ТЕМА УРОКА: «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»
Цель: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге».
Задачи: совершенствовать умения анализировать произведение; помочь учащимся увидеть характеры героев; определить особенности композиции, языка; пробуждать интерес к прошлому своего Отечества; развивать монологическую речь учащихся.
Тип урока : урок- исследование.
Наглядность: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к балладе, схемы-опоры, кроссворд, карта Византии VI-XI вв.
Оборудование : компьютер, интерактивная доска, классная доска.
Словарная работа
- Бранное поле или поле брани – поле битвы.
- Броня – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.
- Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.
- Вещий – пророческий, предвидящий будущее.
- Волхвы – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.
- Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.
- Летописи – памятники исторической прозы Древней Руси.
- Перун – бог грома и молний у древних славян.
- Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней.
- Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.
- Сеча – сражение.
- Тризна – похоронный обряд у древних славян.
- Хозары (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
Ход урока
- Огрмомент. Сообщение темы урока.
II. Слово учителя. Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.С. Пушкина. В каждом произведении поэта выражается чувство, раскрывается его отношение к родине. В произведении, с которым мы сегодня будем работать - это проявление интереса Пушкина к прошлому своего отечества. Обращаясь к «преданьям старины глубокой» он поэтически воспроизводит картину быта, нравов тех далеких лет. Произведение называется «Песнь о вещем Олеге. С легендой об Олеге вы уже знакомы. ( Слайд 2)
Актуализация знаний.
Учитель:
- Где вы ранее познакомились с этой легендой? ( В летописях)
- Расскажите, что вы знаете о летописях.
Ученик 1:
Летопись- «Лето» (год) и «писать» : « описание годов». Древнейшим из дошедших до нас летописных памятников является «Повесть временных лет», составленная ученым монахом Нестором. Перед вами репродукция картины В.М. Васнецова (1919 г.). На ней изображен инок Киево-Печерского монастыря, автор «Повести временных лет» Нестор-летописец. ( Слайд 3)
Ученик 2:
Летописи Нестора пользовались на Руси большой популярностью. «Повесть временных лет» стала источником вдохновения для многих русских писателей. Наиболее знаменитым из таких обращений к Несторовой летописи стала пушкинская «Песнь о вещем Олеге».
Учитель:
Легенда о смерти Олега была известна Пушкину с юности. Её драматизм поразил поэта. Создает свою «Песнь.» Пушкин в 1822 г. в ссылке на юге, увидев те края, где разворачивается действие его произведения. Спустя три года, в 1925 г. он выскажет в письме к Бестужеву свое отношение к легенде: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливости о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». Однако перерабатывая легенду, Пушкин выделил не только этот мотив, рядом с Олегом появился у него «вдохновенный кудесник». В летописном сказании кудесник выполнял лишь «служебную роль»- предсказал князю его судьбу.
В « Песне о вещем Олеге» Пушкина этот образ приобрел особую значительность: зная об отношениях поэта с самодержцами, нетрудно услышать голос самого поэта.
III. Чтение «Песни о вещем Олеге. (Учителем) ( Слайд 4)
Учитель: Легенда воскрешает поэтичность далекого времени, когда люди наивно верили предсказаниям Волхвов-кудесников, когда у них было множество богов, (а главным считался Перун («Перун» В. Корольков (1995г.), когда им приходилось отражать набеги чужеземных племен, ходить на них в походы, чтобы обезопасить родину от новых нашествий.
IV. Анализ произведения.
Учитель:
-Давайте определим жанр произведения. У Пушкина это «Песнь.». Мы же с вами называем пушкинскую легенду балладой. Поможет нам в этом кроссворд. ( Слайд 5,6)
Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.
Учитель:
-Кто является главным героем баллады? (Князь Олег).
-Почему он назван «вещим»?
Ученик 1:
Стольным городом Древней Руси был Киев, а первым киевским князем -Олег. Он прославился своим знаменитым походом на Царьград – Константинополь, столицу Византии. Сначала он с войском спустился на лодках по Днепру к морю о подошел к берегам Византии. Но взять Константинополь с моря было трудно. И тогда Олег придумал хитрый план: греки были изумлены, когда с крепостного вала увидели, как на город по суше движутся лодки под парусами. Это казалось сверхъестественным. В действительности же никакого чуда не было: к лодкам Олег велел приделать колеса и с поднятыми парусами подошел к городским воротам.
(карта Византии) ( Слайд 8)
Ученик 2:
Греки сдались не сразу, а попытались обмануть Олега, поднеся ему богатое угощение. Князь Олег догадался, что еда была отравлена и отказался от нее. Пришлось грекам заключить с Киевом невыгодный для них торговый договор, а Олег прибил на воротах Царьграда свой щит. После этого похода киевского князя стали звать «вещим».
Словарная работа. Вещий- (синонимы) ведающий, знающий, мудрый, предвидящий будущее.
Учитель: ( Слайд 9)
А что же мы видим в «Песни о вещем Олеге?
Ученик 1:
Князь Олег не предвидит будущего и спрашивает о нем у кудесника. )
Учитель:
Давайте вернемся к тексту и восстановим последовательность событий.
Ученики:
1) Встреча князя с кудесником ( экспозиция)
2) Предсказание волхва (завязка)
3) Прощание с конем (кульминация)
4) Пир и смерть Олега (развязка)
Учитель:
Какова основная тема произведения?
Ученик 1:
Тема неизбежности судьбы.
Учитель: А главная мысль (идея )?
Ученик 1:
Бессмертие заключается в делах человека.
Учитель: Князь Олег, каким видит его Пушкин? Назовите эпитеты, характеризующие Олега.
Ученик 1:
В царьградской броне, вещий, могучий, в словах волхва: победой прославлено имя твое и войны и суша покорны тебе, дивная судьба, все опасности минуют его в бою, разумный, справедливый.
Учитель: Словами волхва поэт отдает заслуженную дань могуществу и воинской доблести Олега.
- Что же особенно ценит Пушкин в поступках князя, о которых не говорит кудесник? Когда он любуется князем Олегом?
Ученик 1:
Когда князь заботится о своем коне, он называет его «мой товарищ», «мой верный слуга», просит кормить его отборным зерном, ухаживать за ним, поить ключевой водой.
Учитель:
Прочитайте строфы, где описано прощание князя с конем.
В отношении Олега к коню Пушкин видит благородство и верность, умение быть благодарным. Эти качества поэт высоко ценил в людях, и поэтому он здесь любуется князем. Олег в пушкинском произведении воплощает в себе такие прекрасные качества как честь, мужество, верность.
Иными, чем Олег, но не менее высокими достоинствами наделен у Пушкина и кудесник.
- найдите слова, характеризующие волхва.
Ученик 1:
Вдохновенный кудесник, мудрый старец, любимец богов.
В Олеге главное – мужество, могущество.
В кудеснике_ мудрость, вдохновение.
Учитель:
Что же нравится поэту в кудеснике?
Ученик 1:
Что тот не боится Олега. « Волхвы не боятся могучих владык…», что он спокоен, смел, горд. Он отказываеся от подарков, не желает подчиняться князю Олегу. Он все знает об Олеге.
Учитель:
Давайте перечитаем диалог кудесника и князя, стараясь передать качества героев. Назовите эти качества.
Ученик 1:
Олег – князь, воин, он знает свою власть, славу, у него есть невольное превосходство над волхвом, поэтому он предлагает ему награду.
Ученик 2:
Кудесник – ни от кого не зависит, владея даром предвидения, он бесстрашно « правдиво и свободно» говорит о том, что ждет князя.
Учитель: как вы думаете, какой текст производит большее впечатление летописный или пушкинский?( воспользуемся таблицей). (Слайд 10)Учитель:
Вы все правы. Пушкин всегда выражал мысли важные для него самого. Он ценил независимость и написал о ней. Также поэт ценил верность и благородство и показал красоту этих качеств человека, нарисовав прощание князя с конем.
Я напоминаю, что произведение написано в ссылке, куда Пушкин был отправлен за свободолюбивые стихи. И когда кудесник гордо произносит : «Правдив и свободен их вещий язык…»,можно предположить, что поэт это говорит о себе.
V. Итог урока.
Учитель: Последний эпизод произведения – это тризна плачевная Олега.
Словарная работа:
Тризна – старинный русский обычай древности, когда вместе с почившим воином хоронили его коня. (Слайд 11)
Учитель:
Как вы думаете, почему Пушкин заканчивает произведение описанием тризны, а не смертью Олега?
Ученик 1:
Пушкин выразил свое отношение к славе Олега, мысль о необходимости благодарной памяти героям. Ольга и Игорь сохранят эту память об Олеге для потомков.
Учитель: Верно. Возможно, благодаря им эта история дошла и до нас.
VI. Домашнее задание: 1) стр. 101-105 (перечитать)
2) вопросы на стр. 105-106
3) выучить наизусть 2-3 строфы.