Открытый урок "Устное народное творчество" в 5 классе
Открытый урок "Устное народное творчество" в 5 классе
Целью данного меропрятия было познакомить учащихся с понятием "устное народное творчество", закрепить такие понятия как "загадка", "пословица", "песенка", расширить словарный запас учащихся, развивать навыки выразительного чтения произведений, анализировать. Развивать образное мшление, речь, память, воображение. Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству, к театрализованной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Устное народное творчество" в 5 классе»
Открытый урок в 5 классе.
«Устное народное творчество».
Задачи:
1. образовательные – познакомить учащихся с понятием «устное народной творчество», закрепить понятия «загадка», «пословица», «закличка», «песенка», расширить словарный запас ребят, учить выразительно читать произведения, анализировать текст, сравнивать.
2. развивающие – развивать образное мышление, речь, память, воображение. Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; к театрализованной деятельности.
3. воспитательные – продолжать воспитывать любовь к литературе, воспитывать уважение к народной мудрости.
Ученик:
Здравствуйте гости, дорогие!
Веселья вам да радости.
Давно мы вас ищем да поджидаем, праздник не начинаем: Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – песенка, кому – сказка.
Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Девочка: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Я Василиса Премудрая.
– А что это у тебя в коробе?
Ученик: Платки расписные, игрушки заводные, разные сладости, деткам на радости.
Девочка: – А это что такое?
Ученик:Блюдечко с наливным яблочком, волшебное.
Девочка: – А можно мы посмотрим на это волшебное чудо? (смотрит и катает яблоко). Ведь это Страна детского фольклора.
Ребята, а давайте путешествовать по волшебной и интересной Стране Устного народного творчества. Путешествуя, мы будем находить лепестки волшебного цветка, а когда мы закончим знакомиться с “Устным народным творчеством” у нас появится цветок, и мы сможем загадать желание: чтобы мы умели красиво говорить, сочинять, рассказывать
Учитель: – Давным-давно это было. Те простые люди, которые впервые спели свои песни, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их песни, сказки и загадки не забылись, не пропали. Они бережно передавались народу из уст в уста, от родителей к детям. Вот дошли они и до нас из глубины веков. Фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, сохраняя традиции народа.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Фольклорию. Познакомимся мы с вами с пословицами, потешками, прибаутками, русскими народными песнями, сказками.
Путь будет дальним. Ждут нас остановки необычные. Платой за ваш проезд станут ваши ответы на наши вопросы.
1. Что такое фольклор?
Народная мудрость. Устные проявления искусства слова. Устное народное творчество (в переводе с английского языка это слово означает «народная мудрость знание»).
2. Назовите виды фольклорных жанров
Пословицы, поговорки. Сказки, частушки, шутки, прибаутки, анекдоты, загадки, обряды, песни
Учитель: Теперь отправляемся в первый город страны Фольклория, в город Пословиц
Девочка: – Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам пословицы .
Учитель: А что такое пословицы? ( Оксана)
На экране.
(Пословица – это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе поучение. Пословица советует, наставляет, предупреждает.
А теперь послушайте стихотворение:
Девочка:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.
Учитель. Сейчас вам надо прочитать пословицы, которые написаны вразброс.
Каждому ряду дается своя пословица, каждое слово пословицы написано на отдельной полоске бумаги. Полоски надо разложить так, чтобы можно было прочитать пословицу.
Задание 1-му ряду: Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Задание 2-му ряду: Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
На экране.
Учитель: Я вам буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить.
Труд человека кормит, а ... (лень портит.)
Раз соврал - навек ... (лгуном стал.)
Кто других не любит,... (сам себя губит.)
Кончил дело-... (гуляй смело.)
Человек от лени болеет, а ... (от труда здоровеет.)
Худо тому, кто ... (добра не делает никому)
Сам потерпи, а ... (другого не выдай.)
Учитель: Люди часто используют пословицы в речи. От этого речь становится яркой, образной.)
Учитель: Теперь отправимся в Город загадок.
Девочка: – Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке.
Учитель: Что такое загадки?
А вы, ребята, знаете загадки? Очень хочется послушать, кто самый сообразительный.
Дети становятся парами (по принципу игры «Ручеёк») и загадывают друг другу загадки.
Учитель: Вот мы и добрались с вами до деревни Обрядовка. А вы знаете, ребята, что обряд – это совокупность установленных обычаем действий. Обряд происходит в определённое время и в определённом месте. Ритуальные действия сопровождает текст. Это может быть песня, плач, диалог, заговор.
Живыми формами фольклора в современных условиях оказываются немногие календарные и семейные обряды, связанные со встречей Нового года, именинами, свадьбой, рождением ребёнка, проводами и поминанием усопших.
Зачем люди исполняли различные обряды? Люди хотели счастья для себя и своих детей, верили, что обрядовые действия принесут им счастье и благополучие.
Одна из девочек: - Девки, девки, давайте погадаем.
- Давайте.
Гости на поднос кладут кольца.
Девочка: Кому вынется, тому сбудется,
Девочка: Кому сбудется, не минуется.
- Чьё кольцо? Показывается кольцо.
И так по количеству колец девочки произносят гадание.
1. Брякнула иголка во ящичек,
Полно, иголка, шить на батюшку,
Пора шить на подушку.
(К богатству)
2. Бей, мать, опару, пеки пироги,
К тебе будут гости, а ко мне – женихи.
К тебе в лаптях, а ко мне в сапогах.
( К гостям)
3. Ходит щучка по заводи,
Ищет щучка тепла гнезда.
Где бы щучке трава густа.
( К богатству)
4. Сидит воробей на жёрдочке,
Глядит воробей на чужую сторону,
Говорит воробей: «Улечу, улечу»
(К дальней дороге)
Учитель: Фольклорные произведения знакомы нам с самых первых дней жизни. Это песни, прибаутки, потешки. Подрастая, дети любят слушать сказки, разгадывать загадки, рассказывать нескладушки, анекдоты, произносить скороговорки, использовать в играх считалки, дразнилки. На экране вы сейчас прочитаете всем известную прибаутку.
Прибаутки – стишки, песенки, рассказики для развлечения и потехи детей.
Чтение учащимися прибаутки “Кошкин дом”.
– Для чего сочиняли прибаутки?
Вывод: Прибаутки нам нужны для того, чтобы развлечь, утешить детей.
Потешки – это забавы взрослых с детьми, в которых используют части тела ребёнка и взрослого. Потешки нужны чтобы развеселить, развлечь детей.
– Ребята, а вы знаете потешки? (Ладушки, идёт коза рогатая, сорока-ворона.)
Вывод: потешки нужны чтобы развлечь детей.
Прибыли мы на станцию « Сказка»
Девочка: « Катись яблочко…»
Учитель: А что такое сказка?
1
Мы из сказки - ты нас знаешь.
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь - ну так что ж...
Сказку заново прочтешь!
Скок-поскок, скок-поскок –
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу-девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
" Умный маленький конек,
Всем известный... (Горбунок.)
2
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется... («Три поросенка».)
3
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется... («По щучьему велению».)
4
Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила,
Как звали царевну, скажи мне на ушко.
Я знаю, ты помнишь - Царевна-... (Лягушка.)
5
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая.
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки... («Маша и медведь».)
6
«Не пей, Иванушка, если устанешь...»
братец все выпил до донышка.
«Не пей, Иванушка, козленочком станешь!»
-Плачет... (Сестрица Аленушка.)
Учитель: Сказки любят и взрослые и дети. В ней красота, глубокая мудрость, и правдивость.
Словом сказка обозначаются разные повествования о необыкновенных приключениях людей и животных. Сказка оживает, если её не только рассказать, но и разыграть.
Рус. народ. Сказка ( инсценировка).
Вывод: Народная сказка не только развлекает. Она учит тому, каким должен быть человек. Обаяние сказки – в её метком выразительном языке.
Девочка:– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке
на станцию «Лейся, песня!»
Учитель:
Первыми фольклорными песнями в жизни человека были колыбельные. Они помогали ребёнку создавать картину мира: объясняли ему, кто может помочь, а кого надо остерегаться. В колыбельку к ребёнку клали куклу – пеленашку. Считали, что кукла будет оберегать младенца до самого крещения. После того как крестили ребёнка, куклу убирали.
Вспомните колыбельные.
Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок,
Тебя схватит за бочок.
Ой люли-люшеньки, баинки-баюшеньки - 2 раза
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.
Спи, дитя, усни.
Сладко спи, ребёнок мой,
Глазки поскорей закрой
Баю-баю, птенчик спать!
Будет мать тебя качать,
Папа сон оберегать.
(Девочка поёт колыбельную)
Песня сопровождает человека всю жизнь. Вся красота фольклора отражается в народных песнях.
Сохранились песни, в которых от начала и до конца воспроизводится процесс посева, выращивания, обработки и использования льна. ( «Как мы сеяли лён») Занимаясь вышивкой, прядением песня была лучшим помощником. В свободное от работы время и в праздники девушки водили хороводы и пели песни.
Сейчас вы послушаете известную народную песню « Валенки».
( Дети исполняют песню)
III. Обобщение
– На этом наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, какие лепестки волшебного цветка мы с вами нашли сегодня на нашем уроке? Народные песни, сказки, прибаутки радуют нас красотой слова, заражают своим весёлым смехом, волнуют глубиной мысли.
– Мы с вами ещё продолжим знакомиться с “Устным народным творчеством” на протяжении многих лет, а сейчас наш урок окончен.