IV. Этап усвоения нового материала.

1. Обсуждение, выразительное чтение и анализ стихотворений (по группам).

(Члены других групп по ходу анализа стихотворений делают записи в своих тетрадках.)

Стихотворения

для выразительного чтения и анализа:

- "Гой ты, Русь моя родная";

- "Низкий дом с голубыми ставнями...",

- "Я покинул родимый дом...",

- "Несказанное, синее, нежное...".

Вопросы и задания для анализа

(записаны на доске):

1. Какие образы вы увидели в прочитанном стихотворении?

2. Найти изобразительно-выразительные средства,определить их роль в создании этих образов.

3. Каковы мотив, поэтическая идея стихотворения?

4. Какие чувства вызвало у вас прочитанное стихотворение?

Вывод:

какая тема неразделима с темой Родины в лирике Есенина?

(Тема природы.)

V. Этап углубления результатов осмысления лирики С. Есенина.

1. Сопоставление стихов Есенина с русской живописью (репродукции картин Шишкина, Левитана).

Каждая группа приводит примеры того, как"работает" цвет в стихотворениях Есенина. (Подвести учащихся к пониманию того, что цвет у Есенина экспрессивен: "синий" - синоним слова"нежный", "голубой" - эпитет Руси: "голубая Русь".)

Учащиеся отмечают, что голубой, синий -краски неба, золотой - колосящегося поля и т. д. -в поэзии Есенина сопоставимы с палитрой русской живописи.

Этап подведения итогов урока.

Учитель: Поэт М. Дудин писал: "Торжество восхищения перед умением так рассказывать о движении своей души заставляет все чувства как бы замереть перед этим чудом и на мгновение,равное вечности, увидеть полет коня,прикоснуться к его движению, соединяющему времена и миры и превращающему благодарные слезы в звенящее мерцание созвездий. Это и есть,наверное, поэзия, томительная необъяснимость ее обаяния". Эти слова мы с полным основанием можем отнести и к поэзии Есенина.

Вопросы:

1. Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?

2. Какой след в душе оставила лирика Есенина и сам поэт?

VII. Домашнее задание (контроль усвоенного).

1. Выучить наизусть одно из стихотворений Есенина (на выбор).

2. Сочинение на одну из тем:

- "Мой Есенин";

- "Стихотворение Есенина, которое меня взволновало";

- "Природа и Родина в лирике Есенина".

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9-м классе "Природа и Родина в лирике С.Есенина" »

Урок литературы в 9-м классе "Природа и Родина в лирике С.Есенина"

Цели урока:

  • Через анализ поэтического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэта ("лица необщее выраженье") в раскрытии темы Родины и природы.

  • Формировать умение учащихся анализировать поэтический текст, определять тему, идею, мотив стихотворения, находить тропы, определять их роль в тексте.

  • На примере лирики Есенина воспитывать у учащихся любовь к Родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

Задачи урока:

Восстановить в памяти учащихся изученное ранее о личности С. Есенина и его жизни.Определить черты внутреннего сходства,духовного родства Блока и Есенина и их индивидуальность в раскрытии темы Родины.Самостоятельно проанализировать стихотворения Есенина (по группам), проследить, как раскрывается в них тема Родины и родной природы.Развивать у учащихся навыки самостоятельного постижения и восприятия лирики Есенина,соотнесения их со своими внутренними представлениями. Раскрыть и понять истоки творчества С. Есенина. Развивать навыки выразительного чтения стихотворений С. Есенина.Проследить, как же создается образ Родины и природы Есениным, выявить основные мотивы,особенность поэтического строя есенинской лирики. Определить, какую роль играет цвет в поэзии Есенина, что объединяет лирику поэта с произведениями русских художников - Левитана и Шишкина. Выявить восприятие учащимися стихотворений Есенина, посвященных теме природы,Родины.

Тип урока:

урок-исследование.

Форма работы:

фронтальная и групповая.

Методы:

словесный, наглядный, репродуктивный,продуктивный.

Приемы:

беседа, анализ поэтического текста,выразительное чтение, чтение наизусть, устные выступления учащихся.

Виды читательской деятельности

на уроке:монолог, диалог, анализ текста, определение толов, выразительное чтение.

Виды речевой деятельности

: чтение, говорение,слушание, письмо.

Оборудование:

портрет С. Есенина; репродукции картин Шишкина, Левитана, тексты стихотворений Есенина, Блока.

Подготовка к уроку:

Учащиеся:

получили опережающее задание -прочитать стихотворение "Гой ты, Русь моя родная...", "Низкий дом с голубыми ставнями...", "Я покинул родимый дом...", "Несказанное, синее,нежное..." (по группам).

Подумать, какая тема, какой образ объединяет эти стихотворения.

Ход урока

Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве.
С. Есенин

I. Организационный момент.

II.

Этап актуализации опорных знаний.

Фронтальная беседа.

- Что вы узнали о Есенине из прочитанных стихотворений?

- Какой образ центральный в лирике Есенина? В каких стихотворениях?

III. Корректировка и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта.

Сравнительный анализ стихотворений: А. Блок"Россия" и С. Есенин "Запели тесаные дроги".

Учитель: Наверное, почти каждый истинный поэт в"час ученичества" выбирает своего Мастера.Есенин выбрал Блока. 15 марта 1925 года в дом на Пряжке двадцатилетний поэт приносит на суд Блоку свои стихи.

- Почему в "серебряном веке", когда "столько поэтов хороших и разных", С. Есенин выбрал именно А. Блока?

(Вопрос каждой группе класса.)

Чтобы дать исчерпывающий ответ на этот вопрос,давайте сопоставим два стихотворения этих поэтов: "Россия" и "Запели тесаные дроги...".

Запись в тетрадях и на доске:

Сходство:

1) В мотиве дороги ("...И вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи..." А. Блок; "Запели тесаные дроги, бегут равнины и кусты..." С.Есенин.)

2) В состоянии души ("И крест свой бережно несу" А. Блок; "И не отдам я эти цепи" С.Есенин).

Индивидуальность поэтов

:

У Блока: "спицы расписные", "песни ветровые", "мгновенный взор из-под платка".

У Есенина: "тесаные дроги", "часовые у дороги и поминальные кресты", Русь - "малиновое поле и синь, упавшая в реку".

- В чем же проявляется разность(индивидуальность) поэтов?

- Каковы истоки творчества Блока? А Есенина?

(Подвести учащихся к пониманию того, что разность поэтов не в их талантах, а в разных социальных и культурных истоках, питавших их творчество.)

IV. Этап усвоения нового материала.

1. Обсуждение, выразительное чтение и анализ стихотворений (по группам).

(Члены других групп по ходу анализа стихотворений делают записи в своих тетрадках.)

Стихотворения

для выразительного чтения и анализа:

- "Гой ты, Русь моя родная";

- "Низкий дом с голубыми ставнями...",

- "Я покинул родимый дом...",

- "Несказанное, синее, нежное...".

Вопросы и задания для анализа

(записаны на доске):

1. Какие образы вы увидели в прочитанном стихотворении?

2. Найти изобразительно-выразительные средства,определить их роль в создании этих образов.

3. Каковы мотив, поэтическая идея стихотворения?

4. Какие чувства вызвало у вас прочитанное стихотворение?

Вывод:

какая тема неразделима с темой Родины в лирике Есенина?

(Тема природы.)

V. Этап углубления результатов осмысления лирики С. Есенина.

1. Сопоставление стихов Есенина с русской живописью (репродукции картин Шишкина, Левитана).

Каждая группа приводит примеры того, как"работает" цвет в стихотворениях Есенина. (Подвести учащихся к пониманию того, что цвет у Есенина экспрессивен: "синий" - синоним слова"нежный", "голубой" - эпитет Руси: "голубая Русь".)

Учащиеся отмечают, что голубой, синий -краски неба, золотой - колосящегося поля и т. д. -в поэзии Есенина сопоставимы с палитрой русской живописи.

Этап подведения итогов урока.

Учитель: Поэт М. Дудин писал: "Торжество восхищения перед умением так рассказывать о движении своей души заставляет все чувства как бы замереть перед этим чудом и на мгновение,равное вечности, увидеть полет коня,прикоснуться к его движению, соединяющему времена и миры и превращающему благодарные слезы в звенящее мерцание созвездий. Это и есть,наверное, поэзия, томительная необъяснимость ее обаяния". Эти слова мы с полным основанием можем отнести и к поэзии Есенина.

Вопросы:

1. Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?

2. Какой след в душе оставила лирика Есенина и сам поэт?

VII. Домашнее задание (контроль усвоенного).

1. Выучить наизусть одно из стихотворений Есенина (на выбор).

2. Сочинение на одну из тем:

- "Мой Есенин";

- "Стихотворение Есенина, которое меня взволновало";

- "Природа и Родина в лирике Есенина".




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок литературы в 9-м классе "Природа и Родина в лирике С.Есенина"

Автор: Петровских Ираида МИхайловна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118412


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства