kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературы по теме "Виды пейзажей в русской поэзии и прозе XIX-XX веков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация

Презентация к уроку литературы по теме «Виды пейзажей в русской поэзии и прозе XIX-XX веков» составлена по программе, утвержденной приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013г., может быть использована при подготовке уроков в 7 классе и внеклассных мероприятий,

Цель:   закрепление  понятия о  художественном пространстве и  видами пейзажа  в русской поэзии и прозе  XIX-XX веков; - формировать умения работать с текстом произведений;  анализировать стихотворения о море и лесе, сравнивать образы, представленные авторами, и те чувства, которые вызывает у них образ морской стихии и леса;
- развивать устную речь учащихся, умение выражать свои мысли и чувства,

-  воспитывать интерес к искусству слова, бережное отношение к природе.

 

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение цели и темы урока.

Слово учителя: Природа всегда была источником вдохновения для поэтов, художников, композиторов. И сегодня на уроке мы убедимся в этом. Стихотворения о природе - ценнейшая часть нашей литературы. Их называют «пейзажная лирика». Нам предстоит познакомиться с некоторыми образцами пейзажной лирики 19-20 веков.

Запишите тему занятия.

Виды пейзажей в русской поэзии и прозе XIX-XX веков.

  • море (А.С. Пушкин. «К морю»; Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное...»; 

 

  • лес (А.Н. Майков. «В лесу»; И.С. Никитин. «Лес»; И.С. Тургенев. «Лес и степь» (фрагменты); И.А. Бунин. «Листопад» (фрагмент); Е.В. Курдаков. «Мир полон птичьих голосов...»; 

Ш. Актуализация знаний.

- Дайте лексическое значение слову «пейзаж».

Пейзаж -  1.Вид какой-нибудь местности.

                 2.Рисунок, картина, изображающая природу, а также описание природы в    литературном произведении.

Запишем это определение в рабочую тетрадь.

- Что   относится к пейзажу?  ( горы, лес, река, море)

( Показ слайдовс изображением картин природы).

- Художественное пространство – это картина места или местности , воссозданная с помощью слова.

- Что такое пейзажная лирика?

(это описание природы в лирических стихотворениях.)

-Верно, Так называются стихотворения, темой которых становятся картины природы.

-        Какие особенности лирического стихотворения вам известны?

( У лирического стихотворения нет сюжета. В нем главное не события, а чувства и переживания.)

-Как автору удается передать свои чувства и переживания читателю? (Он предает их с помощью образов, рифмы, ритма ит.д.)

IV . Изучение темы урока.

  1. Звучит музыка. Слайд «Море»

Звучит аудиозапись стихотворения «К морю» А.Пушкина

Беседа.

- Что изображено на картине?

- Чем море нравится поэту?  Каким  оно предстало  перед ним?

Море - « свободная стихия», «гордая краса» , « ропот заунывный», «грустный шум», «шум призывный», «своенравные порывы», «торжественная краса», « и блеск, и тень, и говор волн…» .

- Чьи образы предстают  на фоне моря? 

2. «Лес , точно терем расписной…».

Беседа.

- Что такое лес?

- Какие леса вы знаете? ( хвойные, лиственные, смешанные).

Слово учителя :  Образ леса в искусстве –  разнообразная картина жизни природы , в которой изображается растительный  и животный мир леса в разное время года и суток. Поэтому лес – это макрообраз , который объединяет в себе несколько рядов образов.

Мы рассмотрим произведения поэтов , которые представили лес каждый по – своему.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы по теме "Виды пейзажей в русской поэзии и прозе XIX-XX веков" »

Урок литературы в 7 классе

Урок литературы в 7 классе

Виды пейзажей в русской поэзии и прозе XIX - XX веков .

Виды пейзажей в русской поэзии и прозе XIX - XX веков .

  • море (А.С. Пушкин. «К морю»; Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное...»;
  • лес (А.Н. Майков. «В лесу»; И.С. Никитин. «Лес»; И.С. Тургенев. «Лес и степь» (фрагменты); И.А. Бунин. «Листопад» (фрагмент); Е.В. Курдаков. «Мир полон птичьих голосов...»;
  • Море.
Фронтальный опрос: 1) Что такое пейзаж? 2) Какие виды пейзажа

Фронтальный опрос:

1) Что такое пейзаж?

2) Какие виды пейзажа

Цель урока: : закрепление понятия о художественном пространстве и видах пейзажа в русской поэзии и прозе XIX - XX веков;  - формировать умения работать с текстом произведений; анализировать стихотворения о море и лесе, сравнивать образы, представленные авторами, и те чувства, которые вызывает у них образ морской стихии и леса;  - развивать устную речь учащихся, умение выражать свои мысли и чувства, - воспитывать интерес к искусству слова, бережное отношение к природе

Цель урока: : закрепление понятия о художественном пространстве и видах пейзажа в русской поэзии и прозе XIX - XX веков; - формировать умения работать с текстом произведений; анализировать стихотворения о море и лесе, сравнивать образы, представленные авторами, и те чувства, которые вызывает у них образ морской стихии и леса; - развивать устную речь учащихся, умение выражать свои мысли и чувства,

- воспитывать интерес к искусству слова, бережное отношение к природе

В лес мы входим, как в чудесный терем-сказку, В мир прохлады, тишины и волшебства. Входим, затаив дыханье, в буйство ярких красок, В торжество добра над темным злом, Чтобы лицезреть лесную сказку, Чтоб добрей и лучше стать потом.

В лес мы входим, как в чудесный терем-сказку,

В мир прохлады, тишины и волшебства.

Входим, затаив дыханье, в буйство ярких красок,

В торжество добра над темным злом,

Чтобы лицезреть лесную сказку,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

И. Бунин «Листопад»

И. Бунин «Листопад»

С чем сравнил поэт осенний лес? Саму осень? Паутинки, блестящие на солнце? Белого мотылька, порхающего над паутинкой? Просветы в небе? Елочки? Какое настроение было у поэта, когда он писал это замечательное стихотворение?
  • С чем сравнил поэт осенний лес?
  • Саму осень?
  • Паутинки, блестящие на солнце?
  • Белого мотылька, порхающего над паутинкой?
  • Просветы в небе?
  • Елочки?
  • Какое настроение было у поэта, когда он писал это замечательное стихотворение?

Хотя в лесу еще тепло, солнечно и красиво, мы уже чувствуем светлую грусть. Какие образы ее вызывают?

А. Майков «В лесу»

А. Майков «В лесу»

И. Тургенев «Лес и степь».  (фрагменты)

И. Тургенев «Лес и степь».

(фрагменты)

- Что вы узнали нового по теме? - Что вам было интересно? - Как нужно относиться к лесу, ко всему тому, что находится в лесу?

- Что вы узнали нового по теме?

- Что вам было интересно?

- Как нужно относиться к лесу, ко всему тому, что находится в лесу?

1. Выучить наизусть одно стихотворение ( на выбор) 2. Подобрать загадки по теме «Лес»

1. Выучить наизусть одно стихотворение ( на выбор)

2. Подобрать загадки по теме «Лес»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Серикпаева Улганым Каировна

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158428

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства