kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Стихотворные размеры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие  по теме "Стихотворные размеры

Тип урока

Повторение и закрепление изученного материала

Форма урока

Работа в группах

Цель урока

1.Повторить особенности лирического жанра, отличие от других жанров литературы.
2.Закрепление понятия «ритм».
3.Отработка навыков определения стихотворного размера.
4.Развитие логического мышления, фантазии, смекалки.
5.Стремление к заинтересованности результатами коллективной работы.

Оборудование

1.Карточки -термины (наглядность для терминологического диктанта): стопа, слабое место, сильное место, метр, размер, хорей, ямб, пиррихий, спондей, анапест, дактиль, амфибрахий.
2.Кукла Старый Стиховед (из кукольного театра).
3.Учетные листы для групповой работы.
4.Карточки-рисунки к заданию «Ритм».
5.Иллюстрации с изображением людей с разным настроением.
5.Толковый словарь для индивидуальной работы.
6. Презентация «Стихотворный размер»

Ход занятия

1.Вступительное слово

Начинаем очередное занятие любителей поэзии. Мы пригласили на урок известного вам Старого Стиховеда. ( Кукла –подготовленный ученик).
Сегодня мы вспомним особенности лирического жанра и законы внутренней структуры стихотворения . Старый Стиховед задаст вам ряд вопросов и назовёт самую активную и творческую группу.

2.Разминка

Игра «Буриме».
- Вспомните условия игры. ( По заданной рифме составляется четверостишие)
Зебра.
( На поле резвятся) ЛОШАДКИ,
( Играют в пятнашки и) ПРЯТКИ,
(А зебра стоит за ) КУСТАМИ,
(Стесняясь к ним выйти в) ПИЖАМЕ.

3.Повторение изученного

Наш уважаемый Стиховед задаст группам вопросы на повторение:

  • Как называется жанр литературы, который вы изучаете на уроках стиховедения? (лирика)
  • Чем отличается лирический жанр от эпического? Поэзия от прозы? ( Эпос изображает события, героев. Лирика выражает чувства, настроение)

4. Игра « Ярмарка настроений»

- Вспомните разнообразные оттенки настроений. Кто больше?
( Праздничное, торжественное, радостное, весёлое, шутливое, светлое, бодрое, приподнятое…
Мечтательное, задумчивое, таинственное, сонное, равнодушное, тревожное…)

5. Игра «Монорим» - «Настроение»

- Подобрать рифмы к слову «настроение»: день рождения, объединение, выполнение, сожаление…
Индивидуальное задание: составить 4-6 строчек по теме.

6. Работа с иллюстрациями
7. Повторение изученного

Каждая группа получает иллюстрации с изображением людей в разных ситуациях. Определить настроение.

  • Печальное
  • Грустное
  • Спокойное
  • Задумчивое
  • Весёлое
  • Праздничное

Старый Стиховед продолжит свои вопросы:

  • Чем стихи отличаются от прозы? (особым порядком, построением…)

При помощи чего создаётся этот порядок? ( рифма, ритм).

8. Работа с иллюстрациями
«Ритм»

-Перед вами рисунки – повторяющиеся явления. Что это за повторение?

  1. полоски у тигра
  2. осень-зима
  3. физический-умственный труд
  4. радуга
  5. день-ночь
  6. орнамент

Индивидуальное задание . По толковому словарю определить значение слова «орнамент» ( Орнамент- (лат.)- украшение, узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов)
-Что лежит в основе всех этих явлений? ( ритм).

9. Повторение изученного по теме «Ритм»

Вопросы группам:
-Что такое ритм? (равномерное чередование элементов)
-Что такое чередование?(повторение)
-Что повторяется в стихотворении? (ударные и безударные слоги)
-Как называется система чередования слогов (ударных-безударных) в стихотворении? ( размер стихотворный)

10. Повторение «Алгоритм определения стих. Размера»

Вспомните алгоритм определения стихотворного размера:

  • расставить ударение
  • определить безударные гласные
  • записать полученную схему
  • определить размер

11. Повторение «Рассмотрение таблицы «Стихотворные размеры»

Таблица. Комментарий.

12 .Закрепление изученного материала

Практическая работа №1 (приложение)
Практическая работа №2 (приложение)
Практическая работа №3 (приложение)
Работа в группах: задания распределяются внутри группы руководителем группы.

13.Проверка. Выставление оценок руководителем группы

Комментирование оценок

14.Проверка знаний учащихся

Тест «Термины». Учитель читает определение – учащиеся записывают слово-термин.

  1. Минимально повторяющееся сочетание сильных и слабых мест в стихе. (СТОПА)
  2. Слог, на который не падает ударение (СЛАБОЕ МЕСТО)
  3. Слоги, на которые может падать ударение( СИЛЬНОЕ МЕСТО)
  4. Соединение стоп одного вида (МЕТР)
  5. Число стоп в стихе – стих. Строке, которое определяется простым подсчетом и чередуется в определённом порядке (РАЗМЕР)
  6. Двухсложный размер, состоящий из ударного и безударного (ХОРЕЙ)
  7. Двухсложный размер, состоящий из безударного и ударного (ЯМБ)
  8. Сочетание 2 безударных слогов при пропуске ударения (ПИРРИХИЙ)
  9. Сочетание 2 ударных слогов при появлении дополнительного ударения (СПОНДЕЙ)
  10. 3-х сложный размер с ударением на 3 слоге (АНАПЕСТ)
  11. 3-х сложный размер с ударением на 1 слоге (ДАКТИЛЬ)
  12. 3-х сложный размер с ударением не 2 слоге (АМФИБРАХИЙ)

15. Проверка теста. Подведение итогов

Проверка теста. Выставление и комментирование оценок в группах.

16.Домашнее задание

Устный рассказ «Мой любимый размер»

17. Заключительное слово по уроку. Речь Старого Стиховеда

-Что сегодня вам понравилось на уроке?

  • Довольны ли вы работой своей группы.?
  • Оцените активность вашей группы?
  • С каким настроением вы уходите с уходите с урока?
  • Прочитайте по желанию любимые стихи или свои стихи.

- До новых встреч!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Стихотворные размеры" »

Занятие по теме "Стихотворные размеры

Тип урока

Повторение и закрепление изученного материала

Форма урока

Работа в группах

Цель урока

1.Повторить особенности лирического жанра, отличие от других жанров литературы.
2.Закрепление понятия «ритм».
3.Отработка навыков определения стихотворного размера.
4.Развитие логического мышления, фантазии, смекалки.
5.Стремление к заинтересованности результатами коллективной работы.

Оборудование

1.Карточки -термины (наглядность для терминологического диктанта): стопа, слабое место, сильное место, метр, размер, хорей, ямб, пиррихий, спондей, анапест, дактиль, амфибрахий.
2.Кукла Старый Стиховед (из кукольного театра).
3.Учетные листы для групповой работы.
4.Карточки-рисунки к заданию «Ритм».
5.Иллюстрации с изображением людей с разным настроением.
5.Толковый словарь для индивидуальной работы.
6. Презентация «Стихотворный размер»

 

Ход занятия

1.Вступительное слово

Начинаем очередное занятие любителей поэзии. Мы пригласили на урок известного вам Старого Стиховеда. ( Кукла –подготовленный ученик).
Сегодня мы вспомним особенности лирического жанра и законы внутренней структуры стихотворения . Старый Стиховед задаст вам ряд вопросов и назовёт самую активную и творческую группу.

2.Разминка

Игра «Буриме».
- Вспомните условия игры. ( По заданной рифме составляется четверостишие)
Зебра.
( На поле резвятся) ЛОШАДКИ,
( Играют в пятнашки и) ПРЯТКИ,
(А зебра стоит за ) КУСТАМИ,
(Стесняясь к ним выйти в) ПИЖАМЕ.

3.Повторение изученного

Наш уважаемый Стиховед задаст группам вопросы на повторение:

  • Как называется жанр литературы, который вы изучаете на уроках стиховедения? (лирика)

  • Чем отличается лирический жанр от эпического? Поэзия от прозы? ( Эпос изображает события, героев. Лирика выражает чувства, настроение)

4. Игра « Ярмарка настроений»

- Вспомните разнообразные оттенки настроений. Кто больше?
( Праздничное, торжественное, радостное, весёлое, шутливое, светлое, бодрое, приподнятое…
Мечтательное, задумчивое, таинственное, сонное, равнодушное, тревожное…)

5. Игра «Монорим» - «Настроение»

- Подобрать рифмы к слову «настроение»: день рождения, объединение, выполнение, сожаление…
Индивидуальное задание: составить 4-6 строчек по теме.

6. Работа с иллюстрациями

 

 

 

 



7. Повторение изученного

Каждая группа получает иллюстрации с изображением людей в разных ситуациях. Определить настроение.

  • Печальное

  • Грустное

  • Спокойное

  • Задумчивое

  • Весёлое

  • Праздничное

Старый Стиховед продолжит свои вопросы:

  • Чем стихи отличаются от прозы? (особым порядком, построением…)

При помощи чего создаётся этот порядок? ( рифма, ритм).

8. Работа с иллюстрациями
«Ритм»

-Перед вами рисунки – повторяющиеся явления. Что это за повторение?

  1. полоски у тигра

  2. осень-зима

  3. физический-умственный труд

  4. радуга

  5. день-ночь

  6. орнамент

Индивидуальное задание . По толковому словарю определить значение слова «орнамент» ( Орнамент- (лат.)- украшение, узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов)
-Что лежит в основе всех этих явлений? ( ритм).

9. Повторение изученного по теме «Ритм»

Вопросы группам:
-Что такое ритм? (равномерное чередование элементов)
-Что такое чередование?(повторение)
-Что повторяется в стихотворении? (ударные и безударные слоги)
-Как называется система чередования слогов (ударных-безударных) в стихотворении? ( размер стихотворный)

10. Повторение «Алгоритм определения стих. Размера»

Вспомните алгоритм определения стихотворного размера:

  • расставить ударение

  • определить безударные гласные

  • записать полученную схему

  • определить размер

11. Повторение «Рассмотрение таблицы «Стихотворные размеры»

Таблица. Комментарий.

12 .Закрепление изученного материала

Практическая работа №1 (приложение)
Практическая работа №2 (приложение)
Практическая работа №3 (приложение)
Работа в группах: задания распределяются внутри группы руководителем группы.

13.Проверка. Выставление оценок руководителем группы

Комментирование оценок

14.Проверка знаний учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест «Термины». Учитель читает определение – учащиеся записывают слово-термин.

  1. Минимально повторяющееся сочетание сильных и слабых мест в стихе. (СТОПА)

  2. Слог, на который не падает ударение (СЛАБОЕ МЕСТО)

  3. Слоги, на которые может падать ударение( СИЛЬНОЕ МЕСТО)

  4. Соединение стоп одного вида (МЕТР)

  5. Число стоп в стихе – стих. Строке, которое определяется простым подсчетом и чередуется в определённом порядке (РАЗМЕР)

  6. Двухсложный размер, состоящий из ударного и безударного (ХОРЕЙ)

  7. Двухсложный размер, состоящий из безударного и ударного (ЯМБ)

  8. Сочетание 2 безударных слогов при пропуске ударения (ПИРРИХИЙ)

  9. Сочетание 2 ударных слогов при появлении дополнительного ударения (СПОНДЕЙ)

  10. 3-х сложный размер с ударением на 3 слоге (АНАПЕСТ)

  11. 3-х сложный размер с ударением на 1 слоге (ДАКТИЛЬ)

  12. 3-х сложный размер с ударением не 2 слоге (АМФИБРАХИЙ)

15. Проверка теста. Подведение итогов

Проверка теста. Выставление и комментирование оценок в группах.

16.Домашнее задание

Устный рассказ «Мой любимый размер»

17. Заключительное слово по уроку. Речь Старого Стиховеда

-Что сегодня вам понравилось на уроке?

  • Довольны ли вы работой своей группы.?

  • Оцените активность вашей группы?

  • С каким настроением вы уходите с уходите с урока?

  • Прочитайте по желанию любимые стихи или свои стихи.

- До новых встреч!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Стихотворные размеры"

Автор: Гирфанова Ильнара Фларитовна

Дата: 19.10.2014

Номер свидетельства: 120416

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока "О стихотворных размерах" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-o-stikhotvornykh-razmierakh"
    ["file_id"] => string(6) "128518"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415531578"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока по литературе	 Тема: « Лирика А. С. Пушкина. Стихотворения «Узник» и «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха». "
    ["seo_title"] => string(125) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-tiema-lirika-a-s-pushkina-stikhotvorieniia-uznik-i-zimnieie-utro-dvuslozhnyie-razmiery-stikha"
    ["file_id"] => string(6) "116760"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412606503"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему "Природа и человек""
    ["seo_title"] => string(41) "konspekt_uroka_na_temu_priroda_i_chelovek"
    ["file_id"] => string(6) "588863"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1634580198"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока литературы. И.Тургенев. Анализ стихотворения  в прозе «Русский язык» "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-litieratury-i-turghieniev-analiz-stikhotvorieniia-v-prozie-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "229847"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441896121"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока . "Стихотворения в прозе И. С. Тургенева"."
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokastikhotvorieniiavprozieisturghienieva"
    ["file_id"] => string(6) "273959"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452314842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства