Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть вас всех.
2. Актуализация знаний, умений, навыков.
- Наш урок, как обычно, мы начинаем со словарной работы. Посмотрите на доску. С какими понятиями мы уже знакомы? (Герой художественного произведения, портрет). Дайте им определение. (Герой художественного произведения, литературный герой – действующее лицо, персонаж литературного произведения, портрет- изображение внешности героя в произведении). Правильно, молодец. Сегодня
мы познакомимся со следующим понятием: контраст. Как вы думаете, что оно обозначает?..Контраст (фр.) – резкая противоположность. Давайте запишем это определение в наши словарики.
- Все записали? А теперь давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.(Мы познакомились с жизнью и личностью В.Г Короленко, говорили о его повести «В дурном обществе», о Княж- городе, в котором происходит действие повести, о подземелье, в котором живут люди, узнали, от чьего имени ведётся рассказ).
- Да, правильно. А тема нашего сегодняшнего урока - «Две семьи- два мира». Давайте запишем в тетрадочках.
3.Постановка целей.
- Сегодня мы с вами должны сравнить жизненный уклад двух семей: семьи пана судьи и семьи пана Тыбурция. А для этого мы организуем работу в группах. В каждой группе назначен старший Это Кирилл, Лена, Катя, Алёна и Владимир. Вы знаете, что вам надо не только организовать работу в и дисциплину в группе, но также объективно оценить деятельность каждого члена группы. Ребята, которые проявляли активность на уроке и правильно отвечали на вопросы, получат оценки.
У вас на партах лежат листочки с заданием. Старшие групп ознакомят вас с ним. В течение 10 минут вы работаете в группах, затем мы обсудим ваши ответы. Итак, приступаем. Я желаю вам успешной работы.
4.Введение новых знаний.
Карточки с заданиями для групп.
Группа № 1.
Маруся и Соня: два детства.
1.Найдите портретные характеристики Маруси и Сони.
2.Сравните героев по следующему плану:
а) внешность;
б) одежда;
в) черты характера;
г) чем занимаются.
3. Какой художественный приём использует писатель в создании портретных характеристик девочек?
4. Рассмотрите иллюстрацию И.И.Пчёлко «Соня» и сравните её с описанием героини в повести (гл.4).
5. Рассмотрите иллюстрацию И.И.Пчёлко «Кукла». С какой целью художник использовал приём контраста?
6.Двоим членам группы написать синквэйн на одну из тем: «Соня», «Маруся».
Памятка.
Не забывайте подтверждать свои ответы примерами из текста, используя фрагменты из глав 1-5.
Группа № 2.
Вася и Валек.
1.Найдите портретные характеристики Васи и Валека.
2.Сравните героев по следующему плану:
а) внешность;
б) одежда;
в) черты характера;
г) чем занимаются.
3. Рассмотрите иллюстрацию И.И.Пчёлко «Валек, Маруся и Вася» к повести «В дурном обществе». В чём проявляется приём контраста? С какой целью художник использовал его?
6.Двоим членам группы написать синквэйн на одну из тем: «Валек», «Вася».
Памятка.
Не забывайте подтверждать свои ответы примерами из текста, используя фрагменты из глав 1-3.
Группа № 3.
Пан Тыбурций Драб и пан судья.
1.Найдите портретные характеристики пана судьи и пана Тыбурция Драба
2.Сравните героев по следующему плану:
а) внешность;
б) одежда;
в) черты характера;
г) чем занимаются.
3. Рассмотрите иллюстрации И.И.Пчёлко к повести «В дурном обществе». Найдите в 1, 4, 7, 8 главах повести описание Тыбурция Драба и внимательно перечитайте их. Какое из них больше всего подходит к портрету, созданному художником? Что можно сказать о герое повести по его портрету? Как портрет помогает нам представить себе положение героя в обществе, отношение автора к герою?
4.Двоим членам группы написать синквэйн на одну из тем: «Пан Тыбурций», «Пан судья».
Памятка.
Не забывайте подтверждать свои ответы примерами из текста, используя фрагменты из глав 1, 2, 4, 7, 8.
Группа № 4.
Взаимоотношения детей и отца в семье пана судьи.
Ответьте на следующие вопросы, опираясь на содержание повести.
1.Как относятся друг к другу дети: Соня и Вася?
2. Как относится отец к детям?
3.Какой вывод об отношениях в данной семье можно сделать на основании найденного в тексте материала?
Группа № 5.
Взаимоотношения детей и отца в семье пана Тыбурция.
Ответьте на следующие вопросы, опираясь на содержание повести.
1.Как относятся друг к другу дети: Маруся и Валек?
2. Как относится отец к детям?
3.Какой вывод об отношениях в данной семье можно сделать на основании найденного в тексте материала?
5.Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся.
-Итак, ребята, 10 минут прошло. Давайте проверим результаты вашей работы. Слушайте друг друга внимательно, старайтесь не повторять услышанное.
- Молодцы, все группы справились с заданием.
6. Закрепление нового материала.
А теперь я предлагаю вопросы для вас всех. Давайте подумаем и ответим на них:
1.Похожи ли взаимоотношения в семьях пана Тыбурция и пана судьи между отцами и детьми?
2.Вспомните, в каких условиях живут семьи.
3.А теперь подумаем, можно ли сказать, что эти две семьи похожи?
Слово учителя.-Семьи существуют в разных мирах: одна из «приличного общества», другая из «дурного общества». Но материальное богатство не всегда определяет счастье. На примере семьи Васи мы видим, что в этой семье есть всё: и положение в обществе, и материальный достаток. Но нет главного: взаимопонимания, душевной теплоты, терпимости и доброты, в то время как в обездоленной материально семье Тыбурция все эти качества присутствуют сполна.
-Ребята, а можно ли сказать, что отношения в этих двух семьях противоположны?
А какой художественный приём используется для изображения семей пана судьи и пана Тыбурция?
7.Подведение итогов урока.
-Молодцы. Все вы сегодня хорошо поработали. Оценки получили…
8.Определение домашнего задания инструктаж по его выполнению.
А теперь домашнее задание. Оно записано у вас на карточках. Прочитайте его и ознакомьтесь с ним. Если по его выполнению у вас возникли вопросы, поднимите руку.
-Вопросов ни у кого нет, всё всем понятно. Спасибо за урок.
Домашнее задание.
Для учащихся 1,2,3 групп.
1.Подготовьте (устно) рассказ о семье пана Тыбурция или пана судьи (по выбору).
2.Задание по желанию: нарисовать одного из героев повести «В дурном обществе» таким, каким ты его представляешь.
Домашнее задание.
Для учащихся 4,5 групп и для старших всех групп.
Ответьте (устно) на вопросы:
1.Всегда ли материальный достаток позволяет быть счастливым?
2.В чьей семье больше терпимости, доброты: в семье пана судьи или в семье пана Тыбурция?
3.Задание по желанию: нарисовать одного из героев повести «В дурном обществе» таким, каким ты его представляешь.
4. Задание по желанию: написать синквэйн на тему: «Семья».
Терпимость- умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению.