kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТЕМА УРОКА: «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА УРОКА: «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»

Цель: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина « Песнь о вещем         Олеге».

Задачи: совершенствовать умения анализировать произведение; помочь учащимся увидеть характеры героев; определить особенности композиции, языка; пробуждать интерес к прошлому своего Отечества; развивать монологическую речь учащихся.

Тип урока : урок- исследование.

Наглядность: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к балладе, схемы-опоры, кроссворд, карта Византии  VI-XI вв.

Оборудование :  компьютер, интерактивная доска, классная доска.

Словарная работа 

  • Бранное поле или поле брани – поле битвы.
  • Броня – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.
  • Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.
  • Вещий – пророческий, предвидящий будущее.
  • Волхвы – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.
  • Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.
  • Летописи – памятники исторической прозы Древней Руси.
  • Перун – бог грома и молний у древних славян.
  • Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней.
  • Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.
  • Сеча – сражение.
  • Тризна – похоронный обряд у древних славян.
  • Хозары (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.

 

 

Ход урока

  1. Огрмомент.  Сообщение темы урока.

II. Слово учителя. Сегодня мы продолжаем знакомство с  творчеством А.С. Пушкина. В каждом произведении поэта выражается чувство, раскрывается его отношение к родине. В произведении, с которым  мы сегодня будем работать - это проявление интереса  Пушкина к прошлому своего отечества.     Обращаясь к «преданьям старины глубокой» он поэтически воспроизводит картину быта, нравов тех далеких лет. Произведение называется «Песнь о вещем Олеге. С легендой об Олеге вы уже знакомы.  ( Слайд 2)

Актуализация знаний.

Учитель:

- Где вы ранее познакомились с этой легендой? ( В летописях)

-  Расскажите, что вы знаете о летописях. 

Ученик 1:

Летопись- «Лето» (год) и «писать» : « описание годов». Древнейшим из дошедших до нас летописных  памятников является «Повесть временных лет», составленная ученым монахом Нестором. Перед вами репродукция картины В.М. Васнецова (1919 г.). На ней изображен инок Киево-Печерского монастыря, автор «Повести временных лет» Нестор-летописец.  ( Слайд 3)

 Ученик 2:

Летописи Нестора пользовались на Руси большой популярностью. «Повесть временных лет» стала источником вдохновения для многих русских писателей. Наиболее знаменитым из таких обращений к Несторовой летописи стала пушкинская «Песнь о вещем Олеге».

Учитель:

Легенда о смерти Олега была известна Пушкину с юности. Её драматизм поразил поэта. Создает свою «Песнь.» Пушкин в 1822 г. в ссылке на юге, увидев те края, где разворачивается действие его произведения. Спустя три года, в 1925 г. он выскажет в письме к  Бестужеву свое отношение к легенде: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливости о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». Однако перерабатывая легенду, Пушкин выделил не только этот мотив, рядом с Олегом появился у него «вдохновенный кудесник». В летописном сказании кудесник выполнял лишь «служебную роль»- предсказал князю его судьбу.

В « Песне о вещем Олеге» Пушкина этот образ приобрел особую значительность: зная об отношениях поэта с самодержцами, нетрудно услышать голос самого поэта.

III. Чтение «Песни о вещем Олеге. (Учителем) ( Слайд 4)

Учитель: Легенда воскрешает поэтичность далекого времени, когда люди наивно верили предсказаниям Волхвов-кудесников, когда у них было множество богов, (а главным считался Перун («Перун» В. Корольков (1995г.), когда им приходилось отражать набеги чужеземных племен, ходить на них в походы, чтобы обезопасить родину от новых нашествий.

IV. Анализ произведения.

Учитель:

-Давайте определим жанр произведения. У Пушкина это «Песнь.». Мы же с вами называем пушкинскую легенду балладой. Поможет нам в этом кроссворд. ( Слайд 5,6)

Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.

Учитель:

-Кто является главным героем баллады? (Князь Олег).

-Почему он назван «вещим»?

 Ученик 1:

   Стольным городом Древней Руси был Киев, а первым киевским князем -Олег. Он прославился своим знаменитым походом на Царьград – Константинополь, столицу Византии. Сначала он с войском спустился на лодках по Днепру к морю  о подошел к берегам Византии. Но взять Константинополь с моря было трудно. И тогда Олег придумал хитрый план: греки были изумлены, когда с крепостного вала увидели, как на город по суше движутся лодки под парусами. Это казалось сверхъестественным. В действительности же никакого чуда не было: к лодкам Олег велел приделать колеса и с поднятыми парусами подошел к городским воротам.

(карта Византии) ( Слайд 8)

 Ученик 2:

  Греки сдались не сразу, а попытались обмануть Олега, поднеся ему богатое угощение. Князь Олег догадался, что еда была отравлена и отказался от нее. Пришлось грекам заключить с Киевом невыгодный для них торговый договор, а Олег прибил на воротах Царьграда свой щит. После этого похода киевского князя стали звать «вещим».

