Цели:
Образовательная: найти сходство и различия поэмы Пушкина с русской волшебной сказкой;
познакомить с лицейским периодом жизни А.С. Пушкина,
произвести анализ поэмы «Руслан и Людмила».
Развивающая: формировать читательский интерес.
Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к семье, любовь к поэзии Пушкина. Ход урока
I. МЦЭ. - «Сегодня прекрасный осенний день, у меня отличное настроение, я буду внимательно слушать учителя и у меня все, все получится!» (Учащиеся, закрыв глаза, повторяют за учителем текст по частям, затем присаживаются за парты.) Сегодня в класс я вхожу с особым трепетом, т.к. предстоит нам встреча с русским гением, «Солнцем русской литературы».
«Памятник с надписью». (Бумажные цветы крепятся к портрету Пушкина) Эти цветы от всего нашего класса я дарю А.С. Пушкину. Дети, давайте поздороваемся с великим поэтом. Здороваются. (Александр Сергеевич, здравствуйте!) Посмотрите, он тоже здоровается с нами. На доске надпись: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
Событием, предопределившим жизненный путь будущего гения, стало зачисление в Царскосельский императорский Лицей. Здесь Пушкин изучал разнообразные науки, здесь сформировались его свободолюбивые взгляды на жизнь и на общественное устройство. Саше было 12 лет, когда отец привёз его в Царскосельский лицей в Петербурге. Вместе с тридцатью мальчишками предстояло ему постигать тайны наук. Там же впервые и навсегда обретает верных друзей, понимает, что дружба – великая ценность, которую нельзя растратить. И именно здесь, в Лицее, возникает замысел «Руслана и Людмилы». За озорство, ненадлежащее поведение и отношение к учёбе готовили документы на отчисление из Царскосельского лицея, а ведь именно в это время он начал писать свою первую поэму «Руслан и Людмила». Эта поэма-сказка будет закончена и напечатана в Петербурге в 1920 году. Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Поэма имела большой успех. Первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница». В 1828 году Пушкин переиздал свою поэму, написав пролог, где подчеркнул сказочную ее сторону. Начало «Пролога» воспроизводит записанную Пушкиным сказку Арины Родионовны «О царе Салтане». Среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано и такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет». От этого няниного кота и происходит пушкинский «кот ученый». По тону и содержанию «Пролог» уже примыкает к пушкинским сказкам. Эта пушкинская сказка – «Пролог» - совершила большое дело: открыла народной поэзии доступ в литературу, внесла в литературу новую живую струю, сблизила литературу общественных верхов с языком и чувствами народа. Пролог поэмы, который является собирательным полотном сказок. Читая, погружаешься в фантастический мир волшебной сказки.
- Но почему же тогда А.С. Пушкин назвал свое творение поэмой?
Предположительно: это не совсем сказка, т.к. в ней говорится о реальной жизни людей, исторических событиях.,. появляется автор сказки – рассказчик.
«Одну я помню сказку эту,
Поведаю теперь я свету…»
Вы верно сказали, что поэма похожа на сказку, но содержит и реальные события. Поэтому тема нашего урока «Сказочное и реальное в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». II. Актуализация знаний.
Ребята, работа по нахождению сходства поэмы Пушкина со сказкой будет невозможной, пока мы не определим, какое произведение мы называем волшебной сказкой.
Какие особенности сказки не позволяют её спутать ни с одним произведением литературы?
Рассуждают, называют признаки волшебной сказки.
III. Основная часть. Решение творческих заданий.
И вот перед нами чудесная поэма. Давайте вспомним её сюжет. Поэма любима всеми поколениями, в 1972 году замечательным режиссером Александром Птушко был снят художественный фильм «Руслан и Людмила».
Начинается поэма. Кто же такой Владимир – Солнце? Почему его так называют? Когда правил князь Владимир в Киеве? Чему же посвящён пир? Какую дочь выдавал Владимир замуж? Гридница – это…
Сегодня ответить на все наши вопросы поможет наш бесценный друг – книга. - Что мы знаем о Руслане? (Руслан – гроза печенегов, могучий воин, преданный своему князю. Похож на Илью Муромца.)
Опираясь на книгу, скажите, кто же соперники Руслана? Что мы о них знаем? (Хан Ратмир, Фарлаф, Рогдай.) похищена Людмила, Руслан попадает в сказочный, волшебный мир. Кто был первым сказочным героем, встретившимся на пути Руслану? (Финн) Финн рассказывает Руслану историю своей любви к красавице Наине. «Наина и Финн». Давно ли? (находится в пещере, вдали от людского мира, постигая тайны колодовства) – 40 лет. Сколько же лет Наине? (70 лет) Кем был финн до того, как стал колдуном? (Пастухом, воином) За что же она мстит Финну? (За то, что его колдовство стало сильнее её.)
- Найдите описание внешности Наины. Какого сказочного персонажа она напоминает? (Бабу – Ягу)
- Ещё какие сказочные герои вам встретились? (Голова, Черномор, Русалки, Крылатый змей и кошка - в них превратилась Наина. Найдите в тексте поэмы, каким нам предстаёт Черномор?
- Что указывает на то, что Черномор – волшебник. (Имеет волшебные предметы (шапка невидимка, сетка, и др, Его смерть в бороде. Но без меча отсечь её нельзя.)
- Как добывает Руслан волшебный меч? (За силу и смелость Руслана дарит Голова великана меч.) как Черномор – его младший брат убивает старшего.) - Как вы думаете, для чего А.С. Пушкин рассказывает эту страшную трагичную историю в поэме? (Чтобы читатели сравнили, что есть семьи, где все за друг друга горой, т.е. счастливые семьи, и семьи без будущего, где каждый обречён на страдания, а может, и гибель. Пушкин неслучайно вводит рассказ Головы о трагедии семьи. Отношения между членами семьи Черномора противопоставляются отношениям в семье князя Владимира. Так впервые в произведении Пушкина появляется семейная мысль. !!! Семейная мысль. Какою Пушкин хотел видеть семью?
Тема семьи, любви, верности свойственна сказке? - Русь от печенегов спасает Руслан. Как вы думаете, на кого он похож? (На Илью Муромца)
- Найдите и зачитайте эти строки. Как описывает А.С. Пушкин жестокость печенегов. Какие части речи стал использовать Пушкин больше, описывая картину войны?
Сравнить:
Лазурный, пышный сарафан одел Людмилы стройный стан.
Покрыли кудри золотые фатой прозрачной, как туман.
Блистая в латах, как в огне, чудесный воин на коне
Грозой несётся, колет, рубит, в ревущий рог, летая, трубит… То был Руслан.
- Какой звук преобладает? (Л, Р, сонорные, звонкие согласные)
- Прочтите ещё раз, что хотел этим многочисленным звуком Р показать Пушкин? Как бы вы назвали такой приём в языке? (Звукопись)
- Вся поэма Пушкина – это поиск своей возлюбленной (как в сказке), почему же в конце Пушкин решил героя показать на «кровавом пиру»? (Чтобы показать, что Руслан любит свою родину.)
Из уст одного из гостей звучит фраза:
«И впрямь, Руслан – великий воин,
Руки Людмилы он достоин». - Как вы считаете, что является самой огромной ценностью для Руслана? Родина или семья? А для Пушкина? А для вас?
- А что было важно для сказочного героя? (Обогащение, царство, слава)
- Анализируя поэму «Руслан и Людмила», мы увидели что Пушкин соединил сказочное и реальное в поэме. Мы увидели и реальные образы и сказочные, давайте попробуем проверить себя. Выводы. - Какие ещё признаки волшебной сказки вы увидели в поэме (Предметы, тройственность, поиск Возлюбленной.) - Что же можно считать реальным? (Исторические личности, набеги печенегов, повествование о семье, любовь.)
Мне, хочется узнать, какие «открытия» вы сделали, читая поэму. Расскажите, пожалуйста, кто, кроме Руслана, отправился по приказу Владимира – солнышко искать дочь его, Людмилу?
Фарлаф: «…И важно подбочась, Фарлаф, Надувшись, ехал за Русланом. Он говорит: «Насилу я Фарлаф – заносчив, хвастлив. На волю вырвался, друзья! Ну, скоро ль встречусь с великаном? Уж то-то крови будет течь…» Рогдай: «…Рогдай угрюм, молчит - ни слова… Страшась неведомой судьбы И мучась ревностью напрасной, Рогдай – труслив, ревнив Всех больше беспокоен он, И часто взор его ужасный На князя мрачно устремлён…» Ратмир: «…радостный Ратмир: Сейчас коней своих седлаем; Ратмир – жаждет боя, Мы рады весь изъездить мир…» ищет приключений. Руслан: «…Руслан уныньем как убит; Мысль о потерянной невесте Руслан – переживает потерю, мечтает Его терзает и мертвит…» спасти, желает помочь. - Какие уроки из сказки усвоил поэт и какие идеи оставил в поэме? «За счастье надо бороться!» «Рыцарь должен быть смелым и храбрым!»
- Кто, на ваш взгляд, готов счастье добывать в серьёзном бою – объясните свою позицию, используя цитаты. - Кто из рыцарей кажется вам смелым. Храбрым и почему? Итак, только Руслан и Ратмир готовы к смелым поединкам, но только Руслан понимает, за что он идёт в бой. «В.А. Жуковский. Портрет с надписью».
О поэме. Великий поэт дарит Пушкину свой портрет с надписью «Победителю ученику от побеждённого учителя».
Пушкинист Виктор Розанов сказал: «Чтение Пушкина – своеобразная прививка от пошлости». Как было бы прекрасно, если бы каждый из нас в детстве и юности получал эту прививку, пушкинскую прививку, чтобы не перепутать добро со злом, честь с бесчестием, благородство с низостью, чтобы стать Человеком.
«Пушкин, читайте!» (Хотел воспеть свободу лирой, на тронах поразить порок.)
При избытке времени.
Дискуссия «А что бы ты подарил Пушкину?» |