kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные литературные направления: романтизм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен конспект урока по творчеству В.А.Жуковского

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные литературные направления: романтизм.»

  1. Объяснение темы.

Основные литературные направления: романтизм.

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана», отрывок «Невыразимое», элегия «Море».



Добрый день. Тема нашего урока: «Основные литературные направления: романтизм. В.А. Жуковский. Баллада «Светлана», отрывок «Невыразимое», элегия «Море»». 

Жуковский…  Кто  он?

Переводчик. Наставник А.С.Пушкина. Участник литературного объединения «Арзамас». Высокий  сановник. Человек, выступивший в защиту декабристов. Воин, участник  сражения  с  Наполеоном. Поэт…

Основатель фундамента, на котором воздвигалось сложное и стройное здание российской  поэзии.

    

В.А. Жуковский родился в селе Мишенском Тульской губернии в семье помещика Афанасия Ивановича Бунина. Матерью его была пленная турчанка Сальха. Ребенок считался незаконным. По желанию отца мальчика усыновил бедный дворянин Андрей Григорьевич Жуковский. Чтобы смягчить участь сына, Бунин записал его на военную службу, и шестилетний мальчик получил чин прапорщика, это давало ему право на дворянское звание.

Большое воздействие на Жуковского оказал Благородный университетский пансион в Москве, который он закончил с серебряной медалью. Уже в это время Жуковский понял, что его жизненное призвание-художественная литература. Отечественная война 1812 года всколыхнула патриотические чувства поэта. Его зачисляют в Московское ополчение, прикомандировывают к штабу М.И.Кутузова. Поэт был ранен, в чине штабс-капитана и кавалера ордена Св.Анны оставил армию.

Общеизвестно, какую  благодатную  роль  сыграл  Жуковский  в  развитии

 «молодого  чудотворца» А.С.Пушкина, который  позже, став  известным  поэтом, так  об  этом будет  вспоминать  в  одном  из  своих  стихотворений, посвященном  Жуковскому:

И  славный  старец  наш, царей  певец  избранный,

Крылатым  гением  и  грацией  венчанный,

В  слезах  обнял  меня  дрожащею  рукой.

И  счастье  мне  предрек, незнаемое  мной.


В.А.Жуковский   стал  основоположником  целого  направления  в  литературе – романтизма. 

Романтизм– художественное направление в литературе и искусстве конца 18 –

 первой половины 19 века. Для романтизма характерны резкий раскол, разрыв, несовместимость идеала и действительности, отрицание  буржуазного  общества   как  враждебного красоте  и   человечности, выдвижение  в  противовес  ему  идеалов.


Основные  черты  романтизма.

  • Провозглашение  сильной, сложной, глубокой   личности.

  • Интерес  ко  всему   экзотическому, сильному, возвышенному.

  • Переживание разлада с действительностью. Мечта  о     лучшем  будущем, создание  образов  и  картин, отвечающих  его  идеалам.

  • Стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству.


В творчестве  Жуковского  романтизм  приобретает  иной  характер.

Каковы  же  особенности  романтизма  Жуковского?

Поэзия Жуковского — это небольшие истории души автора, изображение его мыслей, мечтаний, которые находили свою жизнь в поэмах, балладах, элегиях. Писатель показывал нам внутренний мир человека, его чувства и мечты.

Современники называли Жуковского «балладником», он придал этому жанру окончательную завершенность.


Признаки жанра баллады.

  1. Наличие фабульной основы.

  2. Напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет

  3. Символический характер пространства и времени

  4. Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил

  5. Нередко присутствие фольклорного начала

  6. Моралистический итог

Баллада « Светлана» написана в 1812 году. В основе лежит произведение немецкого поэта Августа Бюргера «Ленора», однако Жуковскому удалось так мастерски передать народный колорит, что русская версия во многом отличается от немецкого оригинала. В.А. Жуковский адресовал ее своей племяннице А. А. Протасовой в качестве подарка на ее свадьбу.

В произведении Жуковский использовал древнее поверье о гадании крестьянских девушек в ночь перед Крещением. Единственным путем к перемене жизни в начале 19 века было замужество, поэтому и вопрос, кто будет ее «суженым», был очень важным.

Раз в крещенский вечерок

 Девушки гадали:
За ворота башмачок, Сняв с ноги бросали…
Тема стихотворения – страшный сон во время рождественского гадания



Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет...
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит... Дверь шатнулася…скрыпит… Тихо растворилась.

Утреннее пробуждение приносит героине облегчение и радость.

Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
То ж на сладостных устах Милы разговоры.

Также в произведении автором раскрыты темы судьбы, счастья, верности, сомнений и душевных переживаний.

Композиция баллады построена на антитезе – противопоставлении фантазии и реальности, жизни и смерти, дня и ночи. Главная особенность композиции – мистический сон Светланы.

Жизнь как постоянное противостояние судьбе, поединок человека и обстоятельств, наличие силы рока- такова этико-философская проблематика баллады. Для ее раскрытия автор использует хорей с перекрестной рифмой.

Средства выразительности помогают автору достигнуть желаемого.

Метафоры – «мертвое молчанье», «свет-судья лукавый».

Эпитеты – «милый», «статный», «тайный».

Сравнения – «мчат, как будто на крылах», «в ней душа, как ясный день».

Олицетворения – «тяжко ноет грудь», «крикнул жалобно сверчок».

Гиперболы – «тьма людей во храме», «от копыт их поднялась вьюга под ногами».

Баллады Жуковского создали оригинальную жанровую традицию: фантастический ход событий, драматический сюжет, реалистический итог

В 1819 году В.А.Жуковский создает произведение «Невыразимое». Уже само название заставляет задуматься над вопросами : « Что невозможно выразить словами? Чему нельзя найти подходящее объяснение?»


Поэт так отвечает на этот вопрос:

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью…

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?..

Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Автор полагает, что величие природы не поддается описанию. Человеческая речь бедна в сравнении с красотой пейзажа.

Эти философские рассуждения приводят поэта-романтика к мысли, что даже искусство бессильно передать великолепие мира.

Когда душа смятенная полна

Пророчеством великого виденья

И в беспредельное унесена, —

Спирается в груди болезненное чувство,

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать —

И обессиленно безмолвствует искусство?


Жуковский убежден, что лишь сердце человека, его чувства способны ощутить истинную красоту всего живого.

Жанр произведения-отрывок, словно размышление взято из какого-то контекста. Этим подчеркивается незавершенность суждений поэта, то, что эта тема может быть продолжена.

Вольный ямб, строфическая неупорядоченность, риторические  вопросы, усиленные  анафорами  указательного  местоимения  «сей» («сия», «сие», «сии»), лексика  высокого  стиля придают стихотворению особую взволнованность.

Чтобы передать особый философский смысл произведения, поэт использует разнообразные средства выразительности:.

Метафоры«она рассыпала повсюду красоту», «но льзя ли в мертвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты – легко их ловит мысль крылата».

Эпитеты – «дивная природа», «небрежная и легкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие».

Сравнения «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)».

Прекрасное, волнующее  стихотворение  о  бессилии  стихов  «пред  дивною

природой». Жуковский осознавал   невозможность полностью воплотить

свои  смутные  ощущения  и  прозрения («святые  таинства»)  в  слове:

Невыразимое  подвластно  ль  выраженью?

Святые  таинства, лишь  сердце  знает  вас.


Язык  позволяет  выразить  только  то,  «что  видимо  очам». 

сей  пламень  облаков

по  небу  тихому  летящих,

сие  дрожанье  вод  блестящих,

Сии  картины  берегов

В  пожаре  пышного  заката…


     

Замечательное свойство поэзии В.А. Жуковского -одухотворять и одушевлять все сущее- блестяще проявилось в его знаменитой элегии «Море». В ней изображен морской пейзаж в разных состояниях, но главное для автора-человек, его жизнь и чувства.

Произведение было написано в 1822 г, когда В. Жуковский уже сформировался как поэт и был известен в литературных кругах.

Тема стихотворения – красота и характер моря.

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.

Жанр произведения-элегия.

Элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

Элегия условно делится на смысловые части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. Формально стихотворение не делится на строфы. Автор использует трехстопный амфибрахий, строки не рифмуются.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.

Жуковский – поэт-романтик, поэтому в его элегии в борьбе мглы и морской стихии победу одерживает последняя. Но поэт показывает, что не все так просто, страсти продолжают бушевать в глубине вод, когда поверхность спокойная и гладкая.

Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Особую выразительность, эмоциональность и яркость придают произведению средства художественной выразительности.

Метафоры – «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».

Эпитеты – «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далекое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «темные тучи».

Эти приемы помогли поэту создать глубокий психологический пейзаж, в небольшом тексте нашли отражение и прекрасная морская стихия, и тончайшие оттенки переживания человеческой души.

Большой поэт всегда найдет средства вдохнуть в языковой материал живое тепло. И тогда сказанные поэтом слова обжигают читателей правдой чувства и глубиной выстраданного автором человеческого опыта.


Итак, мы с вами познакомились с таким литературным направлением, как романтизм; жизнью и творчеством В.А. Жуковского, балладой «Светлана», отрывком «Невыразимое» и элегией «Море». 

Анализ  и  чтение  произведений  Жуковского  еще  раз  убеждает  нас  в  

искренности  слов  Пушкина:

Его  стихов  пленительная  сладость

Пройдет  веков  завистливую  даль,

И, внемля  им,  вздохнет  о  славе  младость,

Утешится  безмолвная  печаль,

И резвая  задумается  радость.


Спасибо за внимание. Всего доброго.




7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Основные литературные направления: романтизм.

Автор: Лабурева Ирина Александровна

Дата: 27.09.2024

Номер свидетельства: 656947

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Презентация «Литературные направления» "
    ["seo_title"] => string(44) "priezientatsiia-litieraturnyie-napravlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "170813"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423587203"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Разработка урока литературы в 8 классе. Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Особенности композиции. Приемы изображения внутреннего состояния героев. "
    ["seo_title"] => string(159) "razrabotka-uroka-litieratury-v-8-klassie-l-n-tolstoi-rasskaz-poslie-bala-osobiennosti-kompozitsii-priiemy-izobrazhieniia-vnutrienniegho-sostoianiia-ghieroiev-1"
    ["file_id"] => string(6) "106913"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403112487"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. Композиция»"
    ["seo_title"] => string(80) "m_iu_liermontov_poema_mtsyri_istoriia_sozdaniia_tiema_i_idieia_proizviedieniia_z"
    ["file_id"] => string(6) "380589"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484673776"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) ""Блажен незлобивый поэт" (обобщающий урок по творчеству Н.В. Гоголя)"
    ["seo_title"] => string(68) "blazhienniezlobivyipoetobobshchaiushchiiurokpotvorchiestvunvgogholia"
    ["file_id"] => string(6) "274653"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452430222"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Итоговая контрольная работа"
    ["seo_title"] => string(30) "itogovaia_kontrolnaia_rabota_3"
    ["file_id"] => string(6) "545274"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1585975937"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства