Предлагаемый материал является сценарием проведения внеурочного занятия в 5 классе. Его тема: «Путешествие в страну Поэзию».
Не все дети любят стихи. Часто это происходит из-за неумения понять, почувствовать загадку поэтического слова, ощутить прелесть рифмы, стихотворного ритма. Во время занятия ученики прикоснутся к поэтическому слову бережно и доброжелательно и даже попробуют сами немного поработать в поэтической мастерской.
В рамках занятия ученики повторят основные различия между прозой и поэзией; будут наблюдать за ритмом и рифмами и попробуют подобрать свои, а затем сравнят свою работу с работой мастеров; используя прием устного словесного рисования, создадут образы и даже попытаются сами написать стихи.
На уроке используется презентация, раздаточный материал, а также демонстрируется мультфильм по стихотворению Сапгира.
Это занятие может провести и старшеклассник, например, в День Дублера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Путешествие в страну поэзию" »
Внеклассное занятие по литературе в 5 классе.
Тема: «Путешествие в страну Поэзию»
I. Организационный момент.
II.
Учитель: Сегодня мы проводим внеклассное занятие, которое я назвала «Путешествие в страну Поэзию». СЛАЙД
«Фу, - скажут некоторые. – Не люблю стихи!» Но, я думаю, это происходит из-за неумения понять, почувствовать загадку поэтического слова, ощутить прелесть рифмы, стихотворного ритма. На нашем уроке мы попробуем прикоснуться к поэтическому слову бережно и доброжелательно и даже попробуем сами немного поработать в поэтической мастерской.
Итак…Есть на свете прекрасная волшебная страна Поэзия. Попасть в нее и легко и достаточно сложно.
Просто потому, что для этого нужно лишь раскрыть томик стихов (всего-навсего!)
А сложно потому, что страна Поэзия не каждому открывает свои чудеса.
Что же для этого необходимо? Вы знаете, что у каждой страны есть свои законы, которые необходимо знать и выполнять. Вот и у страны Поэзии тоже есть свои законы. Какие?
Чем отличаются стихи от прозы? (Ритм. Рифма.)
Задание: У вас карточки, на которых нужно дописать строчку.
Сторожихи спят в сторожках, Спят коты и мыши, Дождь … … Пробежал по крыше.
Понравилось? Действительно, первые капли дождя крупные, резкие, как будто в самом деле кто-то простучал по крыше звонкими коваными сапожками. И сразу возникает ощущение сказки: дождь пробежал, как маленький веселый человечек. Послушаем стихотворение. Его автора зовут Вадим Шефнер.
Колыбельная СЛАЙД
Сторожихи спят в сторожках, Спят коты и мыши, Дождь в серебряных сапожках Пробежал по крыше.
Постояв над нами малость, Туча грозовая Быстро к западу умчалась Небо открывая.СЛАЙД
И над нами ходят важно Звезды и планеты, Протянув к травинкам влажным Проволочки света.
Ходят звезды без дороги В выси беспредельной Как девчонки – недотроги От земли отдельно.
Мы увидели, что страна Поэзия не так уж и проста. Для того чтобы она открыла свои тайны, свои чудеса, необходимо читать и слушать стихи, вдумываться в поэтическое слово. Этому надо учиться.
Для чего пишутся стихи? Ведь в обыденной жизни нам и в голову не приходит говорить друг с другом в рифму.
А о чём бывают стихи? (Дети называют темы)
А порой в самом обыденном поэты видят красоту и чудо.
Учитель читает сказку:
«Жил был город. Дома в нём были высокие, прочные, улицы широкие, светлые, но все какие-то одинаковые. А жители этого города не умели радоваться хорошему и огорчаться плохому. Никому из них не было грустно, когда солнце закрывалось тяжёлыми тучами, когда кому-то рядом становилось больно или холодно. Никто из них не улыбался от радости, видя просыпающийся утром цветок, купающегося в луже воробья, озорные лучики солнца, пробивающиеся сквозь густую листву деревьев.
И вот в этом городе жил один чудак. Жителям он казался чудаком, потому что мог подолгу смотреть, как падают листья, мог беседовать о чём-то с воробьями. Он замечал то, чего не видели остальные, мог удивительно точно и красиво об этом рассказать.
Представьте себе…Октябрь. Ещё вчера цвели георгины. Ночью был первый заморозок. А сегодня? Что случилось с ними? Как сказали бы об этом жители города? Они подумали бы и сказали: «Цветы завяли. Надо их вытащить и вскопать клумбу». А наш чудак, посмотрев на цветы, написал: СЛАЙД
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело.
Дохнул сентябрь. И георгины
Дыханьем ночи обожгло.
- Ребята, что же это был за чудак? (это был поэт) И звали его Афанасий Фет.
Согласны ли вы с тем, что поэзия – это новый взгляд на мир, это добро, красота, радость? (ответы детей)
Один поэт воскликнул: СЛАЙД
Я не беру, не отнимаю,
Я отдаю, я отдаю!
Я всех люблю! Всех понимаю!
Для всех танцую! Всем пою!
Послушайте стихотворение этого поэта и восхититесь тем, как причудлива его фантазия – ведь он увидел настоящее чудо в обыкновенном солнечном зайчике: СЛАЙД
Я зайчик солнечный, снующий По занавескам в тишине, Живой, по-заячьи жующий Цветы обоев на стене.
На грядке стрельчатого лука, Насквозь проткнувшего зарю, Из полумрака, полузвука Рождаюсь я – и говорю:
Я зайчик солнечный, дразнящий И, если кинусь я бежать, Напрасно зайчик настоящий Меня старается догнать.
По маслянистым кольцам дыма, По крышам, шпалам, парусам Бегу, привязанный незримо Лучом восхода к небесам…
Я зайчик солнечный, блестящий, Я неба плоть, я солнца кровь! И там, где зайчик настоящий Крадет капусту и морковь…
Цела морковь, жива капуста, В росинках яблоня блестит, И нет ни чавканья, ни хруста, Где зайчик солнечный гостит.
И именно это стихотворение завершается оптимистичными строчками: СЛАЙД
Я не беру, не отнимаю, Я отдаю, я отдаю! Я всех люблю! Всех понимаю! Для всех танцую! Всем пою!
Если бы мы попытались нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, какие краски вы выбрали? (ответы детей)
Конечно светлые, радостные, много желтого, золотого. А можно ли нарисовать солнечный зайчик? Это ведь не пушистый серый заяц, с которым сравнивается герой стихотворения, это пятнышко света, кусочек солнца, веселый, дразнящий, дающий радость.
СЛАЙД
Поэт Берестов сказал об этом стихотворении: “Солнечный зайчик – это как бы взгляд человека, умеющего видеть в жизни поэзию. Поэзию, которая возникает повсюду, куда бы ни упал этот чудесный взгляд”.
Мы познакомились с настоящим, хорошим стихотворением. В нем, безусловно, есть и ритм, и рифма. Но главное в нем, как и в любом стихотворении, - чувства, настроение, глубина мысли.
И не все в стихах открывается с первого раза. Только внимательно читая и слушая стихи, вдумываясь в слово, можно действительно понять их. СЛАЙД
Перечитайте фрагмент этого стихотворения еще раз самостоятельно и назовите рифмы. (ответы детей)
А за счет чего возникает особый стихотворный ритм? (за счет чередования ударных и безударных слогов)
В этом стихотворении – двусложный размер стиха. Какой? (безударный–ударный – ЯМБ)
А какие образы этого стихотворения вам понравились? (ответы детей)
Как вы думаете, трудно писать стихи? Давайте попробуем. СЛАЙД
Задание. Написать стихотворение по предложенным рифмам (2 минуты)
……………………….ручьи
………………………..весною
………………………соловьи
……………………….листвою
( после попытки уч-ся написать стихотворение, учитель зачитывает стихотворение Плещеева: СЛАЙД
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою)
А сейчас я хочу предложить вашему вниманию мультфильм. Во время просмотра, проследите за тем, как интересно автор обыгрывает рифмы в стихотворении.
Просмотр м/ф по стихотворению Сапгира «Погода была ужасная…»
СЛАЙД (с темой урока)
Я надеюсь, вы увидели, что поэзия – хоть и непростая страна, но очень увлекательная. Я желаю вам прекрасных путешествий по ее просторам. Спасибо. Всего доброго.