Словарная работа. Вещий- (синонимы) ведающий, знающий, мудрый, предвидящий будущее.

Учитель:  ( Слайд 9)

 А что же мы видим в «Песни о вещем Олеге?

Ученик 1:

 Князь Олег не предвидит будущего и спрашивает о нем у кудесника. )

Учитель:  

Давайте вернемся к тексту и восстановим последовательность событий.

Ученики:

1) Встреча князя с кудесником ( экспозиция)

2)  Предсказание волхва (завязка)

3)  Прощание с конем (кульминация)

4)  Пир и смерть Олега (развязка)

Учитель:

Какова основная тема произведения?

 Ученик 1:

Тема неизбежности судьбы.

Учитель:  А главная мысль (идея )?

Ученик 1:

 Бессмертие заключается в делах человека.

Учитель: Князь Олег, каким видит его Пушкин? Назовите эпитеты, характеризующие Олега.

Ученик 1:

 В царьградской броне, вещий, могучий, в словах волхва: победой прославлено имя твое и войны и суша покорны тебе, дивная судьба, все опасности минуют его в бою, разумный, справедливый.

Учитель: Словами волхва поэт отдает заслуженную дань могуществу и воинской доблести Олега.

-  Что же особенно ценит Пушкин в поступках князя, о которых не говорит кудесник? Когда он любуется князем Олегом?

Ученик 1:

 Когда князь заботится о своем коне, он называет его «мой товарищ», «мой верный слуга», просит кормить его отборным зерном, ухаживать за ним, поить ключевой водой.

Учитель:

Прочитайте строфы, где описано прощание князя с конем.

В отношении Олега к коню Пушкин видит благородство и верность, умение быть благодарным. Эти качества поэт высоко ценил в людях, и поэтому он здесь любуется князем. Олег в пушкинском произведении воплощает  в себе такие прекрасные качества как честь, мужество, верность.

Иными, чем Олег, но не менее высокими достоинствами наделен у Пушкина и кудесник.

- найдите слова, характеризующие волхва.

Ученик 1:

 Вдохновенный кудесник, мудрый старец, любимец богов.

В Олеге главное – мужество, могущество.

В кудеснике_ мудрость, вдохновение.

Учитель:

 Что же нравится поэту в кудеснике?

Ученик 1:

 Что тот не боится Олега. « Волхвы не боятся могучих владык…», что он спокоен, смел, горд. Он отказываеся от подарков, не желает подчиняться князю Олегу. Он все знает об Олеге.

Учитель:

Давайте перечитаем диалог кудесника и  князя, стараясь передать качества героев. Назовите эти качества.

Ученик 1:

 Олег – князь, воин, он знает свою власть, славу, у него есть невольное         превосходство над волхвом, поэтому он предлагает ему награду.

Ученик 2:

 Кудесник – ни от кого не зависит, владея даром предвидения, он бесстрашно « правдиво и свободно» говорит  о том, что ждет князя.

Учитель: как вы думаете, какой текст  производит большее впечатление летописный или пушкинский?( воспользуемся таблицей). (Слайд 10)Учитель:

 Вы все правы. Пушкин всегда выражал мысли важные для него самого. Он ценил независимость и написал о ней. Также поэт ценил верность и благородство и показал красоту этих качеств человека, нарисовав прощание князя с конем.

Я напоминаю, что произведение написано в ссылке, куда Пушкин был отправлен  за свободолюбивые стихи. И когда кудесник гордо произносит :  «Правдив и свободен их вещий язык…»,можно предположить, что поэт это говорит о себе.

V. Итог урока.

Учитель: Последний эпизод произведения – это тризна плачевная Олега.

Словарная работа:

Тризна – старинный русский обычай древности, когда вместе с почившим воином хоронили его коня. (Слайд 11)

Учитель:

Как вы думаете, почему Пушкин заканчивает произведение описанием тризны, а не смертью Олега?

Ученик 1:

Пушкин выразил свое отношение к славе Олега, мысль о необходимости благодарной памяти героям. Ольга и Игорь сохранят эту память об Олеге для потомков.

Учитель:  Верно. Возможно, благодаря им эта история дошла и до нас.

VI.  Домашнее задание: 1) стр. 101-105 (перечитать)

2) вопросы на стр. 105-106

3) выучить наизусть 2-3 строфы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА УРОКА: «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» »

А. С. Пушкин

А. С. Пушкин

Нестор - летописец

Нестор - летописец

Бранное поле  или поле брани – поле битвы. Броня  – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья. Вдохновение –  творческий подъём, прилив творческих сил. Вещий  – пророческий, предвидящий будущее . Волхвы   – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов. Жрец  –  служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее. Летописи  – памятники исторической прозы Древней Руси. Перун  – бог грома и молний у древних славян. Праща –  древнее ручное боевое оружие для метания камней. Секира  – боевой топорик с длинной рукоятью. Сеча  – сражение. Тризна  – похоронный обряд у древних славян. Хозары  (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
  • Бранное поле  или поле брани – поле битвы.
  • Броня  – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.
  • Вдохновение –  творческий подъём, прилив творческих сил.
  • Вещий  – пророческий, предвидящий будущее .
  • Волхвы   – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.
  • Жрец  –  служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.
  • Летописи  – памятники исторической прозы Древней Руси.
  • Перун  – бог грома и молний у древних славян.
  • Праща –  древнее ручное боевое оружие для метания камней.
  • Секира  – боевой топорик с длинной рукоятью.
  • Сеча  – сражение.
  • Тризна  – похоронный обряд у древних славян.
  • Хозары  (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
Кроссворд. 1.Что характерно для баллады? 2. Как называется нарушение порядка слов? 3. Как называется группа стихотворных строк? 4. Как называется чередование ударных и безударных слогов? 5. Назовите род литературы? 6. Как называется одна из форм литературы? 7. Как называется организованная по законам ритма речь?

Кроссворд.

1.Что характерно для баллады?

2. Как называется нарушение порядка слов?

3. Как называется группа стихотворных строк?

4. Как называется чередование ударных и безударных слогов?

5. Назовите род литературы?

6. Как называется одна из форм литературы?

7. Как называется организованная по законам ритма речь?

3 7 с  т   а р о и н н ф в а с е т   в е р   н и с л п н и   о т о р м  э с я   з т т и   и   ь к х я а       2 1 6 4 5

3

7

с

т

 

а

р

о

и

н

н

ф

в

а

с

е

т

 

в

е

р

 

н

и

с

л

п

н

и

 

о

т

о

р

м

э

с

я

 

з

т

т

и

 

и

 

ь

к

х

я

а

 

 

 

2

1

6

4

5

Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.

Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.

Из тёмного леса навстречу ему  Идёт вдохновенный кудесник,  Покорный Перуну старик одному,  Заветов грядущего вестник,  В мольбах и гаданьях проведший  весь век.  И к мудрому старцу подъехал Олег.

Из тёмного леса навстречу ему

Идёт вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший

весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

Летопись Действие Баллада « И повеле кормити и не водити к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на грекы иде» Характер «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга. Расстаться настало нам время» Действие «Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой» «Где конь мой?» Характер « А где мой товарищ..» «Могучий Олег головою поник..»

Летопись

Действие

Баллада

« И повеле кормити и не водити к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на грекы иде»

Характер

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга. Расстаться настало нам время»

Действие

«Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой»

«Где конь мой?»

Характер

« А где мой товарищ..»

«Могучий Олег головою поник..»

Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега: Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы вспоминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они.

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы вспоминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

Домашнее задание:  стр. 101-105 2) вопросы на стр. 105-106 3) выучить наизусть 2-3 строфы.

Домашнее задание:

  • стр. 101-105

2) вопросы на стр. 105-106

3) выучить наизусть 2-3 строфы.

Использованные ресурсы:  Иллюстрации: А.С. Пушкин. Сказки на все времена.  Художники: А. и Л. Клепаковы.  Ростов-на-Дону: Издательский дом  «Проф-Пресс», 2010.   Портреты А.С.Пушкина: http://komiunity.ru/  http://raskrashkirus.ru/  3. Свиток, чернильница с пером: http://www.stihi.ru/

Использованные ресурсы:

  • Иллюстрации: А.С. Пушкин. Сказки на все времена.

Художники: А. и Л. Клепаковы.

Ростов-на-Дону: Издательский дом

«Проф-Пресс», 2010.

  • Портреты А.С.Пушкина: http://komiunity.ru/

http://raskrashkirus.ru/

3. Свиток, чернильница с пером: http://www.stihi.ru/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
ТЕМА УРОКА: «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»

Автор: Коноплёва Елена Александровна

Дата: 14.07.2015

Номер свидетельства: 222851

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "«Песнь о вещем Олеге»."
    ["seo_title"] => string(21) "pesn_o_veshchem_olege"
    ["file_id"] => string(6) "518971"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1567432754"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "А.С.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Изобразительно-выразительные средства в произведении."
    ["seo_title"] => string(80) "a_s_pushkin_pesn_o_veshchem_olege_izobrazitelno_vyrazitelnye_sredstva_v_proizved"
    ["file_id"] => string(6) "548553"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1588405238"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок на тему "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге" и ее летописный источник "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-na-tiemu-a-s-pushkin-piesn-o-vieshchiem-olieghie-i-ieie-lietopisnyi-istochnik"
    ["file_id"] => string(6) "234499"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443457396"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Урок литературы по теме: «А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"          (8-й класс по учебнику Т.Ф.Курдюмовой) "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-litieratury-po-tiemie-a-s-pushkin-piesn-o-vieshchiem-olieghie-8-i-klass-po-uchiebniku-t-f-kurdiumovoi"
    ["file_id"] => string(6) "176050"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424356659"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "План урока по теме: "А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»"
    ["seo_title"] => string(60) "plan_uroka_po_tiemie_a_s_pushkin_piesn_o_vieshchiem_olieghie"
    ["file_id"] => string(6) "367767"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1481300843"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства