Ученик узнает новые термины «Дарьял», «Терек», «Казбек», «валун»; Ученик научится читать стихотворение выразительно, прогнозировать содержания произведения Ученик получит возможность научиться представлять картину природы и находить в стихотворение те слова, которые помогают представить эти картину; | Познавательные УУД: знакомство учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека», его биографией; развитие навыков смыслового чтения, умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о средствах художественной выразительности (метафорах, эпитетах, сравнениях); отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; умений анализировать объекты с целью выделения признаков. Регулятивные УУД: развитие умений самоконтроля на основе сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, контроля и оценки процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: развитие умений слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, проявление интереса к произведениям М.Ю.Лермонтова |
Подготовка к основному этапу занятия (20 минут) | Посмотрите на портрет писателя. -Знаете ли вы его произведения? (на слайде) -Что вы о нем знаете? Определите тему и цели нашего урока – Теперь откройте учебник на странице …. -Как вы видите перед вами отрывок из воспоминаний брата поэта А. П. Шан-Гирея о детских годах М. Ю. Лермонтова. Прочитайте его, а затем ответьте мне на вопросы по тексту Вычитайте мне из текста: -Как звали маленького Лермонтова? -Где он жил? -Кто воспитывал будущего поэта и читателя? -Что Лермонтов умел делать из талого снега? -А что он еще умел делать? -Сколько лет они там прожили? -Молодцы. Всё правильно ответили. Ну а теперь у нас физминутка, встаньте пожалуйста все Раз - подняться, подтянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать Шесть - за стол тихонько сесть. Сегодня мы познакомимся с произведением М.Ю.Лермонтова «Дары Терека» -Ребята, кто-нибудь из вас знает, что такое Терек? Давайте с вами запишем в тетрадь, чтобы не забыть. Открываем тетради записываем тему М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» Прежде чем мы с вами его прочитаем, я предлагаю прослушать стихотворение, а вы следите за стихотворением в учебнике на странице 104 -Какие слова вам были не понятны? Давайте разберем, и запишем, что означают эти слова Казбек – вторая по высоте гора Кавказа. Дарьял – Дарьяльское ущелье, глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека. Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды и ветра из остроугольного превратился в круглый. (утёсистые громады- горы, скалы) Один человек прочитает выразительно стихотворение, остальные читаем про себя | Называют произведения писателя Отвечают Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова Покойная мать моя была родная и любимая племянница Елизаветы Алексеевны, которая и уговаривала ее переехать с Кавказа, где мы жили, в Пензенскую губернию, и помогла купить имение в трех верстах от своего, а меня, из дружбы к ней, взяла к себе на воспитание вместе с Мишелем, как мы все звали Михаила Юрьевича. Таким образом, все мы вместе приехали осенью 1825 года из Пятигорска в Тарханы, и с этого времени мне живо помнится смуглый, с черными блестящими глазками Мишель, в зеленой курточке и с клоком белокурых волос надо лбом, резко отличавшихся от прочих, черных как смоль У бабушки были три сада, большой пруд перед домом, а за прудом роща; летом простору вдоволь. Зимой немного теснее, зато на пруду мы разбивались на два стана и перекидывались снежными комьями; на плотине с сердечным замиранием смотрели, как православный люд, стена на стену (тогда еще не было запрету), сходился на кулачки, и я помню, как раз расплакался Мишель, когда Василий-садовник выбрался из свалки с губой, рассеченной до крови. Великим постом Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде; вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины; охоту за зайцем с борзыми, которую раз всего нам пришлось видеть, вылепил очень удачно, также переход черезГраник и сражение при Арбеллах, со слонами, колесницами, украшенными стеклярусом, и косами из фольги. Мишель В селе Тарханы Бабушка Человеческие фигуры Рисовал акварелью, лепил из крашенного воску картины, охотился на зайцев 2 года Выполняют физминутку. Читаю название стихотворения. это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево-балкарского языка означает «быстрая вода». Слушают произведение дары, Казбек, Дарьял, валун, (утёсистые громады) Знакомятся с правильным значением непонятных снов | Знакомство со стихотворением. | Личностные УУД 1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные УУД: 1. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: 1. Выразительно читать и пересказывать текст. 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные УУД: 1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
Первичная проверка понимания (5 минут) | Как вы понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…»? - С кем автор сравнивает реку? -Как меняется характер реки на равнине? - Можно ли верить Тереку, что он действительно стал спокойным и ласковым? - Где Терек берет свое начало?(слайд17) - С кем сравниваются облака? - Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов…»? | Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит. Горы, скалы - Река на равнине становится спокойной, ласковой. Нет. Он притворяется - Терек берет свое начало у горы Казбек. - С женщиной, которая кормит ребенка грудью. - Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку. | Проверка по данной теме урока. | Регулятивные УУД: - контроль; Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Закрепление, обобщение и систематизация знаний (4 минуты) | Сейчас прочитаем стихотворение по цепочке по одной строчке, вырзительно. -Как вы считаете на какую отметку прочитал …? А он? -А почему? - Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке? - Что вы узнали на уроке? Какое стихотворение мы прочитали? Кто его автор? Что у вас особенно хорошо получилось? Запишем домашнее задание, открываем дневники, и пишем выучить одно стихотворение на выбор, либо которое мы прошли сегодня на уроке, либо любое, но главное Кавказе. Подготовить выразительное чтение. | Читают произведение, обсуждение работ - Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек. Обобщают изученный материал Записывают домашнее задание. | | Личностные УУД 1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные УУД: 1. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: 1. Выразительно читать и пересказывать текст. 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные УУД: 1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |