kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическая мастерская по творчеству А.А. Блока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - педагогическая мастерская по творчеству А.А. Блока. Урок может быть использован учителями литературы при изучении творчества Александра Александровича Блока в 11 классе. Урок поможет организовать детей на работу в группах, поможет старшеклассникам проявить свои творческие способности, более глубоко понять непростую личность поэта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая мастерская по творчеству А.А. Блока »

Педагогическая мастерская по творчеству А.А. Блока

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!


  1. Первый этап мастерской – индукция.

Первый индуктор:

На доске запись «Блок».

Вопросы классу:

  • Подберите слова, сходные по звучанию с данным словом.

Ученики предложили следующие варианты:

Блокада, боль, болезнь, блик, белизна, блеск

  • Какие ассоциации вызывает у вас слово?

Ответы учеников:

Неожиданно выстроилось такие ряды ассоциаций:

I

Сигарета (блок сигарет), спичка, пламя, искра, огонь.

II

Тяжесть, оковы, цепи.

III

Вздох, круг, бездна, пропасть, полёт

Итак, мы настроили детей на поиск слов, связанных со сложным внутренним миром поэта. Кроме того, мы окунулись и в детский мир чувств.

Второй индикатор

Учитель читает стихотворение М.И. Цветаевой из цикла «Стихи к Блоку». Задание будет дано после прочтения.

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твоё – пять букв 1

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.


Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В лёгком щёлканье ночных копыт

Громкое имя твоё гремит.

И назовёт его нам в висок

Звонко щёлкающий курок.


Имя твоё, - ах, нельзя! –

Имя твоё – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твоё – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим – сон глубок.


Пауза (осмысление услышанного). Затем учитель раздаёт печатный текст, чтобы 11-классники ещё раз перечитали стихотворение и выписали слова, с помощью которых М.И. Цветаева подчёркивает свои ассоциации, связанные с именем поэта:

Ребята выписали эти слова:

  • птица, льдинка, мячик, бубенец, одно…движенье губ, поцелуй в глаза, поцелуй в снег, ледяной глоток.

  • камень всхлипнет, громкое имя…гремит, назовёт в висок…курок, сон глубок.

  • и это загадочное: «…ах, нельзя!»

  1. Теперь попробуем соединить ваши слова-ассоциации и М.И. Цветаевой, а также найдём место и словам, в которых вы почувствовали сходство по звучанию со словом «Блок»

Получились следующие группы:

пламя, искра, огонь – льдинка, снег, ледяной глоток (антитеза) – белизна, блеск

тяжесть, оковы, цепи – камень, курок, громкое имя…гремит – мячик, бубенец – блокада, боль, болезнь

птица – круг, бездна, пропасть, полёт

поцелуй, глоток, сон, «ах, нельзя!» – вздох

  1. Полученные группы позволили перейти к следующему этапу – работе в парах (ребята сами распределяются попарно: главное условие – сходство точек зрения). Задание учителя: написать «Слово о Блоке» (не более 5-6 предложений). Вот некоторые из работ.

    • Пламя души поэта способно растопить самое холодное сердце. Блеск огня настолько яркий, что не заметить его нельзя: ты стоишь очарованный, боишься сделать движение, чтобы не нарушить той потрясающей гармонии – гармонии чистой, как первый снег, души поэта. Эта душа хрупкая, как льдинка: неверный шаг – и она будет разбита.

    • Стихи сделали своё дело – громкое имя поэта гремит по всей России. Но нужно ли ему это? Слава – это ощущение рядом людей, толпы. Ты в блокаде, чувствуешь тяжесть оков, цепей – и не можешь освободиться. Тебя поймали, как мячик. Сердце испытывает боль и страдание.

    • Желание плыть по кругу. Никаких углов. Никаких препятствий. Пропасть – и ты летишь вниз, испытывая радость от полёта. Поэт свободен как птица…

    • Желание ощутить земной мир. Но жизнь поэта как сон. Он не здесь, он там, за пределами реальности. Нежный поцелуй возвращает в мир страстей. Ах, нельзя! Дайте глоток воздуха! Глубокий вздох. И снова сон… Он не здесь – он там.

Дети слушают. Записывают важные слова, делают для себя выводы.

Затем представляем вниманию 11-классников стихотворение А. Блока (29 декабря 1912):

Мой бедный, мой далёкий друг!

Пойми хоть в час тоски бессонной,

Таинственно и неуклонно

Снедающий меня недуг…

Зачем в моей стеснённой груди

Так много боли и тоски?

И так не нужны маяки,

И так давно постыли люди,

Уныло ждущие Христа…

Лишь дьявола они находят…

Их лишь к отчаянью приводят

Извечно лгущие уста…

Все, кто намеренно щадит,

Кто без желанья ранит больно…

Иль – порываний нам довольно,

И лишь недуг – надёжный щит?

  1. Все распределяются в группы по 5 человек. Задание – создать образ стихотворения.

    • Человек болен душевно. Он задыхается – и причина этому – люди. Пессимизм, отчаяние. Недуг – защита от внешнего мира.

    • Странные люди – поэты. На земле им душно. Одиночество – их стихия.

    • Странные чувства,

Странные мысли,

Странные люди

В печальной стране,

Странники, странницы

В странствии вечном

Бродят по жизни,

Точно во сне.

Странны их мысли

И странны страдания,

Странны их страхи

И странна тоска.

Странные люди

Страницы листают

Мира печального –

Ищут тепла.


Дальше обращаем внимание детей к стихотворению «Поэт», вернее, к 1-й и последней строфам:


За городом вырос пустынный квартал

На почве болотной и зыбкой.

Там жили поэты, – и каждый встречал

Другого надменной улыбкой.

Пускай я умру под забором, как пёс,

Пусть жизнь меня в землю втоптала,-

Я верю: то бог меня снегом занёс,

То вьюга меня целовала!

Стихотворение прочитали про себя, затем вслух. Важно было ввести детей в поэзию начала ХХ века. Вопрос: Каким перед вами предстаёт поэт начала 20-го столетия? Какие чувства он у вас вызывает?

    • Каждый поэт несёт свою правду, он независим от мнения окружающих. Он высокомерный, надменный, но ему можно простить всё – он носитель истины, высшей правды. И в то же время поэт неотделим от окружающего мира.

    • Несмотря на сложность отношений с окружающим миром, поэт никогда не изменит себе, своим принципам, не променяет свой путь, полный препятствий, на другой, пусть даже более лёгкий. Поэт уверен: он избранный, он вестник. Не кому другому, как поэту, дано чувствовать высшие ценности, понимать невидимый, скрытый от взора обыкновенных людей мир.

  1. Прочитаем следующее стихотворение А.А. Блока. Обучающимся дано задание посмотреть, что нового рассказали нам о поэте данные строчки.

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!


Пусть душит жизни сон тяжёлый,

Пусть задыхаюсь в этом сне, –

Быть может, юноша весёлый

В грядущем скажет обо мне:


Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

Это стихотворение настроило детей на положительные, светлые эмоции. Они увидели желание Блока слиться с внешним миром, понять и принять его, а главное – искренняя вера поэта в грядущее поколение – способное также простить, понять и принять поэта, который так далёк от обыкновенных, «земных» людей.

  1. Последняя работа – второй вариант «Слова о Блоке»

    • Человек не отделён от Души – страдающей, мечтающей, любящей и жаждущей любви, взаимной, бережной, щадящей, нежной – и Тела – той оболочки, которая дана ему Богом, чтобы прожить в материальном мире. Душа стремится к чистоте, пониманию, искренности… Тело хочет быть ухоженным, красивым, тёплым, уютным – это Дом, убежище для твоей Души. Как сохранить Душу – прекрасный, благоуханный, едва или совсем распустившийся цветок, и при этом не запачкать тело – внешнее проявление твоего внутреннего, сокровенного мира?! Ты живёшь в обществе, среди людей. И каждый из них – отдельный Человек – со своей Душой, своим Домом. И каждый вправе считать, что его Душа и её внешнее проявление заслуживают уважения, внимания и понимания…»


1 По прочтении стихотворения учащимся объяснено, почему 5 букв - нормы правописания в начале ХХ века


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Педагогическая мастерская по творчеству А.А. Блока

Автор: Вареева Лариса Львовна

Дата: 24.01.2015

Номер свидетельства: 160838

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Творческая мастерская "Российская история в "Своей игре" "
    ["seo_title"] => string(63) "tvorchieskaia-mastierskaia-rossiiskaia-istoriia-v-svoiei-ighrie"
    ["file_id"] => string(6) "101676"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402426206"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект мастер - класса на тему: "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ". "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-mastier-klassa-na-tiemu-razvitiie-ritmichieskogho-slukha-na-urokakh-muzyki-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246286"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446321438"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Сценарная разработка праздничной программы,   посвящённой Международному Дню учителя "
    ["seo_title"] => string(97) "stsienarnaia-razrabotka-prazdnichnoi-proghrammy-posviashchionnoi-miezhdunarodnomu-dniu-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "137110"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417271748"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Доклад «Формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома-школы" "
    ["seo_title"] => string(92) "doklad-formirovaniie-sotsial-no-adaptirovannoi-lichnosti-vospitannika-dietskogho-doma-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "135379"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416913791"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Отчёт воспитательной деятельности за 2013-2014 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(67) "otchiot-vospitatiel-noi-dieiatiel-nosti-za-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "203052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429381870"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства