Урок на тему "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге" и ее летописный источник
Урок на тему "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге" и ее летописный источник
Цель: расширить представления уч-ся о творчестве Пушкина, развивать навыки выразительного чтения текста, повторить информацию о родах и жанрах литературы.
Оборудование: диск «Уроки литературы в 7-8 классах», портрет Пушкина, иллюстрации Васнецова к «Песне о вещем Олеге»
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Слово учителя
Сегодня мы продолжаем изучение творчества Пушкина в 7 класса. С именем и произведениями великого поэта и писателя вы уже встречались.
- Каковы прочитанные произведения Пушкина по жанровой принадлежности?
Сегодня мы читаем балладу «Песнь о вещем Олеге»
Баллада – лироэпический жанр, небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный случай.(в тетрадь)
Интерес Пушкина к русской истории общеизвестен. Особенно интересный материал давали летописи.
- Что такое летопись? Из чего она состоит?
3. Чтение текста летописи учителем (старославянский текст в учебнике)
4. Прослушивание текста «Песни…» (диск)
На основе летописного рассказа Пушкин создал оригинальное произведение.
5. Словарная работа
Вещий – чародей, волшебник
Волхвы – языческие жрецы у славян
Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней
Хозары – народ, живущий в южнорусских степях, нападавший на Древнюю Русь
Перун – бог грома и молнии у древних славян, один из главных языческих богов
6. Беседа
- Пушкин назвал свое произведение «Песнь…» Песнь – это древний способ прославления. За что славит поэт князя?
- Каков, по-вашему, самый трогательный момент в балладе? Что можно сказать об Олеге по этому поводу?
- Олег пытается обезопасить себя. Почему же он умирает? За что он наказан? (судьба, предательство друга и т.д.)
7.Работа над средствами выразительности
- Найдите в тексте устаревшие слова (бранному, сеча, чело, взор). Почему их так много в тексте баллады?
- Найдите в тексте обращения. Для чего они?
8. Связь с другими видами искусства
- В древнерусских летописях черпали сюжеты для своих произведений не только поэты и писатели. Очень много картин, изображающих героев русского эпоса, написано В.М.Васнецовым.
Демонстрация иллюстраций на экране (или раздаточный материал)
9. Работа над выразительным чтением уч-ся
10. Обобщение
Герой Пушкина наделен душевной привязанностью к коню, над его чувствами не властны ни время, ни даже смерть коня. Олег жалеет, что у него с «другом» не одна судьба.
Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.
11. Итог урока, оценки.
12. Д/з: выучить отрывок из баллады
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге" и ее летописный источник »
Цель: расширить представления уч-ся о творчестве Пушкина, развивать навыки выразительного чтения текста, повторить информацию о родах и жанрах литературы.
Оборудование: диск «Уроки литературы в 7-8 классах», портрет Пушкина, иллюстрации Васнецова к «Песне о вещем Олеге»
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Слово учителя
Сегодня мы продолжаем изучение творчества Пушкина в 7 класса. С именем и произведениями великого поэта и писателя вы уже встречались.
- Каковы прочитанные произведения Пушкина по жанровой принадлежности?
Сегодня мы читаем балладу «Песнь о вещем Олеге»
Баллада – лироэпический жанр, небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный случай.(в тетрадь)
Интерес Пушкина к русской истории общеизвестен. Особенно интересный материал давали летописи.
- Что такое летопись? Из чего она состоит?
3. Чтение текста летописи учителем (старославянский текст в учебнике)
4. Прослушивание текста «Песни…» (диск)
На основе летописного рассказа Пушкин создал оригинальное произведение.
5. Словарная работа
Вещий – чародей, волшебник
Волхвы – языческие жрецы у славян
Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней
Хозары – народ, живущий в южнорусских степях, нападавший на Древнюю Русь
Перун – бог грома и молнии у древних славян, один из главных языческих богов
6. Беседа
- Пушкин назвал свое произведение «Песнь…» Песнь – это древний способ прославления. За что славит поэт князя?
- Каков, по-вашему, самый трогательный момент в балладе? Что можно сказать об Олеге по этому поводу?
- Олег пытается обезопасить себя. Почему же он умирает? За что он наказан? (судьба, предательство друга и т.д.)
7.Работа над средствами выразительности
- Найдите в тексте устаревшие слова (бранному, сеча, чело, взор). Почему их так много в тексте баллады?
- Найдите в тексте обращения. Для чего они?
8. Связь с другими видами искусства
- В древнерусских летописях черпали сюжеты для своих произведений не только поэты и писатели. Очень много картин, изображающих героев русского эпоса, написано В.М.Васнецовым.
Демонстрация иллюстраций на экране (или раздаточный материал)
9. Работа над выразительным чтением уч-ся
10. Обобщение
Герой Пушкина наделен душевной привязанностью к коню, над его чувствами не властны ни время, ни даже смерть коня. Олег жалеет, что у него с «другом» не одна судьба.
Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.
11. Итог урока, оценки.
12. Д/з: выучить отрывок из баллады
МОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3»