Урок литературы в 9-м классе "Природа и Родина в лирике С.Есенина"
Цели урока:
- Через анализ поэтического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэта ("лица необщее выраженье") в раскрытии темы Родины и природы.
- Формировать умение учащихся анализировать поэтический текст, определять тему, идею, мотив стихотворения, находить тропы, определять их роль в тексте.
- На примере лирики Есенина воспитывать у учащихся любовь к Родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Задачи урока:
Восстановить в памяти учащихся изученное ранее о личности С. Есенина и его жизни.Определить черты внутреннего сходства,духовного родства Блока и Есенина и их индивидуальность в раскрытии темы Родины.Самостоятельно проанализировать стихотворения Есенина (по группам), проследить, как раскрывается в них тема Родины и родной природы.Развивать у учащихся навыки самостоятельного постижения и восприятия лирики Есенина,соотнесения их со своими внутренними представлениями. Раскрыть и понять истоки творчества С. Есенина. Развивать навыки выразительного чтения стихотворений С. Есенина.Проследить, как же создается образ Родины и природы Есениным, выявить основные мотивы,особенность поэтического строя есенинской лирики. Определить, какую роль играет цвет в поэзии Есенина, что объединяет лирику поэта с произведениями русских художников - Левитана и Шишкина. Выявить восприятие учащимися стихотворений Есенина, посвященных теме природы,Родины.
Тип урока:
урок-исследование.
Форма работы:
фронтальная и групповая.
Методы:
словесный, наглядный, репродуктивный,продуктивный.
Приемы:
беседа, анализ поэтического текста,выразительное чтение, чтение наизусть, устные выступления учащихся.
Виды читательской деятельности
на уроке:монолог, диалог, анализ текста, определение толов, выразительное чтение.
Виды речевой деятельности
: чтение, говорение,слушание, письмо.
Оборудование:
портрет С. Есенина; репродукции картин Шишкина, Левитана, тексты стихотворений Есенина, Блока.
Подготовка к уроку:
Учащиеся:
получили опережающее задание -прочитать стихотворение "Гой ты, Русь моя родная...", "Низкий дом с голубыми ставнями...", "Я покинул родимый дом...", "Несказанное, синее,нежное..." (по группам).
Подумать, какая тема, какой образ объединяет эти стихотворения.
Ход урока
Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве.
С. Есенин
I. Организационный момент.
II.
Этап актуализации опорных знаний.
Фронтальная беседа.
- Что вы узнали о Есенине из прочитанных стихотворений?
- Какой образ центральный в лирике Есенина? В каких стихотворениях?
III. Корректировка и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта.
Сравнительный анализ стихотворений: А. Блок"Россия" и С. Есенин "Запели тесаные дроги".
Учитель: Наверное, почти каждый истинный поэт в"час ученичества" выбирает своего Мастера.Есенин выбрал Блока. 15 марта 1925 года в дом на Пряжке двадцатилетний поэт приносит на суд Блоку свои стихи.
- Почему в "серебряном веке", когда "столько поэтов хороших и разных", С. Есенин выбрал именно А. Блока?
(Вопрос каждой группе класса.)
Чтобы дать исчерпывающий ответ на этот вопрос,давайте сопоставим два стихотворения этих поэтов: "Россия" и "Запели тесаные дроги...".
Запись в тетрадях и на доске:
Сходство:
1) В мотиве дороги ("...И вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи..." А. Блок; "Запели тесаные дроги, бегут равнины и кусты..." С.Есенин.)
2) В состоянии души ("И крест свой бережно несу" А. Блок; "И не отдам я эти цепи" С.Есенин).
Индивидуальность поэтов
:
У Блока: "спицы расписные", "песни ветровые", "мгновенный взор из-под платка".
У Есенина: "тесаные дроги", "часовые у дороги и поминальные кресты", Русь - "малиновое поле и синь, упавшая в реку".
- В чем же проявляется разность(индивидуальность) поэтов?
- Каковы истоки творчества Блока? А Есенина?
(Подвести учащихся к пониманию того, что разность поэтов не в их талантах, а в разных социальных и культурных истоках, питавших их творчество.)
IV. Этап усвоения нового материала.
1. Обсуждение, выразительное чтение и анализ стихотворений (по группам).
(Члены других групп по ходу анализа стихотворений делают записи в своих тетрадках.)
Стихотворения
для выразительного чтения и анализа:
- "Гой ты, Русь моя родная";
- "Низкий дом с голубыми ставнями...",
- "Я покинул родимый дом...",
- "Несказанное, синее, нежное...".
Вопросы и задания для анализа
(записаны на доске):
1. Какие образы вы увидели в прочитанном стихотворении?
2. Найти изобразительно-выразительные средства,определить их роль в создании этих образов.
3. Каковы мотив, поэтическая идея стихотворения?
4. Какие чувства вызвало у вас прочитанное стихотворение?
Вывод:
какая тема неразделима с темой Родины в лирике Есенина?
(Тема природы.)
V. Этап углубления результатов осмысления лирики С. Есенина.
1. Сопоставление стихов Есенина с русской живописью (репродукции картин Шишкина, Левитана).
Каждая группа приводит примеры того, как"работает" цвет в стихотворениях Есенина. (Подвести учащихся к пониманию того, что цвет у Есенина экспрессивен: "синий" - синоним слова"нежный", "голубой" - эпитет Руси: "голубая Русь".)
Учащиеся отмечают, что голубой, синий -краски неба, золотой - колосящегося поля и т. д. -в поэзии Есенина сопоставимы с палитрой русской живописи.
Этап подведения итогов урока.
Учитель: Поэт М. Дудин писал: "Торжество восхищения перед умением так рассказывать о движении своей души заставляет все чувства как бы замереть перед этим чудом и на мгновение,равное вечности, увидеть полет коня,прикоснуться к его движению, соединяющему времена и миры и превращающему благодарные слезы в звенящее мерцание созвездий. Это и есть,наверное, поэзия, томительная необъяснимость ее обаяния". Эти слова мы с полным основанием можем отнести и к поэзии Есенина.
Вопросы:
1. Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?
2. Какой след в душе оставила лирика Есенина и сам поэт?
VII. Домашнее задание (контроль усвоенного).
1. Выучить наизусть одно из стихотворений Есенина (на выбор).
2. Сочинение на одну из тем:
- "Мой Есенин";
- "Стихотворение Есенина, которое меня взволновало";
- "Природа и Родина в лирике Есенина".