умения и навыки анализа басен, поиск главного, развивать творческие способности учащихся.
-воспитательные-воспитывать интерес к предмету; воспитывать высокие моральные качества
Планируемые результаты:
Предметные: научатся называть некоторые уже известные особенности басенного жанра; воспроизводить наизусть строки из ранее изученных басен; осмыслять специфику рассказа и басни; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному
Личностные результаты: проявляют интерес к творчеству И. А. Крылова и чтению его басен; самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению
Формирование УУД:
Регулятивные: определяют учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; оценивают себя на различных этапах урока;
Познавательные: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
Коммуникативные: принимают участие в дискуссиях, задают вопросы собеседникам, отвечают на вопросы своих одноклассников
Оборудование: учебник «Литературное чтение» в 2 ч. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России. 3 класс, презентация, толковый словарь,аудиозапись, карточки.
Ход урока:
I.Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы!
(Слайд 3)
-Пусть урок принесет всем радость общения, а помогать вам будут внимание, находчивость, смекалка.
– Проверим готовность к уроку
II.Актуализация знаний
-Ребята давайте в начале урока проведем с вами речевую разминку!
Артикуляционная гимнастика (Слайд 4)
Са-са-са- в лесу живет лиса
Су-су –су -мы увидели лису
На –на-на –сидит черная ворона
Ну –ну –ну –поймаю глупую ворону
Повторение пройденного.
- Сейчас я проведу викторину, я прочитаю вам строчки из басен, а вы определите их название.
Да только воз и ныне там (Лебедь, рак и щука). (Слайд 5)
Чем кумушек считать трудить не лучше ль на себя кум оборотиться (Зеркало и обезьяна). (Слайд 6)
Ты всё пела это дело так пойди же попляши (Стрекоза и муравей). (Слайд 7)
К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, цены не зная ей (Мартышка и очки). (Слайд 8)
- Кто автор этих басен? (Слайд 9)
Иван Андреевич Крылов
Проверка домашнего задания.
- Пришло время проверить ваше домашнее задание. Итак, на дом вам было задано выучить наизусть басню «Зеркало и обезьяна» сейчас 5-7 желающих пойдут к доске прочитают эту басню выразительно.
А мы с вами ребята выберем лучшего чтеца, поэтому слушаем внимательно и обращаем внимание на то, как читают наши чтецы. Смотрим на то, как они читают: громко ли, без ошибок, сказали ли автора и название.
Дети рассказывают наизусть басню «Зеркало и обезьяна»
- Чьё чтение было лучше и почему? (Выставляются оценки)
III.Самоопределение к деятельности .
- Сегодня на уроке будем работать над басней И. А. Крылова. А как она называется, вы должны догадаться сами.
- Посмотрите на слайд (Слайд 10,11), кто изображён внизу на памятнике?
- Что вы знаете о Крылове? (первые басни написал в 37 лет, подписывал их «Нави Волырк», написал более 200 басен, работал библиотекарем в Петербурге, его басни любили все от солдат до императоров Александр I, Николай II, главные герои животные с характерами людей и т.д.).
-Вы очень много знаете о Крылове, а я хочу дополнить ваши знания рассказом об истории необычного памятника, который изображён на слайде.
-После смерти Крылова было решено поставить ему памятник. Средства на воздвижение этого памятника были собраны народом за 2 года. Скульптором, воздвигшим этот памятник был Петр Карлович Клодт. Было решено поставить этот монумент в Летнем саду в городе Санкт-Петербурге. Клодт решил украсить памятник скульптурами героев басен великого баснописца, для этого он прочёл их все и составил список животных: осёл, кот, собаки, волк, ворона, журавль, обезьяны, лисица и другие. Скульптуры животных лепились с натуры. Говорят, что во время работы в доме Клотда был целый зверинец. Старания скульптора оправдали себя животные, украшающие пьедестал, выглядят естественно и правдоподобно).
- Мы сегодня с вами поговорим о двух героях, которые изображены в виде скульптур на памятнике (о вороне и лисице –догадываются дети)(Слайд 12)
- Давайте попробуем догадаться каково же название басни, с которой мы сегодня познакомимся.
Дети высказывают свои предположения.
- Давайте назовём тему нашего урока и какие цели мы перед собой поставим. (Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»). (Слайд 13)
Физкультминутка. (Слайд 14-15)
- Ребята, вы хорошо поработали. А теперь представьте себя героями басен и изобразите их движения: полетаем, как стрекозы, походим, как слоны, возьмем в руки очки, как мартышка, повертим их и так и сяк, положим на парту, посмотрим в зеркало, покорчимся.
- Молодцы, садитесь.
IV.Изучение материала по теме урока.
Первичное знакомство с басней
–Откройте учебник на странице 137. Найдите басню. А теперь сядьте удобно и послушайте басню.(Аудиозапись басни).
Дети слушают аудиозапись.
Подумайте над вопросом : «Почему это произведение так называется?
После прослушивания.
-Понравилось ли вам?
– Почему это произведение так называется?
Какими на первый взгляд показались вам персонажи басни?
Самостоятельное чтение учащихся (жужжащее).
Внимательно читайте о Вороне и Лисице.
-На сколько частей разделили весь текст? (на 3 части).(Слайд 16)
-О ком (чём) говорится в 1 части? (зачитайте – это завязка, то есть начало действия)
- Какие события развиваются во 2 части? (разговор Лисы с Вороной). Прочитайте.
- Что же говорится в 3 части? (это – развязка)
- Что же является основным стержнем (корнем) в развитии басни? (льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)
- Почему же Лисица так хвалит Ворону? (хочет ее обмануть)
- Догадывалась ли об этом Ворона?
- Понравилась ли Вороне лесть Лисы?
- Как поняли выражение «в зобу дыханье спёрло»?
- Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лиса? («На ель ворона взгромоздясь..)
- Добилась ли Лиса поставленной цели?
- После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону? (доверчивая, глупая)
- Что бы вы посоветовали Вороне? (Необходимо отличать истинные чувства от лести)
- Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей?
- Приведите примеры.
Словарная работа.
–Прочитайте слова, смысл которых вызвал у вас затруднения.
Постарайтесь объяснить их смысл. При необходимости воспользуйтесь
толковым словарем. (Слайд 17,18)
Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.
Гнусный - отвратительный, омерзительный.
Не впрок – не на пользу
Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на что-либо.
Пленить – очаровать, покорить чем-либо.
Плутовка – обманщица, хитрая.
Ангельский - нежный, добрый.
Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье.
На цыпочках подходит - подходит тихо, осторожно.
Вскружилась голова - утратила способность здраво рассуждать.
Была такова - исчезла, скрылась.
Дыханье сперло - трудно стало дышать.
Бог послал - нашёл случайно, без особого труда.
Чтение морали басни. (Слайд 19)
-Прочитайте мораль басни ещё раз. Как понимаете смысл первых трёх строк? А что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок». Кого больше он осуждает в своей басне Ворону или Лисицу?
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)
- Есть ли положительный герой в басне?- (Нет)
- Почему нельзя подражать Лисице и Вороне?
Льстец страшен, а кто принимает эту лесть - смешон. И тот и другой теряют чувство собственного достоинства, т.е. самоощущение и самоуважение.
- Над кем смеется автор? Что высмеивает?
( над вороной - доверчивость).
- А почему не смеется над лисой?
( Лесть не смешна, она противна, отвратительна)
- Могут ли себя животные вести так на самом деле?
-Итак, если вы встретите людей, которые льстят, говорят красивые слова ради своей выгоды, кого из персонажей они вам напомнят?
Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису. (Слайд 20)
- Смогли ли мы ответить на все вопросы? (да)
Физкультминутка для глаз. (Слайд 21)
На экране поэтапно появляются кусочки сыра и лиса, дети следят за появлением картин глазами
V.Закрепление изученного материала
Чтение по ролям (Слайд 22)
Фронтальная работа(устно)
Подберите строки из басни к иллюстрациям. (Слайд 23,24,25)
Самостоятельная работа на карточках.
- Представьте, что вы встретили героев басни за день до события, какой совет вы им дадите?
1.Дай совет герою басни, соедини стрелкой пословицу с героем басни
« Верь своим очам, а не чужим речам» Лиса
« Хитри, да хвост береги» Ворона
«На чужой каравай, рот не разевай »
«Потерял - не сказывай, нашел - не показывай »
2. Ответить на вопросы
Что бог послал вороне?________________________________________
Сколько сыра было в басне?____________________________________
Где сидела ворона?____________________________________________
Где ворона держала сыр?_______________________________________
Какое определение лисица дала голосу вороны?___________________
Что лисица попросила сделать ворону?__________________________
Проверка самостоятельной работы .
VI.Рефлексия. (Слайд 26)
Сегодня на уроке я узнал, что …
Я хотел узнать ещё о баснях…
Больше всего мне понравилось…
Новым для меня стало …
VII.Итог урока. (Слайд 27)
-Как вы думаете, для кого и для чего написана басня?