Просмотр содержимого документа
«Песнь о вещем олеге»
Тема: А. С. ПУШКИН. «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»
Цель:
1. Актуализировать имеющиеся знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина. 2. Учить анализировать произведения на примере стихотворения А.С.Пушкина «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ». 3. Содействовать развитию памяти, мышления, воображения посредством ТСО. 4. Воспитывать интерес к урокам русской литературы, творчеству поэтов XIX века.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Выставка работ учащихся (по отрывку из поэмы «Полтава»), комментарии учащихся и учителя, оценка.
2. Индивидуальное задание: сообщение учащегося, сопровождаемое показом иллюстраций, фотографий памятников Петру I.
3.Работа по карточкам.
Карточка 1.
1. К какому роду литературы можно отнести поэму? Что называется поэмой?
(Поэма — один из жанров лироэпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемому, как в лирике.)
2. Как поэт передает свое отношение к городу на Неве в отрывке из вступления к поэме «Медный всадник»? Какие художественные средства он использует?
(Свое отношение к Петербургу поэт выражает словом «люблю» и называет, что ему дорого в северной столице. Кроме того, свою любовь, восхищение Пушкин передает торжественным словом, используя эпитеты, сравнения, иносказания, гиперболы.
Эпитеты: строгий, стройный (вид); державное (теченье), (оград) узор чугунный; прозрачный (сумрак), (блеск) безлунный; пустынных (улиц) и т. п.
Сравнения: и перед младшею сострою / Померкла старая Москва, / Как перед новою царицей / Порфироносная вдова; Девичьи слезы, ярче роз; Красуйся, град Петров, и стой / Неколебимо, как Россия…
Гипербола:
Корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся.
Кроме того, поэт использует описательные выражения: Петербург — град Петров, Петра творенье; финский рыболов — печальный пасынок природы; парад Марсовых полей и т. п.)
Карточка 2.
1. Образ какого героя один из важнейших в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»?
2. О каких деяниях упоминался в данных строчках? Откуда они?
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того чьей волей роковой
Над морем город основался...
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта?
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
(Героем обеих поэм является русский царь Петр I, или, как его еще называют, Петр Великий. Отрывок взят из поэмы «Медный всадник», речь идет о знаменитом памятнике Петру I. Адресуясь к статуе, поэт перечисляет дела и качества реального героя: основание им новой столицы, Петербурга, переустройство государства, новая экономическая, военная, просветительная политика) (Россию поднял на дыбы), сила, воля, ум гениального правителя сочетаются с жестокостью, ненавистью ко всему, мешающему на пути преобразования, поэтому «ужасен» Петр.)
К а р т о ч к а 3.
Вспомните, что называется метафорой, и найдите метафоры в отрывке из вступления к поэме Пушкина «Медный всадник».
(Метафора — перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их свойства или по контрасту.
В данном отрывке из поэмы «Медный всадник» немало метафор: задумчивых ночей, спящие громады, золотые небеса (сходство цвета), заря спешит, бег санок, говор балов, шипенье бокалов, Россия торжествует (победу) и т. п.
Олицетворения тоже относятся к метафорам.)
Карточка4.
Попробуйте, используя отрывки, посвященные Петру I, Нарисовать его портрет. (Петр обязательно представляется поэтом в движении: либо он стремительно идет, либо скачет на коне. Царь Петр высокого роста, на голову возвышается над свитой. В лице главное — глаза. Они сияют торжеством, радостью или гневом. У него высокий лоб — «чело». Многие мысли, новые проекты занимают царя, поэтому на челе — дума, выражение лица сосредоточено. Еще у него быстро меняется настроение. Пушкин отметил противоречивость Петра. Петр у него «ужасен» и «прекрасен» одновременно.)
III. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что А. С. Пушкин живо интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков того времени (в этом мы уже убедились), интересовался и далеким прошлым славян и неоднократно перечитывал старинную летопись, называющуюся «Повесть временных лет», составленную монахом Нестором.
Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника (предсказатели, прорицатели, колдуны, волшебники, волхвы) киевскому князю Олегу, победителю хазар (кочевого народа, совершавшего набеги на русские земли) и Византийской империи, овладел столицей империи Константинополем (русские называли его Царицын-градом) и в знак победы на воротах прибил свой щит. Об этом великом воине-победителе поведал нам А. С. Пушкин в «Песне о вещем Олеге». Название произведения нередко многое сообщает читателю. Слово «Песнь» указывает на связь ее с народным героическим эпосом. Но это не былина, а баллада, где ведущую роль играет диалог кудесника с князем.
В «Песне...» есть вступление, где говорится о князе Олеге, едущем по полю, основная часть, в которой происходит действие, и концовка, повествующая о наследниках князя и его дружине.
2. Работа с учебником.
Чтение «Песни...».
3. Беседа по вопросам.
— Что поведал кудесник о жизни князя? («...Прославлено имя, щит на вратах «Цареграда», «волны и суша покорны», «завидует недруг».)
— Что предсказал кудесник князю? («...Смерть от коня своего…»)
— Каковы отношения «могучего владыки» и мудрого старца? (Олег властен, снисходителен («любого возьмешь ты коня»), недоверчив («усмехнулся»), кудесник — спокоен, смел, горд («волхвы не боятся», «дар им не нужен».)
— Какой взгляд Пушкина на поэта и поэзию выразил кудесник в ответе князю?
(«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Прав див и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен».
Вещий — мудрый, предсказывающий. Поэт независим, неподкупен, по мнению Пушкина, творит по велению Бога и сердца.)
— Что чувствует князь, прощаясь с конем? (Ему грустно, жаль расставаться с верным товарищем, который не раз выносил его с поля брани живым и невредимым.)
— Какой эпизод «Песни...» изображен на рисунке в учебнике?(С. 83.)
4.Чтение летописи.
— Есть ли различие между летописью и «Песнью...»? (В «Песне...» расставание с конем после предсказания, в летописи – до него.)
5. Словарная работа.
— Назвать в «Песне...» лексику высокого стиля, устаревшие слова. (Сбирается, обрёк, грядущего, вещий, отрада, вратах, ведаешь, тризна, секира, чело.)
Вывод. Мы уже с вами говорили о независимости поэзии и о духовной свободе поэта от мирской власти царей. Но поэт должен быть патриотом своей страны и использовать свободу в «ее интересах».
IV. Подведение итогов урока.
— Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песнь о вещем Олеге».
— Какой из этих текстов лучше пересказать; какой— инсценировать или прочитать по ролям?
— Какие произведения изобразительного искусства предпочтительнее для каждого из текстов: иллюстрации, памятники, портреты героев?
Домашнее задание: подготовить балладу к выразительному чтению (задание 2, с. 86 в учебнике, выполнить задание 3, с. 86 в учебнике; для умеющих рисовать — подготовить сценарий диафильма на основе текста «Песни о вещем Олеге» с помощью иллюстраций к ней (работа в группах).