Урок литературы по теме: «А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге" (8-й класс по учебнику Т.Ф.Курдюмовой)
Урок литературы по теме: «А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге" (8-й класс по учебнику Т.Ф.Курдюмовой)
Данная работа представляет собой разработку урока литературы в 8 классе по учебнику Т.Ф.Курдюмовой по теме: «А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Работа содержит:
Конспект урока
Презентацию к уроку в формате ppt
Исторический материал
Задания для самостоятельной работы в группах
Дополнительный материал
Материал, представленный в работе используется в урочной деятельности при изучении произведений ХIХ века, в частности, при изучении творчества А.С.Пушкина. Данный урок помогает учащимся расширить знания по истории и литературе, понять содержание, смысл произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге», оценить художественное своеобразие этого произведения. А также развивает навыки аналитической работы с разнородными текстами и справочной литературой.
Представленные материалы целесообразнее рассматривать в конспекте урока, затем стоит ознакомиться с предложенными заданиями для самостоятельной работы в группах. К уроку прилагается презентация.
В процессе подготовки работы были использованы не только учебники литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, но и дополнительная литература.
Большой справочник «Литература для школьников»/ Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина, А.Б.Есин – 2-e изд. – М.:Дрофа, 1999.
2. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011»
3. http://festival.1september.ru
4 http://InternetUrok.ru
5. Диск «Литература» электронной библиотеки Кирилла и Мефодия.
6. Диск «Изучение лирики Пушкина в школе»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме: «А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге" (8-й класс по учебнику Т.Ф.Курдюмовой) »
Урок литературы по теме: «А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге" (8-й класс по учебнику Т.Ф.Курдюмовой)
Цель: познакомить учащихся с балладой А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», сопоставив её с летописным источником.
Задачи:
Проанализировать характеры персонажей баллады, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы, раскрыв особенности художественно-поэтического изображения в балладе Пушкина, сравнив ее с летописным повествованием.
Развивать навыки аналитической работы с разнородными текстами и справочной литературой.
Формировать у учащихся ценностные ориентиры, воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.
Тип урока: урок-исследование
Средства: иллюстрации к поэме В. Васнецова, карта – Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI–XI вв., литературоведческий словарь, произведения А.С.Пушкина, текст летописи, презентация урока. Презентация в формате ppt.
Словарная работа: (с помощью учителя выясняется значение непонятных слов)
Бранное поле или поле брани – поле битвы.
Броня – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.
Волхвы– название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.
Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.
Летописи – памятники исторической прозы Древней Руси.
Отроки – здесь молодые слуги князя.
Перун – бог грома и молний у древних славян.
Попона – покрывало для лошади.
Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней.
Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.
Сеча – сражение.
Тризна – похоронный обряд у древних славян.
Хозары (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
Ход урока
I. Слово учителя. Итак, мы продолжаем знакомство с творчеством величайшего поэта всех времен и народов – Александра Сергеевича Пушкина. Его имя знакомо нам с детства, едва не с рождения, оно сопровождает нас всю жизнь. Из года в год мы на уроках обращаемся к изучению его произведений. Вот и 8 класс не стал исключением.
Сегодня на уроке знания по истории помогут вам понять содержание, смысл произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Знания по литературе – оценить художественное своеобразие этого произведения. (Слайд 1)
Учитель о значение истории в творчестве А. С. Пушкина.
Пушкина всегда интересовала история. Он много времени уделял изучению летописей, исторических документов и книг. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом предсказывал дальнейшую историю страны. В " Песне о вещем Олеге " А. С. Пушкин интерпретирует реальные события глубокой древности. В основу произведения положен текст древнерусских летописей. (Слайд 2)
Актуализация знаний учащихся. (Летописный источник «Повесть временных лет»)
Ответы на вопросы учителя:
Вспомните,кто такой вещий Олег?
За что его назвали вещим?
Историческая справка. (Сообщение ученика «Олег и его время») (Слайд 3)
( Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских». По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.
Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «Вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство сыну Рюрика Игорю).
Вспоминается понятие летописи, называются характерные жанровые признаки летописи:
Когда стали появляться летописи? (Х – ХI вв.)
Как называется первая русская летопись?
Чем сейчас для нас интересны летописи?
Работа с текстом летописного источника. (Чтение летописного отрывка из «Повести временных лет» заранее подготовленным учеником, учащиеся обращаются к разделу учебника «Древнерусская литература», где находится сама «Повесть…») (Слайд 4)
– Каким же изображается князь Олег в летописях?
Учитель: (Историческая справка) В 1820 году Пушкин, сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называли могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нём написать. Так появилась «Песнь…» - Прежде, чем читать балладу, обратимся к значению некоторых слов.
III. Проводится словарная работа ( с помощью учителя выясняется значение непонятных слов) (Слайд 5,6)
III. Прослушивание фонозаписи отрывка из «Песни о вещем Олеге» (Слайд 7)
Песнь – древний способ прославления. За что же славит поэт князя?
IV. Анализ произведения
Вопросы для беседы с учащимися:
В каком жанре написана «Песнь…»? (в жанре баллады)
Вспомните, какой жанр называется балладой? (Лирическое стихотворение с напряженным, острым сюжетом)
Что называется летописью?
Что общего и чем различаются друг от друга жанры летописи и баллады?
(Общее: рассказывают об одном историческом событии.
Различие: летопись – проза, баллада – поэтический текст. В балладе используются средства художественной выразительности. Цель баллады, в отличие от летописи не только сообщить о событии, но и создать определенный образ, повлиять на читательское отношение к герою). (Слайды 8,9)
Какими предстают князь и волхв? Охарактеризуйте их. (Слайд10)
Учитель: 1 марта 1822 года Пушкин заканчивает работу над произведением, которое назвал «Песнь о вещем Олеге». Вот что писал он своему другу А.Бестужеву по этому поводу. (Слайд 11)
Что поэтического увидел Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни…»? Что является темой произведения?
(Тема – история гибели князя Олега. Тема рока, предопределенности, неизбежности судьбы. Главная тема – тема судьбы. Тема отношения поэта и власти, которая в реальной жизни для поэта стала роковой).
В чём заключается идея стихотворения?
(Идея роковой предопределенности пронизывает все стихотворение и показывает, что никакие предосторожности не могут отвести знамение судьбы. А. С. Пушкин в «Песне о вещем Олеге» пытается донести до читателя, что у каждого человека в жизни есть свое предназначение, у каждого своя судьба. Но друзей нужно любить и уважать при жизни, чтобы потом не было печально и больно. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба).
8. Назовите главных и второстепенных героев произведения.
(Главные герои – Олег и его верный конь, кудесник.
7. Определение композиции и сюжета произведения (Слайд 12-13)
На сколько частей можно разделить произведение? (На три части)
Предсказание кудесника и прощание с конем.
«Пирует с дружиною Вещий Олег…»
«На холме у брега Днепра…»
Определение основных элементов сюжета.
– Назовите завязку действия. (Встреча с мудрым старцем.)
– Назовите кульминацию в развитии действия. (Исполнение предсказания.)
– Что вас поразило в последнем заключительном эпизоде?
– Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?
Вывод: События «Песни…» содержат в себе много таинственного, и каждый читатель разгадывает её по-своему.
V. Работа в группах. Класс поделен на три группы. Работа рассчитана на 5-6 минут. (Распечатанные задания раздаются группам).
1 группа Выразительное чтение 1, 2 строф «Песни…» Кто такие хазары? О каком событии напоминают выражения «цареградская броня» и «щит на вратах Цареграда»?
2 группа Выразительное чтение 3, 4, 5 строф «Песни…» Где происходит встреча вещего Олега с кудесником? Когда происходит эта встреча? На чьей стороне автор, к кому ближе по духу?
3 группа Выразительное чтение 6, 7 строф «Песни…» Что обозначают слова «броня», «Перун», «пращ», «сеча», «по бранному полю», «волхвы»? С какими словами употребляется слово «вещий»? Какой смысл вкладывает Пушкин в эти выражения?
(Выступление учащихся с результатами исследования).
VI. Выявление художественно-изобразительных средств в произведении (коллективная работа) (Слайд 14, 15).
– как чёрная лента, вкруг ног обвилась… и кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана…
Сравнения
–И волны, и суша покорны тебе;
Олицетворение
–и с волей небесною
Инверсия
И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… И холод, и сеча ему ничего. Но примешь ты смерть от коня своего.
Градация
VII. Выводы урока. (Учащиеся делают самостоятельно) «Песнь о Вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы.
Вещий Олег наделён душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня.
Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба.
Учитель: Именно это делает Олега лицомпоэтическим. Вслушайтесь в последние строки стихотворения: (Слайд 16)
Князь Игорь и Ольга на холме сидят, Дружина пирует у брега. Бойцы вспоминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они.
В них выражена надежда на преодоление горечи утраты. Верность долгу может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.
II. Домашнее задание (Слайд17)
Выучить наизусть «Предсказание кудесника» или «Расставание с конем».
2. Проанализировать эпизод «Прощание с конем» в летописном источнике и балладе (8, 9, 10 строфы).
РЕФЛЕКСИЯ: учащиеся должны продолжить любую фразу на выбор (ребята высказываются по очереди)