свободное восприятие текста художественного произведения;
содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, развития творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД:
самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;
способность к самооценке своих действий, поступков;
нравственно-этическая ориентация;
развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям;
умение найти ответ на проблемный вопрос: зачем человеку небо?
Регулятивные УУД:
целеполагание, планирование, саморегуляция;
осознание стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
соблюдение правил речевого поведения;
умения полно выражать мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Оборудование урока:
компьютер, проектор, видеофрагменты, презентация, текст романа
Основные приёмы и методы:
технология личностно-ориентированного обучения;
приемы технологии критического мышления;
поисковый метод обучения
Этап I.
Мотивация к учебной деятельности
Учитель:
Уж так устроен человек, что довольно часто он размышляет о жизни (о своей либо о жизни литературного героя). Однако познать сполна жизнь ему невозможно. А приблизиться к познанию смысла бытия, задуматься над «вечными» вопросами, заглянуть «в себя» он может. И порой человеку нужен вопрос, на который хотелось бы получить ответ.
При осмыслении традиционной темы «Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского» таким вопросом стал: «Зачем человеку небо?»
Слайд 1
Данный проблемный вопрос и есть тема нашего урока. Чтобы получить ответ на него, нам необходимо на уроке:
Целеполагание (уч-ся называют цели урока):
анализ эпизодов
композиция эпизодов
язык автора
анализ внутреннего мира героя, поступков
наблюдения за эволюцией духовного перерождения героя
Этап II.
Создание условий для работы с обучающимися (словесный метод)
Психологический настрой на урок
Чтение эпиграфа к уроку Слайд 2 (слова Д. Мережковского)
Смысл слов поэта?
Как эпиграф соотносится с темой нашего урока?
Этап III.
Организация и самоорганизация уч-ся в ходе дальнейшего усвоения материала
Организация обратной связи
Работа в команде
Запись на доске (литературные понятия, необходимые при анализе фрагментов):
антитеза
внутренний монолог
диалог
постоянные эпитеты, метафоры
сюжетная параллель
теория жеста
3.Учитель:
- Итак, что есть небо?
Слайды 3,4
- А что отражает образ неба в романе «Война и мир»?
(внутренний мир главных героев, и взаимоотношения их с небом различны)
- Из сотен героев к гармонии с небом стремятся лишь трое: Наташа, Пьер и князь Андрей. Но только один из них вступает с небом в своеобразный диалог, видит в нём собеседника, пытаясь найти ответы на мучающие его вопросы о смысле жизни.
- Поразительно, какой духовный путь героя от равнодушия к состраданию! Но он невозможен без идеала. И таким идеалом для князя Андрея стало небо.
В романе три встречи с небом для князя стали этапными. Какие?
небо Аустерлица
небо Богучарова
небо Отрадного
3. Анализ эпизода «Небо Аустерлица»
Слайд 5
Учитель:
- На каком приёме строится художественный образ неба? (антитеза)
-Почему? (дан дважды: до сражения –ночью - и после него –утром-, также образ неба противопоставлен земле – суета, обыденность)
- Какова же связь между героем и небом? Язык эпизода.
(Мысли героя, чувства до сражения: герой взволнован, напряжён, он любуется собой;
двойной повтор слов туман – туманный символизируют ошибочность жизненной цели героя)
Слова «лунный свет» как свет истины пытается пробиться (от глаголов «биться, «сражаться»), но настоящийперелом в мировоззрении между тем, что было ночью, и тем, что будет утром на грани между жизнью и смертью, произойдёт в момент ранения.
Небо перед Аустерлицем – символизирует ложность жизненной цели, его духовное заблуждение
Князь Андрей на поле Аустерлица
(видеофрагмент без звука) – ученик на фоне фрагмента читает внутренний монолог князя.
Учитель:
- Что приходит на смену романтическим честолюбивым мечтам?
(страшная реальность – солдаты падают без деления на русских и французов, взрывы)
- Что понимает князь Болконский, находясь на грани жизни и смерти? (ошибался)
- Что дарит ему нравственное прозрение?
(меняется отношение к людям, появляется желание быть ближе к ним)
Небо вечное, как правда, символизирует истинные жизненные ценности
Эпитет «высокое»= «истинное», повторяется 6 раз
- Какова функция данного лексического повтора? (= важное, значительное)
- Легко ли даётся кн. Андрею прозрение?
(тяжело, он страдает не только физически, но и духовно)
- Почему? (разочарован)
- Какие средства передают состояние героя?
цветопись: «неясное с серыми облаками»
антитеза: я - мы
глаголы: кричали - дрались
облака: тихо ползущие - бегущие
теория жеста: руки раскинуты
- Что понимает герой? (надо жить душой!)
Вывод: Слайд 6
Небо Аустерлица - речь о духовном перерождении героя. Толстой считает, что заложенное в человеке «нравственное чувство развивается под влиянием природы».
5. Анализ эпизода «Небо Богучарова»
- Что испытывает князь Андрей после Аустерлица (текст)?
- В чём его убеждает друг Пьер?
- Чем явилось для Болконского небо?
Видеофрагмент
(настроение радостно-взволнованное)
Пейзаж - река, линия горизонта
цвет: красный отблеск, синеющий разлив
Учитель:
- Через два года после Аустерлица небо не может быть таким же, о к герою вернулось ощущение радости, счастья от вновь обретённой жизненной цели.
Они передают внутреннее состояние героя, а данное изображение неба носит психологический характер.
Вывод: Слайд 7
Горе, разочарование, постигшие героя после возвращения домой, уступают место вере, надежде, любви в его душе.
Герой духовно возрождается (теория жеста - облокотился на руки, несколько сдержан)
6. Анализ эпизода «небо Отрадного»
Вечером - что чувствовал герой? (текст)
но лунный свет - свет истины
Видеофрагмент(смотрит на небо, лунный свет-0,5 мин.)
Учитель:
- Работаем с текстом.
Предложение «Всё затихло…» - роль умолчания
Три восклицательных предложения (зачитать)
- Что это?
(! говорят о взволнованности героя, что подтверждает главенство в его жизни чувств, эмоций, а не холодного ума)
- Реакция на произошедшее? (засыпает)
Теория жеста - (широко распахнул окно, готов объять мир)
- Жизненная цель- любовь, может быть, до конца не осознанная героем, дарит ему счастье.
Кольцевая композиция передаёт движение от света в природе к свету в его душе
Метафора«Лунный свет ворвался в комнату» (свет истины), а когда-то он не мог пробиться сквозь туман (Аустерлиц)
Краски: небо светлое, почти беззвёздное, весеннее, передают его настроение.
- Герой достиг гармонии душевной. Через столетие Б. Пастернак о таком же миге обретения душевной гармонии скажет:
И дольше века длится день,
И не кончается объятье
Цветопись: отчёрного к светлому, серебристому, ярко-белому означают духовное просветление, обретение веры, которые приведут героя к божеской любви.
Вывод: Слайд 8
Небо Отрадного отражает рождение веры и любви как жизненной цели в душе князя Андрея. И это состояние души подчёркивают описание дуба мысли героя:»Нет, жизнь в 31 год не кончилась…» (текст)
Слайд 9
Основные этапы духовного перерождения героя:
Небо Аустерлица - перерождение
Небо Богучарова - возрождение
Небо Отрадного- вера и любовь
7. Учитель:
- Больше этапных встреч с небом в жизни героя не будет.
Раненный на Бородинском поле, князь Андрей упадёт на грудь, в траву, любя жизнь, эту траву, землю, воздух.
Теория жеста (упал лицом вниз - жизненный цикл завершён)
- Сюжетная параллель позволила автору показать, а читателю увидеть, как изменился герой за какое-то определённое время.
- С чего начинаются искания князя Андрея Болконского?
(страстное желание любви людей к себе, торжества над ними («маленький Наполеон»), а закончилось обретением блаженного чувства любить ближних, любить врагов своих (Курагин), сострадать им)
Вывод:
И на поле Аустерлица, и на поле Бородина ему открывается истина - это любовь к миру и слияние с Богом.
(текст, мысли Болконского о сострадании)
Слайд 10
- И высветить основные этапы духовного развития героя помог образ неба.
- Чему же оно научило князя Андрея?
- Как ответил Толстой на вопрос: «Зачем человеку небо?»
(жалеть, прощать, сострадать, не делить людей на хороших и плохих)
- И последний вопрос: если герой стал на истинный жизненный путь, то почему он умирает?
(Мой ответ: небо - символ идеала. А идеала, по Толстому, быть не может.
Любимая цитата Толстого: «Когда человек достигает идеала, он умирает, становится неземным, небесным».)
Этап IV.
Заключение урока
1. Рефлексия Слайды 11, 12
2. Итог урока.
3. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Что вынес(ла) я урока для сердца и ума?»