kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Природа и человек в "Стихотворениях в прозе" И.С.Тургенева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек и природа  в «Стихотворениях   прозе» И.С.Тургенева.

Урок  внеклассного чтения в 7 классе.

Цель урока:

  • выявить, как образы русской природы запечатлены в  творчестве И.С.Тургенева

Задачи:

  • Образовательные:
  • изучить жанр «стихотворения в прозе»;
  • познакомить учащихся со сравнительным анализом стихов;
  • повторить изученные средства выразительности;
  • обучить навыку  выразительного  чтения  лирических стихов;
  • обогатить словарный запас учащихся.
  • Развивающие:
  • развивать творческое воображение учащихся;
  • развивать интерес учащихся к поэзии.
  • Воспитательные:

 

  • формировать у учащихся умение понимать и видеть красоту в различных ее проявлениях;
  • формировать чувство патриотизма и любви к Родине.

                             

                      Ход урока

            I.Организационный момент.

           II.Актуализация знаний учащихся.

Сообщение учителем цели и задач урока.

     III. Проверка домашнего задания.

Повторение понятия жанра «стихотворение в прозе», особенности

Стихотворение в прозе - это особый жанр литературы, в котором присутствуют такие признаки стихотворения, как :  небольшой объём, повышенная эмоциональность, но нет рифмы и ритма.

Темы стихотворений в прозе:

-размышление писателя о русском народе,

-о русском языке и его роли,

-о силе любви,

-о добре и зле,

- тема родины,

-раздумья о ничтожности человеческой жизни и вечности природы

  1. .  Чтение стихотворения в прозе «Природа».

                   V.Анализ произведения.

-  Сколько смысловых частей имеет текст?

-В каком состоянии находится герой?

(Ему снится сон)

Прочитать первые 2 абзаца. Какой лексический ряд создаёт образ Природы? Найдите эпитеты

(Огромная подземная храмина с высокими сводами, свет, величавая женщина, глубокая дума.)

- Привычен ли для Вас такой образ природы?

Во что она одета? Как автор создаёт эффект её значимости?

- Как достигается эмоциональное напряжение повествования? Каков лирический ряд, связывающий Природу с мотивом её грандиозности, вечности и мудрости?

(Эпитеты огромный, величавый, мудрый).

- Найти ключевые слова, раскрывающие мироощущение лирического героя.

(Общая мать, страх, совершенство, счастье.)

- В чём убеждён лирический герой?

Герой убеждён в полной гармонии отношений между природой и человеком, в материнской заботе природы о его благе и счастье.

- Каким новым содержанием наполняется образ природы при близком общении героя с ней?

(В образе Природы появляются новые черты: тёмные, грозные глаза, неожиданный резкий голос, подобный лязгу железа.)

- Чем объясняется равнодушие Природы к человеку и даже угрозы по отношению к нему?

(Равновесие, одинаково обо всех забочусь, одинаково истребляю.)

-Найти лексический ряд, составляющий тему особенности жизни людей.

(Любимые дети, добро и зло, справедливость.)

  •  

Чувства и разум выделяют человека из мира природы. Природа живёт по своим законам, а люди- по другим. Противиться и возражать этому бессмысленно. Горе человеку, если он сам забудет о человеческих жизненных ценностях.

VI. Звучит музыка П.И.Чайковского»Времена года».

VII. Выразительное чтение стихотворения в прозе «Деревня».

Известный критик  В.Г. Белинский еще в самом начале творческого пути Тургенева, заметил: «Он любит природу не как дилетант, а как артист… Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них родную, русскую природу…».

VIII. Анализ произведения.

- Можно ли  слова Белинского  применить к стихотворению в прозе «Деревня»?

        - Что замечал в деревне  И.С.Тургенев ?

(Как фыркают и жуют лошади, собак, даже камешки на дне ручья, улавливает запахи.)

      - Можно ли понять его чувства?

(Автор тонко чувствует природу, показывает её неброскую красоту, любуется всем.)

-Какими увидел И.С.Тургенев крестьян в деревне?

(Они труженики, хорошие хозяева: русокудрые парни, круглолицая молодка.)

- Что заметил автор в их жизни?

(Они приветливо улыбаются, счастливы)

-Как вы понимаете заключительные строки этого произведения?

IX.Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

X. Домашнее задание.

Написать сочинение « Философские рассуждения И.С.Тургенева о природе».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Природа и человек в "Стихотворениях в прозе" И.С.Тургенева »

Человек и природа в «Стихотворениях прозе» И.С.Тургенева.

Урок внеклассного чтения в 7 классе.

Цель урока:

  • выявить, как образы русской природы запечатлены в творчестве И.С.Тургенева

Задачи:

  • Образовательные:

  • изучить жанр «стихотворения в прозе»;

  • познакомить учащихся со сравнительным анализом стихов;

  • повторить изученные средства выразительности;

  • обучить навыку выразительного чтения лирических стихов;

  • обогатить словарный запас учащихся.

  • Развивающие:

  • развивать творческое воображение учащихся;

  • развивать интерес учащихся к поэзии.

  • Воспитательные:


  • формировать у учащихся умение понимать и видеть красоту в различных ее проявлениях;

  • формировать чувство патриотизма и любви к Родине.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний учащихся.

Сообщение учителем цели и задач урока.

III. Проверка домашнего задания.



Повторение понятия жанра «стихотворение в прозе», особенности



Стихотворение в прозе - это особый жанр литературы, в котором присутствуют такие признаки стихотворения, как : небольшой объём, повышенная эмоциональность, но нет рифмы и ритма.

Темы стихотворений в прозе:

-размышление писателя о русском народе,

-о русском языке и его роли,

-о силе любви,

-о добре и зле,

- тема родины,

-раздумья о ничтожности человеческой жизни и вечности природы

IV. Чтение стихотворения в прозе «Природа».

V.Анализ произведения.



- Сколько смысловых частей имеет текст?

-В каком состоянии находится герой?

(Ему снится сон)



Прочитать первые 2 абзаца. Какой лексический ряд создаёт образ Природы? Найдите эпитеты

(Огромная подземная храмина с высокими сводами, свет, величавая женщина, глубокая дума.)

- Привычен ли для Вас такой образ природы?

Во что она одета? Как автор создаёт эффект её значимости?

- Как достигается эмоциональное напряжение повествования? Каков лирический ряд, связывающий Природу с мотивом её грандиозности, вечности и мудрости?

(Эпитеты огромный, величавый, мудрый).

- Найти ключевые слова, раскрывающие мироощущение лирического героя.

(Общая мать, страх, совершенство, счастье.)

- В чём убеждён лирический герой?

Герой убеждён в полной гармонии отношений между природой и человеком, в материнской заботе природы о его благе и счастье.

- Каким новым содержанием наполняется образ природы при близком общении героя с ней?

(В образе Природы появляются новые черты: тёмные, грозные глаза, неожиданный резкий голос, подобный лязгу железа.)

- Чем объясняется равнодушие Природы к человеку и даже угрозы по отношению к нему?



(Равновесие, одинаково обо всех забочусь, одинаково истребляю.)

-Найти лексический ряд, составляющий тему особенности жизни людей.

(Любимые дети, добро и зло, справедливость.)

Вывод:

Чувства и разум выделяют человека из мира природы. Природа живёт по своим законам, а люди- по другим. Противиться и возражать этому бессмысленно. Горе человеку, если он сам забудет о человеческих жизненных ценностях.

VI. Звучит музыка П.И.Чайковского»Времена года».

VII. Выразительное чтение стихотворения в прозе «Деревня».

Известный критик В.Г. Белинский еще в самом начале творческого пути Тургенева, заметил: «Он любит природу не как дилетант, а как артист… Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них родную, русскую природу…».

VIII. Анализ произведения.

- Можно ли слова Белинского применить к стихотворению в прозе «Деревня»?

- Что замечал в деревне И.С.Тургенев ?

(Как фыркают и жуют лошади, собак, даже камешки на дне ручья, улавливает запахи.)

- Можно ли понять его чувства?

(Автор тонко чувствует природу, показывает её неброскую красоту, любуется всем.)

-Какими увидел И.С.Тургенев крестьян в деревне?

(Они труженики, хорошие хозяева: русокудрые парни, круглолицая молодка.)

- Что заметил автор в их жизни?

(Они приветливо улыбаются, счастливы)

-Как вы понимаете заключительные строки этого произведения?

IX.Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

X. Домашнее задание.

Написать сочинение « Философские рассуждения И.С.Тургенева о природе».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Природа и человек в "Стихотворениях в прозе" И.С.Тургенева

Автор: Антипова Вера Николаевна

Дата: 08.10.2015

Номер свидетельства: 237583


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства