11 класс. Литература.
Тема. Подготовка к написанию сочинения по литературе.
Цель: отработка умений учащихся при подготовке к написанию сочинения.
Задачи: формировать у обучающихся умения выделять главное, работать
по плану, высказывать свою точку зрения;
развивать умения вести диалог;
воспитывать потребности в овладении специальными знаниями,
умениями, навыками.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки для групповой работы, тексты художественных произведений для книжной выставки.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Ход урока.
I. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
- Как настроение? Чтобы немного избавиться от волнения, возьмите в руки ручку, карандаш или любой другой гранёный предмет (точилку или резинку), покатайте его в ладонях, и ваше эмоциональное состояние станет более устойчивым.
II. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
- Очень скоро вам предстоит выполнить ответственную работу – написать сочинение по литературе, которое откроет вам путь к сдаче ЕГЭ. Поэтому сегодня на уроке мы с вами постараемся приблизиться к этому событию. Запишите тему урока «Подготовка к написанию сочинения по литературе». Определите ключевое понятие в формулировке темы урока (подготовка). Как вы это определили? (Задали вопрос «О чём говорится?») Как вы думаете, какова цель нашей работы на уроке? (подготовиться к написанию сочинения).
Обратите внимание на эпиграф к уроку:
Залог успеха, соль удачи –
Трудолюбивое терпенье.
А без терпенья мало значат
И озаренье, и уменье…
Л. Татьяничева
Я желаю вам успехов в достижении целей. Наберитесь терпения и будьте трудолюбивы.
Итак, представим, что сегодня 3 декабря. Перед вами конверт с темами (вскрываю конверт и зачитываю темы): Тематическое направление «Вопросы, заданные человечеству войной».
- Как вы думаете, почему это направление включено в тематический список? (в этом году 100 лет со дня начала Первой мировой войны, 9 мая 2015 года – 70-илетие Победы советского народа в Великой Отечественной войне).
Данное направление вас нацеливает на освещение только этих событий? (Нет: Отечественная война 1812 года, гражданская война в России 1918 – 1920 гг., сегодняшние события на Украине, локальные войны и др.).
2. Работа с ключевым словом.
- Что же такое война? Без этого понятия вы не обойдётесь в своём сочинении. Предлагаю вам записать 1 – 2 предложения, сказав, как вы это понимаете. Можно начать так: «Война – это…» (Выполняют самостоятельно, затем проверяем). Если что-то из услышанного вам понравилось, запишите. (Пишут.)
- Я предлагаю вам обратить внимание на некоторые высказывания известных людей о войне: (читаем вместе)
Я знаю, что война — сплошное зверство и что на войне люди, ни в чем не повинные друг перед другом, истребляют друг друга, будучи насильно поставлены в состояние самообороны. Горький М.
Люди, которые... признают войну не только неизбежной, но и полезной и потому желательной, — эти люди страшны, ужасны своей нравственной извращенностью. Толстой Л. Н.
Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братьями. Вольтер
Нет ничего страшней войны , ибо когда на земле мир : дети хоронят своих родителей , а когда на земле война - родители хоронят своих детей! Аристотель
Даже победоносная война - это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народов. О. Бисмарк
«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие…»
Л. Н. Толстой
- В своём сочинении вы можете использовать эти цитаты? На каком этапе работы? (Да. В качестве эпиграфа, во вступлении, в заключении, раскрывая тему сочинения.) Запишите понравившиеся вам высказывания.
- А эпиграф обязателен к сочинению? (Нет.) Помните, что наличие или отсутствие не будет оцениваться, однако он подчеркнёт основную мысль сочинения, его суть, настроит вас на определённый эмоциональный лад, придаст дополнительную глубину работе.
- О составных частях сочинения мы ещё поговорим, а теперь вернёмся к конверту. Допустим, вам предложили такие темы (читаем темы, на партах у учеников лежат распечатки):
1) Почему советский народ победил в Великой Отечественной войне? (Тема-вопрос)
2) Как влияет война на судьбу человека? (Тема-вопрос)
3) Война – страшное преступление против человечества. (Тема-суждение)
4) «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие…» (Л. Н. Толстой) (Тема-цитата)
5) «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А. П. Платонов) (Тема-цитата)
6) Эхо войны. (Тема-понятие)
7) Нравственные истоки подвига человека на войне. (Тема-понятие)
Используя карточку, определите, какие это темы по формулировкам. (Определяют, говоря вслух.)
3. Работа в группах.
- Далее продолжим работу в группах (называю группы: их 7 – по 4 человека, а водной из них – 2). Номер темы соответствует номеру вашей группы. Воспользуйтесь алгоритмом работы над сочинением и, внимательно прочитав темы, следуйте этому плану. Работаете в группах, вместе выполняя первые четыре пункта, т. е. 4 шага. (Выполняют.)
- Проверим, что получилось. (Читают, все остальные ученики подчёркивают ключевые слова.)
- А теперь шаг 5 (читаем); т. е. надо написать вступление.
Давайте выберем одну из тем и по ней продолжим работу. (Выбираем.)
4. Работа над вступлением.
«Начало – половина дела»,- гласит народная пословица. Каким может быть вступление? На столе у вас карточка-подсказка с некоторыми советами, которые могут вам помочь:
Виды вступлений:
1) цитата, пословица, поговорка, афоризм;
2) ряд назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации с формулировкой темы;
3) лирическое размышление;
4) любой интересный факт, который относится к делу;
5) ряд риторических вопросов, созвучных теме;
6) личные признания, размышления, имеющие отношение к теме.
- Опять же предлагаю работать в группе и написать вступление к выбранной нами теме. (После выполнения задания проверяем, что получилось.)
- Итак, шаг 6. Читаем.
- Т. е., как дальше продолжить работу? (Это будет переходный мостик к основной части сочинения, где вы будете раскрывать тему сочинения, аргументировать своё мнение, приводить примеры из литературных произведений.) Попробуйте (пишут 5 – 6 минут). Проверим, что написали. (Читают 2 – 3 человека.)
5. Работа над содержанием основной части сочинения.
- Далее шаг 7. Читаем. Примеры из каких произведений вы использовали бы в своей работе? (Называют.)
- Восьмой шаг (читаем), девятый шаг (читаем). Продолжите дальше работу, составьте план. (Выполняют. Проверяем.)
6. Объяснение домашнего задания.
- Десятый шаг (читаем). Эту часть работы вы выполните дома.
7. Работа над заключительной частью сочинения.
- Шаг 11 (читаем). Русская пословица гласит: «Конец – всему делу венец.» Концовка сочинения должна быть яркой, запоминающейся. Существует несколько видов концовок:
Послушайте один из вариантов концовки (ученик читает текст со слайда или с доски):
«Великое множество книг написано о войне. Не оставляют равнодушными произведения К. Симонова и Ю. Бондарева, В. Кожевникова и Г. Бакланова, В. Быкова и В. Распутина. Мы видим войну то нарисованную крупным планом, как будто с птичьего полёта, то какой-нибудь окопчик, где собирались бойцы, чтобы перекурить. Мы видим генералов и рядовых, разведчиков и пехотных лейтенантов, героев и дезертиров. Да разве можно хотя бы перечислить всё великое разнообразие литературы о войне!
Но для меня любимыми остаются произведения Б. Васильева о людях, что «ушли, не долюбив». Трогательна до слёз повесть «А зори здесь тихие..»
- Запишите виды концовок и дома продолжите работу над сочинением.
- Шаг 12. Читаем.
III. Итоги урока: учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке и выставить оценки.
IV. Рефлексия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Егораева Г. Т. ЕГЭ. Русский язык. задания части 3 (С). М.: Экзамен, 2011. – 254 с.
2. Мещерякова М. И. Сочинение: секреты успеха. М.: Мегатрон, 1998. – 113 с.
3. Морозова Н. П. Учимся писать сочинение. М.: Просвещение, 1987. – 128 с.
4. Хорт О. А., Шамшина Г. С. Русский язык и литература. 5 – 11 классы. Творческие упражнения к урокам развития речи. Волгоград: Учитель, 2008. – 159 с.