kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочное занятие "Путешествие в страну поэзию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый материал является сценарием проведения внеурочного занятия в 5 классе. Его тема: «Путешествие в страну Поэзию».

Не все дети любят стихи. Часто это происходит из-за неумения понять, почувствовать загадку поэтического слова, ощутить прелесть рифмы, стихотворного ритма. Во время занятия ученики прикоснутся к поэтическому слову бережно и  доброжелательно и даже попробуют сами немного поработать в поэтической мастерской.

В рамках занятия ученики повторят основные различия между прозой и поэзией; будут наблюдать за ритмом и рифмами и попробуют подобрать свои, а затем сравнят свою работу с работой мастеров; используя прием устного словесного рисования, создадут образы и даже попытаются сами написать стихи.

На уроке используется презентация, раздаточный материал, а также демонстрируется мультфильм по стихотворению Сапгира.

Это занятие может провести и старшеклассник, например, в День Дублера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Путешествие в страну поэзию" »

Внеклассное занятие по литературе в 5 классе.

Тема: «Путешествие в страну Поэзию»


I. Организационный момент.

II.

Учитель: Сегодня мы проводим внеклассное занятие, которое я назвала «Путешествие в страну Поэзию». СЛАЙД

«Фу, - скажут некоторые. – Не люблю стихи!» Но, я думаю, это происходит из-за неумения понять, почувствовать загадку поэтического слова, ощутить прелесть рифмы, стихотворного ритма. На нашем уроке мы попробуем прикоснуться к поэтическому слову бережно и доброжелательно и даже попробуем сами немного поработать в поэтической мастерской.


Итак…Есть на свете прекрасная волшебная страна Поэзия. Попасть в нее и легко и достаточно сложно.

Просто потому, что для этого нужно лишь раскрыть томик стихов (всего-навсего!)

А сложно потому, что страна Поэзия не каждому открывает свои чудеса.


Что же для этого необходимо? Вы знаете, что у каждой страны есть свои законы, которые необходимо знать и выполнять. Вот и у страны Поэзии тоже есть свои законы. Какие?

Чем отличаются стихи от прозы? (Ритм. Рифма.)


Задание: У вас карточки, на которых нужно дописать строчку.

Сторожихи спят в сторожках,
Спят коты и мыши,
Дождь … …
Пробежал по крыше.

Попробуем продолжить строчку, найти рифмы. (Выполнение задания – 1 минута, чтение ответов)


А теперь послушаем, как говорит поэт: СЛАЙД

- Дождь в серебряных сапожках
Пробежал по крыше.


Понравилось? Действительно, первые капли дождя крупные, резкие, как будто в самом деле кто-то простучал по крыше звонкими коваными сапожками. И сразу возникает ощущение сказки: дождь пробежал, как маленький веселый человечек. Послушаем стихотворение. Его автора зовут Вадим Шефнер.

Колыбельная СЛАЙД

Сторожихи спят в сторожках,
Спят коты и мыши,
Дождь в серебряных сапожках
Пробежал по крыше.

Постояв над нами малость,
Туча грозовая
Быстро к западу умчалась
Небо открывая.
СЛАЙД

И над нами ходят важно
Звезды и планеты,
Протянув к травинкам влажным
Проволочки света.

Ходят звезды без дороги
В выси беспредельной
Как девчонки – недотроги
От земли отдельно.


Мы увидели, что страна Поэзия не так уж и проста. Для того чтобы она открыла свои тайны, свои чудеса, необходимо читать и слушать стихи, вдумываться в поэтическое слово. Этому надо учиться.


Для чего пишутся стихи? Ведь в обыденной жизни нам и в голову не приходит говорить друг с другом в рифму.

А о чём бывают стихи? (Дети называют темы)

А порой в самом обыденном поэты видят красоту и чудо.


Учитель читает сказку:

«Жил был город. Дома в нём были высокие, прочные, улицы широкие, светлые, но все какие-то одинаковые. А жители этого города не умели радоваться хорошему и огорчаться плохому. Никому из них не было грустно, когда солнце закрывалось тяжёлыми тучами, когда кому-то рядом становилось больно или холодно. Никто из них не улыбался от радости, видя просыпающийся утром цветок, купающегося в луже воробья, озорные лучики солнца, пробивающиеся сквозь густую листву деревьев.

И вот в этом городе жил один чудак. Жителям он казался чудаком, потому что мог подолгу смотреть, как падают листья, мог беседовать о чём-то с воробьями. Он замечал то, чего не видели остальные, мог удивительно точно и красиво об этом рассказать.

Представьте себе…Октябрь. Ещё вчера цвели георгины. Ночью был первый заморозок. А сегодня? Что случилось с ними? Как сказали бы об этом жители города? Они подумали бы и сказали: «Цветы завяли. Надо их вытащить и вскопать клумбу». А наш чудак, посмотрев на цветы, написал: СЛАЙД


Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил своё чело.

Дохнул сентябрь. И георгины

Дыханьем ночи обожгло.

- Ребята, что же это был за чудак? (это был поэт) И звали его Афанасий Фет.


Согласны ли вы с тем, что поэзия – это новый взгляд на мир, это добро, красота, радость? (ответы детей)

Один поэт воскликнул: СЛАЙД

Я не беру, не отнимаю,

Я отдаю, я отдаю!

Я всех люблю! Всех понимаю!

Для всех танцую! Всем пою!


Послушайте стихотворение этого поэта и восхититесь тем, как причудлива его фантазия – ведь он увидел настоящее чудо в обыкновенном солнечном зайчике: СЛАЙД


Я зайчик солнечный, снующий
По занавескам в тишине,
Живой, по-заячьи жующий
Цветы обоев на стене.

На грядке стрельчатого лука,
Насквозь проткнувшего зарю,
Из полумрака, полузвука
Рождаюсь я – и говорю:

Я зайчик солнечный, дразнящий
И, если кинусь я бежать,
Напрасно зайчик настоящий
Меня старается догнать.


По маслянистым кольцам дыма,
По крышам, шпалам, парусам
Бегу, привязанный незримо
Лучом восхода к небесам…

Я зайчик солнечный, блестящий,
Я неба плоть, я солнца кровь!
И там, где зайчик настоящий
Крадет капусту и морковь…

Цела морковь, жива капуста,
В росинках яблоня блестит,
И нет ни чавканья, ни хруста,
Где зайчик солнечный гостит.

И именно это стихотворение завершается оптимистичными строчками: СЛАЙД


Я не беру, не отнимаю,
Я отдаю, я отдаю!
Я всех люблю! Всех понимаю!
Для всех танцую! Всем пою!


Если бы мы попытались нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, какие краски вы выбрали? (ответы детей)

Конечно светлые, радостные, много желтого, золотого. А можно ли нарисовать солнечный зайчик? Это ведь не пушистый серый заяц, с которым сравнивается герой стихотворения, это пятнышко света, кусочек солнца, веселый, дразнящий, дающий радость.

СЛАЙД

Поэт Берестов сказал об этом стихотворении: “Солнечный зайчик – это как бы взгляд человека, умеющего видеть в жизни поэзию. Поэзию, которая возникает повсюду, куда бы ни упал этот чудесный взгляд”.


Мы познакомились с настоящим, хорошим стихотворением. В нем, безусловно, есть и ритм, и рифма. Но главное в нем, как и в любом стихотворении, - чувства, настроение, глубина мысли.

И не все в стихах открывается с первого раза. Только внимательно читая и слушая стихи, вдумываясь в слово, можно действительно понять их. СЛАЙД

Перечитайте фрагмент этого стихотворения еще раз самостоятельно и назовите рифмы. (ответы детей)

А за счет чего возникает особый стихотворный ритм? (за счет чередования ударных и безударных слогов)

В этом стихотворении – двусложный размер стиха. Какой? (безударный–ударный – ЯМБ)

А какие образы этого стихотворения вам понравились? (ответы детей)


Как вы думаете, трудно писать стихи? Давайте попробуем. СЛАЙД

Задание. Написать стихотворение по предложенным рифмам (2 минуты)

……………………….ручьи

………………………..весною

………………………соловьи

……………………….листвою


( после попытки уч-ся написать стихотворение, учитель зачитывает стихотворение Плещеева: СЛАЙД

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою)


А сейчас я хочу предложить вашему вниманию мультфильм. Во время просмотра, проследите за тем, как интересно автор обыгрывает рифмы в стихотворении.


  • Просмотр м/ф по стихотворению Сапгира «Погода была ужасная…»


СЛАЙД (с темой урока)

Я надеюсь, вы увидели, что поэзия – хоть и непростая страна, но очень увлекательная. Я желаю вам прекрасных путешествий по ее просторам. Спасибо. Всего доброго.

4






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочное занятие "Путешествие в страну поэзию"

Автор: Засельская Татьяна Юрьевна

Дата: 16.10.2015

Номер свидетельства: 240248

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Внеурочная деятельность. Программа кружка "Весёлая математика" "
    ["seo_title"] => string(70) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-proghramma-kruzhka-viesiolaia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "173198"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423936079"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства