учебник «Литература» 5 класс В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.
Коровин. – М.: Просвещение, 2015, раздаточный материал;
«Волшебная шляпа», подготовленные листы для рефлексии.
Методические приемы: беседа, комментированное чтение, обучающие игры,
работа в парах, в группах, наблюдение над языковыми явлениями
Эпиграф к уроку: «Что может заменить поэзию? Без поэзии горы превратятся
просто в нагромождение камней, дождь – в неприятную воду и лужи, а
солнце – в небесное тело, излучающее тепло…»
Р. Гамзатов
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности.
Слово учителя. Ребята, вначале занятия прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение? Возьмите в руку карточку того цвета, которая соответствовала бы вашему настроению (Самооценка ребят). На партах разложены разноцветные полоски: Красные, желтые, синие, зеленые, черные.
Определяем эмоциональное настроение детей в данный момент.
О чем же говорит выбор ребят:
Красный цвет сигнализирует о повышенном возбуждении
Желтый– хорошее настроение
Зеленый – успокоенность, умиротворение
Синий – расслабленность, несобранность, усталость
Черный – сосредоточенность, тревожность.
Учитель делает вывод о настроении всего класса
Актуализация знаний. Постановка целей.
Слово учителя..
Добрый день, мои друзья!
Всех вас рада видеть я.
Поработаем на славу –
Заработаем награду!
А сейчас все подтянитесь,
Всем соседям улыбнитесь
И тихонечко садитесь!
Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада с вами познакомиться. Надеюсь, сто на уроке мы здорово поработаем, многое узнаем и вы обязательно проявите себя в каком - нибудь новом качестве. В конце урока вас ожидает небольшой сладкий сюрприз. А теперь давайте друг другу улыбнемся и приступим к работе.
Ребята, а вы заметили что-то необычное в моем приветствии?
Да, их было два. Говорила я об одном и том же, но по-разному. Как?
- Прозой и стихами, т.е. поэтической и прозаической речью.
Вот вы молодцы, вы сами назвали тему нашего урока – «Поэзия и проза».
Записываем в рабочие тетради число, классную работу и тему урока.
IV. Тренировочные упражнения . Пробное учебное действие.
- С каким видом речи – прозой или поэзией – мы чаще сталкиваемся?
- Как чаще всего разговариваем с друзьями, родными? – ПРОЗОЙ..
- А какой вид речи сложнее, но в то же время красивее, образнее? – ПОЭЗИЯ.
- Что отличает поэзию от прозы?
1. Строение – стихи выстраиваются в строчки
2. Рифма – созвучие в окончаниях слов, расположенных в разных
строчках
Наблюдение. Давайте понаблюдаем над тем, как создана стихотворная сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - стр.95
- строение
- рифма: простился – снарядился; окна – одна; до ночи – очи; друга - вьюга
Давайте немного поиграем и вспомним стихи, недавно выученные:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ……
Все ходит по цепИ ………
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит,
Там чудеса, там леший ……,
Русалка на ветвях …….
Итак, мы убедились, что стихотворение звучит красиво именно благодаря созвучию окончаний стихотворных строк, т.е. – чему? РИФМЕ!!!
Работа с учебником. Стр. 114, читаем, записываем в тетрадь определение
Пальчиковая гимнастика Наши пальчики проснулись…
С добрым утром!!!
Потянулись…
Вместе делаем зарядку…
И садимся за тетрадку!
Итак, мы немного отдохнули и теперь продолжаем работать..
- Как вы думаете, легко ли сочинять стихи?
Демонстрация фрагмента мультфильма «Незнайка в Цветочном городе» - 3 мин.
- А теперь как вы думаете, легко ли писать стихи?
- Что для этого надо?
1. Талант образно выражать свои мысли и чувства
2. Хорошо знать свой родной язык, чтобы умело подбирать нужные слова…
- Вы заметили, что в поэтической речи много слов, которые мы в обыденной речи не употребляем? Например, у Пушкина – очи, персты, а у Жуковского – уста, чело… Что обозначают эти слова?
Молодцы… а теперь, зная, как строится стихотворение, попробуем поиграть в Рифмовку: (На экране двустишия)
Школьник любит получать
За ответ оценку ……
Нужно в новую тетрадь
Ручкой буквы …..
Вот опять забыл дневник
Нерадивый ……
IIV. Творческая практическая деятельность
Это мы с вами размялись, а теперь задание немного серьезнее – игра «Ромашка»
Работа в парах. На лепестках ромашки снизу написаны стихотворения с пропущенными рифмами, их нужно восстановить, рифмуя с предыдущими словами. Каждая парта выбирает себе лепесток, подписывает его и в нем же работает. Время – 1,5 - 2 минуты
Стихи для заданий:
Очень вкусный пирог
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …….
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ………….
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …….
Когда же гости подошли,
То даже крошек ………..
Улетали лебеди
Улетали лебеди С севера на юг. Растеряли лебеди Белый-белый пух.
То ли пух лебяжий В воздухе блестит, То ли в окна наши ……………… ………
…………...
Жёлтой краской кто-то…
Жёлтой краской кто-то Выкрасил леса, Стали отчего-то Ниже неб………, Ярче запылали Кисточки рябин. Все цветы ув………, Лишь свежа полынь. Я спросил у папы: — Что случилось вдруг? И ответил папа: — …… …………, …………..
Справились с заданием? Молодцы, сейчас проверим..
Но прежде скажите мне, только ли от мастерства поэта зависит, понравится слушателю его стихотворение или нет? Если прочесть стихотворение нечетко, тихо, плохо выговаривая слова и звуки, понравится такое стихотворение?
- Нет! Что надо делать, чтобы читать стихи выразительно?
А еще надо помнить о том, что при чтении стихов необходимо правильно дышать! Тренируемся наэтой же фразе…
IIIV. Первичное закрепление с комментарием
А вот теперь мы слушаем, какие же стихи у вас получились…но помните, что вы должны их прочитать четко, разборчиво, выразительно и с правильным дыханием..
Молодцы!!! И хоть вы еще не настоящие поэты, а только учитесь, вижу, что у вас все получится!
Работа с учебником. Давайте закрепим наши знания, читаем учебник, стр. 115
Какие виды рифмы существуют? А какая рифма в ваших стихотворениях?
Запишите свой ответ на лепестках.
А сейчас посмотрите вот на это стихотворение:
Под большим шатром
Голубых небес
Вижу - даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
И.С. Никитин (Иван Саввич)
Это стихотворение? Похоже? А рифма есть?
Рифмы нет, но и обмана нет. Это действительно стихотворение, но называется
БЕЛЫЙ СТИХ. В нем рифмы нет, но что-то его делает похожим на настоящее стихотворение.. Это РИТМ.
Работа с учебником. Стр. 115, читаем. Вместе «отстукиваем» ритм стихотворения…
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
IX. Самостоятельная работа, включение в систему знаний.
Давайте вместе попробуем сочинить стихотворение о школе.
Играем в ассоциации. Что первое приходит на ум при произнесении слова «ШКОЛА»?
Дети сочиняют стихи на специальных цветных листах, после их вкладывают в личное портфолио каждого ученика.
Проверка – чтение получившихся стихотворений с интонацией, ритмом, правильным дыханием и дикцией.
X.Домашнее задание.
Составить и записать в тетрадь стихотворение в рифмой
Мальчишки – книжки, учитель – правитель, совет – ответ, учиться – не лениться.
XI. Рефлексия
Мы сегодня славно потрудились. Как ваше настроение?
Вам понравился урок? А что больше всего понравилось?
Что новое вы сегодня узнали?
Что научились создавать?
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Правда – неправда».
Как я и обещала в начале урока, я вам приготовила сладкие сюрпризики, но они непростые, на них написано то, чему вы сегодня на уроке научились. Вы вслух читаете нам ,что у вас написано, и если это правда, то вы нам говорите «Да, это правда» если нет –«Нет, это неправда».
Учитель подносит каждому «волшебный мешочек», в котором находятся конфеты с наклейками …Дети читают и комментируют прочитанное.