kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект урока "В дурном обществе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок 4. Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению (Урок развития речи).  Цель  урока: подвести пятиклассников к мысли о том, что беда сплачивает людей; учить анализировать складывающуюся вокруг ребят обстановку, понимать обстоятельства; развивать речь учащихся.Задачи: 

- обучающие: изучить данную тем, раскрыть понятие «В дурном обществе»

-развивающие продолжить работу по развитию мыслительных процессов, развитие связной речи учащихся, совершенствовать навыки работы на компьютере

-воспитательные воспитание стремления к системным знаниям по литературе и к самоконтролю; способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика. 

Тип урока обобщение, урок развития речи

Формы работы учащихся фронтальная беседа, работа с учебником, индивидуальная работа с ЭОР, выполнение проверочной работы по вариантам

Необходимое техническое оборудование компьютерный класс, АРМ учителя. урок начинается со вступительного слова учителя  (или подготовленного ученика ) о жизни и творчестве В.Г. Короленко.  Владимир Галактионович Короленко родился в семье судьи в г.Житомире, на Украине. С детства хорошо знал русский, польский и украинский языки. Повзрослев, стал писателем, который поступал, как велит ему голос совести, никогда не заменяя своим нравственным принципам.     Он был удивительным человеком, его называли «нравственным гением» русской литературы. Владимир Галактионович был сторонником революционного преобразования государства, стремился улучшить жизнь простого народа, боролся с царским самодержавием. В наказание за это много раз отбывал ссылку. В одной из них, в Якутии (1881 – 1884), и была написана повесть «В дурном обществе».    Жанр произведения «В дурном обществе» - повесть.     Повесть – один из видов эпического произведения. В отличие от рассказа, где всего одна сюжетная линия, и от романа, в котором множество сюжетных линий и героев, в повести обычно два-три центральных героя и несколько сюжетных линий.     Сюжетная линия – это ряд событий, происходящих с одним героем. В этом произведении две сюжетные линии: линия жизни Васи (смерть матери, одиночество, отношения с отцом, бродяжничество) и линия жизни семьи Тыбурция (борьба за существование, воровство, жизнь в часовне, болезнь Маруси). Пересечение этих линий приводит к изменениям Васиной жизни и в жизни этой семьи.  Один из этапов урока - словарная работа:  Убежище - это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь. Слово ютиться означает помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении. Кров - слово высокого стиля, обозначает жилище, приют. Потомок - человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о «потомках слуг графского рода», то есть о детях и внуках тех, кто когда-то служил графу. Выражение «дурная слава» употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чём-то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой». Суровое лицо - угрюмое, сердитое лицо. 

Раздоры - разногласия, ссоры, вражда.

Угрюмый человек - мрачный, неприветливый человек.

Притерпеться к упрёкам означает привыкнуть к тому, что тебе высказывают своё неодобрение или обвинения. Вася притерпелся к упрёкам, то есть привык и перестал обращать внимание на обвинения в том, что он бродяга.

«Серый камень» - это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.

«Призраки старого замка» - это бывшие графские служащие и их потомки, потерявшие смысл существования и живущие как призраки.

«Дурное общество» - общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки.

     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«план - конспект урока "В дурном обществе" »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Уроки по повести В.Короленко «В дурном обществе»

Урок 4. Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению (Урок развития речи)

Асоскова Валентина Александровна

Место работы МКОУ «Дробышевская СОШ» Троицкого района Челябинской области

Должность учитель русского языка и литературы

Предмет литература

Класс 5

Тема и номер урока в теме Уроки по повести В.Короленко «В дурном обществе» Урок 4. Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению (Урок развития речи)

Базовый учебник «Литература. 5 класс», учебник-хрестоматия В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин

  1. Цель урока: подвести пятиклассников к мысли о том, что беда сплачивает людей; учить анализировать складывающуюся вокруг ребят обстановку, понимать обстоятельства; развивать речь учащихся

9. Задачи:

- обучающие: изучить данную тем, раскрыть понятие «В дурном обществе»

-развивающие продолжить работу по развитию мыслительных процессов, развитие связной речи учащихся, совершенствовать навыки работы на компьютере

-воспитательные воспитание стремления к системным знаниям по литературе и к самоконтролю; способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика

  1. Тип урока обобщение, урок развития речи

  2. Формы работы учащихся фронтальная беседа, работа с учебником, индивидуальная работа с ЭОР, выполнение проверочной работы по вариантам

  3. Необходимое техническое оборудование компьютерный класс, АРМ учителя

  4. Структура и ход урока


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Введение нового материала

И.И. Пчелко «Кукла»

(ЭОР № 3)

I. Глава «Кукла» — кульминация повести.

Главы «Кукла» и «Заключение» обязательно читаем вслух на уроке. Прежде чем начать чтение, выясним:

— Какую роль в развитии сюжета играет старый Януш?

— О чём говорил Януш отцу Васи при встрече в саду? Почему отец прогнал Януша?

— Когда Вася нёс куклу Марусе, его увидел старый Януш. Какие последствия повлекла за собой эта встреча?


Читает главу учитель или заранее подготовленный ученик.



2

Беседа


Презентация

(ЭОР №4)

— Каким предстаёт перед нами Вася в эпизоде с куклой?

















— Как вы понимаете слова Тыбурция, обращённые к Васе: “Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу”?

— Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? Как изменилось отношение отца к сыну?

Сопоставим фразы: “Он быстро подошёл ко мне и положил мне на плечо тяжёлую руку”;



любовно погладила мою опущенную голову”;

“Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы”.


В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке — первый и последний раз в своей жизни. Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришёл в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьём на горе, хотя понимал, что отец Васи — судья: “У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках...”

Если ребёнок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, то он научится сострадать этим людям и жалеть их.

Ученики выскажут предположения о разговоре Тыбурция с судьёй.






“— Отпустите мальчика, — повторил Тыбурций, и его широкая ладонь легла мне на плечо



“Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нём прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжёлый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына”.

— Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси?


С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребёнка:



















Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.



3

Развитие речи Простота и выразительность языка повести.


— Было ли вам сложно читать эту повесть?


Ученики говорят, что повесть написана простым языком, в основном так, как будто мальчик действительно сам рассказывает о том, что он видел. Но за этим повествованием от лица Васи мы слышим голос доброго и мудрого взрослого человека. Язык повести простой и в то же время выразительный.



4

Закрепление полученных знаний

Задание: проверьте знания по теме, ответив на вопросы

(ЭОР № 1)

Индивидуальная помощь учащимся

Работа с ЭОР




Соотнести фрагмент текста или реплику из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» с именем персонажа, к которому они относятся

(ЭОР №2)

Индивидуальная помощь учащимся

Работа с ЭОР


5

Подготовка к сочинению


Тема сочинения: «Путь Васи к правде и добру».

Подобную тему сочинения — «Васина дорога к правде и добру» — предлагает авторский коллектив: О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева, И.В. Золотарёва (Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 5-й класс. М.: ВАКО, 2002

Эта цитата хорошо показывает важность работы с формулировкой темы сочинения, но даже ради более чёткого обозначения темы нельзя говорить, что Вася из бродяги превратился в доброго человека, тем самым утверждая, что, будучи бродягой, он не был ни добрым, ни сострадательным. Будет правильно, если мы скажем, что во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное “что-то”, к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестрёнке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе (“мне нравилось встречать пробуждение природы”), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.

. С. 321–322).




Они пишут:

“При обдумывании темы обсуждаем каждое слово.

Васина — значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении — внутреннем движении.

Дорога — необходимо проследить этапы этого движения, его направление.

К правде и добру — изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.



6

План сочинения


В зависимости от уровня класса ученики самостоятельно или коллективно составят и обсудят план сочинения. Учитель может предложить вопросы, направляющие составление плана:

— Что мы узнаём о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живёт?

— Какие поступки он совершает, какие качества проявляет в момент знакомства с Валеком и Марусей; во время дружбы с детьми; во время критического разговора с отцом?

— Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в его судьбе?


Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.



7

Работа над ошибками


Так как сочинение будет задано на дом, больше внимания уделим работе над ошибками и обучению детей редактированию собственных текстов, уделяя особое внимание различным категориям ошибок: фактическим, лексическим, стилистическим, речевым. Как правило, большинство ошибок в постановке знаков препинания возникает там, где имеются речевые ошибки. Работа над умением выражать грамотно свою мысль — хорошая профилактика пунктуационных ошибок.




8

Итог урока. обобщение


Проверочная работа

1 вариант


2 вариант





1.      От чьего имени ведётся рассказ?

2.      Кто был предводителем бедняков, живших в развалинах?

3.      Чем обычно занимался герой рассказа до знакомства с детьми подземелья?

4.      Зачем Вася прыгнул внутрь часовни?

5.      Что сказал своим товарищам Вася, когда вылез из часовни?

6.      Как реагировала Маруся на попытки Васи расшевелить её?

7.      Где Валек взял булку, которую он принёс Марусе?

8.      Откуда отец Васи узнал о том, что его сын ходит в подземелье?

9.      Кто это? «Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь…; глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно».

10.  Кто это? «…она была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась…»

1.      «Рос, как дикое деревцо в поле». О ком идёт речь?

2.      «Самая замечательная личность из всех не ужившихся в старом замке» - кто это?

3.      Почему отец Васи не замечал его?

4.      Почему Валек и Вася не стали драться во время первой их встречи?

5.      Васин товарищ спросил у вернувшегося из часовни Васи: «Что же там было?» Что ответил Вася?

6.      «Я старался расшевелить и завлечь в свои игры Валека и Марусю. Однако это удавалось плохо». Почему?

7.      Что сделал Тыбурций с Васей в момент их первой встречи?

8.      Что принёс Вася Марусе, чтобы она выздоровела?

9.      Кто это? «…он шагал по аллеям, всё ускоряя походку, и глухо стонал от нестерпимой душевной муки».

10.  Кто это? «… почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех её звучал, как самый маленький серебряный колокольчик…»


Приложение к плану-конспекту урока

Урок 4. Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению (Урок развития речи)


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Задание: проверьте знания по теме, ответив на вопросы (№203695)

Тест

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/980788c7-c366-4ffa-b86b-0f30a0c07e1a/index_listing.html

2

Задание: соотнесите фрагмент текста или реплику из повести В. Г. Короленко "В дурном обществе" с именем персонажа, к которому они относятся (N 203550)

Интерактивное задание

Модель, соотношение

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5bb0819f-55b9-4052-bbc3-53c2a93cd1a8/%5BLI6RK_12-02%5D_%5BTR_01%5D.swf

3

И. И. Пчелко "Кукла"

(N 203501)

Иллюстрация

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ec785ec-0b28-41bf-affb-33527ebe383d/%5BLI6RK_12-03%5D_%5BIL_01%5D.htm

4



Презентация

презентация



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
план - конспект урока "В дурном обществе"

Автор: Асоскова Валентина Александровна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173426

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Повесть В.Г. Короленко "В дурном обществе". Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. "
    ["seo_title"] => string(103) "poviest-v-g-korolienko-v-durnom-obshchiestvie-zhizn-dietiei-iz-blaghopoluchnoi-i-obiezdoliennoi-siemiei"
    ["file_id"] => string(6) "190770"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427215133"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока на тему "Две семьи- два мира" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dvie-siem-i-dva-mira"
    ["file_id"] => string(6) "210522"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431449176"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока истории "Индийские касты""
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekturokaistoriiindiiskiiekasty"
    ["file_id"] => string(6) "280546"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453388648"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока ОРКЭ. Основы светской этики. "Добро и зло""
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokaorkeosnovysvietskoietikidobroizlo"
    ["file_id"] => string(6) "275923"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452634347"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства