Педагогическая мастерская по творчеству А.А. Блока
Педагогическая мастерская по творчеству А.А. Блока
Урок - педагогическая мастерская по творчеству А.А. Блока. Урок может быть использован учителями литературы при изучении творчества Александра Александровича Блока в 11 классе. Урок поможет организовать детей на работу в группах, поможет старшеклассникам проявить свои творческие способности, более глубоко понять непростую личность поэта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Итак, мы настроили детей на поиск слов, связанных со сложным внутренним миром поэта. Кроме того, мы окунулись и в детский мир чувств.
Второй индикатор
Учитель читает стихотворение М.И. Цветаевой из цикла «Стихи к Блоку». Задание будет дано после прочтения.
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё – пять букв 1
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щёлкающий курок.
Имя твоё, - ах, нельзя! –
Имя твоё – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
Пауза (осмысление услышанного). Затем учитель раздаёт печатный текст, чтобы 11-классники ещё раз перечитали стихотворение и выписали слова, с помощью которых М.И. Цветаева подчёркивает свои ассоциации, связанные с именем поэта:
Ребята выписали эти слова:
птица, льдинка, мячик, бубенец, одно…движенье губ, поцелуй в глаза, поцелуй в снег, ледяной глоток.
камень всхлипнет, громкое имя…гремит, назовёт в висок…курок, сон глубок.
и это загадочное: «…ах, нельзя!»
Теперь попробуем соединить ваши слова-ассоциации и М.И. Цветаевой, а также найдём место и словам, в которых вы почувствовали сходство по звучанию со словом «Блок»
Полученные группы позволили перейти к следующему этапу – работе в парах (ребята сами распределяются попарно: главное условие – сходство точек зрения). Задание учителя: написать «Слово о Блоке» (не более 5-6 предложений). Вот некоторые из работ.
Пламя души поэта способно растопить самое холодное сердце. Блеск огня настолько яркий, что не заметить его нельзя: ты стоишь очарованный, боишься сделать движение, чтобы не нарушить той потрясающей гармонии – гармонии чистой, как первый снег, души поэта. Эта душа хрупкая, как льдинка: неверный шаг – и она будет разбита.
Стихи сделали своё дело – громкое имя поэта гремит по всей России. Но нужно ли ему это? Слава – это ощущение рядом людей, толпы. Ты в блокаде, чувствуешь тяжесть оков, цепей – и не можешь освободиться. Тебя поймали, как мячик. Сердце испытывает боль и страдание.
Желание плыть по кругу. Никаких углов. Никаких препятствий. Пропасть – и ты летишь вниз, испытывая радость от полёта. Поэт свободен как птица…
Желание ощутить земной мир. Но жизнь поэта как сон. Он не здесь, он там, за пределами реальности. Нежный поцелуй возвращает в мир страстей. Ах, нельзя! Дайте глоток воздуха! Глубокий вздох. И снова сон… Он не здесь – он там.
Дети слушают. Записывают важные слова, делают для себя выводы.
Затем представляем вниманию 11-классников стихотворение А. Блока (29 декабря 1912):
Мой бедный, мой далёкий друг!
Пойми хоть в час тоски бессонной,
Таинственно и неуклонно
Снедающий меня недуг…
Зачем в моей стеснённой груди
Так много боли и тоски?
И так не нужны маяки,
И так давно постыли люди,
Уныло ждущие Христа…
Лишь дьявола они находят…
Их лишь к отчаянью приводят
Извечно лгущие уста…
Все, кто намеренно щадит,
Кто без желанья ранит больно…
Иль – порываний нам довольно,
И лишь недуг – надёжный щит?
Все распределяются в группы по 5 человек. Задание – создать образ стихотворения.
Человек болен душевно. Он задыхается – и причина этому – люди. Пессимизм, отчаяние. Недуг – защита от внешнего мира.
Странные люди – поэты. На земле им душно. Одиночество – их стихия.
Странные чувства,
Странные мысли,
Странные люди
В печальной стране,
Странники, странницы
В странствии вечном
Бродят по жизни,
Точно во сне.
Странны их мысли
И странны страдания,
Странны их страхи
И странна тоска.
Странные люди
Страницы листают
Мира печального –
Ищут тепла.
Дальше обращаем внимание детей к стихотворению «Поэт», вернее, к 1-й и последней строфам:
За городом вырос пустынный квартал
На почве болотной и зыбкой.
Там жили поэты, – и каждый встречал
Другого надменной улыбкой.
Пускай я умру под забором, как пёс,
Пусть жизнь меня в землю втоптала,-
Я верю: то бог меня снегом занёс,
То вьюга меня целовала!
Стихотворение прочитали про себя, затем вслух. Важно было ввести детей в поэзию начала ХХ века. Вопрос: Каким перед вами предстаёт поэт начала 20-го столетия? Какие чувства он у вас вызывает?
Каждый поэт несёт свою правду, он независим от мнения окружающих. Он высокомерный, надменный, но ему можно простить всё – он носитель истины, высшей правды. И в то же время поэт неотделим от окружающего мира.
Несмотря на сложность отношений с окружающим миром, поэт никогда не изменит себе, своим принципам, не променяет свой путь, полный препятствий, на другой, пусть даже более лёгкий. Поэт уверен: он избранный, он вестник. Не кому другому, как поэту, дано чувствовать высшие ценности, понимать невидимый, скрытый от взора обыкновенных людей мир.
Прочитаем следующее стихотворение А.А. Блока. Обучающимся дано задание посмотреть, что нового рассказали нам о поэте данные строчки.
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, –
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!
Это стихотворение настроило детей на положительные, светлые эмоции. Они увидели желание Блока слиться с внешним миром, понять и принять его, а главное – искренняя вера поэта в грядущее поколение – способное также простить, понять и принять поэта, который так далёк от обыкновенных, «земных» людей.
Последняя работа – второй вариант «Слова о Блоке»
Человек не отделён от Души – страдающей, мечтающей, любящей и жаждущей любви, взаимной, бережной, щадящей, нежной – и Тела – той оболочки, которая дана ему Богом, чтобы прожить в материальном мире. Душа стремится к чистоте, пониманию, искренности… Тело хочет быть ухоженным, красивым, тёплым, уютным – это Дом, убежище для твоей Души. Как сохранить Душу – прекрасный, благоуханный, едва или совсем распустившийся цветок, и при этом не запачкать тело – внешнее проявление твоего внутреннего, сокровенного мира?! Ты живёшь в обществе, среди людей. И каждый из них – отдельный Человек – со своей Душой, своим Домом. И каждый вправе считать, что его Душа и её внешнее проявление заслуживают уважения, внимания и понимания…»
1 По прочтении стихотворения учащимся объяснено, почему 5 букв - нормы правописания в начале ХХ века