Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе "В гостях у сказки"»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ
УЧИТЕЛЬ Лебедева О.А.
5 КЛАСС
ТЕМА УРОКА: « В гостях у сказки»
Цели урока:
обучающие: обобщить знания о сказке, жанрах сказок, их структуре, закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию, активизировать познавательную активность;
развивающие: активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, развитие исследовательских умений; развитие мышления; развитие умения использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач;
воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.
ТИП УРОКА:систематизация и обобщение знаний.
Оборудование: эпиграф урока, мультимедийный проектор, мел, доска, задания , иллюстрации к сказкам, презентация, карточки с волшебными предметами, карточки для творческого задания, таблица, музыкальные видеофрагменты
Планируемые результаты
Предметные: овладевать навыками классификации сказок, учиться работать с цитатным материалом
Метапредметные :
а) познавательные: проводить поиск необходимой информации, определять понятия, сравнивать, обобщать, применять полученные знания к конкретной задаче;
б) регулятивные: проявлять волевые усилия для достижения цели, вносить коррективы в процесс деятельности, выбирать действия в соответствии с задачей, прогнозировать результаты, уметь распределять время для самостоятельной работы;
в) коммуникативные: презентовать собственную работу, принимать участие в учебном диалоге, представлять результаты своей деятельности,
г) личностные: развитие навыков сотрудничества, осознание важности ответственного отношения к результатам своей и чужой работы.
Ход урока
I.Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу - класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.
Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
II.1.Вступительное слово учителя.
Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент и вы сможете догадаться о теме нашего урока.
Просмотр видеофрагмента «В гостях у сказки»
2.Тема, цель урока
Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.
Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.
Сказки делятся на волшебные, социально-бытовые и сказки о животных.
Сегодня мы проверим, все ли знаем о сказках.
За правильные ответы вы будете получать смайлики и к концу урока при подсчете узнаете свою оценку (по количеству смайликов). Учитель во время урока тоже фиксирует количество смайликов.
3.Обобщение пройденного материала
Презентация «Сказки о животных», читает подготовленный ученик
Викторина
1.Назовите волшебный дом, где жили животные, пока медведь его не разрушил.
2.Назовите четвертое животное, которое оказалось на пути Колобка.
3.Вспомните, какая птица несет косу на плече и прогоняет лису из избушки.
4.О каком хищном животном говорят, что у него серенький бочок?
5.Маленький серенький грызун, который присутствует во многих сказках.
Какие положительные качества сказочных героев вы можете перечислить?
смелость, отвага, храбрость, любовь к родине
гостеприимство, доброта, сметливость
трудолюбие, жалость, доброта сердечная, вера в справедливость
доброта, трудолюбие, честность, любовь к Отечеству,
вежливость, воспитанность
(заранее написано на обратной стороне доски)
Проблемный вопрос
- Какие из них вы хотели бы воспитать в себе?
Устные ответы детей
Вывод: герои сказок живут по законам дружбы, защиты слабых, трудолюбия, честности и взаимопомощи.
Предлагаю вам вспомнить всем известные сказки и исправить допущенные ошибки.
Игра «Исправь ошибку»
Читают помощники, строки из сказки, а остальные слушают и исправляют ошибки.
1.Позвала внучка кошку.
2.Сел Колобок лисе на нос, спел песенку и покатился дальше
3.Не пей братец Иванушка из самовара, козлёночком станешь, братец и пошёл мимо
4.Залез медведь в теремок и стали они жить поживать. В тесноте не в обиде.
5.Растаяла у лисы избушка, пустил зайка лису и стали они жить-поживать дружно
6.Зашла девочка в домик и увидела четыре стула, четыре тарелки, четыре ложки.
Отлично, я вижу, что вы хорошо знаете сюжеты сказок.
Игра «Объяснялки»
Встречаются в сказках такие выражения, которые мы в нашей речи практически не используем. Объясните, что значат эти выражения (индивидуальная работа)
откуда ни возьмись
ниже плеч голову повесил
словно в воду канул
видимо – невидимо
не покладая рук
чужедальняя сторона
клич кликать
Распределите сказки по жанрам
Составление таблицы
О животных
Волшебные
Социально- бытовые
Вывод: что помогло вам правильно распределить сказки по жанрам?
Творческое задание
Составьте сказку работа в группах
Исходные данные
1.Главный герой – Волк
Зачин – встретился с Лисой
Основная часть – пошел добывать еду
Концовка – И с тех пор они не дружат
2. Главный герой – Иванушка, шапка – невидимка
Зачин – В одном царстве-государстве…
Основная часть – поиск пропавшей царевны
Концовка – после того жили они долго и счастливо
3. Главный герой – солдат
Зачин – где переночевать
Основная часть - скупой мельник и смекалка солдата
Концовка – а кто слушал молодец
Вывод: Вы так хорошо поработали, стали на некоторое время сказочниками. Обязательно обращайте внимание на особый склад русской сказки, её сказочный язык. Постарайтесь понять, когда сказочник шутит, а когда он серьёзен, кому он сочувствует, а кого осуждает. Помните, недаром есть русская народная поговорка про сказки:
«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Рефлексия
«Три М».
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Итог урока
Какое у вас настроение в конце урока? Что понравилось больше всего? Чтобы хорошее настроение не покидало вас еще долго, послушайте и посмотрите микс на тему русских народных сказок.(Прослушивание и просмотр).
Сегодня вы очень хорошо работали. И вы получаете хорошие отметки (прокомментировать оценки, сбор смайликов).
Домашнее задание
выполнить одно из заданий:
1.составить тесты к одной из прочитанных сказок;
2.составить вопросы к одной из прочитанных сказок;