kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Поэзия и проза. Рифма и ритм».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует программе по литературе 5 класса. Содержит интерактивные, здоровьесберегающие технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Поэзия и проза. Рифма и ритм».»

Урок русской литературы в 5 классе

на конкурс «Учитель года Дагестана – 2016»

(1 место на муниципальном этапе, 6 место на зональном этапе)


Тема: «Поэзия и проза. Рифма и ритм».

Цели урока

обучающие:

познакомить с понятиями «речь прозаическая», «речь стихотворная»,

«рифма», «ритм», «интонация», дать им определение;

научить отличать стихотворную речь от прозаической речи;

подбирать рифмы к словам, создавать собственные стихотворные

тексты

развивающие:

развивать детский интеллект, читательские пристрастия уч-ся;

развивать речь детей, умение рассуждать;

развивать навыки самостоятельной и коллективной работы

воспитательные:

воспитание интереса к поэтическому творчеству, чувства уважения к

мнению других, осознавать ценность совместной деятельности


Тип урока: урок – творческая мастерская.

Оборудование: мультимедийная доска; мультимедийная презентация,

учебник «Литература» 5 класс В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.

Коровин. – М.: Просвещение, 2015, раздаточный материал;

«Волшебная шляпа», подготовленные листы для рефлексии.

Методические приемы: беседа, комментированное чтение, обучающие игры,

работа в парах, в группах, наблюдение над языковыми явлениями

Эпиграф к уроку: «Что может заменить поэзию? Без поэзии горы превратятся

просто в нагромождение камней, дождь – в неприятную воду и лужи, а

солнце – в небесное тело, излучающее тепло…»

Р. Гамзатов







Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности.

Слово учителя. Ребята, вначале занятия прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение?
Возьмите в руку карточку того цвета, которая соответствовала бы вашему настроению (Самооценка ребят). На партах разложены разноцветные полоски: Красные, желтые, синие, зеленые, черные.

Определяем эмоциональное настроение детей в данный момент.

О чем же говорит выбор ребят:

Красный цвет сигнализирует о повышенном возбуждении

Желтый– хорошее настроение

Зеленый – успокоенность, умиротворение

Синий – расслабленность, несобранность, усталость

Черный – сосредоточенность, тревожность.

Учитель делает вывод о настроении всего класса

  1. Актуализация знаний. Постановка целей.

Слово учителя..

Добрый день, мои друзья!

Всех вас рада видеть я.

Поработаем на славу –

Заработаем награду!

А сейчас все подтянитесь,

Всем соседям улыбнитесь

И тихонечко садитесь!

Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада с вами познакомиться. Надеюсь, сто на уроке мы здорово поработаем, многое узнаем и вы обязательно проявите себя в каком - нибудь новом качестве. В конце урока вас ожидает небольшой сладкий сюрприз. А теперь давайте друг другу улыбнемся и приступим к работе.

Ребята, а вы заметили что-то необычное в моем приветствии?

Да, их было два. Говорила я об одном и том же, но по-разному. Как?

- Прозой и стихами, т.е. поэтической и прозаической речью.

Вот вы молодцы, вы сами назвали тему нашего урока – «Поэзия и проза».

Записываем в рабочие тетради число, классную работу и тему урока.

IV. Тренировочные упражнения . Пробное учебное действие.

- С каким видом речи – прозой или поэзией – мы чаще сталкиваемся?

- Как чаще всего разговариваем с друзьями, родными? – ПРОЗОЙ..

- А какой вид речи сложнее, но в то же время красивее, образнее? – ПОЭЗИЯ.

- Что отличает поэзию от прозы?

1. Строение – стихи выстраиваются в строчки

2. Рифма – созвучие в окончаниях слов, расположенных в разных

строчках

Наблюдение. Давайте понаблюдаем над тем, как создана стихотворная сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - стр.95

- строение

- рифма: простился – снарядился; окна – одна; до ночи – очи; друга - вьюга

Давайте немного поиграем и вспомним стихи, недавно выученные:

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем, и ночью кот ……

Все ходит по цепИ ………

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит,

Там чудеса, там леший ……,

Русалка на ветвях …….

Итак, мы убедились, что стихотворение звучит красиво именно благодаря созвучию окончаний стихотворных строк, т.е. – чему? РИФМЕ!!!

Работа с учебником. Стр. 114, читаем, записываем в тетрадь определение

Пальчиковая гимнастика Наши пальчики проснулись…

С добрым утром!!!

Потянулись…

Вместе делаем зарядку…

И садимся за тетрадку!

Итак, мы немного отдохнули и теперь продолжаем работать..

- Как вы думаете, легко ли сочинять стихи?

Демонстрация фрагмента мультфильма «Незнайка в Цветочном городе» - 3 мин.

- А теперь как вы думаете, легко ли писать стихи?

- Что для этого надо?

1. Талант образно выражать свои мысли и чувства

2. Хорошо знать свой родной язык, чтобы умело подбирать нужные слова…

- Вы заметили, что в поэтической речи много слов, которые мы в обыденной речи не употребляем? Например, у Пушкина – очи, персты, а у Жуковского – уста, челоЧто обозначают эти слова?

Молодцы… а теперь, зная, как строится стихотворение, попробуем поиграть в Рифмовку: (На экране двустишия)

Школьник любит получать

За ответ оценку ……

Нужно в новую тетрадь

Ручкой буквы …..

Вот опять забыл дневник

Нерадивый ……


IIV. Творческая практическая деятельность


Это мы с вами размялись, а теперь задание немного серьезнее – игра «Ромашка»

Работа в парах. На лепестках ромашки снизу написаны стихотворения с пропущенными рифмами, их нужно восстановить, рифмуя с предыдущими словами. Каждая парта выбирает себе лепесток, подписывает его и в нем же работает. Время – 1,5 - 2 минуты

Стихи для заданий:

Очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе …….

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый …….

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости ………..

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек ………….

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту …….

Когда же гости подошли,

То даже крошек ………..

Улетали лебеди

Улетали лебеди
С севера на юг.
Растеряли лебеди
Белый-белый пух.

То ли пух лебяжий
В воздухе блестит,
То ли в окна наши
……………… ………

…………...

Жёлтой краской кто-то…

Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже неб………,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы ув………,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
— Что случилось вдруг?
И ответил папа:
— …… …………, …………..

Справились с заданием? Молодцы, сейчас проверим..

Но прежде скажите мне, только ли от мастерства поэта зависит, понравится слушателю его стихотворение или нет? Если прочесть стихотворение нечетко, тихо, плохо выговаривая слова и звуки, понравится такое стихотворение?

- Нет! Что надо делать, чтобы читать стихи выразительно?

- Работать над четкостью при помощи скороговорок

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Не получается сразу? Давайте разомнем мышцы лица: ИУ – ИУ – ИУ

Теперь еще раз читаем…вот видите, уже лучше

Еще одна скороговорка:

Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали, зубы сразу же сломали

Итак, над четкостью поработали… Но этого достаточно, что бы выразительно читать стихи?

- Нет, надо читать с особой интонацией, т.е. выделяя отдельные слова. Давайте попробуем при помощи интонации передать различные чувства:

Радость, печаль, удивление, таинственность, вопрос.



Тренируемся на фразе ВОТ И ЗАКОНЧИЛИСЬ КАНИКУЛЫ

А еще надо помнить о том, что при чтении стихов необходимо правильно дышать! Тренируемся на этой же фразе…



IIIV. Первичное закрепление с комментарием

А вот теперь мы слушаем, какие же стихи у вас получились…но помните, что вы должны их прочитать четко, разборчиво, выразительно и с правильным дыханием..

Молодцы!!! И хоть вы еще не настоящие поэты, а только учитесь, вижу, что у вас все получится!

Работа с учебником. Давайте закрепим наши знания, читаем учебник, стр. 115

Какие виды рифмы существуют? А какая рифма в ваших стихотворениях?

Запишите свой ответ на лепестках.

А сейчас посмотрите вот на это стихотворение:

Под большим шатром

Голубых небес

Вижу - даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

И.С. Никитин (Иван Саввич)


Это стихотворение? Похоже? А рифма есть?

Рифмы нет, но и обмана нет. Это действительно стихотворение, но называется

БЕЛЫЙ СТИХ. В нем рифмы нет, но что-то его делает похожим на настоящее стихотворение.. Это РИТМ.

Работа с учебником. Стр. 115, читаем. Вместе «отстукиваем» ритм стихотворения…

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IX. Самостоятельная работа, включение в систему знаний.

Давайте вместе попробуем сочинить стихотворение о школе.

Играем в ассоциации. Что первое приходит на ум при произнесении слова «ШКОЛА»?

Звонок – урок, дневник – ученик, повернулся – улыбнулся.

Работа в группах. Играем в «Буриме»

Помогает «Волшебная вдохновляющая шляпа»

Дети сочиняют стихи на специальных цветных листах, после их вкладывают в личное портфолио каждого ученика.

Проверка – чтение получившихся стихотворений с интонацией, ритмом, правильным дыханием и дикцией.

X. Домашнее задание.

Составить и записать в тетрадь стихотворение в рифмой

Мальчишки – книжки, учитель – правитель, совет – ответ, учиться – не лениться.

XI. Рефлексия

Мы сегодня славно потрудились. Как ваше настроение?

Вам понравился урок? А что больше всего понравилось?

Что новое вы сегодня узнали?

Что научились создавать?

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Правда – неправда».

Как я и обещала в начале урока, я вам приготовила сладкие сюрпризики, но они непростые, на них написано то, чему вы сегодня на уроке научились. Вы вслух читаете нам ,что у вас написано, и если это правда, то вы нам говорите «Да, это правда» если нет –«Нет, это неправда».

Учитель подносит каждому «волшебный мешочек», в котором находятся конфеты с наклейками …Дети читают и комментируют прочитанное.

Спасибо за урок!









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«Поэзия и проза. Рифма и ритм».

Автор: Дукина Виктория Викторовна

Дата: 26.03.2018

Номер свидетельства: 463622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Проза, поэзия, ритм, рифма, строфа "
    ["seo_title"] => string(31) "proza-poeziia-ritm-rifma-strofa"
    ["file_id"] => string(6) "120255"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413654238"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Презентация к уроку литературы  по теме "Виды пейзажей в русской поэзии и прозе XIX-XX веков" "
    ["seo_title"] => string(102) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-po-tiemie-vidy-pieizazhiei-v-russkoi-poezii-i-prozie-xix-xx-viekov"
    ["file_id"] => string(6) "158428"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421745259"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект  урока на тему "Стихотворные размеры" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-na-tiemu-stikhotvornyie-razmiery"
    ["file_id"] => string(6) "120416"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413717300"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Внеурочное занятие "Путешествие в страну поэзию" "
    ["seo_title"] => string(56) "vnieurochnoie-zaniatiie-putieshiestviie-v-stranu-poeziiu"
    ["file_id"] => string(6) "240248"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444980839"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Природа и человек в "Стихотворениях в прозе" И.С.Тургенева "
    ["seo_title"] => string(67) "priroda-i-chieloviek-v-stikhotvorieniiakh-v-prozie-i-s-turghienieva"
    ["file_id"] => string(6) "237583"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444331763"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства