Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ Октябрьская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа № 19 VII – VIII видов
Открытый урок,
посвящённый Году литературы
Проведено учителем:
Саитова Н. В.
г. Октябрьский-2015 г.
Тема: Великие русские писатели.
Цели:
вспомнить жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина;
развивать навыки выразительного чтения;
корригировать слуховое восприятие на основе выполнения задания,
воспитывать любовь к творчеству М. Ю. Лермонтова и
А. С. Пушкина.
Оборудование: портреты писателей, выставка книг М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина, плакат с пословицами, толковый словарь Ожегова.
Ход урока
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Он посвящён Году литературы.
- Мотивация к учебной деятельности.
– Урок чтения мне хочется начать с пословицы. Но она рассыпалась. Помогите ее собрать.
День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.
– Какую пословицу собрали?
(Чтобы стать мудрым надо учиться, много знать, много читать, иметь жизненный опыт.)
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? (нельзя)
-Найдите в толковом словарике лексическое значение слова МУДРЫЙ.
– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чём вы стали умнее и мудрее за этот урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?
Совершенно мудрый никогда не считает себя великим, поэтому он может стать действительно великим.
- Найдите в словаре, значение слова великий.
Великий- известный, величайший, талантливый.
-Обратите внимание на второе значение слова. Почитайте ещё раз.
–Как вы считаете, кого мы можем назвать великим писателем?
( известного, величайшего, талантливого)
На доске собирают пословицу, читают.
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.
- Для того чтобы стать мудрым, нужно многое узнать и многому научиться, овладеть жизненным опытом.
(Работа со словарём)
(Внимательность, собранность, трудолюбие, наблюдательность.)
III. Постановка темы и цели урока.
- «Наше общество стало катастрофически мало читать». Об этом Путин говорил на Российском литературном собрании. Тогда же было заявлено о необходимости повышать интерес к чтению у подростков.
Президент, открывая представительное собрание, говорил не только про значение русского языка и литературы для страны и мира. Таким образом, 2015 год объявлен Годом литературы.
Очень много поэтов и писателей, которые написали и пишут замечательные произведения. Сегодня, ребята, мы с вами вспомним о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.
- Как называется произведение и кто его автор?
1. Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят. («Осень» М.Ю. Лермонтов)
2. Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…( «Зимнее утро» А.С. Пушкин)
- Ребята, сегодня мы с вами вспомним жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина. Народ их называет великими русскими поэтами. А как вы думаете, что обозначает слово поэт?
- А кто такой писатель?
Физминутка.
IV. Основной момент.
- А что вы знаете о Лермонтове?
- Какие произведения вам понравились?
1. Рассказ о М. Ю. Лермонтове.
(вывешивается портрет М. Ю. Лермонтова)
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841), поэт, прозаик, драматург. Родился в ночь 3 октября в Москве в доме у Красных ворот. Отец, Юрий Петрович, отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи; мать, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (из рода Столыпиных). В 1815 молодая семья живет в селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е.Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Он рано потерял мать (умерла в 1817, в возрасте 21 года) и вырос в разлуке с отцом. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке). Опасаясь за здоровье болезненного внука, бабушка предпринимала утомительные путешествия на Кавказ (1818, 1820, 1825) для лечения минеральными водами. Впечатления от этих поездок остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь, нашли отражение в раннем творчестве. "Кавказ", (1830); "Синие горы Кавказа, приветствую вас!", (1832). В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование. Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В 1830 - 31 - вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание.
4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, "страшными". Но и в этих условиях Лермонтов тайком продолжает писать, хотя его творчество переживает период спада. Он пишет свои последние стихи: "Спор", "Сон", "Утес", "Тамара", "Листок", "Свиданье", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу" и другие. Встречает своих старых приятелей, в числе которых и его товарищ по Школе юнкеров, Н.Мартынов. На одном из вечеров в доме Верзилиных, где собиралась молодежь, оскорбленный очередной язвительной шуткой Лермонтова, Мартынов вызывает его на дуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841. "Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу", - напишет Белинский. Поэт был убит. Тело Лермонтова было погребено на Пятигорском кладбище. Позднее по просьбе бабушки гроб с прахом поэта был перевезен в Тарханы и погребен в фамильном склепе.
2. Рассказ об А. С. Пушкине.
(вывешивается портрет А. С. Пушкина)
- Ребята, а что вы знаете о жизни и творчестве А. С. Пушкина.
Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.
Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит немало литературных произведений. В 1811-ом году отец и дядя решают отправить Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Роль Лицея в становлении личности трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с такими знаменитыми в будущем людьми как Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и многими другими. В 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу». После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. И уже через три года, Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».
За распространение эпиграмм на различных людей, вольных стихов, в 1820 году Пушкина отправляют в ссылку. В ссылке, в 1823-м году поэт садится за написание романа «Евгений Онегин», который принесёт ему в будущем великую славу. За четыре года ссылки Пушкиным были написаны такие романтические южные поэмы как «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники». В 1824-ом году поэт находился в ссылке в своём имении в селе Михайловское. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения. Находясь в ссылке Александр Сергеевич узнаёт о восстании друзей декабристов, многие из которых в последствии были казнены и отправлены в ссылку.
4 сентября 1826 года Николай 1 вызвал Пушкина в Москву, но свобода, дарованная царем, была недолгой, уже в 1328 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья. В 1830 году Пушкин посватался, а 1831 году женился на Наталье Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров, такие как «Дубровский», «Капитанская дочка» и многие другие.
9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме.
3. Вопросы для викторины.
-Какое это произведение?
- На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
Одна и грустна на утёсе горючем
Одета, как ризой, она.
М.Ю. Лермонтов. Утёс.
2.В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе как жар горя
Тридцать три богатыря.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
4. Выразительное чтение стихотворений М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.
V. Итог урока.
-Вот и подошёл к концу наш урок.
– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.
– Стали вы мудрее? В чём?
-Умеем теперь составить статью о писателе, умеем договаривать, слушать друг друга.
-Стать мудрыми учат нас книги.
Чтение стихотворения…
Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
- Давайте обратимся в прошлое.
- Что бы вы хотели сказать нашим Великим русским поэтам, за что поблагодарить?
- Поблагодарить за прекрасные стихи, интересные рассказы,
за мудрые советы, за то, что они учат нас быть вежливыми, образованными, добрыми, внимательными.
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
-Ребята, мы с вами узнали, что 2015 год объявлен Годом литературы. В этом году будут проводиться разные мероприятия, посвящённые Году литературы. По возможности с вами будем принимать в них участие. Наш урок подошёл к концу. Можете быть свободными.