1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. | Приветствие учащихся. | Новые подходы в преподавании и обучении Обучение критическому мышлению |
2. Обобщение ранее изученного 3.Актуализация знаний 3. Постановка учебной цели. | Класс разделён на две группы. Определён консультант в каждой группе. Раздаются листы оценивания каждого этапа урока. Проведём небольшую поэтическую викторину. Я прочту вам строки из стихотворений, а вы постараетесь узнать произведений и автора.(слайд) - скажи-ка, дядя, ведь не даром//Москва, спалённая пожаром// Французу отдана? («Бородино») - белеет парус одинокий в тумане моря голубом…(«Парус») - тучки небесные, вечные странники!... («Тучи») - Кто же автор этих стихотворений? Да, это Михаил Юрьевич Лермонтов. - Как вы думаете, случайно ли я вспомнила об этом удивительном поэте? О ком будет идти речь на уроке? - Давайте сформулируем тему. - Итак, тема урока: «М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество». Постановка проблемного вопроса: - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, в течение этого урока мы должны ответить на вопрос: какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества? Домашним заданием вам было дано подготовить свои проекты по жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. Сейчас вам предоставляется слово для защиты своих работ. | Читают выразительно эпиграф урока. Определяют его мысль. Угадываю произведения и автора Отвечают на вопросы Формулируют тему Формулируют цель урока Защищают проекты | Управление и лидерство Обучение критическому мышлению Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников Работа с талантливыми и одаренными детьми Использование ИКТ |
Усвоение новых знаний. | 1)Словарная работа. Работа в тетрадях Работа в группах. Давайте выясним значение слов 1 группа – мятежный 2 группа – мотив, лейтмотив Выступление групп и запись в тетради Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь. Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении. Мятежный - неспокойный, бунтующий. Основные мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова мотив действия и подвига; мотив странничества; мотив изгнанничества; мотив сна; мотив памяти и забвения; мотив одиночества… Поэтическая минутка Литературная лаборатория. Повторим средства выразительности. Соотнесите средство выразительности и его определение. Проверьте себя -Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета - Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа. - Инверсия – необычный порядок слов в предложении | Работают со словарями. Выразительное чтение стихотворений Работают с терминами на интерактивной доске | Использование ИКТ Управление и лидерство Обучение критическому мышлению Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников |
Первичное закрепление знаний. Закрепление изученного материала Физ. минутка (пауза релаксации) | 1)Работа в группах. Чтение статьи учебника (стр.168-170) Заполнение таблицы Жизненный этап | События | Детство | | Учеба | | На Кавказе | | Ранняя лирика | | Поздняя лирика | | - Опираясь на материалы таблицы, задайте друг другу вопросы о жизни М.Ю.Лермонтова. Стратегия «Бумеранг». Ответьте на них. 3)Чтение учеником стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Работа по вопросам: -Каким настроением проникнуто стихотворение? -Какое слово определяет это настроение? -Какой мотив является главным в стихотворении? 4) Работа в группах. Найдите средства выразительности в стихотворении «Утес» 1 группа – олицетворения, метафоры 2 группа – эпитеты, инверсию Выступление групп.- какова тема стихотворения? - какова основная мысль стихотворения? -назовите средства выразительности, используемые автором. 5) Викторина «Лермонтовские вершины» | Работают со статьёй учебника. Заполняют таблицу. Отвечают на вопросы. Выполняют физкультминутку Слушают стихотворение, отвечают на вопросы. Работают в группах, находят предложенные средства выразительности. Отвечают на вопросы викторины | Обучение критическому мышлению Управление и лидерство Использование ИКТ |
Рефлексия деятельности. | Эссе на тему «Какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества?» Рефлексия. Консультанты в каждой группе оценивают работу участников группы. Комментируют оценки. - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок | | Управление и лидерство Обучение критическому мышления Оценивание обучения и оценивание для обучения |