Методическая разработка раздела программы
по литературному чтению
« Устное народное творчество»
2 класс
Работу выполнила
учитель начальных классов
МОУ Чистоборской НШДС
ИГНАТЬЕВА
ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА
Стаж
педагогической работы – 28 лет
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Формирование сознательного читателя, владеющего навыками чтения и способами работы с книгой
Задачи:
Расширить знания учащихся о жанрах русского устного народного творчества; Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; Совершенствование интеллектуального развития
Используемые педагогические технологии
Технология В.Н Зайцева
Технология И.Т.Федоренко ,
1. Частота тренировочных упражнений
И.Г. Пальченко
2. Жу жжащее чтение
1.Многократное чтение
3.Ежеурочные пятиминутки чтения
2. Чтение в темпе скороговорок
4. Чтение перед сном
3.Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
5. Режим щадящего чтения
Методы активного чтения
Чтение с разметкой – внимательное чтение
Уже знал
Новое
Думал по - другому
Не понял
Структура содержания раздела
Вторичный синтез
Анализ
Первичный синтез
Принципы построения раздела
От простого к сложному; От меньшего объема к большему; С последующим применением знаний, полученных на предыдущих уроках
Принципы построения раздела
С учетом возрастного восприятия этих жанров
Сказки
Пословицы и поговорки
Загадки
Считалки и небылицы
Колыбельные песни, потешки и прибаутки
ЗАКОНЫ ВОСПРИЯТИЯ
Синтез
Понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков
Понимание
фактического содержания
Проверка первичного восприятия
Первичное целостное
восприятие произведения
Подготовка к чтению
Формы чтения
Чтение
вслух
Чтение
про себя
Предназначено для себя
Предназначено для слушателей
Прививает любовь к книге
Способствует орфоэпической грамотности
Ведущее значение в современных условиях
Обогащает словарный запас
Методы, приемы,
творческие работы
Прогнозирование
Речевые разминки
Словарная работа
Повторное чтение
Игры и творческие задания
Жанры русского устного народного творчества:
сказки былины былинки легенды предания и бывальщины пословицы и поговорки колыбельные песни, потешки и пестушки песни , частушки и припевки плачи и величания загадки небылицы и перевертыши заклички и приговорки -скороговорки -считалки ярмарочные шутки
Русское устное народное творчество
неразрывно связано
Народно-прикладным искусством ( резьба , вышивка, роспись, архитектура, ткачество, ковка, живопись ит.д.) - это образы , сюжеты из русских народных сказок;
Русское устное народное творчество
неразрывно связано
С обрядами и традициями русского народа, с народными инструментами , исполнением песен, частушек
Русское устное народное творчество
неразрывно связано с русскими народными костюмами
Учебно – методический
комплекс
Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий, М.В.Голованова
Литературное чтение.
Издательство « Просвещение»
Программа
общеобразовательных
учреждений.
Литературное чтение. Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий, М.В.Голованова
Тематическое планирование
раздела
Русские народные песни -1 час Считалки, небылицы, перевертыши -1 час Загадки-1 час Пословицы и поговорки -1 час Сказки – 8 часов Обобщение – 2 часа Итого – 14 часов
Урок чтения во 2 классе
«Виды русских народных сказок: волшебные,
бытовые, сказки о животных.»
Цель - обобщить и систематизировать знания
учащихся о русских народных сказках,
особенностях его построения, языке, героях.
Задачи :
Создание эмоционального настроя
учащихся на изучение произведений устного народного творчества,
формирование интереса к чтению, развитие воображения, воспитание
уважения к истокам культуры своего народа
Испытание
« Волшебные домики»
терем
Лесная
избушка
Простая
изба
Сказки
Волшебные
Волшебство
Бытовые
О животных
Герои – простые люди
Герои-злодеи
Герои-помощники
Веселое настроение
Веселое настроение
Необычные испытания
Смешные ситуации
Герои-животные
Таинственное настроение
Высмеиваются плохие черты характера
Волшебное условие (животные разговаривают)
Волшебные предметы
Восторг умом, находчивостью
Сильный защищает слабого
Результативность
Коль ты русский человек-
Знай и помни весь свой век:
Что народ твой сочинил,
И чему тебя учил.
Знай традиции, обряды
И не скуки это ради.
Знай , как жили наши деды,
Как превозмогали беды,
Как трудились, веселились,
Чему в жизни научились.
Будь ты русским до конца
Не для красного словца.
А сейчас учись, трудись.
Тем , что русский, ты,
гордись!
Игнатьева Татьяна Сергеевна