kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к написанию сочинения по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный план урока по литературе подготовлен и реализован в ноябре 2014 года. В это время шла подготовка к проведению сочинения по литературе в выпускных классах. Считаю, что представленная работа поможет учителям-словесникам разработать свой собственный план подготовки к урокам развития речи не только по литературе, но и по русскому языку. написанию сочинения обучать нелегко, теме более сегодня, когда ученики с большой неохотой берут в руки художественную книгу. Но учить надо. Необходимо развивать умение не только высказывать свою точку зрения, но и аргументировать её, опираясь на знания литературных произведений. Подобная работа стала приносить свои плоды. Хочется отметить, что 2014-2015 учебном году я буду выпускать два одиннадцатых класса, и все мои ученики успешно справились с сочинением - получили заветный "зачёт".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План открытого урока 11 кл. СОЧИНЕНИЕ»

11 класс. Литература.

Тема. Подготовка к написанию сочинения по литературе.

Цель: отработка умений учащихся при подготовке к написанию сочинения.

Задачи: формировать у обучающихся умения выделять главное, работать

по плану, высказывать свою точку зрения;

развивать умения вести диалог;

воспитывать потребности в овладении специальными знаниями,

умениями, навыками.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки для групповой работы, тексты художественных произведений для книжной выставки.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков. 

Ход урока.

I. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- Как настроение? Чтобы немного избавиться от волнения, возьмите в руки ручку, карандаш или любой другой гранёный предмет (точилку или резинку), покатайте его в ладонях, и ваше эмоциональное состояние станет более устойчивым.

II. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

- Очень скоро вам предстоит выполнить ответственную работу – написать сочинение по литературе, которое откроет вам путь к сдаче ЕГЭ. Поэтому сегодня на уроке мы с вами постараемся приблизиться к этому событию. Запишите тему урока «Подготовка к написанию сочинения по литературе». Определите ключевое понятие в формулировке темы урока (подготовка). Как вы это определили? (Задали вопрос «О чём говорится?») Как вы думаете, какова цель нашей работы на уроке? (подготовиться к написанию сочинения).

Обратите внимание на эпиграф к уроку:

Залог успеха, соль удачи –

Трудолюбивое терпенье.

А без терпенья мало значат

И озаренье, и уменье…

Л. Татьяничева

Я желаю вам успехов в достижении целей. Наберитесь терпения и будьте трудолюбивы.

Итак, представим, что сегодня 3 декабря. Перед вами конверт с темами (вскрываю конверт и зачитываю темы): Тематическое направление «Вопросы, заданные человечеству войной».

- Как вы думаете, почему это направление включено в тематический список? (в этом году 100 лет со дня начала Первой мировой войны, 9 мая 2015 года – 70-илетие Победы советского народа в Великой Отечественной войне).

Данное направление вас нацеливает на освещение только этих событий? (Нет: Отечественная война 1812 года, гражданская война в России 1918 – 1920 гг., сегодняшние события на Украине, локальные войны и др.).

2. Работа с ключевым словом.

- Что же такое война? Без этого понятия вы не обойдётесь в своём сочинении. Предлагаю вам записать 1 – 2 предложения, сказав, как вы это понимаете. Можно начать так: «Война – это…» (Выполняют самостоятельно, затем проверяем). Если что-то из услышанного вам понравилось, запишите. (Пишут.)

- Я предлагаю вам обратить внимание на некоторые высказывания известных людей о войне: (читаем вместе)

  • Я знаю, что война — сплошное зверство и что на войне люди, ни в чем не повинные друг перед другом, истребляют друг друга, будучи насильно поставлены в состояние самообороны. Горький М.

  • Люди, которые... признают войну не только неизбежной, но и полезной и потому желательной, — эти люди страшны, ужасны своей нравственной извращенностью. Толстой Л. Н.

  • Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братьями. Вольтер

  • Нет ничего страшней войны , ибо когда на земле мир : дети хоронят своих родителей , а когда на земле война - родители хоронят своих детей! Аристотель

  • Даже победоносная война - это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народов. О. Бисмарк

  • «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие…» 

Л. Н. Толстой

- В своём сочинении вы можете использовать эти цитаты? На каком этапе работы? (Да. В качестве эпиграфа, во вступлении, в заключении, раскрывая тему сочинения.) Запишите понравившиеся вам высказывания.

- А эпиграф обязателен к сочинению? (Нет.) Помните, что наличие или отсутствие не будет оцениваться, однако он подчеркнёт основную мысль сочинения, его суть, настроит вас на определённый эмоциональный лад, придаст дополнительную глубину работе.

- О составных частях сочинения мы ещё поговорим, а теперь вернёмся к конверту. Допустим, вам предложили такие темы (читаем темы, на партах у учеников лежат распечатки):

1) Почему советский народ победил в Великой Отечественной войне? (Тема-вопрос)

2) Как влияет война на судьбу человека? (Тема-вопрос)

3) Война – страшное преступление против человечества. (Тема-суждение)

4) «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие…» (Л. Н. Толстой) (Тема-цитата)

5) «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А. П. Платонов) (Тема-цитата)

6) Эхо войны. (Тема-понятие)

7) Нравственные истоки подвига человека на войне. (Тема-понятие)

Используя карточку, определите, какие это темы по формулировкам. (Определяют, говоря вслух.)

3. Работа в группах.

- Далее продолжим работу в группах (называю группы: их 7 – по 4 человека, а водной из них – 2). Номер темы соответствует номеру вашей группы. Воспользуйтесь алгоритмом работы над сочинением и, внимательно прочитав темы, следуйте этому плану. Работаете в группах, вместе выполняя первые четыре пункта, т. е. 4 шага. (Выполняют.)

- Проверим, что получилось. (Читают, все остальные ученики подчёркивают ключевые слова.)

- А теперь шаг 5 (читаем); т. е. надо написать вступление.

Давайте выберем одну из тем и по ней продолжим работу. (Выбираем.)

4. Работа над вступлением.

«Начало – половина дела»,- гласит народная пословица. Каким может быть вступление? На столе у вас карточка-подсказка с некоторыми советами, которые могут вам помочь:

Виды вступлений:

1) цитата, пословица, поговорка, афоризм;

2) ряд назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации с формулировкой темы;

3) лирическое размышление;

4) любой интересный факт, который относится к делу;

5) ряд риторических вопросов, созвучных теме;

6) личные признания, размышления, имеющие отношение к теме.

- Опять же предлагаю работать в группе и написать вступление к выбранной нами теме. (После выполнения задания проверяем, что получилось.)

- Итак, шаг 6. Читаем.

- Т. е., как дальше продолжить работу? (Это будет переходный мостик к основной части сочинения, где вы будете раскрывать тему сочинения, аргументировать своё мнение, приводить примеры из литературных произведений.) Попробуйте (пишут 5 – 6 минут). Проверим, что написали. (Читают 2 – 3 человека.)

5. Работа над содержанием основной части сочинения.

- Далее шаг 7. Читаем. Примеры из каких произведений вы использовали бы в своей работе? (Называют.)

- Восьмой шаг (читаем), девятый шаг (читаем). Продолжите дальше работу, составьте план. (Выполняют. Проверяем.)

6. Объяснение домашнего задания.

- Десятый шаг (читаем). Эту часть работы вы выполните дома.

7. Работа над заключительной частью сочинения.

- Шаг 11 (читаем). Русская пословица гласит: «Конец – всему делу венец.» Концовка сочинения должна быть яркой, запоминающейся. Существует несколько видов концовок:

  • концовка-вывод,

  • концовка-цитата,

  • концовка-ответ на поставленный вопрос,

  • концовка-постановка проблемы и т. д.

Послушайте один из вариантов концовки (ученик читает текст со слайда или с доски):

«Великое множество книг написано о войне. Не оставляют равнодушными произведения К. Симонова и Ю. Бондарева, В. Кожевникова и Г. Бакланова, В. Быкова и В. Распутина. Мы видим войну то нарисованную крупным планом, как будто с птичьего полёта, то какой-нибудь окопчик, где собирались бойцы, чтобы перекурить. Мы видим генералов и рядовых, разведчиков и пехотных лейтенантов, героев и дезертиров. Да разве можно хотя бы перечислить всё великое разнообразие литературы о войне!

Но для меня любимыми остаются произведения Б. Васильева о людях, что «ушли, не долюбив». Трогательна до слёз повесть «А зори здесь тихие..»

- Запишите виды концовок и дома продолжите работу над сочинением.

- Шаг 12. Читаем.

III. Итоги урока: учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке и выставить оценки.

IV. Рефлексия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егораева Г. Т. ЕГЭ. Русский язык. задания части 3 (С). М.: Экзамен, 2011. – 254 с.

2. Мещерякова М. И. Сочинение: секреты успеха. М.: Мегатрон, 1998. – 113 с.

3. Морозова Н. П. Учимся писать сочинение. М.: Просвещение, 1987. – 128 с.

4. Хорт О. А., Шамшина Г. С. Русский язык и литература. 5 – 11 классы. Творческие упражнения к урокам развития речи. Волгоград: Учитель, 2008. – 159 с.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Подготовка к написанию сочинения по литературе

Подготовка к написанию сочинения по литературе

Эпиграф к уроку  Залог успеха, соль удачи – Трудолюбивое терпенье.  А без терпенья мало значат  И озаренье, и уменье…  Л. Татьяничева

Эпиграф к уроку

Залог успеха, соль удачи – Трудолюбивое терпенье.

А без терпенья мало значат

И озаренье, и уменье…

Л. Татьяничева

Война – это …  (1 – 2 предложения)

Война – это …

(1 – 2 предложения)

Высказывания о войне Я знаю, что война — сплошное зверство и что на войне люди, ни в чем не повинные друг перед другом, истребляют друг друга, будучи насильно поставлены в состояние самообороны. М. Горький Люди, которые... признают войну не только неизбежной, но и полезной и потому желательной, — эти люди страшны, ужасны своей нравственной извращенностью.  Л. Н. Толстой

Высказывания о войне

  • Я знаю, что война — сплошное зверство и что на войне люди, ни в чем не повинные друг перед другом, истребляют друг друга, будучи насильно поставлены в состояние самообороны. М. Горький
  • Люди, которые... признают войну не только неизбежной, но и полезной и потому желательной, — эти люди страшны, ужасны своей нравственной извращенностью.

Л. Н. Толстой

  • Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братьями. Вольтер
  • Нет ничего страшней войны , ибо когда на земле мир : дети хоронят своих родителей , а когда на земле война - родители хоронят своих детей! Аристотель
  • Даже победоносная война - это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народов. О. Бисмарк
  • «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие…»  Л. Н. Толстой
Темы сочинений по тематическому направлению «Вопросы, заданные человечеству войной»   1) Почему советский народ победил в Великой Отечественной войне? 2) Как влияет война на судьбу человека? 3) Война – страшное преступление против человечества. 4) «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие…» (Л. Н. Толстой) 5) «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…»  (А. П. Платонов) 6) Эхо войны. 7) Нравственные истоки подвига человека на войне.

Темы сочинений по тематическому направлению «Вопросы, заданные человечеству войной»

1) Почему советский народ победил в Великой Отечественной войне?

2) Как влияет война на судьбу человека?

3) Война – страшное преступление против человечества.

4) «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие…» (Л. Н. Толстой)

5) «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…»

(А. П. Платонов)

6) Эхо войны.

7) Нравственные истоки подвига человека на войне.

Виды вступлений 1) цитата, пословица, поговорка, афоризм; 2) ряд назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации с формулировкой темы; 3) лирическое размышление; 4) любой интересный факт, который относится к делу; 5) ряд риторических вопросов, созвучных теме; 6) личные признания, размышления, имеющие отношение к теме.

Виды вступлений

1) цитата, пословица, поговорка, афоризм;

2) ряд назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации с формулировкой темы;

3) лирическое размышление;

4) любой интересный факт, который относится к делу;

5) ряд риторических вопросов, созвучных теме;

6) личные признания, размышления, имеющие отношение к теме.

Виды концовок

Виды концовок

  • концовка-вывод
  • концовка-цитата
  • концовка-ответ на поставленный вопрос
  • концовка-постановка проблемы
Один из вариантов концовки сочинения  «Великое множество книг написано о войне. Не оставляют равнодушными произведения К. Симоно-ва и Ю. Бондарева, В. Кожевникова и Г. Бакланова, В. Быкова и В. Распутина. Мы видим войну то нари-сованную крупным планом, как будто с птичьего по-лёта, то какой-нибудь окопчик, где собирались бой-цы, чтобы перекурить. Мы видим генералов и рядо-вых, разведчиков и пехотных лейтенантов, героев и дезертиров. Да разве можно хотя бы перечислить всё великое разнообразие литературы о войне!  Но для меня любимыми остаются произведе-ния Б. Васильева о людях, что «ушли, не долюбив». Трогательна до слёз повесть «А зори здесь тихие..»

Один из вариантов концовки сочинения

«Великое множество книг написано о войне. Не оставляют равнодушными произведения К. Симоно-ва и Ю. Бондарева, В. Кожевникова и Г. Бакланова, В. Быкова и В. Распутина. Мы видим войну то нари-сованную крупным планом, как будто с птичьего по-лёта, то какой-нибудь окопчик, где собирались бой-цы, чтобы перекурить. Мы видим генералов и рядо-вых, разведчиков и пехотных лейтенантов, героев и дезертиров. Да разве можно хотя бы перечислить всё великое разнообразие литературы о войне!

Но для меня любимыми остаются произведе-ния Б. Васильева о людях, что «ушли, не долюбив». Трогательна до слёз повесть «А зори здесь тихие..»

Рефлексия  - всё, что пригодится  в дальнейшем   - информацию переработаю   - всё выброшу

Рефлексия

- всё, что пригодится

в дальнейшем

- информацию переработаю

- всё выброшу


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Подготовка к написанию сочинения по литературе

Автор: Терзи Алла Ивановна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144226

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Урок русского языка в 6 классе  Тема: Подготовка к написанию сочинения-описания «Зима в Кальтяево» "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-tiema-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-opisaniia-zima-v-kal-tiaievo"
    ["file_id"] => string(6) "153262"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420987973"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по теме: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-tiemie-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "220712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434796432"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Краткосрочный план урока русской словесности Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина "Метель""
    ["seo_title"] => string(93) "kratkosrochnyiplanurokarusskoisloviesnostipodghotovkaksochinieniiupopoviestiaspushkinamietiel"
    ["file_id"] => string(6) "299894"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456631933"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Подготовка к сочинению в жанре письма "Чтение - вот лучшее учение". "
    ["seo_title"] => string(78) "podghotovka-k-sochinieniiu-v-zhanrie-pis-ma-chtieniie-vot-luchshieie-uchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "157242"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421575139"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект урока русского языка на тему:«Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного» "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-podghotovka-k-sochinieniiu-opisaniiu-domashniegho-zhivotnogho"
    ["file_id"] => string(6) "216855"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433165420"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства