kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повесть В.Г. Короленко "В дурном обществе". Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный план-конспект урока рассчитан на учащихся 5 классов с углубленным изучением литературы.Урок преследует достижение развивающих,обучающих и воспитывающих целей. Анализ отдельных эпизодов повести В.Г. Короленко "В дурном обществе" заставляет детей задуматься о жизни, размышлять о дружбе, доброте, толерантности и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повесть В.Г. Короленко "В дурном обществе". Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. »

Открытый урок по литературе в 5 «Б» классе по теме: «Повесть

В.Г. Короленко «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей».

(Дети заранее поделены на 6 команд по 3 – 4 человека. Учитель кладет смайлики на каждый стол).

  1. 4 вида универсальных учебных действий: 1) личностные (умение ответить на вопросы «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Какое значение имеет для меня учение?»); 2) познавательные (умение поставить учебные задачи, умение работать с информацией, анализировать ее, постановка и решение проблем); 3) коммуникативные (умение вступать в диалог, вести его); 4) регулятивные (целеполагание, планирование, корректировка плана).

  2. Цели урока: обучающие: продолжить знакомство детей с творчеством В.Г. Короленко; научить анализировать поступки и характеры героев, отдельные эпизоды; развивающие: учить детей работать индивидуально, в командах, учить логически и абстрактно мыслить, анализировать; воспитывающие: воспитывать в детях такие качества, как толерантность, сострадание, доброта.

  3. Задачи урока: 1. Дать характеристику главным героям; 2. Найти отличительные особенности героев; 3. Понять главную мысль произведения; 4. Вынести нравственные уроки из произведения.

  4. ХОД УРОКА: (1 минута)

- Добрый день, ребята! В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают “как все”, “как принято”. Есть другие люди — их очень мало, и встречи с ними драгоценны, — встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, “нравственным гением” русской литературы был Владимир Галактионович Короленко. И сегодня мы продолжим наш с вами разговор о его замечательном произведении «В дурном обществе». Я хочу пожелать вам успехов, и я верю, что у нас с вами все получится! Начнем наш урок! Перед вами выступает Мусина Рамиля.

  1. Выступление «ребенка из обездоленной семьи»:

(показ СЛАЙДОВ 1 - 11) Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, — никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.

Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок. Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и представляло все типические черты любого из мелких городов Юго-западного края, где, среди тихо струящейся жизни тяжелого труда и мелко-суетливого еврейского гешефта, доживают свои печальные дни жалкие останки гордого панского величия.

Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам, прежде всего, бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. (1,5 минуты)

3. - Я думаю, вы узнали этого героя, которого вам представила ваша сверстница? (Вася)

- Давайте вспомним, из какой семьи Вася? (Сын судьи, который чувствовал себя одиноким, хотел найти на улице «что-то». Ему казалось, что отец его не любил, был нехорошим человеком. С сестрой Соней ему не разрешала играть няня). (2 минуты)

- Какой герой противопоставлен Васе? (Валек. Сын пана Тыбурция Драба, организатора и руководителя сообщества несчастливцев. У Валека была также младшая сестра Маруся, которая болела). (3 минуты)

4. – Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (будем говорить о главных героях повести, сравнивать их характеры и поступки, что с ними стал, и как они изменились к концу произведения). (2 минуты) (СЛАЙД 12) – Запишите тему урока в тетрадь!

IV. ИГРОВАЯ ЧАСТЬ УРОКА:

- Я хочу познакомить вас с критериями оценивания ответов (СЛАЙД 13). А также объявить о начале игровой части урока. Работаем в командах дружно, если хотите ответить, то поднимаете руку. (1 минута)

1. Вопросы простого, среднего, сложного уровня (СЛАЙД 14).

1 балл: От какого лица ведется повествование в повести? (от лица семилетнего Васи).

3 балла: Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? (“Сонные, заплесневевшие пруды”, “серые заборы”, “подслеповатые, ушедшие в землю хатки” — всё это создаёт образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий).

5 баллов: Почему Вася начал бродяжить? (Герой “не встречал привета и ласки” дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нём жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: “Мне всё казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно”). (3 минуты)

  1. Картинки-ребусы (СЛАЙД 15)

(3 минуты) - Сейчас мы вспомним, из каких глав состоит данная повесть. Вам необходимо будет угадать название главы по картинкам-ребусам. Цена каждого вопроса: 1 балл.

СЛАЙД 16 - Кукла

СЛАЙД 17 - Развалины

СЛАЙД 18 – Среди серых камней

СЛАЙД 19 – Я приобретаю новое знакомство

  1. Развернутые ответы на вопросы

(7 минут) - Каждая глава произведения раскрывает героев с новой стороны. Мы видим, какими они были в начале повести, и какими стали после произошедших в их жизни событиях. Сейчас мы поговорим чуть подробнее об этом. Итак, в вашем распоряжении 2 минуты, чтобы ответить на свой вопрос. Внимание, на экран. (СЛАЙД 20)

(Дети дают ответы в течение 6 минут):

1 балл – командный дух;

1 балл – логичность ответа;

1 балл – аргументация.

(1 минута) - Спасибо большое за развернутые ответы. А теперь вспомним, с каких слов начинался наш урок! (Дети отвечают)

(3 минуты) - Да, верно, некоторые ситуации могут повлиять на нашу жизнь, а некоторые знакомства вовсе изменить ее. Как вы думаете, какова главная мысль повести Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе»? (Он написал о жизни мальчика, жизнь которого была скучна и бессмысленна до встречи с Валеком и Марусей. Дружба с ними изменила Васю, его отношение к родному отцу. Он приобрел такие качества, как доброта, сочувствие, терпение, уважение к старшим, смысл жизни. Автор хотел показать нам, что дружба может возникнуть между богатыми и бедными).

(СЛАЙД 21)

(7 минут) - Какие вы молодцы, какие замечательные выводы вы сделали, сколько нравственных уроков вынесли для себя! А сейчас мне бы хотелось закрепить ваши знания и провести блиц-опрос для капитанов команды. За короткое время вам необходимо будет ответить на 3 вопроса! За каждый ответ вашей команде присуждается 1 балл.

1 команда

1)Как звали героя, у которого была болезнь «серых камней»? (Маруся)

2)С кем Вася сравнивает деревянный мост? (дряхлый старик)

3)Какого цвета были глаза Валека? (черные)

2 команда

1)У кого из героев в волосы была вплетена алая лента? (Соня)

2)Что Вася считал самым лучшим архитектурным украшением города? (тюрьма)

3)Кто рассказал об украденной кукле городскому судье? (Тыбурций)

3 команда

1)Кого из героев звали бродягой? (Вася)

2)Как звали героя, который рассказывал детям различные истории о криках, доносящихся из-под земли? (Януш)

3)Что в Валеке восхищало Васю? (серьезность, ответственность)

4 команда

1)Кому удалось поменять мнение Васи о его отце? (Валек)

2)Где происходит знакомство детей? (старая часовня)

3)Какой серьезный поступок в своей жизни совершает Вася? (ворует куклу у сестры)

5 команда

1)Кем был по должности отец Васи? (судья)

2)У Сони или у Маруси были пышные волосы? (Маруся)

3)Почему отец больше любил Соню, а не сына? (она была похожа на мать)

6 команда

1)Кто не разрешал Васе играть с его младшей сестрой? (няня)

2)Что на время вернуло Марусю к жизни? (кукла)

3)Кто из героев говорил о себе, что он не позволит плевать себе в кашу? (Туркевич)

- Молодцы, неплохо справились со всеми сегодняшними заданиями. Пока я буду подводить итоги урока, запишите домашнее задание (СЛАЙД 22).

(Дети записывают Д/З, учитель подводит итоги).

(Учитель объявляет оценки).

- На ваших столах лежат смайлики (веселые и грустные), я попрошу вас показать с помощью них ваше настроение. Если сегодня у вас все получилось, цели были достигнуты, то – веселый смайлик, если что-то не удалось или вызвало затруднение, то – грустный смайлик!

(Дети показывают смайлики).

- Спасибо всем за урок! До свидания!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сабирова Лейсан Фаридовна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190770


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства