Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 6 классе по произведению "Метель"»
Караобинская средняя школа Урок литературы в 6-м классе на тему «Художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Метель"»
«Всех благ возможных тот достиг,
кто дух судьбы своей постиг».
(Е. Баратынский).
Цели:
Обобщение знаний по содержанию произведения
Умение определить тему, идею, композицию повести
Формирование интереса к анализу произведения.
Развитие умения самостоятельно мыслить
Воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
2. Определение темы урока
- Ребята, я хочу начать сегодняшний урок с классической музыки, которую написал великий композитор Георгий Свиридов. Давайте внимательно ее послушаем. (Звучит музыка Г.Свиридова «Метель») 2 мин.
– Ответьте на следующие вопросы:
Каковы ваши первые впечатления?
Какую картину вы представили?
О чем эта музыка?
Откройте тетради и напишите слово «метель». К нему подберите слова-ассоциации. Можно рисовать метель. Какой вы видите метель? 2 мин.
А теперь мы из вашей метели перенесёмся в пушкинскую.
Именно на произведение «Метель» Свиридов написал свою композицию. Смог ли композитор передать то, что хотел сказать нам А.С.Пушкин? Это нам предстоит выяснить сегодня на уроке. С каким произведением Пушкина мы сегодня познакомимся?
Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Метель» (Написано на доске) (слайд №4)
3. Постановка цели урока
– Какие цели поставим для себя? (Выяснить сюжет, разобрать) – Каким образом мы с вами будем достигать цели? (Тема, идея, эпиграф, композиция,образы.) (слайд№4) – Начнем с темы произведения? О чем это произведение? (О любви, преданности.)
Давайте прочтем эпиграф нашего урока (слова Е. Баратынского) (слайд №5)
Небольшая предыстория повести. (слайд №6,7) 3 мин.
4. Изучение нового материала
- Проведем словарную работу. На доске написаны слова: Вещий сон – сон, который сбывается. Гласить – сказать. Сетовать – жаловаться. Заговор – договорено. (слайд №8) Начнем разбирать произведение. Внимательно прочитаем эпиграф, который взят из баллады Жуковского «Светлана». О чем говорится в эпиграфе? (слайд №9) («Кони мчатся»,, «снег», «храм», «метелица», «черный ворон»).(слайд №10). 2 мин. – Чей это сон? Светланы или Марии Гавриловны? Светлана видит вещий сон, ее что-то тревожит (-зима, метель) должно что-то произойти? Какую роль, по-вашему мнению играет эпиграф? (печальное предзнаменование).
В класс вносим «Черный ящик».
Приглашается один учащийся, который достает из «Черного ящика» вещи: письмо, шкатулку, шаль) – Кому принадлежат эти вещи? (Марье Гавриловне.)1 мин.
Работа в парах над образами героев. Подготовка постеров 5 мин.
1) 1-ая пара – работа над образом Марьи Гавриловны. ( стройная, бледная и семнадцатилетняя девица, богатая невеста, была воспитана на французских романах, и, следовательно была влюблена)
2) Образ Владимира – 2-ая пара. (Предмет, несерьезное отношение автора, бедный армейский прапорщик).
3) Образ Бурмина. (Нет имени, хитрый, бедность, черные глаза.)
Защита постеров 5 мин.
4) Образ метели. Какие атрибуты метели? (Холод, дрожь, ветер сильный)
Заполнение таблицы: «Роль метели в жизни каждого героя». Карточки. 1-ая пара – Маша, 2-ая пара – Владимир, 3-я пара – Бурмин. 5 мин.
Маша
Владимир
Бурмин
Метель пытается остановить, не пускает, дует сильный ветер, ставни стучат; затем разрешает.
Метель кружит, путает.
Метель толкает, ведёт, направляет.
«неведомая сила толкала меня»
Учащиеся делают вывод: метель определила судьбу героев.
-Что такое судьба? Как вы понимаете это слово?
-Это то, что происходит у нас в жизни. Это то, что не зависит от нас, от нашей воли.
Метель соединяет их судьбы, перечеркивает все. Метель сыграла злую шутку в жизни. героев. Почему повесть так названа?(-главный герой в повести-метель.) Итак, нам предстоит выявить особенности композиции произведения.(на доске определение слова) Композиция – это построение художественногопроизведения.Зачин, развитие действия, кульминация, развязка. (слайд №12)
Карточки:
Композиция
Зачин
Развитие действия
Кульминация
Развязка
Зачин – жизнь Марьи Гавриловны и любовь с Владимиром. Развитие действия – приписка, согласие Маши на брак. Кульминация – венчание Маши «не он, не он». Развязка – рассказ Бурмина. (слайд №13). 5 мин.
Особенности композиции повести. Прием: умолчание.
6. Подведение итога урока
– Итак, давайте сравним, ассоциации, связанные с метелью в начале урока и ассоциации, которые возникают после прочтения повести Пушкина «Метель». (слайд №15).
В чем смысл названия повести? (слайд №16) (МЕТЕЛЬ – несчастье, крах жизненных планов одних, счастливый поворот судьбы других героев).
Как меняются чувства? Почему рассказ о давно прошедших днях дан в конце повести? Можно ли догадаться по последней строчке, как дальше развернутся события? Какова роль метели-судьбы в жизни каждого из героев. За что был помилован Бурмин? (раскаяние) Марья Гавриловна? ( верная любовь, страдания). 2 мин.
Просмотр видео с музыкальным сопровождением (Отрывок из кинофильма «Метель») 5 мин.
7. Контроль знаний
Тест по произведению «Метель»
1. Жанр произведения – …
а) рассказ б) роман в) повесть
2. «Метель» была написана Пушкиным в …
а) Болдино б) Одессе в) Михайловском
3. Персонаж .рассказавший о том, что произошло в церкви в метельную ночь
а) Марья Гавриловна б) Бурмин в) Владимир
4. Начавшая перед побегом Маши метель
а) изменила ее планы б) было предзнаменованием в) никакого впечатления
5. Тема произведения
а) трагическая любовь б) счастье человека в) превратности судьбы