Урок 4. Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению (Урок развития речи). Цель урока: подвести пятиклассников к мысли о том, что беда сплачивает людей; учить анализировать складывающуюся вокруг ребят обстановку, понимать обстоятельства; развивать речь учащихся.Задачи:
- обучающие: изучить данную тем, раскрыть понятие «В дурном обществе»
-развивающие продолжить работу по развитию мыслительных процессов, развитие связной речи учащихся, совершенствовать навыки работы на компьютере
-воспитательные воспитание стремления к системным знаниям по литературе и к самоконтролю; способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика.
Тип урока обобщение, урок развития речи
Формы работы учащихся фронтальная беседа, работа с учебником, индивидуальная работа с ЭОР, выполнение проверочной работы по вариантам
Необходимое техническое оборудование компьютерный класс, АРМ учителя. урок начинается со вступительного слова учителя (или подготовленного ученика ) о жизни и творчестве В.Г. Короленко. Владимир Галактионович Короленко родился в семье судьи в г.Житомире, на Украине. С детства хорошо знал русский, польский и украинский языки. Повзрослев, стал писателем, который поступал, как велит ему голос совести, никогда не заменяя своим нравственным принципам. Он был удивительным человеком, его называли «нравственным гением» русской литературы. Владимир Галактионович был сторонником революционного преобразования государства, стремился улучшить жизнь простого народа, боролся с царским самодержавием. В наказание за это много раз отбывал ссылку. В одной из них, в Якутии (1881 – 1884), и была написана повесть «В дурном обществе». Жанр произведения «В дурном обществе» - повесть. Повесть – один из видов эпического произведения. В отличие от рассказа, где всего одна сюжетная линия, и от романа, в котором множество сюжетных линий и героев, в повести обычно два-три центральных героя и несколько сюжетных линий. Сюжетная линия – это ряд событий, происходящих с одним героем. В этом произведении две сюжетные линии: линия жизни Васи (смерть матери, одиночество, отношения с отцом, бродяжничество) и линия жизни семьи Тыбурция (борьба за существование, воровство, жизнь в часовне, болезнь Маруси). Пересечение этих линий приводит к изменениям Васиной жизни и в жизни этой семьи. Один из этапов урока - словарная работа: Убежище - это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь. Слово ютиться означает помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении. Кров - слово высокого стиля, обозначает жилище, приют. Потомок - человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о «потомках слуг графского рода», то есть о детях и внуках тех, кто когда-то служил графу. Выражение «дурная слава» употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чём-то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой». Суровое лицо - угрюмое, сердитое лицо.
Раздоры - разногласия, ссоры, вражда.
Угрюмый человек - мрачный, неприветливый человек.
Притерпеться к упрёкам означает привыкнуть к тому, что тебе высказывают своё неодобрение или обвинения. Вася притерпелся к упрёкам, то есть привык и перестал обращать внимание на обвинения в том, что он бродяга.
«Серый камень» - это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.
«Призраки старого замка» - это бывшие графские служащие и их потомки, потерявшие смысл существования и живущие как призраки.
«Дурное общество» - общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки.